|
Программа учебной дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности
2012г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего специального образования Кулебакский металлургический колледж Разработчики:
Горбунова Людмила Викторовна, преподаватель ГБОУ СПО КМК Рекомендована цикловой методической комиссией общепрофессиональный дисциплин, протокол № __от ______________г
Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).
Заключение Экспертного совета № ____________ от
« » 20 г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4
| СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5
| условия реализации примерной программы учебной дисциплины | 10
| Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 11
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 080000 Экономика:
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям);
080110 Банковское дело;
080118 Страховое дело (по отраслям). Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 23369 Кассир. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к математическому и общему естественнонаучному циклу основной профессиональной образовательной программы
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
обрабатывать текстовую и табличную информацию;
использовать деловую графику и мультимедиа - информацию;
создавать презентации;
применять антивирусные средства защиты;
читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
применять методы и средства защиты бухгалтерской информации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники;
основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
технологию поиска информации в сети Интернет;
принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
основные понятия автоматизированной обработки информации;
направления автоматизации бухгалтерской деятельности;
назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем;
основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа; самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 96
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 64
| в том числе:
|
| практические занятия
| 32
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 32
| в том числе:
|
| индивидуальное проектное задание
| 0
| внеаудиторная самостоятельная работа
| 32
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной
деятельности»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Методы и средства информационных технологий
|
| 30
|
| Введение
| Цели, задачи дисциплины. Принципы использования информационных технологий в профессиональной деятельности бухгалтера. История развития инфотехнологий в бухгалтерском учете. Логическая структура дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста, межпредметные связи. Основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации
| 2
| 1
| Тема 1.1. Назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники
| Классификация организационной и компьютерной техники. Состав ПК и основные характеристики устройств. Назначение и принципы эксплуатации организационной и компьютерной техники
| 2
| 2
|
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Характеристики основных видов организационной и компьютерной техники
| 8
|
| Тема 1.2. назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
| Основные принципы обработки текстовой и табличной информации; использования деловой графики и мультимедиа - информации при создании презентаций; пользования автоматизированными системами делопроизводства
| 2
| 3
| Практические занятия
| 10
|
| Обработка текстовой информации в текстовом редакторе
| Обработка табличной информации в электронных таблицах
| Использование деловой графики и мультимедиа - информации при создании презентаций
| Пользование информационно-поисковыми системами
| Пользование автоматизированными системами делопроизводства
|
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Характеристики и назначение основных прикладных программ
| 6
| Раздел 2. Электронные коммуникации
|
| 16
|
| Тема 2.1. Основные компоненты компьютерных сетей
| Типы компьютерных сетей, их топология. Технические средства создания сетей. Адресация в сети
| 2
| 2
| Тема 2.2. Технология передачи данных в компьютерных сетях
| Технология поиска информации в сети Интернет. Принципы пакетной передачи данных, организация межсетевого взаимодействия. Использование информационных ресурсов для поиска и хранения информации
| 2
| 3
|
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Профессионально значимые информационные ресурсы. Организация систем электронного документооборота
| 12
|
| Раздел 3. Защита информации
|
| 12
|
| Тема 3.1. Правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения
| Законодательство в сфере защиты информационной собственности и авторских прав. Лицензионное программное обеспечение
| 2
| 2
| Тема 3.2. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа
| Применение антивирусные средства защиты. Методы и средства защиты бухгалтерской информации;
| 2
| 2
| Тема 3.3. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности
| Актуальность проблемы защиты информации. Способы защиты информации: физические (препятствие), законодательные, управление доступом, криптографическое закрытие. аспекта уязвимости информации. Угрозы цифровой подписи
| 4
| 3
|
| Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Основные информационные угрозы и методы защиты.
| 4
|
| Раздел 4. Автоматизированная
обработка информации в профессиональной деятельности
|
| 38
|
|
|
|
| Тема 4.1. Основные понятия автоматизированной обработки информации;
| Чтение (интерпретация) интерфейса специализированного программного обеспечения, поиск контекстной помощи, работа с документацией. Применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации.
