|
Методические рекомендации по решению задач для подготовки к огэ и егэ. Вероятность Обращение к выпускникам Обращение к выпускникам
При самостоятельной подготовке к ЕГЭ и ОГЭ рекомендую придерживаться изложенного в данной работе системы изложения. В работе проанализированы задания по теории вероятности последних лет и сформированы в цикл, где темы изложены в некоторой последовательности. Это позволит Вам привести в систему знания и умения по решению задач о вероятностях событий.
Тематическое планирование занятий по теории вероятности (12 час)
|
|
|
| 1
| Случайное событие. Решение задач на определение невозможных и достоверных событий
| 1
|
| 2
| Классическое определение вероятности события
| 1
|
| 3
| Классическое определение вероятности события на примере бросания монеты
| 3
|
| 4
| Классическое определение вероятности события на примере бросания игрального кубика
| 3
|
| 5
| Выбор одного элемента из множества
| 4
|
| итого
| 12 час
|
| Лекция 1. Определение события. Случайные события.
Достоверные и невозможные случайные события.
Человека окружает мир событий. Мы часто замечаем такой факт: одни события при реализации данного комплекса условий непременно происходят, другие же могут произойти, а могут и не произойти. Рассмотрим некоторую группу таких событий:
Табл. 1
событие
| Реализация испытания (опыт или процесс)
| Исход испытания
| А1
| При нагревании проволоки
| Ее длина увеличивается
| А2
| При бросании игрального кубика
| Выпали четыре очка
| А3
| При бросании монеты
| Выпал герб
| А4
| При пробитии штрафного удара футболист
| Забил гол
| А5
| При низкой температуре
| Вода превратилась в лед
| Про события А1 и А5 мы говорим, что они произойдут закономерно., а про события А2, А3, А4 – что они могут произойти, но могло быть и иначе. События А2, А3, А4 позволяют говорить о так называемых случайных событиях.
Определение: Случайным событием называется такой исход наблюдения или эксперимента, который при реализации испытания может произойти, а может и не произойти.
Обычно случайные события обозначают заглавными латинскими буквами. Например, А, В, С,D и т.д.
Подбрасываем монету. Появился, для определенности, герб. А ведь могла появиться цифра. То, что появился герб – случайное событие.
Охотник стрелял в волка. Попал. Но мог и не попасть ( произошла осечка, дрогнула рука или еще что – то). Попадание -= случайное событие.
На прогулке Аюр встретил трех своих друзей. Конечно, это дело случая: он мог и не встретить их или встретить одного, или встретить двух друзей. Встреча – случайное событие.
Определение: Невозможное событие – это когда среди всех возможных элементарных событий при реализации испытания нет ни одного элементарного события, благоприятствующего случайному событию.
Определение: Достоверное событие – это когда все возможные элементарные события при реализации испытания благоприятствуют случайному событию
Рассмотрим следующий пример: Заданы числа 1, 2, 3. Составим из этих чисел всевозможные трехзначные числа: «к=123», «к=213», «к=312», «к=231», «к=132», «к=321».
Пусть событие А={к<123} и B={k≥123}. Тогда говорят, что событие А –невозможное событие, событие В – достоверное событие.
Рассмотрим следующий пример: Подбрасываем симметрическую монету. Возможны следующие исходы – «орел» и «решка». Такие события, как событие «орел» и событие «решка» будем в дальнейшем называть элементарными событиями или просто событиями.
Упражнение 1. Какие из следующих событий достоверные:
А = «два попадания при трех выстрелах»
В= « размен рубля семью монетами»
С= «наугад выбранное трехзначное число не больше 1000»
D= «наугад выбранное число, составленное из цифр 1, 2, 3 без повторений, меньше 400»
Решение: О событии А нельзя точно сказать, как достоверное оно или невозможное событие. События В, C,D являются достоверными.
Реши самостоятельно
Упражнение 2. Какие из следующих событий невозможные:
А = «опоздание некоторых учащихся в субботние дни»
В= « появление 17 очков при бросании 3 игральных кубиков»
С= «появление слова «мама» при случайном наборе букв а, а, м, м»
D= «появление составленного из цифр 1, 2, 3, 7, 8 и кратного 9 числа при случайном однократном наборе указанных цифр»
Е= «появление составленного из цифр 1, 2, 3, 7, 8 и кратного 3 числа при произвольном однократном наборе указанных цифр».
