|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования детей
ДШИ г. Котовска
«Чтение нот на начальном этапе обучения фортепианной игре»
подготовила
преподаватель фортепиано
Саркисян Диана Самвеловна
2015
План
Введение.
Чтение нот на начальном этапе обучения
Этапы работы:
а) освоение клавиатурного пространства и изучение «музыкального алфавита»;
б)изучение нотной грамоты;
в)комплексное (зрительное, слуховое и моторное) освоение различных видов мелодического движения.
4. Освоение позиционной игры.
5. Освоение чтения нот двумя руками в скрипичном и басовом ключах.
Введение
Назовите 5 наиболее распространенных ошибок учащихся при чтении нот с листа?
Такой вопрос был задан педагогам, преподающим ф-но в ДМШ и ДШИ.
Наиболее распространенные ответы:
- элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;
- игнорирование ключевых знаков;
- потактовое чтение, то есть чтение каждого такта с непременной остановкой перед следующим;
- пренебрежение динамикой невнимание к агогике.
Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ понимает, что редкий ученик способен сам без помощи педагога разобрать произведение. Более того, без активного участия педагога, процесс разбора может затянуться надолго. Поэтому времени на уроке для чтения с листа практически не остается.
В результате, выпускник школы – это нередко беспомощный перед нотным текстом ребенок, который вряд ли когда-нибудь сядет за инструмент.
Между тем, отечественная фортепианная педагогика обладает серьезной методической базой. Еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпрепровождением людей разных слоев общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Эти просвещенные любители, как известно, составляли основу русской интеллигенции.
В советское время системе ДМШ чтение с листа являлось обязательной формой работы и с 4 класса оценивалось отметкой на техническом зачете.
Безусловно, есть объективные причины сложившейся на сегодняшний день ситуации в сфере культурно-эстетического воспитания. Как результат, неспособность ребенка длительно сосредотачиваться на определенной задаче. А ведь это качество – умение продолжительно концентрировать внимание – как раз воспитывается чтением с листа.
Существует мнение, что чтение с листа – особый талант, дар, который дан свыше. Действительно есть люди, которые с видимой легкостью осваивают незнакомый нотный текст. Однако, ряд педагогов, в частности Л. Баренбойм, Ф.Брянская считают, этот навык можно сформировать и развит в результате целенаправленной, а главное систематической работы, основы которой закладываются на начальном этапе обучения.
Чтение нот на начальном этапе обучения
В настоящие время существует замечательная возможность раннего музыкального обучения.
На начальном этапе перед педагогом стоит множество различных задач, среди основных - нотная грамота и обучение чтению нот. Именно в этот период закладываются основы этих важнейших навыков, которые впоследствии обеспечат ребенку возможность успешного обучения. Это подтверждают наши выдающиеся отечественные педагоги, среди них Ф.Брянская, Л. Баренбойм и др.
Дети не рождаются с готовой способностью читать ноты. Это навык, который вырабатывается специальными упражнениями и конечно регулярной практикой.
- Как рано следует начинать обучение чтению нот?
В современной практике есть случаи, когда дети 3-х и даже 2-х лет играют по нотам двумя руками. Как к этому относиться? Мое мнение по этому вопросу такое: научить можно, но для чего? Есть методики обучения младенцев азбуке. Вопрос : будет ли этот ребенок грамотным человеком, любить читать книги, хорошую литературу? …..
То же самое с нотами. Для чего мы учим ноты? Чтобы читать музыкальные мысли, чтобы понимать музыкальную речь.
Обучая детей 4,5,6 лет, однозначный ответ дать сложно. Как всегда, все зависит от конкретного ребенка. Но, на мой взгляд, чем раньше, тем лучше. Здесь важное значение имеют методы и формы.
Чем младше ребенок, тем больше игровой компонент.
Ведь если мы будем обучать дошкольника, как школьника, успеха не будет, за редким исключением.
Х. Хайнер в своей работе пишет:
«Вот главные трудности, или неразвитые навыки, затрудняющие чтение нот.
Неспособность отличить поступенное движение от скачков через ступень. Человек не может мгновенно отличить ноты на линейках и между ними.
