Главная страница

Министерство образования, науки и культуры архангельской области



Скачать 272.46 Kb.
НазваниеМинистерство образования, науки и культуры архангельской области
Дата12.03.2016
Размер272.46 Kb.
ТипРабочая учебная программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Архангельской области

«НОВОДВИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

(ГАОУ СПО Архангельской области

«Новодвинский индустриальный техникум»)
УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАОУ СПО Архангельской области

«Новодвинский индустриальный техникум»
______________Русаков В.С.

«___»_____________2011г
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

14 кегль

строчные


Новодвинск 2011

Рабочая учебная программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Министерство образования РФ. – М., 2004.) и примерной программы учебной дисциплины «Химия», предназначенной для изучения химии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 и утверждённой Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО технического профиля по профессиям:
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования


Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Архангельской области «Новодвинский индустриальный техникум»
Разработчик:

Харлап Оксана Николаевна, преподаватель ГАОУ СПО Архангельской области «Новодвинский индустриальный техникум»

Рекомендована методической комиссией общеобразовательных, социально - гуманитарных дисциплин, протокол № 7 от 9.09.2011г.

СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………






4


  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………



9
  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины………………………………



13
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины………………………………



15



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы профессий НПО технического профиля.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной

картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения

разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли

химии в развитии современных технологий и получении новых

материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных -

- способностей в процессе самостоятельного приобретения химических

знаний с использованием различных источников информации, в том числе

компьютерных;

- воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного

общества, необходимости химически грамотного отношения к

собственному здоровью и окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного

использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском

хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для

предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и

окружающей среде.

Отбор содержания проводился на основе следующих ведущих идей:

− материальное единство веществ природы и их генетическая связь;

− причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и

− применением веществ;

− познаваемость мира и закономерностей химических процессов;

− объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для

фактологического материала;

− конкретное химическое соединение представляет собой звено в

непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте

химических веществ и в химической эволюции;

− законы природы объективны и познаваемы; знание законов химии дает

возможность управлять превращениями веществ, находить экологически

безопасные способы производства веществ и материалов и охраны

окружающей среды от химического загрязнения;

− наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила

развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

− развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат

интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и

призваны способствовать решению глобальных проблем человечества.

Реализация дедуктивного подхода к изучению химии способствует

развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез,

обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и

классификация и др.

В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями,

лабораторными опытами и практическими работами.

При изучении химии значительное место отводится химическому

эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся

специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые

химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному

обращению с веществами, материалами и процессами в быту и на

производстве.

Программа содержит тематику рефератов для организации

самостоятельной деятельности обучающихся.

В процессе изучения химии важно формировать информационную

компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной

работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске

информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной

литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

входит в общеобразовательный цикл ОПОП и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественнной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;




  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;




  • воспитание убежденности позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;




  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


В результате изучения учебной дисциплины Химия обучающийся должен

уметь:




  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;




  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;




  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;




  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;




  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;




  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;




  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;


знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;




  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;




  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;




  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;




  • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;




  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;




  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;




  • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;




  • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;




  • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2 . СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:




практические занятия

9

лабораторные занятия

16

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:




Внеаудиторная самостоятельная работа

10

Индивидуальные творческие задания

19

Решение задач

10

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины химия.


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Общая и неорганическая химия




66




Тема 1.1.

Основные понятия и законы

Содержание учебного материала

7

1

Основные понятия химии

2

2

2

Основные законы химии




2

Практические занятия

Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе

2




Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Подготовка докладов по темам «Аллотропные модификации углерода, кислорода, олова».

3

Тема 1.2.

Периодический закон и Периодическая система Д.И Менделеева. Строение атома.

Содержание учебного материала

7

1

Периодический закон и Периодическая система Д.И. Менделеева

4

2

2

Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева




2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка докладов по темам «История открытия периодической системы Д.И Менделеева»; «История открытия строения атома»;

Составление электронных конфигураций атомов химических элементов.

3




Тема 1.3.

Строение вещества

Содержание учебного материала

9

1

Ионная химическая связь. Ковалентная химическая связь.

6

2

2

Металлическая связь. Агрегатные состояния веществ и водородная связь




2

3

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы.




2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление обобщающей таблицы «Конденсация, текучесть, возгонка, кристаллизация, сублимация, десублимация»;

Подготовка доклада по теме «Минералы и горные породы как природные смеси»;

3




Тема 1.4.

Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала

10

1

Вода. Растворы. Растворение. Массовая доля растворенного вещества.

4

3

2

Электролитическая диссоциация.




2

Практическое занятие

Решение задач по теме «Растворы».

2




Самостоятельная работа обучающихся

Решение задач на массовую долю растворенного вещества.

Подготовка докладов по темам «Применение воды в технических целях», «Жесткость воды и способы её устранения. Минеральные воды».

4

Тема 1.5.

Классификация неорганических соединений и их свойства

Содержание учебного материала

12

1

Оксиды, основания их свойства

4

2

2

Кислоты, соли их свойства




2

Лабораторные занятия

Изучение свойства кислот и щелочей.

Свойства солей. Гидролиз солей.

4




Самостоятельная работа обучающихся

Написание уравнений гидролиза солей различного типа;

Составление обобщающей таблицы «Индикаторы и среды растворов»

4

Тема 1.6.

Химические реакции

Содержание учебного материала

11

1

Классификация химических реакций. Окислительно – восстановительные реакции.

4

2

2

Скорость химических реакций. Обратимость химических реакций.




2

Практическое занятие

Написание уравнений реакций ионного обмена

2




Лабораторные занятия

Реакции ионного обмена.

Скорость химических реакций.

