|
Программа элективного курса «сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация» Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48
Ворошиловского района г. Волгограда
Программа элективного курса «СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НА ЭКЗАМЕНЕ: АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ, СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, АРГУМЕНТАЦИЯ» Составитель программы:
учитель русского языка МОУ СОШ № 48
ГОРБУНОВА Елена Викторовна
Волгоград, 2011
Пояснительная записка Часть С ЕГЭ по русскому языку включает одно задание – написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. Это задание проверяет:
- коммуникативную компетенцию выпускников (умение адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст и создавать на его основе собственное высказывание, выбирая необходимый стиль и тип речи, соблюдая нормы литературного языка);
- уровень общей культуры выпускников, наличие у них личностной позиции и умение ее выразить, вступая в диалог с автором текста.
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:
1) выявление, осмысление и интерпретация содержащейся в исходном тексте смысловой информации;
2) определение личностной позиции по поводу прочитанного и собственного отношения к содержанию исходного текста;
3) композиционно-речевое оформление сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Для решения первой задачи обучающимся необходимо уметь производить многоаспектный (комплексный) содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационную переработку.
Для решения второй и третьей задач требуется знать систему работы по созданию сочинения-рассуждения, которая включает специальные этапы, направленные на подготовку отдельных содержательных разделов сочинения и их композиционное объединение.
Исходя из данных требований, цель данного курса заключается, с одной стороны, в развитии речемыслительного потенциала выпускника, с другой стороны, – в подготовке его к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.
В результате изучения курса «Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация» выпускники научатся:
понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
оценивать позицию автора, на этой основе формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
выстраивать композицию письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи;
отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные;
самостоятельно определять свою, личностную, позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи.
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 10-11 классов и рассчитан на 17 часов.
Тематическое планирование
№ п/п
| Тема
| Часы
| Виды деятельности
| Виды контроля
| 1-2.
| Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе
| 2
| Лекция, беседа
|
| 3-4.
| Критерии и нормативы оце-нивания сочинения. Факти-ческие, логические, речевые, грамматические ошибки в сочинении-рассуждении и способы их устранения.
| 2
| Лекция, беседа, анализ текстов
| Самостоятельная работа (в тексте сочинения найти ошибки и исправить их)
| 5.
| Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Тема и основная мысль текста.
| 1
| Составление таблицы «Стили речи»
| Создание учебных презентаций по теме («Текст и его признаки», «Типы речи», «Тема и основная мысль текста»)
| 6-7.
| Виды информации в тексте. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Формули-ровка проблем исходного текста.
| 2
| Анализ текстов
| Практическая ра-бота (выявление и формулировка проблем предло-женных текстов)
| 8.
| Соотношение тематики и проблематики текста.
| 1
| Анализ текстов
|
| 9-10.
| Выявление и способы фор-мулировки авторской пози-ции по проблеме. Авторская позиция и собственное мнение
| 2
| Составление опор-ной схемы «Как понять исходный текст»
|
| 11-13.
| Аргументация – важная часть сочинения-рассуждения. Виды аргументов, их «ценность».
| 3
| Составление таблицы «Банк аргументов»
| Практическая работа (подбор аргументов)
|
14.
| Создание «банка аргументов».
| 1
| Заполнение таблицы «Банк аргументов»
|
| 15-16.
| Контрольная работа.
| 2
| Сочинение-рассуждение
| Сочинение в формате ЕГЭ
| 17.
| Анализ контрольной работы.
| 1
| Редактирование сочинений
| Составление плана действий при редактировании своей работы
| Итого: 17 часов
|
Содержание программы
Введение. Структура ЕГЭ по русскому языку. 3 части экзамена, их особенности. Знакомство с демонстрационными материалами. Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе Структура сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку.
Критерии и нормативы оценивания сочинения. Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Речевые ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения. Грамматические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.
Текст. Его признаки. Типы и стили текста. Виды связи предложений в тексте. Грамматические основы предложений в тексте. Порядок предложений в тексте. Тема и основная мысль в тексте.
Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. Публицистический стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
Виды информации в тексте. Информационная переработка текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах. Формулировка основной проблемы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Выявление авторской позиции по проблеме. Отражение и комментарий проблемы и позиции автора предложенного текста, выражение собственного мнения.
Виды аргументов, их «ценность». Создание «банка аргументов».
Языковые средства, характерные для анализируемого текста, их роль в тексте, композиционное единство при создании собственного текста. Богатство и выразительность языка, орфографические, грамматические и пунктуационные, речевые нормы современного языка.
Литература
для учителя
Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979.
Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. М., Просвещение, 2002 г.
Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965 г.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: АСТ – ЛТД, 1998 г.
Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004 г.
для обучающихся
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск, «Взгляд», 2004 г.
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория 5-9 классы. М., Дрофа, 2005 г.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: «Экзамен», 2006 г.
Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.: Слово, 1997 г.
Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. - М.: Просвещение, 1990 г.
Никитина Е.И. Русская речь. М.: Просвещение, 1991 г.
Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. – М.: Школа-Пресс, 1995 г.
Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995 г.
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2007 г.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2007 г.
Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982 г.
|
|
|