Ответ: D
Упражнение3. Какие из следующих событий невозможные:
А = «выплата 10 рублей четырьмя купюрами»
В= « появление 3 лайнеров над аэропортом»
С= «попадание в мишень при 3 выстрелах»
Е= «появление в окошке счетчика трехзначного числа, составленного из цифр 1, 2, 3 и кратного 5».
Ответ: А- достоверное, Е – невозможное событие.
Лекция 2. Классическое определение вероятности события
Замечание: 1. Классическое определение вероятности применяется там, где реальные опыты проводить не планируется.
2. Равновозможными элементарными событиями будем считать такие события, любое из которых по отношению к другим событиям не обладает никаким преимуществом появляться чаще другого при многократных испытаниях, проводимых в одинаковых условиях.
При бросании игрального кубика возможны события:
Табл. 2
событие
| Содержание события
| Количество элементарных событий , благоприятствующих данному событию
| А1
| Выпало четное число очков
| 3
| А2
| Выпало меньше 3 очков
| 2
| А3
| Выпало менее 5 очков
| 4
| А4
| Выпало не более 5 очков
| 5
| А5
| Выпало не менее 3 очков
| 4
| А6
| Выпало больше 6 очков
| 0
| А7
| Выпало не более 6 очков
| 6
| В таблице 2 рассмотрены случайные события, имеющие неодинаковые возможности появления при одном испытании, причем более возможно то событие, которому благоприятствует большее число равновозможных элементарных событий, определяемых испытанием. Тогда возможность появления события Аi, где i изменяется от 1 до 7 удобно измерять отношением , где n – число всех равновозможных элементарных событий, m – число элементарных событий, благоприятствующих данному событию.
Определение: Вероятность события А есть отношение количества , благоприятствующих данному событию А, к общему исходов испытания.
Вероятность события =
| Число благоприятствующих исходов
| Число всех равновозможных исходов
| Вероятность случайного события А – это число, обозначаемое Р(А). Таким образом, Р(А)=, где n – общее число исходов данного испытания, m – число исходов, благоприятствующих событию А.
В заданиях ОГЭ и ЕГЭ в основном задачи:
на определение вероятности при бросании монеты;
на определение вероятности при бросании игральной кости ;
на определение вероятности при решении задач на выбор одного элемента из множества ( к данной теме относится большинство задач ОГЭ и ЕГЭ).
Рассмотрим задачи на определение вероятности подбрасывания монеты.
1 тип: монета подбрасывается один раз
Задача 1. Монету подбросили один раз (рис.1). Какова вероятность р о - исходы всего появления «решки»?
Рис.1 Дано: A={выпадение «решки»}
исходы всего n=21=2 (показатель степени равен числу бросаний) благоприятствующие исходы m=1
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)= == 0,5
Ответ: 0,5
Определение: Событие А называется противоположным событию А, если событие А заключается в том, что событие А не произойдет.
Очевидно, что Р(А)+Р(А) =1
Тогда, в задаче 1 противоположным событию А событие А={падение «орла»}. Таким образом, Р(А)=0.5 и Р(А)+Р(А) =1.
2 тип: монета подбрасывается два раза
Задача 2. Монету подбросили два раза (рис.1). Какова вероятность появления «решки» один раз?
Дано: А={выпадение «решки» один раз»}
Р о n=22=4
m= 2
Р о р о -исходы всего Найти: Р(А)=?
Рис.2 Решение: Р(А)===0.5
Ответ: 0.5
3 тип: монета подбрасывается более двух раз
Задача 3. В эксперименте монету подбрасывают трижды. Найдите вероятность появления орла ровно два раза.
A={выпадение «решки» ровно два раза} Дано: n=23=8
Рис. 3 m=3
P o Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)===0.375
P o p o
P o p o p o p o - исходы всего ответ: 0,375
Задача 4. В эксперименте монету подбрасывают трижды. Найдите вероятность появления орла хотя бы один раз.
А= {падение орла хотя бы один раз}. Дано: n=8
m=7
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)===0.875
Ответ: 0,875
Задача 5. В эксперименте монету подбрасывают трижды и замечают, что орел выпал ровно один раз. Найдите вероятность того, что третий раз выпадет «решка». Ответ округлите до сотых. A={выпадение «орла» хотя бы один раз} Дано: n=3
Рис. 4 m=2
P o Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)===0,67
P o p o
P o p o p o p o - исходы всего ответ: 0,67
Рассмотрим задачи на определение вероятности подбрасывания кубика.
