Главная страница

Методические рекомендации по решению задач для подготовки к огэ и егэ. Вероятность Обращение к выпускникам



Скачать 157.61 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по решению задач для подготовки к огэ и егэ. Вероятность Обращение к выпускникам
Дата08.04.2016
Размер157.61 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Асалханов А.В. Методические рекомендации по решению задач

для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Вероятность

Обращение к выпускникам

При самостоятельной подготовке к ЕГЭ и ОГЭ рекомендую придерживаться изложенного в данной работе системы изложения. В работе проанализированы задания по теории вероятности последних лет и сформированы в цикл, где темы изложены в некоторой последовательности. Это позволит Вам привести в систему знания и умения по решению задач о вероятностях событий.

Тематическое планирование занятий по теории вероятности (12 час)













1

Случайное событие. Решение задач на определение невозможных и достоверных событий

1





2

Классическое определение вероятности события

1




3

Классическое определение вероятности события на примере бросания монеты

3




4

Классическое определение вероятности события на примере бросания игрального кубика

3




5

Выбор одного элемента из множества

4




итого

12 час




Лекция 1. Определение события. Случайные события.

Достоверные и невозможные случайные события.

Человека окружает мир событий. Мы часто замечаем такой факт: одни события при реализации данного комплекса условий непременно происходят, другие же могут произойти, а могут и не произойти. Рассмотрим некоторую группу таких событий:

Табл. 1

событие

Реализация испытания (опыт или процесс)

Исход испытания

А1

При нагревании проволоки

Ее длина увеличивается

А2

При бросании игрального кубика

Выпали четыре очка

А3

При бросании монеты

Выпал герб

А4

При пробитии штрафного удара футболист

Забил гол

А5

При низкой температуре

Вода превратилась в лед

Про события А1 и А5 мы говорим, что они произойдут закономерно., а про события А2, А3, А4 – что они могут произойти, но могло быть и иначе. События А2, А3, А4 позволяют говорить о так называемых случайных событиях.

Определение: Случайным событием называется такой исход наблюдения или эксперимента, который при реализации испытания может произойти, а может и не произойти.

Обычно случайные события обозначают заглавными латинскими буквами. Например, А, В, С,D и т.д.

Подбрасываем монету. Появился, для определенности, герб. А ведь могла появиться цифра. То, что появился герб – случайное событие.

Охотник стрелял в волка. Попал. Но мог и не попасть ( произошла осечка, дрогнула рука или еще что – то). Попадание -= случайное событие.

На прогулке Аюр встретил трех своих друзей. Конечно, это дело случая: он мог и не встретить их или встретить одного, или встретить двух друзей. Встреча – случайное событие.

Определение: Невозможное событие – это когда среди всех возможных элементарных событий при реализации испытания нет ни одного элементарного события, благоприятствующего случайному событию.

Определение: Достоверное событие – это когда все возможные элементарные события при реализации испытания благоприятствуют случайному событию

Рассмотрим следующий пример: Заданы числа 1, 2, 3. Составим из этих чисел всевозможные трехзначные числа: «к=123», «к=213», «к=312», «к=231», «к=132», «к=321».

Пусть событие А={к<123} и B={k≥123}. Тогда говорят, что событие А –невозможное событие, событие В – достоверное событие.

Рассмотрим следующий пример: Подбрасываем симметрическую монету. Возможны следующие исходы – «орел» и «решка». Такие события, как событие «орел» и событие «решка» будем в дальнейшем называть элементарными событиями или просто событиями.

Упражнение 1. Какие из следующих событий достоверные:

А = «два попадания при трех выстрелах»

В= « размен рубля семью монетами»

С= «наугад выбранное трехзначное число не больше 1000»

D= «наугад выбранное число, составленное из цифр 1, 2, 3 без повторений, меньше 400»

Решение: О событии А нельзя точно сказать, как достоверное оно или невозможное событие. События В, C,D являются достоверными.

