Главная страница


Результаты деятельности



Скачать 106.58 Kb.
НазваниеРезультаты деятельности
Дата10.04.2016
Размер106.58 Kb.
ТипДокументы

«Искусство – способ познания мира с помощью художественных образов. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном, обыкновенное в необыкновенном».

Д. ДИДРО.
Одним из направлений моей педагогической деятельности является творческий поиск, способность создавать атмосферу продуктивно-познавательного сотрудничества в процессе взаимодействия с ребятами, учителями, родителями, работниками науки и культуры. Это определило тему моего педагогического исследования «Пути и средства развития творческого воображения на уроках русского языка и литературы».

Тема же по самообразованию звучит так: «Формирование эстетического идеала и мировоззрения учащихся на уроках русского языка и литературы». Актуальность темы продиктована существующими подростковыми проблемами в современном обществе и повышенной психологической тревожностью детей.

Цель работы заключается в наработке своих собственных путей решения проблемы, в необходимости научить школьника самому участвовать в процессе обучения, проявлять активность и открытость в общении.

Результаты деятельности:

  • сформированность у лицеистов культуры восприятия, развить навыки художественного творчества, способов самовыражения;

  • создание ситуации, когда ученик хочет читать, так как понимает, что ищет ответы на свои вопросы;

  • понимание, что «Литература – это для меня! Это про меня!»

  • выработана схема работы: Читатель – Исследователь - Творческая деятельность – Счастливый ученик;

  • сформирован читатель-зритель, когда текст и художественное полотно вне его восприятия и творческого воображения не существует.

Мною создана система уроков, которая включает разные формы и приемы работы по развитию творческого воображения на уроке: вычитывание по строчкам, работа от «зацепившего образа», словесное рисование, первое представление о предмете, «загадка» первой строчки. Происходит выживание духовно. Например: «Капуста сжала руки в кулачок». Что представили? Или поэтическая картинка: «Кто вертолёт научит мёд собирать на солнце?» П. Неруда. Или построчное вычитывание в стихотворении А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» (Представьте себе.Войдите в это состояние.) Как перед дверью…

Я не стесняюсь завлекать ребят в русский язык. Нами созданы разные виды мини-исследований:

  • «Объёмный мир представлен плоскостью…» (Моё восприятие картины, рисунка, схемы…); «Путешествие в пространство».

  • Ассоциация-эксперимент с японской пословицей « Дурак думает о начале, а умный о конце»;

  • «Слова живут в речи! Это живой организм!» (Эксперимент-сравнение. Докажи это, используя науку ботанику или биологию. Посмотри вокруг.)

  • «Русский язык нужно наблюдать! (Лингвистическая абстракция)

  • Необычность формулировки при ясности задания. Включи воображение. Придумай!

  • Эсперимент - воображение «Оживи портрет» (защита «портрета части речи»); «Оживи пейзаж»;

  • Сочинение в динамике «Как наступает осень…»

  • Ситуация социально-творческой направленности. Сочинение –рассуждение на тему: «Каждый человек после 40 лет имеет то лицо, которое он заслужил…»

  • Для качественной самопроверки всех видов самостоятельных творческих работ разработан аутотренинг «Я всё смогу…»

  • Результатом моей работы служит публикация сочинения ученицы 6 класса Кахоровой Полины «Письмо ровеснику в 1945 год» в книге Бориса Черных «Шалва Амонашвили и его друзья в провинции», М., «Аврора», 2006 г.

  • Участие в конкурсе «Проектная деятельность учителя и применение ИКТ» (был представлен проект «Объёмный мир представлен плоскостью» (восприятие картины К. Брюллова «Всадница»).

Заповедь воспитания по Шалве Амонашвили:

«В красоте, но не всякой, а в такой, которая устремлена к сердечному, возвышенному, духовному, которая движет и облагораживает жизнь в РЕБЁНКЕ и вне его».
(Методика «вхождения» в картину)

Научная значимость и актуальность методики

  • Приобретение навыков описания картины на уроках русского языка, литературы, музыки, истории, МХК.





  • Выработка умений владеть искусствоведческой терминологией.

  • Создание ученикам условий дляимпровизирования, погружения в раздумья.

  • Формирование умений созерцать окружающий мир через произведение живописи.

  • Повысить общий интеллектуальный и культурный уровен

Алгоритм мыслительных действий:

  • Перечисление объектов (частей) на картине.

  • Обоснование связей между частями живописного полотна.

  • Моделирование и импровизация объектов на картине.

  • Выводы и обобщения.

Тренинги:

  • Упражнения на определение жанра произведения ( пейзаж, натюрморт, портрет, историческая живопись)

  • Упражнения на определение тематики и идеи картины.

  • Составление тематических словариков по конкретной картине ( с опорой на толковый словарь).

  • Анализ видеоматериалов.

  • Рефлексия.