Неспособность быстро определять, где какая линейка и промежуток между линейками. Это вызвано тем, что линеек и пространств между ними на нотном стане больше 7 и зрительное восприятие «вязнет» в этом «зрительном лесу».
Несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты). Нотный ряд или аккорд «перевернут» относительно клавиатуры. Мелодия идет вверх - надо играть направо, а вниз - налево. До тех пор пока навык «право-верх, лево-низ» не сформировался, чтение нотного текста почти невозможно: ребёнок тратит внимание, чтобы каждый раз «повернуть» ноты.
Неспособность читать одновременно два ключа.
Нет координации рук при считывании двух ключей одновременно.
Нет развитого «музыкального глазомера» - точного видения расстояний между нотами (клавишами). Иначе говоря, не развита способность считывать и тут же проигрывать скачки в мелодии и аккорды.»
При чтении с листа ребенку приходится сразу решать несколько задач, что само по себе сложно и без отработки отдельных навыков невозможно.
Что такое музыкальный алфавит?
Приведу выдержку из книги Х. Хайнер «Стать музыкантом? Легко»:
«Музыкальный алфавит - уже не просто речь, но еще и не музыка. Он ещё не требует пропевания нот по высоте, но уже содержит музыкальную логику в звучании и артикуляции. Это естественный мостик от речи к музыке. В музыкальном алфавите заложены все ресурсы для развития слуха и голоса. Это ключ к чтению мелодий, интервалов и аккордов. Это основа «добывания» звуков из инструмента - ведь в любом инструменте звуки организованы по порядку. Сейчас педагогика старается привязать запоминание нот к линейкам нотного стана, игнорируя нотный контекст – определённые отношения нот между собой. Это очень неразумно, и вот почему. 1. Каждая нота – часть единого целого. Она не существует сама по себе, а связана со всеми другими нотами музыкального контекста. ЗНАНИЕ НОТЫ – это и сама нота, и видение всего нотного пространства вокруг неё. В идеале – внутреннее слышание её гармонических конструкций, возможных мелодических ходов и разрешений. Проигрывая каждую ноту, музыкант может её назвать, пропеть вслух или про себя, проследить на несколько тактов вперед. Такова музыкальная логика. И знание музыкального алфавита помогает понять логику музыкального языка. 2. Ноты алфавита проставлены по порядку. Алфавит - стройная и симметричная система. Он помогает понять логику графического оформления музыкального языка – музыкальной нотации. 3. Исполнение музыкального алфавита приучает к музыкальной закономерности мышечный аппарат. Позже это помогает легко воспроизводить скачки мелодии, играть двойными нотами и аккордами. Работа с музыкальным алфавитом готовит мышцы человека к музыкальному чтению. 4. Слуховое запоминание речи – один из самых устойчивых врождённых навыков. С помощью артикуляционной памяти ребенок научился говорить. И вычеркивать этот ценнейший навык просто глупо. В моём классе есть дети с очень слабым слухом. Поначалу они эффективно запоминают музыкальные пьесы, опираясь на артикуляцию – названия нот. Артикуляция становиться музыкой, а музыка «вытягивает» развитие слуха и памяти. Музыкальный алфавит помогает развитию музыкальной памяти через артикуляцию.
Каким должен быть музыкальный алфавит?
Музыкальный алфавит выражает логику музыкального языка. Многие думают, что это 7 нот по порядку: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. Однако это не так, и вот почему. Во-первых, в музыке нет одного направления движения. Значит, правильный музыкальный алфавит – это: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До. А во-вторых, в музыке каждая из семи нот может являться первой. Поэтому мы должны знать семь нотных последовательностей. Музыкальным алфавит - все эти последовательности в комплексе:
До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си
И это – лишь первый круг алфавита (круг 1).
Мне удается проговорить весь этот круг - вперед и назад от каждой ноты - за 14 секунд, и мои ученики любят устраивать соревнования на скороговорку алфавита, чтобы добиться такой же быстроты. Скорость реакции – главное в музыкальном чтении, и умение быстро проговаривать алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа.
Продолжение алфавита - музыкальная азбука
При неисчислимом количестве звуковых комбинаций и интонаций, отношения между звуками подчинены конкретным закономерностям. Музыкальная азбука выражает основные отношения нот, принятые в музыкальной письменности.