Реши самостоятельно

Упражнение 2. Какие из следующих событий невозможные:

А = «опоздание некоторых учащихся в субботние дни»

В= « появление 17 очков при бросании 3 игральных кубиков»

С= «появление слова «мама» при случайном наборе букв а, а, м, м»

D= «появление составленного из цифр 1, 2, 3, 7, 8 и кратного 9 числа при случайном однократном наборе указанных цифр»

Е= «появление составленного из цифр 1, 2, 3, 7, 8 и кратного 3 числа при произвольном однократном наборе указанных цифр».

Ответ: D

Упражнение3. Какие из следующих событий невозможные:

А = «выплата 10 рублей четырьмя купюрами»

В= « появление 3 лайнеров над аэропортом»

С= «попадание в мишень при 3 выстрелах»

Е= «появление в окошке счетчика трехзначного числа, составленного из цифр 1, 2, 3 и кратного 5».

Ответ: А- достоверное, Е – невозможное событие.

Лекция 2. Классическое определение вероятности события

Замечание: 1. Классическое определение вероятности применяется там, где реальные опыты проводить не планируется.

2. Равновозможными элементарными событиями будем считать такие события, любое из которых по отношению к другим событиям не обладает никаким преимуществом появляться чаще другого при многократных испытаниях, проводимых в одинаковых условиях.

При бросании игрального кубика возможны события:

Табл. 2

событие

Содержание события

Количество элементарных событий , благоприятствующих данному событию

А1

Выпало четное число очков

3

А2

Выпало меньше 3 очков

2

А3

Выпало менее 5 очков

4

А4

Выпало не более 5 очков

5

А5

Выпало не менее 3 очков

4

А6

Выпало больше 6 очков

0

А7

Выпало не более 6 очков

6

В таблице 2 рассмотрены случайные события, имеющие неодинаковые возможности появления при одном испытании, причем более возможно то событие, которому благоприятствует большее число равновозможных элементарных событий, определяемых испытанием. Тогда возможность появления события Аi, где i изменяется от 1 до 7 удобно измерять отношением , где n – число всех равновозможных элементарных событий, m – число элементарных событий, благоприятствующих данному событию.

Определение: Вероятность события А есть отношение количества , благоприятствующих данному событию А, к общему исходов испытания.


Вероятность события =



Число благоприятствующих исходов

Число всех равновозможных исходов

Вероятность случайного события А – это число, обозначаемое Р(А). Таким образом, Р(А)=, где n – общее число исходов данного испытания, m – число исходов, благоприятствующих событию А.

В заданиях ОГЭ и ЕГЭ в основном задачи:

  • на определение вероятности при бросании монеты;

  • на определение вероятности при бросании игральной кости ;

  • на определение вероятности при решении задач на выбор одного элемента из множества ( к данной теме относится большинство задач ОГЭ и ЕГЭ).

Рассмотрим задачи на определение вероятности подбрасывания монеты.

1 тип: монета подбрасывается один раз

Задача 1. Монету подбросили один раз (рис.1). Какова вероятность р о - исходы всего появления «решки»?

Рис.1 Дано: A={выпадение «решки»}

исходы всего n=21=2 (показатель степени равен числу бросаний) благоприятствующие исходы m=1

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)= == 0,5

Ответ: 0,5

Определение: Событие А называется противоположным событию А, если событие А заключается в том, что событие А не произойдет.

Очевидно, что Р(А)+Р(А) =1

Тогда, в задаче 1 противоположным событию А событие А={падение «орла»}. Таким образом, Р(А)=0.5 и Р(А)+Р(А) =1.

2 тип: монета подбрасывается два раза

Задача 2. Монету подбросили два раза (рис.1). Какова вероятность появления «решки» один раз?

Дано: А={выпадение «решки» один раз»}

Р о n=22=4

m= 2

Р о р о -исходы всего Найти: Р(А)=?

Рис.2 Решение: Р(А)===0.5

Ответ: 0.5

3 тип: монета подбрасывается более двух раз

Задача 3. В эксперименте монету подбрасывают трижды. Найдите вероятность появления орла ровно два раза.

A={выпадение «решки» ровно два раза} Дано: n=23=8

Рис. 3 m=3

P o Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)===0.375

P o p o

P o p o p o p o - исходы всего ответ: 0,375

Задача 4. В эксперименте монету подбрасывают трижды. Найдите вероятность появления орла хотя бы один раз.