В процессе работы выработана психологическая аффирмация (аутотренинг)
«Я становлюсь добрее, сильнее. Я приобретаю новые силыивозможностиктворческойдеятельности. Яполонсил, желанийидерзаний. Мнехочетсяобщатьсясосвоимисверстниками, радоватьсяихуспехам. Янастроенежедневномысленнообращатьсяксвоемуидеалу, стремитьсякнемуиксвоейвнутреннейгармонии. Этомоефизическоесовершенство, моральноебогатство, духовнаячистота. Ябудусовершенствоватьсвойорганизм: развиватьинтеллектипамять, обогащатьмирэмоций, приобретатьнавыкисамовыраженияисамообладания. Ябудутворческинастроен,будусозидатьценностидлялюдейидлясвоей будущей семьи».

Данная методика является исследованием возможностей уроков русского языка, литературы, истории, музыки и МХК для развития творческого воображения учеников.Используя специфику этих предметов, детям дается возможность воображать, творить, находить «вкусные места» и «главные узелки» в произведениях живописи, которые могут быть использованы как на уроках по изучению программного материала, так и по его расширению и углублению. Дети учатся в работе ключевым словам: ЗАЧЕМ? ЧТО? КАК?

Система уроков, выработанная в процессе работы, позволяет включить разные формы творческого воображения в работе над картиной: считывание по лицам персонажей, работа от «зацепившего образа», нахождение загадки первого, среднего и дальнего плана, словесное рисование, первое представление о картине.

Мною разработана оригинальная методика «вхождения» в картину и вопросы к её описанию.

Описание картины начинается с истории её создания. Обязательно детям говорится о том, чтолюбое живописное полотно связано с каким-нибудь ярким впечатлением, важным событием в жизни художника или общества.Детьми изучается биография автора, указываются годы жизни, его социальный статус. Хорошо, если ребята познакомятся с жизнью людей того времени, которое изображено на полотне.

Важно сказать, что художники разных времен знакомят нас с разными взглядами на мир, как бы оживляют наше воображение. Можно предложить ученикам сопоставить события, изображенные на картине, с историческими процессами, происходящими в обществе того времени. Тогда они без труда поймут мысли и идею автора.

Начинаем работу с определения жанра произведения.Это может быть пейзаж, натюрморт, портрет или историческая живопись. Обязательно говорим о том, что мастер запечатлелтончайшие оттенки окружающего мира, его изменчивость, непостоянство. Важно сказать, что художник умеет видеть историческую важность события, его место и роль в истории отдельного человека.

Разберемся в тематике и идеекартины.Если автор изображаетпортрет, то его интересует характер и внутренний мир человека, который он воплощает. Можно долго и внимательно всматриваться и каждый раз улавливать новые изменения душевного состояния героя или исторического процесса, изображенного на картине.

Общее впечатление от картины (работа с первым взглядом). Эмоциональное восприятие зрителя. Ученик отвечает на вопросы: «Что я чувствую, когда смотрю на эту картину? О чем эта картина?»

Уточнение первого впечатления (рассматривание картины, название, передний, средний и дальний план). Рассматриваются яркие и колоритные герои, характерные детали пейзажа ,одежда и позы людей, их настроение и выражение лиц. Можно задать вопрос: «Как связаны между собой все детали и чему они подчинены?» Важно сказать ребятам, что даже в портрете есть объекты, притягивающие наше внимание. Самый прекрасный портрет не заменит ушедшего человека, но он может сказать нам многое, чего не скажут о человеке ни письма, ни дневники. Ребёнок должен задать вопрос: «Что это?» «Кто это?» и взглядом отметить наиболее яркие моменты в картине.

Конкретизация деталей и элементов картины. Здесь нас будут интересоватьдетали и элементы, которые поддерживают главную тему живописного произведения. Ребята должны проявить наблюдательность: увидеть поваленное дерево, собачку, надпись на лодке.

Теперь уже уместно говорить о настроении, можно описать тип взаимоотношений, в которых находятся люди с разных планов картины. Возьмем для примера картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка», где центральной фигурой является виноватый мальчик. Его сестра, мама, братик и собака выражают неоднозначные эмоции. Можно их описать ( у мамы – искреннее горе, у старшей сестры – неодобрение, у младшего братика – сочувствие, у собаки – радость, так как она любит своего хозяина любым). Можно вообразить, какие диалоги могли бы произойти между героями.

Цветовая гамма(колорит картины: краски, теплые или холодные тона, символика цвета). Она придает неповторимость полотну, особенную прелесть, индивидуальность. Здесь скажем детям о значении тени и полутени, об обрамлениии предметов и фигур.

Символика числа. Обращаем внимание на время написания картины.

«Свой» и «чужой» мир на картине. Ребятам можно придумать задание «Ищу друзей» или «Ищу недругов». Здесь же можно сказать о пластике фигур и форм, о их расположении на картине (композиция).

Работу на творческое воображениепредлагаю провести по вопросам.

