|
Результаты деятельности «Искусство – способ познания мира с помощью художественных образов. Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном, обыкновенное в необыкновенном».
Д. ДИДРО. Одним из направлений моей педагогической деятельности является творческий поиск, способность создавать атмосферу продуктивно-познавательного сотрудничества в процессе взаимодействия с ребятами, учителями, родителями, работниками науки и культуры. Это определило тему моего педагогического исследования «Пути и средства развития творческого воображения на уроках русского языка и литературы».
Тема же по самообразованию звучит так: «Формирование эстетического идеала и мировоззрения учащихся на уроках русского языка и литературы». Актуальность темы продиктована существующими подростковыми проблемами в современном обществе и повышенной психологической тревожностью детей.
Цель работы заключается в наработке своих собственных путей решения проблемы, в необходимости научить школьника самому участвовать в процессе обучения, проявлять активность и открытость в общении.
Результаты деятельности:
сформированность у лицеистов культуры восприятия, развить навыки художественного творчества, способов самовыражения;
создание ситуации, когда ученик хочет читать, так как понимает, что ищет ответы на свои вопросы;
понимание, что «Литература – это для меня! Это про меня!»
выработана схема работы: Читатель – Исследователь - Творческая деятельность – Счастливый ученик;
сформирован читатель-зритель, когда текст и художественное полотно вне его восприятия и творческого воображения не существует.
Мною создана система уроков, которая включает разные формы и приемы работы по развитию творческого воображения на уроке: вычитывание по строчкам, работа от «зацепившего образа», словесное рисование, первое представление о предмете, «загадка» первой строчки. Происходит выживание духовно. Например: «Капуста сжала руки в кулачок». Что представили? Или поэтическая картинка: «Кто вертолёт научит мёд собирать на солнце?» П. Неруда. Или построчное вычитывание в стихотворении А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» (Представьте себе.Войдите в это состояние.) Как перед дверью…
Я не стесняюсь завлекать ребят в русский язык. Нами созданы разные виды мини-исследований:
«Объёмный мир представлен плоскостью…» (Моё восприятие картины, рисунка, схемы…); «Путешествие в пространство».
Ассоциация-эксперимент с японской пословицей « Дурак думает о начале, а умный о конце»;
«Слова живут в речи! Это живой организм!» (Эксперимент-сравнение. Докажи это, используя науку ботанику или биологию. Посмотри вокруг.)
«Русский язык нужно наблюдать! (Лингвистическая абстракция)
Необычность формулировки при ясности задания. Включи воображение. Придумай!
Эсперимент - воображение «Оживи портрет» (защита «портрета части речи»); «Оживи пейзаж»;
Сочинение в динамике «Как наступает осень…»
Ситуация социально-творческой направленности. Сочинение –рассуждение на тему: «Каждый человек после 40 лет имеет то лицо, которое он заслужил…»
Для качественной самопроверки всех видов самостоятельных творческих работ разработан аутотренинг «Я всё смогу…»
Результатом моей работы служит публикация сочинения ученицы 6 класса Кахоровой Полины «Письмо ровеснику в 1945 год» в книге Бориса Черных «Шалва Амонашвили и его друзья в провинции», М., «Аврора», 2006 г.
Участие в конкурсе «Проектная деятельность учителя и применение ИКТ» (был представлен проект «Объёмный мир представлен плоскостью» (восприятие картины К. Брюллова «Всадница»).
Заповедь воспитания по Шалве Амонашвили:
«В красоте, но не всякой, а в такой, которая устремлена к сердечному, возвышенному, духовному, которая движет и облагораживает жизнь в РЕБЁНКЕ и вне его». (Методика «вхождения» в картину)
Научная значимость и актуальность методики
Приобретение навыков описания картины на уроках русского языка, литературы, музыки, истории, МХК.
Выработка умений владеть искусствоведческой терминологией.
Создание ученикам условий дляимпровизирования, погружения в раздумья.
Формирование умений созерцать окружающий мир через произведение живописи.
Повысить общий интеллектуальный и культурный уровен
Алгоритм мыслительных действий:
Перечисление объектов (частей) на картине.
Обоснование связей между частями живописного полотна.
Моделирование и импровизация объектов на картине.
Выводы и обобщения.
Тренинги:
Упражнения на определение жанра произведения ( пейзаж, натюрморт, портрет, историческая живопись)
Упражнения на определение тематики и идеи картины.
Составление тематических словариков по конкретной картине ( с опорой на толковый словарь).
Анализ видеоматериалов.
Рефлексия.
