|
«Предупреждение ошибок при выполнении заданий разного типа» Банк обучающих памяток инструкций моу «Гимназия №1» Учитель: Пятанина Ю. М. Структура ким егэ по иностранному языку
«Предупреждение ошибок при выполнении заданий разного типа»
Банк обучающих памяток - инструкций МОУ «Гимназия № 1» Учитель: Пятанина Ю.М. Структура КИМ ЕГЭ по иностранному языку. Разделы
| Базовый уровень
| Повышенный
уровень
| Высокий
уровень
| Аудирование
| В1
| А1-А7
| А8-А14
| Чтение
| В2
| В3
| А15-А21
| Грамматика и лексика
| В4-В10
В11-В16
| А22-А28
|
| Письмо
| С1
|
| С2
|
Можно предложить экзаменуемым следующий алгоритм выполнения задания В1: 1. Внимательно прочитать инструкцию и понять, что требуется сделать в задании.
2. Прочитать формулировку задания, т.е. утверждения, (высказывания, заголовки, подзаголовки) A-G и подчеркнуть в них ключевые слова. Как правило, они близки тематически, поэтому следует искать различия, стараясь ответить на вопрос «Чем высказывания отличаются друг от друга?»
3. Определив различия, следует подумать о синонимах. Заголовок, подзаголовок и т.д. формулирует главную мысль фрагмента, но отражает это другими словами, не копируя исходный аудиотекст.
4. В данном задании не требуется полное понимание текста, здесь необходимо быстро по ключевым словам уяснить основное содержание, не обращая внимания на слова, от которых не зависит общее понимание текста.
5. После первого прослушивания следует отметить наиболее вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова и соотнося с теми, что уже подчеркнуты в утверждениях.
6. Во время второго прослушивания необходимо сконцентрировать внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или в правильности которой есть сомнения. Задача – проверить правильность первоначальных ответов. При выполнении заданий А1 – А7 необходимо: 1. Перед прослушиванием записи внимательно прочитать текст инструкции и сами утверждения.
2. В этом задании не надо пытаться определить правильный ответ до прослушивания текста, т.к. ответ зависит исключительно от содержания текста. Общие знания и догадка в данном случае могут подвести.
3. Следует также продумать, какого рода информация потребуется (например, цифры, время, имена собственные, какие-то детали), чтобы определить данное утверждение как верное, неверное или не упомянутое в тексте.
4. Необходимо учитывать разницу между вариантом «Неверно» и вариантом «В тексте не сказано». Неверное предложение содержит информацию, которая противоречит тексту, а вариант « В тексте не сказано» означает, что в тексте по этому поводу конкретной информации нет.
5. В заданиях такого типа порядок приведенных утверждений, как правило, соответствует тому порядку, в каком информация даётся в аудиозаписи.
6. При прослушивании текста следует обратить внимание на отрицательные предложения, поскольку правильный ответ часто имеет форму утвердительного предложения, которое включает слово, противоположное по значению тому, что прозвучало в записи. Можно дать следующие рекомендации по выполнению заданий А8 – А14: 1. Перед прослушиванием записи надо прочитать только вопросы в задании, без предложенных вариантов ответа.
2. Если вопрос состоит из одного или нескольких слов, не образующих полного предложения, рекомендуется прочитать вопросы вместе с предложенными вариантами ответов.
3. Рекомендуется найти в вопросах ключевые слова и подобрать к ним синонимы.
4. Когда прослушивание началось, следует прекратить чтение вопросов (даже если они не прочитаны до конца) и сконцентрировать внимание на понимании аудиотекста.
5. Во всех заданиях на множественный выбор порядок вопросов соответствует тому порядку, в каком информация появляется в тексте.
6. Во время первого прослушивания надо отметить возможные варианты ответов.
7. При выборе ответа надо руководствоваться только той информацией, которая дается в тексте, а не своими представлениями и знаниями по данному вопросу.
8. И правильные, и неправильные варианты могут включать слова и выражения из аудиотекста. Следует обращать внимание не столько на слова, сколько на контекст.
9. Следует быть осторожным с теми вариантами ответа, в которых встречаются те же слова и фразы, что звучат в записи. Часто это неверные варианты. Информация не всегда передаётся одними и теми же словами. Как правило, для этого используются синонимы.
