2 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока
| Количество часов
| Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
| ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
| Проверь себя. (Повторение
изученного в 1-м классе.)
| 1
| Приводить примеры важности общения в жизни людей (Н).
Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения (П).
| ЧЕМУ УЧИТ РИТОРИКА
| Наука риторика. Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)
Говорит–пишет.
Твои речевые роли.
| 3
| Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению (Н).
Называть адресанта, адресата высказывания (Н).
Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия) (Н).
Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях (Н).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
| КАК МЫ ГОВОРИМ
| Темп. Громкость. (Повторение.)
То же слово, да не так бы молвить (тон речи).
Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.
| 4
| Называть несловесные средства общения (Н).
Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях (Н).
Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач (Н).
| УЧУСЬ СЛУШАТЬ
| Мы слушаем – нас слушают.
Сигнал принят, слушаю!
Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.
Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день!
| 5
| Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения (Н).
Называть словесные и несловесные сигналы (средства), которые показывают собеседнику, что его внимательно слушают (Н).
Моделировать использование этих средств в разных ситуациях общения (Н).
Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях(Н).
Демонстрировать использование приёмов, помогающих понять звучащий текст (Н).
Анализировать несловесные средства, используемые говорящим (Н).
Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности (Н).
| ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
| Вежливая просьба.
Скрытая просьба.
| 2
| Объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили (П).
Называть речевые формулы вежливой просьбы (П).
Характеризовать особенности скрытой просьбы (П).
Моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения (П).
| УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
| О чём нам говорит шрифт.
Рисунки, иллюстрации,
таблицы, схемы…
| 2
| Объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах (Н).
Анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д. (Н).
Приводить примеры удачных рисунков, иллюстраций, схем, таблиц, помогающих понять текст (из разных учебников для 2-го класса) (Н).
| ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
| Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение.) Опорные слова.
| 3
| Определять тему и основную мысль текста (Н).
Озаглавливать текст (Н).
Выделять опорные слова в тексте (Н).
Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам (Н).
| ПЕРЕСКАЗ
| Подробный пересказ.
Краткий пересказ.
План.
| 3
| Различать подробный и краткий пересказ (П).
Пересказывать текст подробно (Н).
Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста (Н).
Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста (Н).
Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам (Н).
Составлять план текста для пересказа (Н).
| ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ
| Согласие или отказ.
Отказывай, не обижая.
Ответы на отказ.
| 2
| Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы (Н).
Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ (П).
Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ (П).
Оценивать степень вежливости отказа (П).
Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие (Н).
Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ (Н).
| ТИПЫ ТЕКСТОВ
| Типы текстов
| 1
| Различать повествование, описание, рассуждение (П).
Объяснять, чем они отличаются (Н).
| РАССУЖДЕНИЕ
| Рассуждение.
Примеры в рассуждении.
Ссылка на правило, закон.
Точные и неточные объяснения.
| 3
| Определять задачу рассуждения: объяснить, доказать (П).
Называть части рассуждения (Н).
Вводить в рассуждение убеждающие примеры (Н).
Вводить в рассуждение ссылку на правило, закон (Н).
Моделировать текст рассуждения на темы, связанные с учебной и внеучебной деятельностью учеников (Н).
Различать точные и неточные рассуждения (Н).
| ОПИСАНИЕ
| Описание, признаки предмета.
Описание в объявлении,
загадки-описания, сочини
загадку.
| 2
| Определять тему, основную мысль описания (Н).
Описывать хорошо знакомый предмет, животное, подчиняя описание его основной мысли (Н).
Определять в тексте его описательный фрагмент (Н).
Сочинять загадку, в основе которой лежит описание (Н).
| НЕВЫДУМАННЫЙ РАССКАЗ
| Было или придумано,
части рассказа.
Хочу вам рассказать.
| 2
| Анализировать невыдуманный рассказ о случае, который произошёл с рассказчиком (Н).
Определять части рассказа, соответствие его содержания и речевого оформления речевой задаче рассказчика (Н).
Реализовывать рассказ о случае из своей жизни (Н).
| ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
| Чему мы научились на
уроках риторики?
| 1
| Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).
|
3 класс
(34 часа из расчёта 1 час в неделю)
Тема урока
| Количество часов
| Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне
| ОБЩЕНИЕ (I часть – 17 часов)
| НАУКА РИТОРИКА
| Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации. Твои речевые роли. (Повторение.)
С какой целью? Зачем?