Подбрасываем игральный кубик. Выпасть могут или одно, или два, или три, или четыре, или пять, или шесть очков. Каждый из этих событий элементарное., и вместе они образуют множество элементарных событий.
Пусть А={выпадение 5 очков}, B={выпадение четного числа очков}, С={выпадение не менее 3 очков}.
Событие А означает выпадение одного из равновозможных элементарных событий; событие В – может выпасть или 2, или 4, или 6. Всего три из шести равновозможных элементарных событий;
Событие С - выпадение или 3 очков, или 4, или 5, или 6 очков. Всего 4 из 6 возможных элементарных событий.
Тогда Р(А)= = ; Р(В)===0.5; Р(С)===
В заданиях ОГЭ и ЕГЭ 2015 года задачи с игральной костью в основном доходят до трех подбрасываний.
Рассмотрим 1 тип - когда игральный кубик подбрасывается один раз.
Задача 1. Кубик подбросили один раз. Какова вероятность появления 2 очков.
-
Таб. 1
Таб.1 - число исходов одного подбрасывании я игрального кубика. Тогда число 2 выпадает 1 раз.
Дано: Всего исходов n=6
Благоприятствующих исходов m=1
Событие А= {выпадет число 2}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== Ответ:
Задача 2. Кубик подбросили один раз. Выпало четное число очков. Какова вероятность появления 2 очков?
-
Дано: Всего исходов n=3
Благоприятствующих исходов m=1
Событие А= {выпадет число 2 из возможных четных}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== Ответ:
Задача 3. Кубик подбросили один раз. Какова вероятность, что выпадет число очков, большее 2 очков?
-
Дано: Всего исходов n=6
Благоприятствующих исходов m=4
Событие А= {выпадет число , большее 2}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== Ответ:
Задача 4. Кубик подбросили один раз. Какова вероятность, что выпадет число очков, не меньшее 2 очков?
-
Дано: Всего исходов n=6
Благоприятствующих исходов m=5
Событие А= {выпадет число большее или равное 2}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== Ответ:
Задача 5. Кубик подбросили один раз. Какова вероятность, что выпадет число очков, менее 2 очков?
-
Дано: Всего исходов n=6
Благоприятствующих исходов m=1
Событие А= {выпадет число меньшее 2}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== Ответ:
Рассмотрим 2 тип - когда игральный кубик подбрасывается два раза.
Задача 1. Игральный кубик подбросили два раза. Какова вероятность, что выпадет в сумме 8 очков?
1-1
| 1-2
| 1-3
| 1-4
| 1-5
| 1-6
| 2-1
| 2-2
| 2-3
| 2-4
| 2-5
| 2-6
| 3-1
| 3-3
| 3-3
| 3-4
| 3-5
| 3-6
| 4-1
| 4-2
| 4-3
| 4-4
| 4-5
| 4-6
| 5-1
| 5-2
| 5-3
| 5-4
| 5-5
| 5-6
| 6-1
| 6-2
| 6-3
| 6-4
| 6-5
| 6-6
|
Дано: Всего исходов n=36
Благоприятствующих исходов m=5
Событие А= {выпадет сумма очков , равное 8}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== Ответ: Задача 2. Кубик подбросили два раза. Какова вероятность, что выпадет одинаковое количество очков?
1-1
| 1-2
| 1-3
| 1-4
| 1-5
| 1-6
| 2-1
| 2-2
| 2-3
| 2-4
| 2-5
| 2-6
| 3-1
| 3-3
| 3-3
| 3-4
| 3-5
| 3-6
| 4-1
| 4-2
| 4-3
| 4-4
| 4-5
| 4-6
| 5-1
| 5-2
| 5-3
| 5-4
| 5-5
| 5-6
| 6-1
| 6-2
| 6-3
| 6-4
| 6-5
| 6-6
|
Дано: Всего исходов n=36
Благоприятствующих исходов m=6
Событие А= {выпадет одинаковое количество очков}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== = Ответ: Задача 3. Кубик подбросили два раза. Какова вероятность, что выпадет сначала два, а при втором подбрасывании - 6?