А= {падение орла хотя бы один раз}. Дано: n=8

m=7

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)===0.875

Ответ: 0,875

Задача 5. В эксперименте монету подбрасывают трижды и замечают, что орел выпал ровно один раз. Найдите вероятность того, что третий раз выпадет «решка». Ответ округлите до сотых.
A={выпадение «орла» хотя бы один раз} Дано: n=3

Рис. 4 m=2

P o Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)===0,67

P o p o

P o p o p o p o - исходы всего ответ: 0,67

Рассмотрим задачи на определение вероятности подбрасывания кубика.

Подбрасываем игральный кубик. Выпасть могут или одно, или два, или три, или четыре, или пять, или шесть очков. Каждый из этих событий элементарное., и вместе они образуют множество элементарных событий.

Пусть А={выпадение 5 очков}, B={выпадение четного числа очков}, С={выпадение не менее 3 очков}.

Событие А означает выпадение одного из равновозможных элементарных событий; событие В – может выпасть или 2, или 4, или 6. Всего три из шести равновозможных элементарных событий;

Событие С - выпадение или 3 очков, или 4, или 5, или 6 очков. Всего 4 из 6 возможных элементарных событий.

Тогда Р(А)= = ; Р(В)===0.5; Р(С)===

В заданиях ОГЭ и ЕГЭ 2015 года задачи с игральной костью в основном доходят до трех подбрасываний.

Рассмотрим 1 тип - когда игральный кубик подбрасывается один раз.

Задача 1. Кубик подбросили один раз. Какова вероятность появления 2 очков.

1

2

3

4

5

6

Таб. 1

Таб.1 - число исходов одного подбрасывании я игрального кубика. Тогда число 2 выпадает 1 раз.

Дано: Всего исходов n=6

Благоприятствующих исходов m=1

Событие А= {выпадет число 2}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== Ответ:

Задача 2. Кубик подбросили один раз. Выпало четное число очков. Какова вероятность появления 2 очков?

1

2

3

4

5

6


Дано: Всего исходов n=3

Благоприятствующих исходов m=1

Событие А= {выпадет число 2 из возможных четных}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== Ответ:

Задача 3. Кубик подбросили один раз. Какова вероятность, что выпадет число очков, большее 2 очков?

1

2

3

4

5

6


Дано: Всего исходов n=6

Благоприятствующих исходов m=4

Событие А= {выпадет число , большее 2}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== Ответ:

Задача 4. Кубик подбросили один раз. Какова вероятность, что выпадет число очков, не меньшее 2 очков?

1

2

3

4

5

6



Дано: Всего исходов n=6

Благоприятствующих исходов m=5

Событие А= {выпадет число большее или равное 2}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== Ответ:

Задача 5. Кубик подбросили один раз. Какова вероятность, что выпадет число очков, менее 2 очков?

1

2

3

4

5

6



Дано: Всего исходов n=6

Благоприятствующих исходов m=1

Событие А= {выпадет число меньшее 2}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== Ответ:

Рассмотрим 2 тип - когда игральный кубик подбрасывается два раза.

Задача 1. Игральный кубик подбросили два раза. Какова вероятность, что выпадет в сумме 8 очков?

1-1

1-2

1-3

1-4

1-5

1-6

2-1

2-2

2-3

2-4

2-5

2-6

3-1

3-3

3-3

3-4

3-5

3-6

4-1

4-2

4-3

4-4

4-5

4-6

5-1

5-2

5-3

5-4

5-5

5-6

6-1

6-2

6-3

6-4

6-5

6-6


Дано: Всего исходов n=36

Благоприятствующих исходов m=5

Событие А= {выпадет сумма очков , равное 8}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== Ответ:
Задача 2. Кубик подбросили два раза. Какова вероятность, что выпадет одинаковое количество очков?