(Задачи общения.)
| 4
| Рассказывать о науке риторике, её задачах, значении в жизни людей и т.д. (П).
Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения (П).
Приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях (П).
Анализировать свою и чужую речь (в летний период) с помощью анкеты (П).
Называть задачи общения (Н).
Называть некоторые коммуникативные профессии (Н).
Анализировать высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче (Н).
Реализовывать высказывание с учётом коммуникативной задачи (Н).
| УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ
| Неподготовленная речь. Подготовленная речь.
Приёмы подготовки. Говорим подробно, кратко.
| 5
| Различать подготовленную и неподготовленную речь (П).
Анализировать примеры неподготовленной речи (Н).
Называть приёмы подготовки устного высказывания (П).
Демонстрировать уместное использование приёмов подготовки, которые важны с точки зрения достижения задачи высказывания (Н).
Приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко (П).
| ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)
| Похвала (комплимент).
| 1
| Оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения (П).
Выразить похвалу и ответить на неё в соответствии с коммуникативной ситуацией (П).
| СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ
| Слушаем, вдумываемся.
Слушаем по-разному.
| 2
| Называть задачи слушания (П).
Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации (П).
Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя (П).
Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах (Н).
Оценивать свои особенности как слушателя (Н).
| УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ
| Читаем учебные тексты.
Учимся писать, редактировать.
Как исправить текст?
(Правка текста.)
| 3
| Анализировать роль различных выделений в учебных текстах (П).
Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план (П).
Объяснять, зачем нужно исправлять текст (П).
Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).
Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами (Н).
| ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
| Что такое вежливость.
Добрые дела – добрые слова.
| 2
| Давать определение вежливости (П).
Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях (П).
Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам (П).
| ТЕКСТ (II часть – 17 часов)
РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ
| Проверь себя. Тексты разные нужны.
Диалог и монолог.
| 2
| Называть признаки текста, типы текстов (Н).
Объяснять, чем отличаются устные и письменные тексты (П).
Характеризовать разные тексты с точки зрения их коммуникативных задач, сферы употребления (Н).
Различать диалог и монолог (П).
Анализировать диалог и монолог с точки зрения речевого поведения коммуникантов (П).
| ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
| Пиши правильно!
Произноси правильно!
Употребляй слова правильно!
| 3
| Объяснять, как нарушение норм мешает взаимопониманию, успешному общению (П).
Определять, как нарушение норм характеризует говорящего или пишущего (Н).
Демонстрировать умение пользоваться орфографическим, орфоэпическим и толковым словарём (Н).
| ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА
| Пересказ.
Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)
Цитата в пересказе. Кратко о книге (аннотация).
| 4
| Определять способы сжатия текста при сравнении с исходным: способ исключения подробностей и способ обобщённого изложения текста (П). Реализовывать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения (П).
Выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа (П). Реализовывать выборочный (подробный и сжатый) пересказ на основе произведённой выборки частей текста (П).
Определять необходимость и уместность использования цитаты в пересказе (П).
Вводить в пересказ эффективные цитаты (Н).
Определять в аннотации те части, в которых сжато говорится об авторе, событиях, героях книги (Н).
| ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…
| Поздравляю кого?
С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?
С днём рождения!
С Новым годом!
С праздником 8 Марта!
| 2
| Анализировать структуру поздравления – устного и письменного (П).
Оценить поздравление с точки зрения его соответствия речевой ситуации (П). Реализовывать поздравление в устной и письменной форме с праздником (с днём рождения, успехом и т.д.) и отвечать на устное поздравление (П).
| УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ
| Рассуждение,
вывод в рассуждении.
Правило и цитата в доказательстве.
| 2
| Анализировать известные структуры рассуждений, в том числе рассуждение с выводом (П).
Объяснять роль правила и цитаты в рассуждении (П).
Моделировать рассуждения, пользуясь правилами и цитатами как доказательствами (П).
| ЧТО ОБЩЕГО – ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ
| Сравни и скажи. Правила сравнения. Как строятся сравнительные тексты.
| 3
| Анализировать сравнительные описания, их структуру (Н).
Называть правила сравнения (П).
Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения (П).
Определять способ построения сравнительного описания: последовательное или параллельное сравнение (П).
Реализовывать сравнительное описание разными способами
(П).
| ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
| Риторический праздник.
| 1
| Реализовывать изученные типы текстов, речевые жанры (П).
Разыгрывать риторические игры (П).
| |