Главная страница


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Королёва Московской области детский сад №5 № «Сказка» общеразвивающего типа. Музыкальный руководитель Федосова Марина Ивановна Проектная деятельность



Скачать 82.67 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Королёва Московской области детский сад №5 № «Сказка» общеразвивающего типа. Музыкальный руководитель Федосова Марина Ивановна Проектная деятельность
Дата14.04.2016
Размер82.67 Kb.
ТипДокументы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Королёва Московской области детский сад №5 № «Сказка» общеразвивающего типа.

Музыкальный руководитель

Федосова Марина Ивановна

Проектная деятельность.

«Народные игры и их роль в приобщении детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры».

Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспитания. В народных играх дети могут встретиться с замечательными мелодиями, исполненными подлинно родным языком. Они приближают ребёнка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте. В играх заложен глубокий нравственный подтекст.

Игра является основным видом деятельности ребёнка, через которую он познаёт окружающий мир. В играх ребёнок учится быть добрым, трудолюбивым, любить природу, родной край.

В играх ребёнок удовлетворяет свою жажду деятельности, развивает свои умственные способности и воображение, воспитывает умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость.

Игра – школа физического воспитания. Дети развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, получая постоянно физическую нагрузку, дети тренируют свой организм.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они несут информацию о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Многие игры имитируют занятия взрослых – охоту на зверей, сельскохозяйственные работы и т.д. Практически каждая игра начинается с выбора водящего, для этого используются считалки, которые имеют свою древнюю традицию. Также в играх используются поговорки, пословицы, попевки и т.д.

Многолетний опыт работы в детском саду показал, что применение русских народных игр способствует развитию ребёнка как личности. Накопленный опыт дети должны уметь применить в самостоятельной деятельности. Поэтому накопить и углубить этот опыт можно в летний период, когда музыкальные занятия в детском саду проводятся на детских открытых площадках на воздухе.

Цель:

-приобщить детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры, способствовать формированию ценностных ориентиров в соответствии с нравственными принципами «народной педагогики».

Задачи:

  1. Создать систему работы, по приобщению к народной культуре через русские народные игры;

  2. Создать условия для применения полученных знаний; подготовить атрибуты к играм; обучить педагогов;



  1. Воспитывать интерес и любовь к национальной культуре;

  2. Использовать накопленный материал в проведении народных праздников.

Проект ориентирован на 2 возрастные группы:

  1. Дети 5-6 лет

  2. Дети 6-7- лет

Игры для детей 5-6 лет.

  1. «Дедушка Сысой» русская народная игра

Дети поют: -Здравствуй, седой дедушка Сысой,

Не тряси бородой, словно веничком,

Не стучи клюшечкой, словно ступочкой,

А послушай, что мы скажем да посмотри, что мы покажем.

Дедушка Здравствуйте, детушки-малолетушки,где вы бывали?

Дети Во сыром борочке!

Дедушка А что вы там делали?

Дети Постояли на кочке, посидели на пенёчке!

Дети имитируют задуманные движения, дедушка Сысой отгадывает и ловит детей.

  1. «Бабушка Пыхнеиха» русская народная игра

Дети двигаются за бабушкой следом и кричат:

- Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?

- На базар.

- Бабушка Пыхтеиха, возьми нас с собой.

- Ладно, идите да не свистите.

Дети бегут за бабушкой и свистят.

Бабушка поднимает палку и грозит:

-Вот я вас!

3. «Веночек» русская народная игра.

Поют: В саду девочки гуляли, красавицы цветы рвали,

Цветы рвали, сорывали, венки вили, совивали,

На головушку сажали, себя сами украшали.

Украшали, упряжали, в хороводе постояли.

Во время пения девочки передают веночек, с окончанием песни, веночек одевается на голову.

Вед. Веночек, веночек, спрячься в теремочек.

Девочка снимает венок с головы и говорит:

- Вот он, вот он, твой веночек, догони меня, дружочек.

Оббегает круг и встаёт на своё место. Если её догоняет водящий. Она отдаёт венок.

4.«Кувшинчик» русская народная игра.

Дети стоят в кругу, водящий в центре отбивает мяч и поёт:

- Я кувшинчик уронил, и об пол его разбил,

Раз, два, три – это верно будешь ты.

Бросает мяч ребёнку, который должен поймать и стать ведущим.

5.«Ручеек» русская народная игра.

Дети строятся в две колонны, руки кладут друг другу на плечи. Рядом кладут две длинные ленты «ручейки».

- Разлился ручеек, золотой рожок. Ух!

Дети всей командой должны перепрыгнуть через ленту. Кто наступил, выходит из игры «с мокрыми ногами».

- Разлился водой, холодной ключевой. Ух!

- Разлился водой, прохладной снеговой. Ух!

- По пням, по болотам, по лесным колодам. Ух!

Выигрывает та команда, в которой останется больше участников.

6.«Гори ясно» русская народная игра.

Дети идут по кругу, в середине в платочком стоит водящий.

Поют: - Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо, птички летят, колокольчики зенят.

Раз, два не воронь, беги как огонь.

Водящий останавливается с платком возле 2 участников, с окончанием песни дети оббегают круг, кто первый возьмёт платок, становится водящим.

Игры для детей 6-7 лет.


  1. «Кривой петух» русская народная игра.

Водящему завязывают глаза, крутят на месте. Дети стайкой подходят и спрашивают:

- Кривой петух, на чём стоишь?

