|
Мотивация к обучению в школе является одной из главных составляющих личностной готовности ребенка к школе Мотивация к обучению в школе является одной из главных составляющих личностной готовности ребенка к школе.
Не стоит забывать , что решающую роль в формировании мотивов учения играет семья, потому что основные потребности человека, прежде всего социальные и познавательные закладываются в раннем детстве. Интерес к новым знаниям, навыки поиска интересующей информации, осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца. Умение сравнить результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка-все это является мотивационной основой школьного учения и формируется,главным образом,в условиях семейного воспитания, а также под влиянием дошкольного образования.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе является важной задачей педагогического коллектива детского сада и семьи при подготовке детей к школе. Для решения этих задач в ДОУ используются различные методы и формы работы. Такие как: экскурсии в школу, беседы о школе, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций о школе и школьной жизни. При этом детям важно показать образ «плохого ученика» и «хорошего ученика».
Формы работы с педагогами разнообразны: это круглые столы для специалистов детского сада и школы, психологические консультации, семинары-тренинги,деловые игры,педагогические гостиные для воспитателей, где они делятся с коллегами своим опытом работы в данном направлении. Работа с детьми- это психодиагностика мотивационной готовности к школьному обучению на начало учебного года, экскурсии в школу, развивающие занятия, игровая трапеция, организация досуговых мероприятий. Направленных на повышение учебной мотивации и, конечно, итоговая психодиагностика.
Эффективна форма работы-это «Клуб родителей будущих первоклассников». Готовыми к школе важно быть не только детям, но и их папам и мамам. Родители тоже испытывают трудности в этот период жизни своих детей. Часто они не готовы увидеть своих чад повзрослевшими или предъявляют к детям завышенные требования, а порой переносят на детей груз собственных негативных переживаний, связанных со школой. Конечно, родители будущих первоклассников остро нуждаются в психологопедагогической помощи. В рамках «Клуба родителей будущих первоклассников» проводятся: анкетирование, консультации с участием педагогов, психологов, учителей, выпускников детского сада, различные семинары и детско- родительское занятия. Систематическая работа по повышению мотивационной готовности к школе несомненно принесет ощутимые результаты,в первую очередь это эмоционально благополучное отиношение к школе и учению, готовность к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.
Для того чтобы взрослый (педагог, родитель) мог правильно понять поведение и действие ребенка и управлять ими, ему необходимо знать, какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности. В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности( потребность в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении). К концу дошкольного возраста ребенок исчерпывает возможности игровой деятельности по удовлетворению своих потребностей, игровые мотивы продолжают играть важную роль, но уже не занимают ведущего места в мотивационной структуре дошкольника.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, раз питие творческого воображения и свободы мышления).
В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности , прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Интерес к новым знаниям,элементарные навыки поиска интересующей информации ( в книгах, журналах,справочниках), осознание общественной значимости школьного учения. Умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и доводить начатое дело до конца , умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания.Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями. Как же диагностировать готовность ребенка к школьному обучению? По мнению Д. Б. Эльконина, прежде всего надо обратить внимание на возникновение произвольного поведения - как ребенок играет, подчиняется ли он правилу, берет ли на себя роли?- Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения -важный признак готовности. Под руководством Д. Б. Эльконина был проведен интересный эксперимент. Перед ребенком куча спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными.
Особо следует подчеркнуть, что формирование и развитие интересов и мотивов поведения ребенка не должно проходить спонтанно, вне контроля родителей и педагогов. Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обуславливает возможность появления у его негативных и пагубных интересов. |
|
|