1-1
| 1-2
| 1-3
| 1-4
| 1-5
| 1-6
| 2-1
| 2-2
| 2-3
| 2-4
| 2-5
| 2-6
| 3-1
| 3-3
| 3-3
| 3-4
| 3-5
| 3-6
| 4-1
| 4-2
| 4-3
| 4-4
| 4-5
| 4-6
| 5-1
| 5-2
| 5-3
| 5-4
| 5-5
| 5-6
| 6-1
| 6-2
| 6-3
| 6-4
| 6-5
| 6-6
|
Дано: Всего исходов n=36
Благоприятствующих исходов m=1
Событие А= {выпадет число 2}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== = Ответ: Задача 4. Кубик подбросили два раза. Какова вероятность, что выпали числа, сумма которых меньше 8?
1-1
| 1-2
| 1-3
| 1-4
| 1-5
| 1-6
| 2-1
| 2-2
| 2-3
| 2-4
| 2-5
| 2-6
| 3-1
| 3-3
| 3-3
| 3-4
| 3-5
| 3-6
| 4-1
| 4-2
| 4-3
| 4-4
| 4-5
| 4-6
| 5-1
| 5-2
| 5-3
| 5-4
| 5-5
| 5-6
| 6-1
| 6-2
| 6-3
| 6-4
| 6-5
| 6-6
|
Дано: Всего исходов n=36
Благоприятствующих исходов m=21
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== = Ответ: Задача 5. Кубик подбросили два раза. В сумме выпало 8 очков. Найти вероятность того, что при одном из бросков выпадет 5 очков.
1-1
| 1-2
| 1-3
| 1-4
| 1-5
| 1-6
| 2-1
| 2-2
| 2-3
| 2-4
| 2-5
| 2-6
| 3-1
| 3-3
| 3-3
| 3-4
| 3-5
| 3-6
| 4-1
| 4-2
| 4-3
| 4-4
| 4-5
| 4-6
| 5-1
| 5-2
| 5-3
| 5-4
| 5-5
| 5-6
| 6-1
| 6-2
| 6-3
| 6-4
| 6-5
| 6-6
|
Дано: Всего исходов n=5
Благоприятствующих исходов m=2
Событие А= {выпадет число 2}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== = Ответ: Задача 6. Двое играют в кости - они по разу подбросили игральный кубик. Выигрывает тот, кто у кого больше очков. Если выпадает поровну, то наступает ничья. Первый бросил кубик, и у него выпало 4 очка. Найдите вероятность того, что он выиграет.
1-1
| 1-2
| 1-3
| 1-4
| 1-5
| 1-6
| 2-1
| 2-2
| 2-3
| 2-4
| 2-5
| 2-6
| 3-1
| 3-3
| 3-3
| 3-4
| 3-5
| 3-6
| 4-1
| 4-2
| 4-3
| 4-4
| 4-5
| 4-6
| 5-1
| 5-2
| 5-3
| 5-4
| 5-5
| 5-6
| 6-1
| 6-2
| 6-3
| 6-4
| 6-5
| 6-6
|
Дано: Всего исходов n=6
Благоприятствующих исходов m=3
Событие А= {первому выпало 4 очка и он выиграет}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== = 0,5 Ответ: Замечание: При анализе различных версий задания 5 в ЕГЭ-2015 года нет задач с бросанием монеты или кубика три более раз. Решение таких задач не отличаются от решения задач вышеперечисленных задач. Рассмотрим задачи на определение вероятности при выборе одного элемента из множества
Рассмотрим задачу: В сборнике билетов по истории всего 50 билетов, в 13 из них встречается вопрос о Великой Отечественной войне. Найдите вероятность того, что в случайно выбранном билете обучающемуся достанется вопрос о Великой Отечественной войне.
Данная задача относится к задачам выбора одного элемента из множества. Анализируя данную задачу, заключаем, что множеством будет множество билетов по истории. Всего элементов n=50. Множество билетов делится на два подмножества: подмножество, содержащее вопрос о Великой Отечественной войне и подмножество, не содержащее вопрос о ВОВ. Благоприятствующих исходов m=13. Пусть событие А – достался билет с вопросом о ВОВ.
