Главная страница

Методическая разработка классного часа для 5 класса в рамках месячника гражданско-правового воспитания



Скачать 90.12 Kb.
НазваниеМетодическая разработка классного часа для 5 класса в рамках месячника гражданско-правового воспитания
Новоселова Анастасия Александровна
Дата11.04.2016
Размер90.12 Kb.
ТипМетодическая разработка


Методическая разработка классного часа для 5 класса

в рамках месячника гражданско-правового воспитания
«Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»

Автор Новоселова Анастасия Александровна
Наименование образовательного учреждения МБОУ СОШ № 84

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №84 (Чкаловский район, 19 в/г)
Должность заместитель директора по ПР, учитель английского языка и МХК
Адрес автора г. Екатеринбург, 19 в/г, ул. Листопадная,4, тел. 255-99-99

e-mail: school-84@mail.ru

https:// mou84.edusite.ru

Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан
Детство есть великая пора жизни,

когда кладётся основание всему

будущему нравственному человеку.

(Н.В. Шелгунов)

Введение

На сегодняшний день важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Поэтому одно из направлений воспитания учащихся – это гражданско-правовое воспитание и формирование человеческой личности. Главная задача школы – вырастить из учеников достойных граждан своей страны.

Основные цели классного часа:

1. повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.

2. формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины.

3. социализация личности.

Осуществлению поставленных целей соответствуют следующие задачи:

  1. воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;

  2. воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;

  3. формировать уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;

  4. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов

Ход классного часа
Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти

Плутарх

Начинаем классный час,

Речь пойдёт сейчас о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что–то новое узнать
- Н.Некрасов в одном из своих стихотворений писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!».

- А что значит быть гражданином? (Ощущать свою связь, с каким-то определенным государством, признавать его своим, жить по законам этого государства. Пользоваться его защитой. Использовать свои гражданские права и выполнять свои гражданские обязанности.)

- Вы являетесь гражданами большой страны - Российской Федерации.

Гражданин — индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы.
Гражданин - 1. Лицо, принадлежащее к населению какого-л. государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства; подданный какого-л. государства.

2. Человек, служащий родине, народу, заботящийся об общественном благе.

3. Взрослый человек, мужчина.

4. Употр. как официальное обращение к мужчине.
Анализ ситуации. Как бы вы поступили, если бы………


Учитель спрашивает детей: «Кто скинул куртку одноклассника в раздевалке?». Все молчат, молчите и вы. Как достойно выйти из этой ситуации. Что нужно сказать?

Мама дала деньги и попросила вас купить хлеб и молоко. У вас осталась сдача, которую вы потратили на чупа – чупс, а чек выбросили. А маме сказали, что продавец вам столько сдал денег. Мама сказала: «Какой бессовестный продавец!» и решила пойти в магазин разобраться. Ваши действия, как поступите?(договариваться с родителями заранее или признаться сразу)

Итог: Все тайное всегда становится явным. А все наши проступки перерастают в привычки, (посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь – привычку, пожнешь - характер, посеешь характер – пожнешь - судьбу) по которым о вас будут судить другие люди, хороший или плохой вы человек.
На доске записываются слова: Конвенция, права.
- Подумайте и запишите 6 прав, которыми по вашему мнению, должен обладать ребёнок.
- В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства всех государств должны издавать такие законы, по которым все дети их стран должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

Конвенция - это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

  • Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

  • Дети имеют право свободно выражать своё мнение.

  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.

  • Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.

  • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

  • Ребёнок имеет право на образование.

  • Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

  • Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

  • Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

- Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни. ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.

- Обсудите в группах и попробуйте доказать, какие положения Конвенции о правах ребенка не в полном объеме выполняются в нашей стране. (Обсуждение и выступление детей)
Игра «Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав»


Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах


Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок


Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда


Право на свободу вступление в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка


Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга



Сатирическая миниатюра «Как Заяц паспорт получал»
Классный руководитель: А сейчас я предлагаю вам поучаствовать в инсценировке сказки «Как Заяц паспорт получал».

Приглашаются нескольких участников им раздаются написанные на листках бумаги слова:

Волку-паспортисту — «С получением паспорта вас! На фото ваша морда вышла ужасно!»,

Медведю — «Я первый! Никого не пропущу!».