10. Правильный ответ не всегда включает всю ту информацию, которая звучит в записи.
11. Иногда вопросы имеют общий характер, они касаются высказанных мнений, намерения автора или контекста ситуации. Следует обращать внимание не только на отдельные фразы, но и на наиболее длинные отрезки или текст в целом.
12. Во время второго прослушивания надо проверить выбранные ответы и обратить внимание на ту информацию, которая была пропущена во время первого прослушивания. При подготовке к выполнению заданий В2 необходимо: 1. Подобрать к тексту различные элементы: заголовки, фразы, вопросы, утверждения.
2. Определить, какие утверждения, заголовки, вопросы, фразы соответствуют тексту, а что является лишним.
3. Определить, что именно следует сопоставить с текстом. Если сопоставляем:
- заголовки и фразы – надо определить основную идею текста или его частей;
- вопросы – необходимо найти в тексте место, к которому относится вопрос;
- утверждения – следует искать ту же информацию, но выраженную вербально иначе. Важно использовать следующую технологию выполнения заданий: 1. Беглый просмотр предлагаемых в задании заголовков и содержания всего текста.
2. Подбор заголовков к абзацам в любой удобной последовательности, поиск лексических и смысловых опор (ключевых слов).
3. Внимательное прочтение всего текста вместе с заголовками после выполнения задания. Нужно учесть следующие методические рекомендации по выполнению
задания В3: 1. Самые распространенные типы пропусков могут включать:
- пропущенные фразы;
- предложения;
- короткий фрагмент текста.
2. Необходимо обращать внимание на слова до и после пропуска.
3. Правильность заполнения пропуска зависит от понимания специфики типа и стиля текста.
4. Если пропуски в тексте охватывают целые предложения, следует прочитать текст еще раз, опуская пропущенные части, и постараться понять как можно больше. Содержание пропущенной части может относиться к различным местам текста.
5. Следует обращать внимание на:
- инверсию;
- связующие слова;
- выражения, соединяющие части предложений;
- идиоматические выражения. Можно предложить следующую технологию выполнения задания В3: 1. Беглый просмотр всего текста и предлагаемых вариантов соответствий.
2. После внимательного прочтения вариантов соответствий определить подходящие разделы текста. Подбор соответствий к тексту в любой удобной последовательности.
3. Внимательное прочтение всего текста вместе с соответствиями после выполнения всего задания. Следует принять во внимание следующие методические рекомендации для
выполнения заданий А15-А21: 1. Сначала надо прочитать вопросы, а затем текст, к которому они относятся.
2. В тексте надо найти фрагменты, к которым относится каждый из вопросов. Эти фрагменты могут быть разной длины:
- одно слово
- выражение
- целое предложение или абзац.
3. Постараться определить неверные ответы, обращая внимание на детали - неверные ответы могут содержать слегка измененную информацию из текста.
4. Следует отметить верный ответ, а затем вновь проверить его правильность. (Например, найти и подчеркнуть то место в тексте, которое подтверждает ответ).
5. Чтобы удостовериться, что ответ верный, надо обратить внимание на различие между основной идеей и второстепенной информацией.
6. Большое количество ошибок в данном задании предопределено наличием второстепенной информации в тексте.
7. Особое внимание обратить на то, что сформулировано четко и на то, что только подразумевается. В заданиях данного типа намерения автора могут иметь большое значение, но они не всегда выражены прямо и открыто. Поэтому надо проанализировать не только использованные в тексте выражения, но и понять скрытый смысл, который может содержаться в тексте.
Можно предложить следующую технологию работы над заданием: 1. Обязательное беглое ознакомление с текстом и вариантами ответов.
2. Внимательное прочтение текста, чтобы иметь четкое представление о содержании.
3. Чтение вопросов и поиск ответов. Работа со всем текстом в разной последовательности.
