Главная страница

Исторический обзор развития математических представлений детей дошкольного возраста



Скачать 73.08 Kb.
НазваниеИсторический обзор развития математических представлений детей дошкольного возраста
Дата14.04.2016
Размер73.08 Kb.
ТипДокументы

Исторический обзор развития математических представлений детей дошкольного возраста

Методика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Предшественником ее как научной дисциплины составляло устное народное творчество. В ходе их освоения дети не только овладевали пересчетом предметов, но и умением воспринимать и осознавать изменения, происходящие в окружающей их действительности. Это обеспечивало естественное развитие у детей некоторых представлений, смекалки и сообразительности.

В 1574 году первопечатник Иван Федоров в созданной им печатной учебной книге – «Букваре» предложил упражнения для обучения детей счету. В устном народном творчестве тех лет также отражены взгляды педагогов и родителей на математическое развитие ребенка.

В XVIII-XIX вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и развития представлений о размерах, мерах измерения, времени пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А.Коменским, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинским, Л.Н.Толстым и т.д. Педагоги той эпохи под влиянием требований развивающейся практики пришли к выводу о необходимости подготовки детей к усвоению математики в обучении. Ими высказаны определенные предложения о содержании и методах обучения детей, в основном в условиях семьи [34:17].

Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци считали, что основы арифметики можно заложить только на третьем году, когда дети начнут считать до 5, а впоследствии до 10 или, по крайней мере, начнут ясно выговаривать эти числа. Если на четвертом, на пятом, на шестом году они научаться считать по порядку до двадцати и быстро различать что 7 больше 5, 15 меньше 30, то этого будет достаточно. Основы геометрии они будут в состоянии усвоить на втором году, различая, что мы называем большим и что малым, впоследствии они легко поймут, что такое короткое, длинное, широкое, узкое. На четвертом году они поймут различия некоторых фигур. Если что-либо станет им известным, само собою они сами попытаются измерить, взвесить, сопоставить одно с другим [34:18].

Русский педагог-демократ К.Д.Ушинский говорил, что, прежде всего, следует выучить детей считать до десяти на наглядных предметах: на пальцах, орехах, и т.д., которые не жаль было бы и разломать, если придется показать наглядно половину, треть, и т.д. Считать следует учить назад и вперед так, чтобы дети с одинаковой легкостью считали от единицы до десяти и от десяти до единицы. Потом следует научить считать их парами, тройками, пятерками, чтобы дети поняли, что половина 10 равна 5 и т.д. Ушинский утверждал, что надо просто «приучить дитя распоряжаться с десятком совершенно свободно – и делить, и умножать, и дробить»[39:39].

Великий русский писатель и педагог Л.Н. Толстой в 1872 году издал «Азбуку», одна из глав которой называлась «Счет». Он предлагал обучать детей счету «вперед» и «назад» в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь при этом при этом на детском практическом опыте, приобретенном в игре.

Методы формирования у детей понятия о числе и форме нашли свое отражение и дальнейшее развитие в системах сенсорного воспитания немецкого педагога Ф.Фребеля и итальянского педагога М.Монтессори. Обучение понималось ими как «упражняемость» в выполнении практических, игровых действий с применением наглядного материала, использование накопленного детьми опыта в различении чисел, времени, пространства, мер в разнообразных детских деятельностях [20:15].

Из множества различных взглядов на возникновение у детей понятия о числе можно обозначить три наиболее характерных.

Немецкий педагог В.А. Лай утверждает, что понятие числа возникает у детей путем непосредственного восприятия, т.е. если ребенку дать несколько предметов сразу расположенных правильными фигурами, то он может узнать число этих предметов сразу, не считая их. И сообразно с этим, сторонники непосредственного восприятия чисел первоначальное обучение арифметике обосновывают на так называемых числовых фигурах, т.е. на группе одинаковых значков или тел, расположенных в определенном порядке. Другой взгляд о том, что числовое понятие возникает только посредством счета. Третий, что «понятие числа психологически получается, как результат измерений. И сообразно с этим в начале обучения на первое место выдвигается изучение количественной изменяемости величин и их функциональной зависимости» [23:63].

Нам думается, что в каждом из этих мнений есть доля истины. Совершенно верно, что понятие о числе может возникнуть путем непосредственного восприятия. Точно также справедливо, что представление числа может возникать путем счета.

Вопрос о числовых фигурах считается одним из спорных вопросов в методике арифметики. Больше всего он обсуждался в немецкой литературе – родине числовых фигур. По их мнению, числовые фигуры могут иметь четыре различных назначения. Одно из них то, что числовые фигуры способствуют возникновению у детей числовых представлений. Второе по важности назначение числовых фигур – это облегчение производства действий над однозначными числами. Третье назначение числовых фигур заключается в том, что они могут служить предметом для счета. Четвертое назначение – они могут облегчать переход от числа к цифре, ибо числовая фигура, подобно цифре, является знаком для числа, явно показывающим число единиц в данном числе. Картинки должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием должны быть действительные, вещественные предметы, ибо они, как подлежащие осязанию, а не указыванию только как картинки, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где подобные действия можно производить только мысленно, в воображении.