Ноты могут располагаться через ступень. Эти «терциевые» последовательности образуют второй круг (круг 2):
До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа
Круг 2 помогает видеть и прочитывать нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще.
Ноты могут располагаться через две ступени. Эти «квартовые» последовательности дают нам третий круг (круг 3):
До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си – Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми – Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре – Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль
Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей, расположение бемолей и диезов.
Все остальные сочетания звуков – производные от этих последовательностей, именуемые в музыковедении обращениями.
Как видим, разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания - важная опора музыкального развития. Алфавит - матрица для голоса и слуха, основа для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания теории музыки. Это концентрат всей музыкальной системы. Изучение музыкального языка без алфавита невозможно. Чтение нотного текста основано на знании организации звуков в системе. Знание этой системы так же важно, как знание таблицы умножения в математике. Речь – самая естественная опора для понимания системы музыкальных звуков. Давая каждому звуку имя, мы опираемся на речь и артикуляцию, чтобы освоить звуко-высотные соотношения. Проще говоря, сначала мы должны запомнить имена звуков. Проигрывая или пропевая их, мы «приращиваем» к их именам их абсолютную высоту. Усвоив последовательность нот туда и назад, поступенно, через ступень и через две ступени, мы смотрим на нотный стан совершенно другими глазами. Это уже не россыпь отдельных нотных значков «на линейках» или «между линейками». Это – системный каркас, где каждую ноту легко найти, зная простые правила. Видя ноту, мы находим ее звуковой эквивалент в считанные доли секунды - независимо от того, движется ли мелодия вверх или вниз, плавно или скачкообразно. В таком нотном стане так же комфортно, как в собственном доме, где всё знакомо даже в потёмках. Системное восприятие нот - единственный путь к свободе в чтении нотного текста. Видя, «как все устроено», человек «присваивает» мир музыки. Музыкальный язык становится частью музыкального сознания.
Особенно важен музыкальный алфавит для игры на фортепиано. Клавиши – та же музыкальная система. Вне системы они превращаются в «непознанное пространство», находиться в котором опасно из-за его непредсказуемости. Я помню это ощущение напряжения и внутреннего страха: а вдруг нажму не ту клавишу?! Это не просто мешало заниматься, но не давало думать о музыке вообще. Не думайте, что это преувеличение. Мы знаем: страх сделать неверный шаг сковывает движения человека. Игра на фортепиано – это взаимодействие наших пальцев со звучащим пространством, поделенным на небольшие отрезки. Страх «попасть не туда» и есть главная причина зажатости рук. Пространство станет твоим только тогда, когда точно знаешь, где находишься и что тебя окружает.
Постоянно играя массу произведений, этюдов и упражнений, и в особенности гамм, изучая гармонию и сольфеджио, профессиональные музыканты обычно нарабатывают музыкальный алфавит. Однако я уверена: именно с него следует начинать музыкальное обучение. Тогда все ученики поймут, как устроена музыкальная система, и легко научатся музыкальному языку.»
Этапы обучения чтению нот.
Методические приемы.
Разделим весь процесс на несколько этапов.
Освоение клавиатурного пространства и изучение «музыкального алфавита».
Прежде чем ребенок познакомится с нотной записью, его к этому надо подготовить. А для этого необходимо научить его хорошо ориентироваться на клавиатуре.
Проводя аналогию с речью, чтение надо начинать с изучения букв. Буквы складываем в слова. Слова во фразы, предложения и т.д.
То же самое в музыкальной речи. Начинаем с алфавита.
игра «Музыкальные кубики»
Эта игра поможет ребенку выучить «музыкальный алфавит» (см. выше).
«Музыкальный алфавит» на клавиатуре.
Усвоив последовательность нот туда и назад, поступенно, через ступень и через две ступени, ребенок смотрит на нотный стан совершенно другими глазами. Это уже не россыпь отдельных нотных значков «на линейках» или «между линейками». Это – системный каркас, где каждую ноту легко найти, зная простые правила.
Изучение нотной грамоты. Длительности нот. Нотный стан, скрипичный ключ, ноты 1 и 2 октавы. Басовый ключ.
Как помочь ребенку освоить нотную грамоту?