2




Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка докладов по темам «Практическое применение электролиза. Гальванопластика. Гальваностегия»;

«Рафинирование цветных металлов».

Написание уравнений ОВР, определение окислителя и восстановителя.

3

Тема 1.7.

Металлы и неметаллы

Содержание учебного материала

10

1

Металлы

4




2

Неметаллы







Лабораторные занятия

Получение, собирание и распознавание газов.

Решение экспериментальных задач.

2




Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка докладов по темам «Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии»;

«Производство чугуна и стали»;

«Получение неметаллов фракционной перегонкой жидкого воздуха и электролизом растворов или расплавов электролитов»

Составление схемы «Производство серной кислоты»

4

Раздел 2

Органическая химия





51

Тема 2.1.Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений

Содержание учебного материала

7

1

Предмет органической химии. Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова.

3

2

2

Классификация органических веществ. Классификация реакций в органической химии.




2

Практическое занятие

Изготовление моделей молекул органических веществ

1




Самостоятельная работа обучающихся

Составление обобщающей таблицы «Сравнение классификации соединений и классификации реакций в неорганической и органической химии»;

Написание формул гомологов.

3

Тема 2.2.

Углеводороды и их природные источники

Содержание учебного материала

16

1

Предельные углеводороды (алканы).

8

2

2

Непредельные углеводороды (алкены, диены и каучуки).




2

3

Алкины. Арены.




2

4

Природные источники углеводородов




2

Лабораторное занятие

Получение этилена и опыты с ним

2




Практические занятия

Решение задач на выведение молекулярных формул углеводородов

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка докладов по темам «Основные направления промышленной переработки природного газа»;

«Попутный нефтяной газ, его переработка»

«Процессы промышленной переработки нефти: крекинг, риформинг. Октановое число бензинов и октановое число дизельного топлива»

«Коксохимическое производство и его продукция»

Составление обобщающей таблицы «Метан, этилен, ацетилен, бензол».

4

Тема 2.3.

Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

12

1

Спирты. Фенол.

6

2

2

Альдегиды. Карбоновые кислоты.




2

3

Сложные эфиры и жиры. Углеводы.




2

Лабораторное занятие

Свойства спиртов и карбоновых кислот

2




Самостоятельная работа обучающихся

Написание уравнений по схемам «Генетическая связь между классами органических соединений».

Подготовка докладов по темам «Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним»; «Этиленгликоль и его применение. Токсичность этиленгликоля и правила техники безопасности при работе с ним»;

«Пленкообразующие масла. Замена жиров в технике непищевым сырьем»; «Синтетические моющие средства»;

1

Тема 2.4.

Азотсодержащие органические соединения. Полимеры

Содержание учебного материала

16

1

Амины. Аминокислоты.

4

2

2

Белки. Полимеры.




2

Лабораторные занятия

Свойства белков.

Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений

4




Контрольная работа по разделу 2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Написание уравнений по схемам «Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений».

Подготовка к контрольной работе;

Составление схемы «Промышленное производство химических волокон»;

4




Всего:

117


3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории химии.

Оборудование учебного кабинета и лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный стол;

- вытяжной шкаф;

- учебно-наглядные пособия и лабораторное оборудование:

периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов, ряд электроотрицательности неметаллов, таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде, плакаты по общей и неорганической химии; плакаты по органической химии, химическая посуда, химические реактивы, лабораторные весы и разновесы, коллекции: «Металлы», «Горные породы», «Пластмассы и волокна», модели органических веществ
Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

- ряд напряжений металлов;

- ряд электроотрицательности неметаллов;

- плакаты по общей и неорганической химии;

- плакаты по органической химии;

- химическая посуда;

- химические реактивы;

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Дроздов А.А. Химия. – М., «Дрофа»2006
2. Иванова Р.Г., Каверина А.А. Химия. – М., «Просвещение» 2010
Дополнительные источники:
1. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
2. Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.

3. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии

(с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средних

проф. заведений. – М., 2004.
4. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое

пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
5. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С.

Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
6. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции

/ Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
7. Химия в школе: научно-методический журнал учрежден Министерством

образования и науки РФ
8. 1 сентября Химия: Приложение к газете «1 сентября» Учрежден

Министерством образования и науки Российской Федерации

9. Свет: научно-теоретический журнал учрежден МСХ РФ
10. Электронное учебное пособие «Демонстрационное планирование

«Общая химия» ООО «РМТ компании» г. Волгоград
11. Электронное учебное пособие «Органическая химия» + все опыты

органики» ООО «Руссобит Паблишинг» г. Сергиев Посад
12. Мультимедийный репетитор «Химия» ООО «Мультимедиа

технологии и дистанционное обучение» 2010 г. Питер

13. Интернет-ресурс. Механизмы органических реакций. Форма доступа

https://tI.ru/v gimnI 3/docs/ximia/him 2. htm https://tI.ru
14. Интернет-ресурс. Химия для всех. Электронный справочник за полный

курс химии.

http: //www. informatika.ru/text/database/chеinу/START.htmI

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.





Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;


Практические работы 8,9


  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;


Практические работы 1,2,3,4

Лабораторные работы 1-8


  • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;





Практические работы 1,2,3,4,6,7,9,11,12
Лабораторные работы 1,3,4



  • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;


Лабораторные работы 1, 2
Практические работы 6,7

  • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;


Лабораторные работы 4, 8



  • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;


Практические работы 1 -12



  • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;


Практические работы 1 -12


  • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;


Практические работы 5,8,10


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников





Лабораторные работы 1 - 8


знать/понимать:

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;





Тестовые задания №1,2,3,4



  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

  • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;


Тестовые задания№1,2

Тестовые задания №1,2,3,4

  • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;



Тестовые задания № 4,5,6,7,8,9

.