| 2
| 2
| Тема 4.2. Назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем
| Классификация бухгалтерских информационных систем. Определение информационной системы. Использование информационных систем Разделение информационных систем на информационные системы общего профиля и профессионально ориентированные. Обзор программного обеспечения финансово - экономического назначения
| 4
| 2
| Тема 4.3. Автоматизация бухгалтерской деятельности;
| Автоматизация бухгалтерского учета в программе 1С: Бухгалтерия. Основные информационные единицы системы 1С:Предприятие 7.7. : справочники, константы, документы, журналы, отчеты. Пользовательская настройка системы 1С:Бухгалтерия на ведение учета на конкретном предприятии. Заполнение справочников. Ввод остатков по счетам. Текущая работа в программе. Добавление и редактирование операций, проводок и документов. Особенности учета отдельных видов хозяйственных операций в автоматизированной системе. Работа с типовыми операциями. Виды отчетных документов, алгоритм.
| 10
| 3
| Контрольная работа
| 1
|
| Практические занятия
| 22
|
| Настройка программы 1С :Бухгалтерия на ведение учета на конкретном предприятии.
| Заполнение справочников в программе 1С:Бухгалтерия вручную
| Заполнение справочников на основании ранее введенной информации
| Ввод остатков по счетам в программе 1С :Бухгалтерия Ручной ввод проводок и ввод на основании документа. Использование типовых операций
| Операции по расчетному счету и кассе в программе
| Операции по основным средствам в программе
| Операции по движению материалов в программе
| Операции по реализации готовой продукции в программе
| Операции по начислению заработной платы
| Выполнение регламентных операций
| Формирование отчетности и сервисные функции в программе 1С :Бухгалтерия
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Оборудование учебной лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
автоматизированные рабочие места обучающихся;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Технические средства обучения:
- компьютеры с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения, мультимедиапроектор, принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи (с изменениями. от 8 ноября 2007 г.)// Система ГАРАНТ, 2010.
Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями)// Система ГАРАНТ, 2010.
Постановление Правительства РФ «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» от 28 февраля 1996.
ГОСТ 34.003-90: Информационная технология: Комплекс стандартов на автоматизированные системы: Автоматизированные системы: Термины и определения. - М., 1991.
Голицина О.Л., Попов И.И., Максимов Н.В., Партыка Т.Л. «Информационные технологии» - М.: Форум - Инфра-М, 2006.
Михеева Е.В. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» - М.: Академия, 2004.
Якубайтис Э.А. «Информационные сети и системы» - М.: Финансы и статистика, 2006.
Справочная правовая система Консультант плюс.
Дополнительные источники:
Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".// Система ГАРАНТ, 2007.
«АПК: экономика, управление». Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал
«Бухгалтер и компьютер». Ежемесячный профессиональный журнал для бухгалтеров
Интернет-ресурсы:
Федотов Н.Н. Защита информации. Учебный курс HTML-версия (https://college.ru/UDP/texts).
Каталог сайтов - Мир информатики https://jgk.ucoz.ru/dir/.
Программа курса «Компьютерная бухгалтерия, 1C. Версия 7.7» https://ich.tsu.tomsk.su/Learning_program.
1С: Бухгалтерия предприятия 8.0/8 https://teachvideo.ru/course/247.
Федеральный образовательный портал - Экономика, Социология, Менеджмент https://ecsocman.edu.ru/.
Видеоуроки Бухгалтерия и финансы https://teachvideo.ru/catalog/24.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| 1
| 2
| Умения:
|
| - использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
| практические занятия
| обрабатывать текстовую и табличную информацию;
| практические занятия, домашние работы
| использовать деловую графику и мультимедиа;
| практические занятия
| - создавать презентации;
| практические занятия
| - применять антивирусные средства защиты;
| практические занятия
| читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
| практические занятия
| - применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с
| практические занятия
| изучаемыми профессиональными модулями;
|
| пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
| практические занятия
| - применять методы и средства защиты бухгалтерской информации;
| практические занятия
| Знания:
|
| - основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
| тестирование
| - назначение, состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники;
| Тестирование, выполнение домашней работы
| - основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
| Тестирование, выполнение домашней работы
| - назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения.
| Тестирование, выполнение домашней работы
|
Преподаватель ______________________________________(Горбунова Л.В.) |
|
|