Ряд педагогов для облегчения восприятия нотной записи используют цвет, обозначая им линейки или сами нотки.
Существует методика, в которой линейки нотоносца вводятся постепенно, начиная с первой.
Автор известной компьютерной программы по обучению чтению нот «Софт Моцарт» Х.Хайнер предложила повернуть нотный стан вертикально и совместить его с клавиатурой. Интересная идея и у нее есть последователи.
На мой взгляд, здесь надо быть осторожным, чтобы упрощая не запутать ребенка еще больше.
Предлагаю любимые игры детей, которые я использую на уроках и для домашних заданий.
игра «Почтальон»
Эта игра помогает не только запомнить местоположение ноты на нотном стане, но и соотнести ее с клавишей. Ученик-это почтальон, который разносит письма(листочки с написанной нотой)по адресам (соответствующей клавише)
- нотный тренажер (компьютерная игра)
игра «Парочки»
Тренирует зрительную память. Есть две нотки, одна- у педагога, другая- у ребенка. Педагог выкладывает свою ноту на нотном стане, а ребенок – такую же нотку на октаву выше. Потом они меняются.
- чтение простейших ритмических рисунков
Комплексное (зрительное, слуховое и моторное) освоение различных видов мелодического движения.
Этот этап не является отдельным, а идет скорее параллельно с 1 и 2.
Развитие навыка чтения нот не возможно без формирования слуховых представлений. Схема «вижу- слышу(представляю)- играю» у маленьких детей не работает, так как внутренний слух не развит. Поэтому нужно отдельное внимание к развитию слухового восприятия, то есть умения представить движение мелодии до прикосновения к клавишам. Предлагаю игру, которая поможет решению этой задачи.
игра «Кто идет по лесенке?»
на слуховое восприятие различных видов мелодического движения:
-восходящее и нисходящее движение
-движение поступенное
- движение по терциям (через ноту)
- движение по квартам (через две ноты)
Рассказываю детям историю о девочке, которая любила бегать по лесенке. Поступенно проигрывая звукоряд, показываю как девочка идет вверх (восходящее движение) и вниз (нисходящее). Ребенок отворачивается и на слух определяет, куда идет девочка.
Затем рассказываю про друга этой девочки, которому тоже нравится это занятие. И он стараясь обогнать подружку, перепрыгивает через ступеньку(играю вверх и вниз через нотку)
И, наконец, у девочки есть старший брат, который быстро поднимается и спускается, перепрыгивая через 2 ступени.
Важный момент: педагог и ученик меняются местами. Теперь ученик играет, а педагог угадывает. Могут играть 2 ребенка друг с другом.
В конечном итоге, ребенок должен на слух различать нисходящее и восходящее движения по секундам, терциям и квартам.
- проигрывание типичных мелодических ходов (карточки).
Параллельно со слуховыми упражнениями основные мелодические ходы мы регулярно проигрываем, пока ребенку не будет достаточно беглого взгляда, чтобы воспроизвести эти «мелодические формулы»
Освоение позиционной игры
Когда ребенок начинает играть всеми пальцами, уже можно говорить о позиционной игре. Такая игра учит ребенка играть «вслепую», не боясь попасть «не туда», что является одним из необходимых навыков при чтении с листа.
- сборник С. Баландина «Сборник легчайших мелодий для развития навыка чтения с листа и аккомпанирования» (тетради 1, 2). Можно использовать и для транспорта.
Можно сначала расставить аппликатуру и использовать как аппликатурное упражнение.
Освоение чтения нот двумя руками в скрипичном и басовом ключах.
-пособие по освоению басового ключа Ю. Литовко «Семь нот».
- пособие «Музыкальное дерево» автор- Ф. Кларк
При игре двумя руками в разных ключах, помним, что между двумя нотоносцами есть «Граница», на которой стоит нота пограничник - нота до первой октавы
Литература:
1. Т. Камаева, А. Камаев «Чтение с листа»
2. Ф. Брянская « Формирование и развития навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста»
3. Х. Хайнер «Стать музыкантом? Легко!»
4.С.Баландин «Сборник легчайших мелодий для развития навыка чтения с листа и аккомпанирования»
5.Ф. Кларк «Музыкальное дерево»
|
|
|