В процессе работы выработана психологическая аффирмация (аутотренинг) «Я становлюсь добрее, сильнее. Я приобретаю новые силыивозможностиктворческойдеятельности. Яполонсил, желанийидерзаний. Мнехочетсяобщатьсясосвоимисверстниками, радоватьсяихуспехам. Янастроенежедневномысленнообращатьсяксвоемуидеалу, стремитьсякнемуиксвоейвнутреннейгармонии. Этомоефизическоесовершенство, моральноебогатство, духовнаячистота. Ябудусовершенствоватьсвойорганизм: развиватьинтеллектипамять, обогащатьмирэмоций, приобретатьнавыкисамовыраженияисамообладания. Ябудутворческинастроен,будусозидатьценностидлялюдейидлясвоей будущей семьи».
Данная методика является исследованием возможностей уроков русского языка, литературы, истории, музыки и МХК для развития творческого воображения учеников.Используя специфику этих предметов, детям дается возможность воображать, творить, находить «вкусные места» и «главные узелки» в произведениях живописи, которые могут быть использованы как на уроках по изучению программного материала, так и по его расширению и углублению. Дети учатся в работе ключевым словам: ЗАЧЕМ? ЧТО? КАК?
Система уроков, выработанная в процессе работы, позволяет включить разные формы творческого воображения в работе над картиной: считывание по лицам персонажей, работа от «зацепившего образа», нахождение загадки первого, среднего и дальнего плана, словесное рисование, первое представление о картине.
Мною разработана оригинальная методика «вхождения» в картину и вопросы к её описанию.
Описание картины начинается с истории её создания. Обязательно детям говорится о том, чтолюбое живописное полотно связано с каким-нибудь ярким впечатлением, важным событием в жизни художника или общества.Детьми изучается биография автора, указываются годы жизни, его социальный статус. Хорошо, если ребята познакомятся с жизнью людей того времени, которое изображено на полотне.
Важно сказать, что художники разных времен знакомят нас с разными взглядами на мир, как бы оживляют наше воображение. Можно предложить ученикам сопоставить события, изображенные на картине, с историческими процессами, происходящими в обществе того времени. Тогда они без труда поймут мысли и идею автора.
Начинаем работу с определения жанра произведения.Это может быть пейзаж, натюрморт, портрет или историческая живопись. Обязательно говорим о том, что мастер запечатлелтончайшие оттенки окружающего мира, его изменчивость, непостоянство. Важно сказать, что художник умеет видеть историческую важность события, его место и роль в истории отдельного человека.
Разберемся в тематике и идеекартины.Если автор изображаетпортрет, то его интересует характер и внутренний мир человека, который он воплощает. Можно долго и внимательно всматриваться и каждый раз улавливать новые изменения душевного состояния героя или исторического процесса, изображенного на картине.
Общее впечатление от картины (работа с первым взглядом). Эмоциональное восприятие зрителя. Ученик отвечает на вопросы: «Что я чувствую, когда смотрю на эту картину? О чем эта картина?»
Уточнение первого впечатления (рассматривание картины, название, передний, средний и дальний план). Рассматриваются яркие и колоритные герои, характерные детали пейзажа ,одежда и позы людей, их настроение и выражение лиц. Можно задать вопрос: «Как связаны между собой все детали и чему они подчинены?» Важно сказать ребятам, что даже в портрете есть объекты, притягивающие наше внимание. Самый прекрасный портрет не заменит ушедшего человека, но он может сказать нам многое, чего не скажут о человеке ни письма, ни дневники. Ребёнок должен задать вопрос: «Что это?» «Кто это?» и взглядом отметить наиболее яркие моменты в картине.
Конкретизация деталей и элементов картины. Здесь нас будут интересоватьдетали и элементы, которые поддерживают главную тему живописного произведения. Ребята должны проявить наблюдательность: увидеть поваленное дерево, собачку, надпись на лодке.
Теперь уже уместно говорить о настроении, можно описать тип взаимоотношений, в которых находятся люди с разных планов картины. Возьмем для примера картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка», где центральной фигурой является виноватый мальчик. Его сестра, мама, братик и собака выражают неоднозначные эмоции. Можно их описать ( у мамы – искреннее горе, у старшей сестры – неодобрение, у младшего братика – сочувствие, у собаки – радость, так как она любит своего хозяина любым). Можно вообразить, какие диалоги могли бы произойти между героями.
Цветовая гамма(колорит картины: краски, теплые или холодные тона, символика цвета). Она придает неповторимость полотну, особенную прелесть, индивидуальность. Здесь скажем детям о значении тени и полутени, об обрамлениии предметов и фигур.
Символика числа. Обращаем внимание на время написания картины.
«Свой» и «чужой» мир на картине. Ребятам можно придумать задание «Ищу друзей» или «Ищу недругов». Здесь же можно сказать о пластике фигур и форм, о их расположении на картине (композиция).
Работу на творческое воображениепредлагаю провести по вопросам.