1-1

1-2

1-3

1-4

1-5

1-6

2-1

2-2

2-3

2-4

2-5

2-6

3-1

3-3

3-3

3-4

3-5

3-6

4-1

4-2

4-3

4-4

4-5

4-6

5-1

5-2

5-3

5-4

5-5

5-6

6-1

6-2

6-3

6-4

6-5

6-6


Дано: Всего исходов n=36

Благоприятствующих исходов m=6

Событие А= {выпадет одинаковое количество очков}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== = Ответ:
Задача 3. Кубик подбросили два раза. Какова вероятность, что выпадет сначала два, а при втором подбрасывании - 6?

1-1

1-2

1-3

1-4

1-5

1-6

2-1

2-2

2-3

2-4

2-5

2-6

3-1

3-3

3-3

3-4

3-5

3-6

4-1

4-2

4-3

4-4

4-5

4-6

5-1

5-2

5-3

5-4

5-5

5-6

6-1

6-2

6-3

6-4

6-5

6-6


Дано: Всего исходов n=36

Благоприятствующих исходов m=1

Событие А= {выпадет число 2}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== = Ответ:
Задача 4. Кубик подбросили два раза. Какова вероятность, что выпали числа, сумма которых меньше 8?

1-1

1-2

1-3

1-4

1-5

1-6

2-1

2-2

2-3

2-4

2-5

2-6

3-1

3-3

3-3

3-4

3-5

3-6

4-1

4-2

4-3

4-4

4-5

4-6

5-1

5-2

5-3

5-4

5-5

5-6

6-1

6-2

6-3

6-4

6-5

6-6


Дано: Всего исходов n=36

Благоприятствующих исходов m=21

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== = Ответ:
Задача 5. Кубик подбросили два раза. В сумме выпало 8 очков. Найти вероятность того, что при одном из бросков выпадет 5 очков.

1-1

1-2

1-3

1-4

1-5

1-6

2-1

2-2

2-3

2-4

2-5

2-6

3-1

3-3

3-3

3-4

3-5

3-6

4-1

4-2

4-3

4-4

4-5

4-6

5-1

5-2

5-3

5-4

5-5

5-6

6-1

6-2

6-3

6-4

6-5

6-6


Дано: Всего исходов n=5

Благоприятствующих исходов m=2

Событие А= {выпадет число 2}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== = Ответ:
Задача 6. Двое играют в кости - они по разу подбросили игральный кубик. Выигрывает тот, кто у кого больше очков. Если выпадает поровну, то наступает ничья. Первый бросил кубик, и у него выпало 4 очка. Найдите вероятность того, что он выиграет.

1-1

1-2

1-3

1-4

1-5

1-6

2-1

2-2

2-3

2-4

2-5

2-6

3-1

3-3

3-3

3-4

3-5

3-6

4-1

4-2

4-3

4-4

4-5

4-6

5-1

5-2

5-3

5-4

5-5

5-6

6-1

6-2

6-3

6-4

6-5

6-6


Дано: Всего исходов n=6

Благоприятствующих исходов m=3

Событие А= {первому выпало 4 очка и он выиграет}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== = 0,5 Ответ:
Замечание: При анализе различных версий задания 5 в ЕГЭ-2015 года нет задач с бросанием монеты или кубика три более раз. Решение таких задач не отличаются от решения задач вышеперечисленных задач.
Рассмотрим задачи на определение вероятности при выборе одного элемента из множества

Рассмотрим задачу: В сборнике билетов по истории всего 50 билетов, в 13 из них встречается вопрос о Великой Отечественной войне. Найдите вероятность того, что в случайно выбранном билете обучающемуся достанется вопрос о Великой Отечественной войне.

Данная задача относится к задачам выбора одного элемента из множества. Анализируя данную задачу, заключаем, что множеством будет множество билетов по истории. Всего элементов n=50. Множество билетов делится на два подмножества: подмножество, содержащее вопрос о Великой Отечественной войне и подмножество, не содержащее вопрос о ВОВ. Благоприятствующих исходов m=13. Пусть событие А – достался билет с вопросом о ВОВ.

Тогда Р(А)= =0,26 ответ: 0,26

Задача 1. В черном ящике 4 белых и 7 черных шаров. Какова вероятность того, что наудачу вынутый шар окажется белым?