Почему необходимо знакомить детей со сравнением величины предметов? Существует мнение, что дети приходят в школу с готовыми понятиями о величине предметов. На практике получается совсем другая картина. «Прежде чем научить детей сравнивать величину предметов, их надо научить эти предметы видеть и рассматривать»[15:189].

Все числовые представления, доступные для его возраста, он должен извлечь из жизни, среди которой он живет и в которой он принимает деятельное участие. Его участие в жизни при нормальных условиях должно выражаться лишь в одном – в работе-игре. Играя, работая, живя, ребенок непременно сам научиться грамоте, если взрослые будут его незаменимыми пособниками. Наблюдая окружающий его вещественный мир, воспринимая его и расчленяя при посредстве своих органов чувств, действительно участвуя в его жизни, ребенок постепенно и незаметно для себя увеличит запас своих представлений, он научиться.

В своих книгах «Современный детский сад», «Счет в жизни маленьких детей» Е.И.Тихеева высказывается против систематического обучения старших дошкольников. Она считает, что до семи лет дети должны сами научиться считать в процессе повседневной жизни и игры. В то же время она возражает и против полной стихийности обучения. Е.И.Тихеевой были разработаны 60 задач для игр – закрепление количественных представлений, объясняя их необходимость тем, что математика как точная наука требует систематизации в усвоении числовых представлений. В качестве счетного материала рекомендовалось использовать естественный материал – камешки, бобы листья, шишки, а также мелкие игрушки, пуговицы и т.д. [15:50].

В программе обучения детей счету, Ф.Н.Блехер использовала данные зарубежных психологов о времени и сроках восприятия ребенком разных чисел и предлагалось в старшем дошкольном возрасте – определить количественные характеристики предметов в пределах 10. На основе счета сравнивать числа, пользоваться порядковым счетом, знать состав чисел, цифры, практически составлять числа из меньших групп, производить действия сложения и вычитания, освоить второй десяток, научиться решать простые арифметические задачи, близкие по содержанию жизненному опыту детей.

Ф.Н.Блехер разработала не только содержание обучения детей, но и основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп

А.М.Леушина заложила основы современной дидактической системы формирования математических представлений, разработав программу, содержание, методы и приемы работы с детьми 3-, 4-, 5- и 6-летнего возраста. Методическая концепция автора сложилась в результате многолетней экспериментальной и научно-теоретической работы.

Таким образом, на основе изученного материала, можно сделать вывод, что наука по проблеме формирования математических представлений у детей имела довольно долгий путь развития, а именно:

I этап – историческое развитие:

- выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми и зарубежными педагогами (К.Д Ушинский, В.А.Лай и др.);

- представление классической системы сенсорного воспитания (М.Монтессори, Ф.Фребель);

- влияние методов обучения математике в школе (монографический и вычислительный методы) на становление методики математического развития дошкольников (Д.Л.Волковский);

- математическое развитие дошкольников средствами веселой занимательной математики (вторая половина XVIII-XIX в.в.)

II этап – становления методики математического развития дошкольников (с 20-30г.г. до середины 60г.);

- определение содержания методов и приемов работы с детьми, определение дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей;

- естественное математическое развитие ребенка в детском саду и семье, по методу Е.И Тихеевой. Создание развивающей среды, как условие полноценного математического развития;

- разработка разнообразных методов Л.В.Глаголевой и обучении сравниванию величин;

- разработка дидактических игр, игровых занимательных упражнений как основной путь математического развития детей по методике Ф.Н.Блехер.

III этап – научно-обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М.Леушиной (50-60 годы);

- теоретическая методическая Концепция формирования количественных представлений в дошкольном возрасте, определение объема знаний и умений в области познания множеств и чисел с детьми 2-7 лет;

- занятия, как ведущая форма организации работы педагога с детьми;

- повседневная жизнь детей – это источник формирования элементарных представлений;

- место и роль игр в формировании математических представлений и развитии личности ребенка;

- дидактический материал, как одно из средств формирования математических представлений.

Таким образом, становление методики развития элементарных математических представлений в XIX – начале XX вв. происходило под непосредственным воздействием идей реформирования методов обучения арифметике. Особо выделялись два направления: с одним из них связан так называемый метод изучения чисел, или монографический метод, а с другим – метод изучения действий, который назвали вычислительным. Оба метода сыграли положительную роль в дальнейшем развитии методики, которая вобрала в себя приемы, упражнения, дидактические средства одного и другого метода.