Давайте попробуем почувствовать воздух.
Какие тебе слышатся звуки?
Представьте, что вы вошли в эту картину…
Вы почувствовали аромат раннего утра, солнечного дня, вечера, ночи?
Вы ощущаете запах леса?
Попробуйте подвигать предметы интерьера по своему усмотрению. Что-то изменилось?
Представьте себя на месте персонажа… (ассоциация-эксперимент)
Как вы думаете, где находится в это время художник?
Выводы и умозаключения по работе. Ученики начали говорить о картине с эмоций, а закончат логическими выводами, ответив на ряд вопросов.
Что вы поняли после просмотра этой картины?
Какие мысли она в вас пробудила?
Может быть, о чем-нибудь напомнила?
Можно ли встретить этих героев в реальной жизни?
Зачем художник писал картину?
Кого он хотел увековечить?
С какими стихами, рассказами, историческими повестями или музыкой эта картина ассоциируется?
Эти вопросы очень важны, так как ученики демонстрируют общий культурный уровень, показывают, как они усвоили материал по другим предметам: литературе, истории, музыке, МХК. Будет хорошо, если работа по картине закончится стихами. К картине И. Репина «Бурлаки на Волге» подойдут стихи Н.А. Некрасова, к всевозможным пейзажам – А. Фет, Ф. Тютчев, Н. Рубцов. Даже можно цитировать Шекспира, лишь бы поэтические строки были уместны.
Результаты работы по данной методике
Знают алгоритм мыслительных действий.
Умеют выявлять объекты на картине.
Описывают картину через возможные человеческие ощущения на основе восприятия объекта.
Познакомились с великими мастерами живописи, с их творческой мастерской.
Сформировали познавательный интерес к уроку по развитию связной речи на разных предметах.
Уделили внимание выявлению художественных особенностей картин.
Лицеисты - зрители, участники, творцы, счастливые востребованные ученики, которые разработали собственное видение и понимание картины через межпредметные связи.
Работалис интересом, с пользой, опираясь на разнообразную научную, справочную, критическую литературу.
Под влиянием изобразительного искусства рождалось творческое воображение.
Произошло творческое взаимодействие учащихся на основе проблемно-поисковых форм работы, приобщение к исследовательской деятельности.
Осуществлена наработка своих собственных путей решения проблемы, лицеисты сами участвовали в процессе обучения, проявляли активность и открытость в общении.
Сформирована культура восприятия, развитие навыков художественного творчества, способов самовыражения.
Создана ситуация, когда ученик хочет сам разобраться, так как ищет ответы на свои вопросы.
Возникло понимание, что «Живопись, литература, лингвистика, история, МХК – это про Меня! Это для Меня!»
Выработана схема работы: Зритель – Читатель – Исследователь – Творческая деятельность – Счастливый ученик!
Сформирован Зритель, когда произведение живописи и языковая или историческая категория вне восприятия лицеиста и его творческого воображения не существует.
Методика базировалось на уроках по русскому языку,литературы, истории, МХК, предусмотренных не только программой 5-8 классов, но и ее расширением и углублением.
По результатам опроса, 80% учащихся желают писать необычные творческие работы, подбирать необычные слова, которые бы «зацепили», запомнились.
Отработаны формы работы: вычитывание «по строчкам» сюжета живописного произведения, работа от «зацепившего образа», словесное рисование, первое представление о предмете.
Создан аутотренинг «Я становлюсь добрее…»
Рефлексия. Качество знаний выполненных работ (сочинение по картине) составило
Перспективы методики
Использование на элективных курсах.
Может стать частью общего проекта об искусстве.
Лингвистические, литературные, исторические эксперименты для учащихся.
Подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Написание рефератов к урокам русского языка, литературы, истории, МХК.
Публичные выступления на конференциях, семинарах.
Библиографический список
Станиславский К.С. Работа актера над собой.Ч. 1. – М., 1985.
Челышева Т.В., Ламыкина Л.В. Образовательная область «Искусство» в контексте эксперимента по совершенствовавнию структуры и содержания общего образования. – М., Новый учебник, 2003.
Меркин Г.С., Зыбина Т.М. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи. М., Русское слово 2007.
Потемкина Т.В., Сабурова С.В. – Русский язык 10-11 классы. Культура устной и письменной речи. М., Русское слова, 2006.
Основы русской риторики – М., 1997.
Ларин Б.А. – Значение работ академика Щербы Л.В. в русском языкознании.
Акишина А.А. – Русский речевой этикет, М., 1995.
Чеснокова Л. – Вокруг тебя мир. М., 2000.
Синицын В.А. – Праздник творчества на уроках русского языка. Журнал «Русский язык в школе», №6, 2000. С. 16 -22
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: пособие для учителя. М., Просв., 1988.
|
|
|