  • Давайте попробуем почувствовать воздух.

  • Какие тебе слышатся звуки?

  • Представьте, что вы вошли в эту картину…

  • Вы почувствовали аромат раннего утра, солнечного дня, вечера, ночи?

  • Вы ощущаете запах леса?

  • Попробуйте подвигать предметы интерьера по своему усмотрению. Что-то изменилось?

  • Представьте себя на месте персонажа… (ассоциация-эксперимент)

  • Как вы думаете, где находится в это время художник?

Выводы и умозаключения по работе. Ученики начали говорить о картине с эмоций, а закончат логическими выводами, ответив на ряд вопросов.

  • Что вы поняли после просмотра этой картины?

  • Какие мысли она в вас пробудила?

  • Может быть, о чем-нибудь напомнила?

  • Можно ли встретить этих героев в реальной жизни?

  • Зачем художник писал картину?

  • Кого он хотел увековечить?

  • С какими стихами, рассказами, историческими повестями или музыкой эта картина ассоциируется?

Эти вопросы очень важны, так как ученики демонстрируют общий культурный уровень, показывают, как они усвоили материал по другим предметам: литературе, истории, музыке, МХК. Будет хорошо, если работа по картине закончится стихами. К картине И. Репина «Бурлаки на Волге» подойдут стихи Н.А. Некрасова, к всевозможным пейзажам – А. Фет, Ф. Тютчев, Н. Рубцов. Даже можно цитировать Шекспира, лишь бы поэтические строки были уместны.

Результаты работы по данной методике


  • Знают алгоритм мыслительных действий.

  • Умеют выявлять объекты на картине.

  • Описывают картину через возможные человеческие ощущения на основе восприятия объекта.

  • Познакомились с великими мастерами живописи, с их творческой мастерской.

  • Сформировали познавательный интерес к уроку по развитию связной речи на разных предметах.

  • Уделили внимание выявлению художественных особенностей картин.

  • Лицеисты - зрители, участники, творцы, счастливые востребованные ученики, которые разработали собственное видение и понимание картины через межпредметные связи.

  • Работалис интересом, с пользой, опираясь на разнообразную научную, справочную, критическую литературу.

  • Под влиянием изобразительного искусства рождалось творческое воображение.

  • Произошло творческое взаимодействие учащихся на основе проблемно-поисковых форм работы, приобщение к исследовательской деятельности.

  • Осуществлена наработка своих собственных путей решения проблемы, лицеисты сами участвовали в процессе обучения, проявляли активность и открытость в общении.

  • Сформирована культура восприятия, развитие навыков художественного творчества, способов самовыражения.

  • Создана ситуация, когда ученик хочет сам разобраться, так как ищет ответы на свои вопросы.

  • Возникло понимание, что «Живопись, литература, лингвистика, история, МХК – это про Меня! Это для Меня!»

  • Выработана схема работы: Зритель – Читатель – Исследователь – Творческая деятельность – Счастливый ученик!

  • Сформирован Зритель, когда произведение живописи и языковая или историческая категория вне восприятия лицеиста и его творческого воображения не существует.

  • Методика базировалось на уроках по русскому языку,литературы, истории, МХК, предусмотренных не только программой 5-8 классов, но и ее расширением и углублением.

  • По результатам опроса, 80% учащихся желают писать необычные творческие работы, подбирать необычные слова, которые бы «зацепили», запомнились.

  • Отработаны формы работы: вычитывание «по строчкам» сюжета живописного произведения, работа от «зацепившего образа», словесное рисование, первое представление о предмете.

  • Создан аутотренинг «Я становлюсь добрее…»

  • Рефлексия. Качество знаний выполненных работ (сочинение по картине) составило

Перспективы методики

  • Использование на элективных курсах.

  • Может стать частью общего проекта об искусстве.

  • Лингвистические, литературные, исторические эксперименты для учащихся.

  • Подготовка к ГИА и ЕГЭ.

  • Написание рефератов к урокам русского языка, литературы, истории, МХК.

  • Публичные выступления на конференциях, семинарах.

Библиографический список

  • Станиславский К.С. Работа актера над собой.Ч. 1. – М., 1985.

  • Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствовавнию структуры и содержания общего образования. – М., Новый учебник, 2003.

  • Меркин Г.С., Зыбина Т.М. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. М., Русское слово 2007.

  • Потемкина Т.В., Сабурова С.В. – Русский язык 10-11 классы. Культура устной и письменной речи. М., Русское слова, 2006.

  • Основы русской риторики – М., 1997.

  • Ларин Б.А. – Значение работ академика Щербы Л.В. в русском языкознании.

  • Акишина А.А. – Русский речевой этикет, М., 1995.

  • Чеснокова Л. – Вокруг тебя мир. М., 2000.

  • Синицын В.А. – Праздник творчества на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», №6, 2000. С. 16 -22

  • Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: пособие для учителя. М., Просв., 1988.