Дано: Всего исходов (шаров) n=11

Благоприятствующих исходов m=4

Событие А= {вынут белый шар}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== Ответ:

Задача 2. В каждой двадцать пятой банке кофе согласно условиям акции есть приз. Призы распределены по банкам случайным образом. Коля покупает банку в надежде выиграть приз. Найдите вероятность того, что Коля не найдет приз в своей банке.

Дано: Всего исходов (банок) n=25

Благоприятствующих исходов m=24

Событие А= {не выиграет приз}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== =0,96 Ответ: 0,96

Задача 3. Конкурс исполнителей проводится в 3 дня. Всего заявлено 80 выступлений – по одному от каждой страны. В первый день запланировано 20 выступлений, остальные распределены поровну между оставшимися днями. Порядок выступлений определяется жребием. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится в третий день конкурса?

Дано: Всего исходов (банок) n=80

Благоприятствующих исходов m=30

Событие А= {россиянин выступит в третий день}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== =0,375 Ответ: 0,0,375

Замечание: При решении данной задачи возникает вопрос – среди участников конкурса есть ли представитель России? Задача, по-моему должна быть уточнена. Например, после слов «- по одному от каждой страны» после запятой дополнит словами « в том числе и из России».
Задача 3. На фабрике керамической посуды 10% произведённых тарелок имеют дефект.

При контроле качества продукции выявляется 80% дефектных тарелок. Остальные тарелки поступают в продажу. Найдите вероятность того, что случайно выбранная при покупке тарелка не имеет дефектов. Результат округлите до сотых.

Решение.

Пусть завод произвел N тарелок. В продажу поступят все качественные тарелки и 20% не выявленных дефектных тарелок, т.е. 0,9* N – качественные тарелки, поступающие в продажу и из дефектных тарелок 20% поступают в продажу, т.е. 0,2*0,1* N. Таким образом, в продажу поступаю т n= 0,9* N + 0,2*0,1* N=0.92*N тарелок. Поскольку качественных из них 0.9*N, то

вероятность купить качественную тарелку равна: Р(А)= ≈0.98

Ответ: 0,98.

Задача 4. Фабрика выпускает сумки. В среднем НА 170 качественных сумок приходится одиннадцать сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется без скрытого дефекта . Результат округлить до сотых.

Совет: Когда в задаче встречается союз «НА», то при определении общего количества сумок необходимо суммировать количество качественных и дефектных изделий, т.е. n=170+11=181

Дано: Всего исходов (банок) n=181

Благоприятствующих исходов m=170

Событие А= { купленная качественная сумка без скрытого дефекта }

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== ≈0,92 Ответ: 0,92

Задача 5. Фабрика выпускает сумки. В среднем ИЗ 100 качественных сумок восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется без скрытого дефекта. Результат округлить до сотых.

Совет: Когда в задаче встречается союз «ИЗ», то при определении количества изделий без скрытых дефектов необходимо вычесть из общего количества качественных изделий и количество дефектных изделий, т.е. n=100 - 8=92

Дано: Всего исходов (банок) n=100

Благоприятствующих исходов m=92

Событие А= {купленная качественная сумка без скрытого дефекта}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== =0,92 Ответ: 0,92

Задача 6.В соревнованиях по шахматам, где каждый играет с каждым, участвуют 7 спортсменов из Франции, 6 – из России, 3 – из Японии. Найдите вероятность того, что в первом туре французский спортсмен Жак де Ширак сыграет с другим спортсменов из Франции.

Дано: Всего исходов (банок) n=15 ( так как Жак сыграет 15 партий)

Благоприятствующих исходов m=6 (Жак сыграет с 6 французами)

Событие А= {Жак сыграет с французом}

Найти: Р(А)=?

Решение: Р(А)== =0,4 Ответ: 0,4
Следует заметить, что в заданиях ЕГЭ и ОГЭ присутствуют только задачи на вычисление вероятности в классическом понимании. Также в заданиях отсутствуют задачи при решении которых применяются правила сложения и умножения, выбор нескольких элементов из множества. Поэтому, в данной работе нет необходимости рассматривать перечисленный класс задач.