Петух: - На иголочках.

- И не колко тебе?

Петух: - На подковочках.

Поют:

- Ступай в кут, там блины пекут,

Там блины пекут, тебе блин дадут.

Стучат ногой в пол.

Петух: -Кто там?

- Тарас! Лови нас, не открывая глаз!

Петух ловит детей с закрытыми глазами. Затем он должен определить, кого поймал, только после этого он может открыть глаза.


  1. « Яша» русская народная игра.

Дети стоят в кругу, в центре сидит водящий «Яша» с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют:

Сидит, сидит Яша, под ореховым кустом.

Грызёт, грызёт Яша орешки калёные, ядра золочёные.

Чок, чок, пятачок, вставай, Яшенька дружок.

Где твоя невеста? В чём она одета?

Как её зовут? И откуда привезут?

«Яша» с закрытыми глазами идёт вперед и натыкается на ребят, стоящих в кругу. Выбирает «невесту» и открывает глаза.


  1. «Косой плетень» русская народная игра.

Дети сидят на лавочке, водящий с песней идёт мимо детей и берёт рукой одного ребёнка, следующий также берёт свободной рукой очередного участника, так продолжается до тех пор, пока все дети не построятся в цепочку.

Поют: - Косой плетень, заплетайся,

Золотая труба прививайся!

Затем водящий заводит «улитку». В стороне стоят несколько ребят. Они ждут, когда водящий закончит песню.

С криком : «Вали плетень!» ребята толкают «улитку», все участники разбегаются в разные стороны.


  1. «Ремешок» русская народная игра.

Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Водящий с ремешком в руке идёт за кругом и поёт:

- Прячу, прячу ремешок под калиновый кусток.

А кто зореньку проспит, того бить, колотить. -2 раза

По окончании песни водящий бросает участнику игры ремешок за спину и убегает. Тот, кому достался ремешок, хватает его и бежит за водящим, пытаясь ударить. Водящий оббегает один круг и садится на свободное место. Если участник его догоняет, то ремешком осаливает водящего, бросает под ноги ремешок и убегает на своё место. Игра повторяется сначала.


  1. «Орех» русская народная игра.

Дети сидят на скамейке, считалкой выбирают водящего.

Водящий прячет за спиной в кулачок орех.

- В лесу на поляне стоит орешник в зелёном кафтане,

Богач не велик, но орешками наделит.

Водящий вытягивает обе руки и подходит к играющим:

- На кусту орех родился, под куст свалился.

Твоё или моё?

Участник должен отгадать, где лежит орех. Если угадал, становится водящим:

- А про эту сласть и у меня есть снасть!


  1. «Дедушка Ермак» русская народная игра.

Дети считалкой выбирают дедушку Ермака, он встаёт в середину круга.

Дети идут по кругу и поют:

- Трах, трах, тара-рах!

Растёт мак на горах!

Мак, мак, маковочек,

Золотой цветочек.

Встаньте все в ряд,

Спросите про мак.

Дети спрашивают:

- Дедушка Ермак, садил ли ты мак?

- Садил.

- Дедушка Ермак, полол ли ты мак?

- Полол.

- Дедушка Ермак, цветёт ли мак?

- Цветёт.

- Дедушка Ермак, созрел ли мак?

- Созрел.

- Дедушка Ермак, а не пора ли трясти мак?

- Пора.

После этих слов дедушка Ермак убегает, дети его догоняют и начинают легонько трясти.


  1. «Царевич – королевич» русская народная игра.

Водящий стоит в центре, участники идут с песней по кругу:

- По городу гуляет, по городу гуляет

Царевич-королевич, царевич – королевич.

Водящий подходит к девочке и кланяется, затем ведёт в середину круга.

Невесту выбирает, невесту выбирает,

Царевич – королевич, царевич – королевич.

Пара стоит спинами друг к другу. Дети считают:

- Раз, два, три!

Мальчик и девочка поворачивают головы: если в одну сторону - уходят вместе, взявшись за руки, если в разные стороны, то расходятся по разным сторонам.
Итогом всей проведённой работы будет проведение летнего фольклорного праздника «Святая Троица».

Главной задачей проведения праздника является создание праздничной атмосферы, естественное поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции.

В группах созданы мини-музеи «Народная свистулька», «Колокольчик серебристый», «Народный костюм (мини-куклы)».

Разработаны перспективные планы в группах по приобщению к истокам русской народной культуры.

Составлена картотека русских народных игр.

Проведён конкурс рисунка на тему: «Люблю берёзку русскую».

В уголках для родителей выставляется материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Троица», «Рождество».

Основной формой работы являются занятия, комплексные, тематические, сюжетные и другие виды.

При разработке сценария особое внимание уделяется подбору произведений календарного фольклора, словесно – музыкальных

и игровых произведений.

Результатами проведённой работы являются:

- использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок;

- умение играть самостоятельно в подвижные игры;

- знание фольклорных героев, умение узнавать их в изобразительном искусстве;

- активное участие в русских народных праздниках (знают название праздника, исполняют песни, стихи)

- знание истории народного костюма;

- бережное отношение к предметам быта, произведениям народно-прикладного искусства;

Литература:


  1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

  2. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремёслами, бытом в музее детского сада.

  3. Пугачёва Н.В., Есаулова Н.А. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста.

  4. Юдина И. «Милый мой хоровод» музыкально-литературная композиция.