Тогда Р(А)= =0,26 ответ: 0,26
Задача 1. В черном ящике 4 белых и 7 черных шаров. Какова вероятность того, что наудачу вынутый шар окажется белым?
Дано: Всего исходов (шаров) n=11
Благоприятствующих исходов m=4
Событие А= {вынут белый шар}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== Ответ:
Задача 2. В каждой двадцать пятой банке кофе согласно условиям акции есть приз. Призы распределены по банкам случайным образом. Коля покупает банку в надежде выиграть приз. Найдите вероятность того, что Коля не найдет приз в своей банке.
Дано: Всего исходов (банок) n=25
Благоприятствующих исходов m=24
Событие А= {не выиграет приз}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== =0,96 Ответ: 0,96
Задача 3. Конкурс исполнителей проводится в 3 дня. Всего заявлено 80 выступлений – по одному от каждой страны. В первый день запланировано 20 выступлений, остальные распределены поровну между оставшимися днями. Порядок выступлений определяется жребием. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится в третий день конкурса?
Дано: Всего исходов (банок) n=80
Благоприятствующих исходов m=30
Событие А= {россиянин выступит в третий день}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== =0,375 Ответ: 0,0,375
Замечание: При решении данной задачи возникает вопрос – среди участников конкурса есть ли представитель России? Задача, по-моему должна быть уточнена. Например, после слов «- по одному от каждой страны» после запятой дополнит словами « в том числе и из России». Задача 3. На фабрике керамической посуды 10% произведённых тарелок имеют дефект.
При контроле качества продукции выявляется 80% дефектных тарелок. Остальные тарелки поступают в продажу. Найдите вероятность того, что случайно выбранная при покупке тарелка не имеет дефектов. Результат округлите до сотых.
Решение.
Пусть завод произвел N тарелок. В продажу поступят все качественные тарелки и 20% не выявленных дефектных тарелок, т.е. 0,9* N – качественные тарелки, поступающие в продажу и из дефектных тарелок 20% поступают в продажу, т.е. 0,2*0,1* N. Таким образом, в продажу поступаю т n= 0,9* N + 0,2*0,1* N=0.92*N тарелок. Поскольку качественных из них 0.9*N, то
вероятность купить качественную тарелку равна: Р(А)= ≈0.98
Ответ: 0,98.
Задача 4. Фабрика выпускает сумки. В среднем НА 170 качественных сумок приходится одиннадцать сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется без скрытого дефекта . Результат округлить до сотых.
Совет: Когда в задаче встречается союз «НА», то при определении общего количества сумок необходимо суммировать количество качественных и дефектных изделий, т.е. n=170+11=181
Дано: Всего исходов (банок) n=181
Благоприятствующих исходов m=170
Событие А= { купленная качественная сумка без скрытого дефекта }
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== ≈0,92 Ответ: 0,92
Задача 5. Фабрика выпускает сумки. В среднем ИЗ 100 качественных сумок восемь сумок со скрытыми дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется без скрытого дефекта. Результат округлить до сотых.
Совет: Когда в задаче встречается союз «ИЗ», то при определении количества изделий без скрытых дефектов необходимо вычесть из общего количества качественных изделий и количество дефектных изделий, т.е. n=100 - 8=92
Дано: Всего исходов (банок) n=100
Благоприятствующих исходов m=92
Событие А= {купленная качественная сумка без скрытого дефекта}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== =0,92 Ответ: 0,92
Задача 6.В соревнованиях по шахматам, где каждый играет с каждым, участвуют 7 спортсменов из Франции, 6 – из России, 3 – из Японии. Найдите вероятность того, что в первом туре французский спортсмен Жак де Ширак сыграет с другим спортсменов из Франции.
Дано: Всего исходов (банок) n=15 ( так как Жак сыграет 15 партий)
Благоприятствующих исходов m=6 (Жак сыграет с 6 французами)
Событие А= {Жак сыграет с французом}
Найти: Р(А)=?
Решение: Р(А)== =0,4 Ответ: 0,4 Следует заметить, что в заданиях ЕГЭ и ОГЭ присутствуют только задачи на вычисление вероятности в классическом понимании. Также в заданиях отсутствуют задачи при решении которых применяются правила сложения и умножения, выбор нескольких элементов из множества. Поэтому, в данной работе нет необходимости рассматривать перечисленный класс задач. |
|
|