|
Некоторые особенности сотрудничества семьи и школы Некоторые особенности сотрудничества семьи и школы.
Очень много в становлении личности ребёнка зависит от его окружения, ведь именно в семье складывается социальная ситуация и формируется зона ближайшего развития ребенка. Она складывается через отношение маленького человека с родными людьми, через особенности общения, семейные ценности и ориентиры. Этим и определяется актуальность привлечения родителей к совершенствованию личности ребенка и к согласованным действиям между школой и семьей в решении общих воспитательных задач.
Образовательные учреждения не должны и не имеют права перекладывать всю ответственность за воспитание детей на семью, отказываться от работы с родителями. Несмотря на то, что воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, они, как правило, к этому не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Поэтому необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. В настоящее время наблюдается острая потребность в специалистах, работающих непосредственно с семьёй. Поэтому каждый педагог, имеющий профессиональные знания и педагогический опыт, обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их социализации и адаптации.
Учитель должен помочь понять взрослым людям, что необходимо пристально всматриваться и понимать – ребёнок – уникальный человек со своими проблемами, своим характером, радостями и бедами.
Необходимость работы по воспитанию и просвещению родителей основывается на потребности родителей в поддержке, помощи в преодолении часто встречающейся неуверенности взрослых, в формировании нравственного, ответственного и глубоко личного отношения к детям и к воспитательным обязанностям. Я искренне убеждена в том, что понимание детской души напрямую связано с общим уровнем развития и благополучия ребёнка, и в наше непростое время сотрудничество семьи и школы становиться всё более актуальным и востребованным. Ведь именно родители играют исключительно важную роль в жизни ребёнка, так как на них возлагается основная ответственность за его развитие. Я считаю, что семья должна представлять собой коллектив единомышленников и действовать совместно со школой. Поэтому главными задачами педагогов в настоящее время являются: обучение родителей способам, приёмам и стилю общения взрослых и детей, оказание помощи в осознании позитивных и негативных ситуаций, обычно имеющих место в каждой семье, в выборе оптимальных направлений семейного воспитания и ознакомление родителей с содержанием и формами совместной деятельности с детьми.
Взаимодействие семьи и школы становится проблемой всего нашего общества. Современная семья представляет собой сложную по структуре и порой неустойчивую систему, которая создаёт особую атмосферу жизнедеятельности людей, формирует нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Создавая определенный социальный и психологический климат жизни ребёнка, семья во многом определяет развитие личности в настоящем и будущем. Нравственное неблагополучие общества, эмоциональный кризис у детей, значительное уменьшение воспитательной роли семьи – вот далеко не полный перечень условий, влияющих на развитие семьи и процесс социализации подрастающего поколения.
Главная педагогическая задача сейчас состоит в том, чтобы привлечь внимание родителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, проблемам, жизни в кругу друзей. Чтобы увидеть истинное лицо ребёнка, взрослый должен наклониться к нему, занять во времени и пространстве одно положение с ним, приблизиться к тому детскому миру, который зачастую нам, взрослым, кажется малозначительным и надуманным.
Что же необходимо сделать родителям и педагогам, чтобы добиться желаемого результата? Во-первых, и, пожалуй, это самое главное, осознать и прочувствовать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь детям и взрослым с уважением и пониманием относиться друг к другу. Также всегда необходимо помнить о том, что ребёнок – уникальная личность. Поэтому недопустимо сравнивать его с другими людьми. Педагоги в тесном контакте с родителями должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её, проявлять внимание и деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей, учитывать точку зрения самого ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Особого внимания и такта требует построение системы работы с родителями – регулярно в процессе индивидуального общения с ними необходимо обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием, развитием, обучением, внутренним миром детей. Ведь цель педагогического просвещения как раз и заключается в том, чтобы помочь родителям правильно выстроить взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребенка и успешной самореализации родителей. Поэтому задача современной школы состоит в том, чтобы определить, какую роль в становлении личности ребёнка играют взрослые, находящиеся в его ближайшем окружении.
Вполне приемлема и разумна такая система взаимоотношений между родителями и учителями: родители, когда приходят в школу, беседуют с педагогами. При этом разговор должен быть двусторонним: учителя рассказывают об ученике и дают рекомендации и, в свою очередь, интересуются поведением ребенка в семье – тем, что скрыто от учительских глаз. Также педагог может посетить ребёнка на дому, что явно говорит о заинтересованности в судьбе воспитанника. Таким образом, тесная связь школы с семьей сегодня должна стать нормой нашей жизни
В современной школе меняется многое – структура и содержание учебно-воспитательного процесса, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока, подходы к изучению многих учебных предметов, внешкольная воспитательная работа. Жизнедеятельность школы носит более открытый, демократичный характер, а значит, более доверительными, тёплыми, профессиональными и заинтересованными должны становиться отношения семьи и школы. Иногда родители нуждаются в своевременном совете знающего детскую психологию педагога, но бывает и наоборот, умудрённый жизненным опытом учитель не может найти правильного пути без грамотного взаимодействия с родителями. Я полагаю, что уровень профессионального опыта педагога проявляется, конечно, в различных критериях, но одним из главных показателей является грамотное сотрудничество с родителями.
Особая роль во взаимодействии семьи и школы, бесспорно, принадлежит классному руководителю. Ведь он выбирает и правильно определяет цели, задачи воспитания и возможности их реализации, эффективно и рационально организует родительскую поддержку для гармоничного развития ребёнка, помогает организовать учебно-воспитательный процесс в школе и дома, корректирует жизненные воздействия на ребёнка и многое другое. И, конечно, классный руководитель устанавливает эмоционально-положительный контакт школы, учащихся и родителей. Ведь воспитательный процесс протекает благополучно только в доброжелательной и радостной атмосфере взаимопонимания и поддержки.
Таким образом, среди условий развития и воспитания ребёнка ведущим фактором по праву считается семья. Именно здесь он получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются изначальные критерии оценки – добра, истинности, справедливости. Именно поэтому семья вместе со школой и создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, которые определяют успешность всего учебно-воспитательного процесса и формирование разносторонне развитой личности ребёнка. А значит, работа школы с семьей должна занимать важное и продуманное место в педагогической деятельности. |
|
|