Кабану — «Ну когда же?»,

Бобру — «Во, ребята, вы попали!»,

Толстой лисице — «Что вы, это не я!»,
Зайцу — «Что же делать? Кто поможет?».

Участникам раздают маски.

Волк-паспортист сидит за столом, а участники инсценировки играют свою роль.
Ведущий. Однажды в лесу пролетела молва, Что жителям всем выдают паспорта, Что Волк-паспортист по законам лесным вручит документы собратьям своим! В этот день у кабинета Волка образовалась очередь. Первым явился Медведь. Переминаясь с лапы на лапу, он с нетерпением ждал, когда же его пригласят. От волнения он непрерывно облизывался и твердил... (Фраза Медведя.) За ним подскочил Кабан. В томительном ожидании он ворчал и при этом приговаривал... (Фраза Кабана.) За Кабаном занял очередь Бобер. Он всем улыбался и показывал свои белые и здоровые зубы, твердя... (Фраза Бобра.) За Бобром заняла очередь Толстая лисица. Своим большим животом она постоянно толкала впереди стоящего и тут же восклицала... (Фраза Лисицы.) Так образовалась большая очередь, но не было в ней Зайца. Он неподалеку метался туда-сюда, на бегу прикрывая лапами свои длинные уши, и в ужасе повторял... (Фраза Зайца.)
А в это время Волк-паспортист начал вручать паспорта. Первым зашел Медведь и сказал... ^ Волк вручил ему паспорт, пожал лапу и поздравил... (Фраза Волка.)

Только Медведь вышел с паспортом от Волка, как к нему подлетел Заяц — трясется весь, лапки в мольбе сложил. Просит он Медведя за него паспорт получить, так как он боится, что Волк его съест. Но Медведь отрицательно машет головой — мол, сам иди. Заяц в панике опять заметался со словами...
Далее учитель зачитывает тот же текст, но с участием других героев — Кабана, Бобра, Лисицы.

Все они отказываются помочь зайцу.

Вот и Лиса Зайцу отказала. Делать нечего — нужно идти к Волку-паспортисту самому. Опустил Заяц голову низко: от судьбы не уйдешь. Заходит он к Волку, дрожит, как осиновый лист, и срывающимся голосом произносит...(Фраза Зайца). А Волк-паспортист и глазом не моргнул (он ведь при исполнении), вручил Зайцу паспорт, пожал лапу и поздравил..(Фраза Волка). Заяц от удивления пулей вылетел из кабинета и вприпрыжку помчался по лесу рассказывать, что день сегодня замечательный: и паспорт есть, и Волк не съел!

Суть же сказки такова: Чтобы паспорт получить, к паспортисту в отделенье нужно самому сходить!

Заключение

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру. Ведущую роль в этом направлении играет современная школа. Школа работает и сохраняет лучшие традиции гражданско-патриотического воспитания детей и подростков.

Достижение целей гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие школы, семьи и социума. Это сотрудничество способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.

В школе организация гражданско-патриотического воспитания осуществляется таким образом, чтобы идейная направленность, проблематика, содержание воспитательных мероприятий, классных часов носили опережающий характер, содействовали развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся.
Использованная литература

  1. Коралло О. М. Методическая разработка классного часа по гражданско-правовому воспитанию школьников, 2012

  2. https://ru.wikipedia.org/

  3. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь

  4. Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина» /[Текст] // - Начальная школа. – 2002. - № 3.

  5. Гражданское воспитание/ [Текст] //Начальная школа. – 2002. - № 7.

  6. Элиасберг, Н. И. Я и мой мир/ [Текст] //Н. И. Элиасберг. - Начальная школа.- 1999. - №1.

  7. Илюхина, Г. Е. Школьная толерантность и правовая культура/[Текст] //Г.Е. Илюхина. - Начальная школа. – 2007 - №5.

  8. Яковлев, Ю. Ваши права, дети/ [Текст]/ Ю.Яковлев. – Москва: «Международные отношения», 1992.

  9. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание/ [Текст]/ И.А. Пашкович. Волгоград: издательство «Учитель», 2006.

  10. Лавренкова, И.Н. Деятельностный подход в системе воспитательной работы/[Текст] // И. Н. Лавренкова. – Завуч. – 2006. - № 3.

  11. Рябинена, И.Г. Организация воспитательной работы в начальной школе /[Текст] // И.Г. Рябинена. – Завуч. – 2006. - № 1.