4. Перепроверка правильности/неправильности выбранного ответа. Следующие методические рекомендации могут помочь на этапе подготовки
учащихся к экзамену: 1. Для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому они относятся;
2. При обучении видовременным формам глагола обращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда оно замещено в предложении наречием времени и использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом;
3. Давать учащимся достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются возможные формы вспомогательного глагола, что способствует закреплению навыка употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении;
4. Особое внимание уделять формам глаголов to be и to have и как вспомогательных, и как смысловых в предложении, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой учащихся в грамматических тестовых заданиях;
5. Давать учащимся большое количество заданий, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен;
6. Добиваться, чтобы при формировании грамматических навыков учащиеся понимали структуру и смысл предложений и соблюдали порядок слов, соответствующий правилам построения предложений в английском языке. Это поможет избежать ошибок, связанных с употреблением трансформированной части речи, которая требуется для заполнения пропуска;
7. Требовать от учащихся не забывать в конце выполнения задания возвращаться к незаполненным пропускам. Это даст возможность избежать при выполнении теста таких ошибок, как 'was enjo', свидетельствующих, что экзаменуемый не смог сразу употребить нужную форму глагола, а впоследствии забыл вернуться к этому тестовому вопросу;
8. Несмотря на рекомендации о том, что в случае неуверенности в ответе нужно вписать тот, который кажется наиболее вероятным, не позволять учащимся вписывать несуществующие в языке формы (например, was enjoy, enjoyabled). Экзаменуемым можно предложить следующую технологию выполнения
заданий В4 – В10: 1. Прочитайте текст, чтобы понять его содержание.
2. Последовательно прочитайте каждое предложение и определите требуемое контекстом грамматическое значение пропущенного слова.
3. Образуйте форму слова, передающего это значение и впишите её в текст.
4. Прочитайте весь текст для проверки выполнения задания.
Следующие методические рекомендации предлагаются на этапе подготовки
к экзамену
1. При обучении добиваться от учащихся внимательного прочтения всего текста до того, как они начинают выполнять задание. Это облегчит им выбор необходимого языкового материала;
2. Учить учащихся вдумываться в смысл предложения, прежде чем заполнять пропуск;
3. Добиваться от учащихся неукоснительного следования инструкции к заданию; подводить их к пониманию того, что если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом;
4. Добиваться от учащихся понимания того, что опорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска на другое, даже если оно подходит по смыслу;
5. Требовать от учащихся, чтобы они каждый раз перечитывали предложение с заполненным пропуском, чтобы убедиться, что оно имеет смысл;
6. Обращать внимание учащихся на то, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, а не повторять слова, данные в предложении;
7. Требовать от учащихся быть предельно внимательными при выполнении тестовых заданий. Некоторые экзаменуемые, вопреки инструкции по заполнению бланков ответов, записывали ответы, состоящие из двух слов, с пропуском, что считается неверным ответом;
8. При выполнении тестовых заданий каждый раз добиваться от учащихся четкого следования технологии выполнения задания.
9. Приучать учащихся всегда писать четко и аккуратно.
Экзаменуемым можно предложить следующую технологию выполнения
заданий В4 – В10:
1. Прочитайте текст, чтобы понять, о чем он.
2. Последовательно прочитайте каждое предложение, восстановите по его смыслу значение пропущенной единицы, определите, какая часть речи пропущена.
3. Используйте соответствующий аффикс или аффиксы для образования нужной лексической единицы.
4. Прочитайте весь текст для проверки выполнения задания.
Методические рекомендации по подготовке к выполнению заданий В11 – В16: 1. Обращать внимание учащихся на то, что при заполнении пропуска нужно вписывать только недостающую лексическую единицу, а не повторять слова, данные в предложении;
2. Требовать от учащихся быть предельно внимательными при выполнении тестовых заданий. Некоторые экзаменуемые вопреки инструкции по заполнению бланков ответов записывали ответы, состоящие из двух слов, с пропуском, что считается неверным ответом;
3. При выполнении тестовых заданий каждый раз добиваться от учащихся четкого следования технологии выполнения задания. Технология выполнения заданий В11 – В16: 1. Прочитайте текст, чтобы понять его содержание.
2. Последовательно прочитайте каждое предложение.
3. Прочитайте предложенные варианты ответов, обратив внимание на устойчивые словосочетания, фразовые глаголы, идиоматические выражения, на прямое или предложное управление слов.
4. Продумайте варианты заполнения пропуска. Правильный ответ проще найти путем отбрасывания неверных ответов.
5. Прочитайте весь текст для проверки выполнения задания. Методические рекомендации по выполнению части С: Приступая к выполнению части С1 (личное письмо), экзаменуемый должен внимательно прочитать письмо-стимул и задание к нему, обратить внимание на количество вопросов, на которые следует обязательно ответить, на содержание и количество вопросов, которые он должен задать, вспомнить правила написания и оформления личного письма, использовать неофициальный стиль.
Рекомендуется следующий алгоритм работы с заданием С2:
1. Вступление.
Участнику экзамена необходимо:
- верно сформулировать проблему, используя перифраз, интерпретацию;
- выдвинуть общий тезис, в котором виден подход к теме. Перефразировать задание и уже во вступлении выразить собственное отношение к проблеме (3 – 4 предложения). Здесь необходимо показать основной подход к типу письменного высказывания.
2. Основная часть состоит из двух абзацев. В основной части также должен четко прослеживается тип письменного высказывания «выражение мнения».
- в первом абзаце основной части, экзаменуемый должен выразить свое мнение по сформулированной проблеме, аргументировать (привести не менее 2 развернутых аргументов в защиту своей позиции). Аргументы должны обосновывать заявленную позицию, логично включаться в текст, служат основанием для выводов, созвучны с главным тезисом, степень убедительности проявляется в строгой логичности или эмоциональной оценочности.
- во втором абзаце нужно выразить чужую точку зрения по проблеме и привести 1 аргумент, объясняющий ее. Привести 2 аргумента, объясняющих, почему ты не согласен.
В заключении экзаменуемый формулирует свое мнение о проблеме, делает вывод и указывает причины, которые к нему привели. Можно кратко обобщить свое отношение в проблеме, например, перефразировав вступление и второй абзац письменного высказывания. (3 – 4 предложения).
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для учителей иностранных языков по подготовке учащихся к ЕГЭ.
Учитель иностранного языка современной школы должен чётко представлять себе цели нынешнего иноязычного образования. Он должен осознавать свою профессиональную миссию в процессе модернизации образования, поскольку является одним из главных компонентов этого процесса. Критическое осмысление своей практики в свете задач, стоящих перед школой, может существенно повлиять на рост профессионализма учителя и отразиться на качестве итогового продукта его профессиональной деятельности: сформированных коммуникативных иноязычных компетенциях учащихся. Изучение материалов данного сборника, их оценка и перенос методических рекомендаций в собственную практику будет способствовать реальным положительным результатам в подготовке учащихся к ЕГЭ по иностранным языкам. Учителя могут найти в разделе «Иностранные языки» конкретные рекомендации по работе над каждым видом речевой деятельности учащихся по каждому из изучаемых в школах Московской области иностранных языков. Тем не менее общими для всех учителей иностранных языков могут стать следующие:
- усилить коммуникативную направленность процесса обучения иностранным языкам, не нарушая по объёму содержание обучения и соблюдая баланс развития всех составляющих компонентов коммуникативной компетенции;
- использовать в учебном процессе проблемные коммуникативные задания, в том числе в формате ЕГЭ;
- познакомить учащихся с требованиями и критериями оценки работ ЕГЭ;
- анализировать с учащимися работы участников ЕГЭ и тестирования с точки зрения их содержания и формы выполнения, сильных и слабых сторон;
- проводить специальные уроки по обучению написанию письменных высказываний с элементами рассуждений в формате ЕГЭ;
- систематически включать в уроки задания на все виды речевой деятельности в формате ЕГЭ;
- учить учащихся применять различные стратегии аудирования и чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- дополнять материал учебника аутентичными текстами различных жанров и типов;
- развивать умения учащихся обосновывать, аргументировать свою точку зрения при речевом взаимодействии;
- совершенствовать лексико-грамматические навыки во всех видах речевой деятельности и в коммуникативно-ориентированном контексте;
- развивать общеучебные умения, такие как умение самостоятельно добывать и обрабатывать информацию, обобщать, делать заключения, развивать свои тезисы, приводя конкретные примеры и аргументы, отличать факты от мнения, весомые аргументы от слабых, принимать логичные решения на основе полученной информации;
- формировать технические навыки правильного заполнения бланков. |
|
|