|
Работа с дошкольниками на начальном этапе обучения в классе фортепиано МОУ ДОД ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 3.
Методическое сообщение преподавателя Зындра Е.А.
РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
г.Ржев 2010г.
ВВЕДЕНИЕ. Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческим чувствам.
В силу того, что звук - одно из интенсивнейших средств влияния на психику человека, дети очень живо реагируют на разнообразные звуки, поэтому музыка должна стать одним из средств общения с детьми.
Первоочередная задача музыкального воспитания детей - формирование музыкальности.
«Основной признак музыкальности — это переживание музыки как некоторого содержания. Центр музыкальности должна составлять способность эмоционально отзываться на музыку». (Б.М. Теплов)
Первый этап обучения является решающим в жизни ребёнка. Именно в дошкольном возрасте детей легче всего приобщить к музыке, не задумываясь о том, станут они музыкантами - профессионалами или нет.
Главная цель всего нашего обучения в ДШИ – подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента, уметь концентрировать внимание на определённой задаче, уметь считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и др. .
Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. "Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.
Музыка - язык души, а «душа обязана трудиться» с раннего возраста. Соприкоснувшись с музыкой по-настоящему, ребёнок получает огромный духовный потенциал на всю жизнь.
Большую роль в первый период обучения играет домашнее окружение, семья. Важно, чтобы взрослые, приведшие ребёнка в музыкальную школу, не заканчивали на этом свое участие.
I. ОСОБЕНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Преподаватель, занимающийся с детьми младшего возраста, должен хорошо знать детскую психологию. В музыкальном образовании дошкольников следует учитывать некоторые психологические аспекты, имеющие важное значение применительно к начальному обучению в целом.
Дошкольный возраст отличается многими специфическими чертами. Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме, поэтому преподавателю необходимо так разнообразно и красочно проводить урок, чтобы в течение всего времени интерес у ребёнка не слабел.
Другой характерной чертой этого возраста является огромная эмоциональная восприимчивость к впечатлениям окружающего мира. Это необходимо учитывать на уроке. Не следует откладывать ответы на возникающие у ребёнка вопросы на другое время. Любознательность ребёнка должна быть немедленно удовлетворена.
Третья характерная черта состоит в том, что ребёнок легко воспринимает новое, но так же быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью приходится считаться при обучении и нужно взять себе за правило постоянно возвращаться к уже пройденному заданию, даже если ребёнок перед этим хорошо его усвоил. Разумеется, при этих повторениях проблему можно расши- рять и особо подчеркивать те моменты, которые будут встречаться в последующих' задачах.
Четвертая характерная особенность - это иной темп мышления у ребёнка. Ребёнок думает медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к спешке приведёт к отрицательным последствиям, т.к. внесёт в урок беспокойство, страх, поспешность. Новые впечатления, новые знания, если они даже несложны, требуют времени, чтобы «вжиться» в детскую память.
Ещё одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Из этого вытекает следующий принцип: детям на уроке надо сначала показать тот или иной предмет или указать на то или иное явление и лишь потом давать их словесное обозначение.
Задумаемся над целями, которые ставит перед собой преподаватель, приступая к обучению игре на фортепиано ребёнка 5-6 лет.
Эти цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребёнка, пришедшего обучаться фортепианной игре. В этом возрасте ребёнок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает ни малейшей потребности в напряженных, длительных занятиях с тщательной отработкой деталей. Игру на фортепиано он представляет себе как своего рода новое развлечение, как новую игру.
Задача преподавателя - направить эту игру, сделать её средством достижения преследуемой цели; предметом, используемым в этой игре - звуки, а целью - чтобы ребёнок освоил особый язык, состоящий из звуков, - то есть музыку.
2. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО «Игра на фортепиано содержит те же элементы, что и всякая другая игра»
Г. Нейгауз. 1. Донотный период Обучение игре на фортепиано начинается с так называемого донотного периода, который включает в себя знакомство с инструментом (клавиатурой) пение и подбор по слуху простейших мелодий со словами, а также слушание музыки в исполнении педагога с последующим обсуждением. Длительность донотного периода зависит от индивидуальности ученика , от его развития -общего и музыкального .
На этом этапе преподавателю необходимо довольно много играть на уроках, чтобы расширять музыкальный кругозор ребёнка , интенсивно «погружать» ученика в музыку, «заражать» ею, приучать его слушать небольшие произведения. Музыкальный материал должен быть интересным по содержанию и доступным, чтобы вызвать ответную реакцию ученика. В процессе слушания музыки ученик должен познакомиться с жанрами песни, танца и марша, играми, музыкальными сказками, картинками природы, музыкальными портретами.
После исполнения необходимо побеседовать с ребенком о характере прослушанных пьес, о том, какое эмоциональное состояние передаёт в них автор (грустно-печально, радостно-весело), обратить внимание на средства музыкальной выразительности: особое звучание регистров, силу звука, особенности ритма и т.д.
Из триады пьес «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» П. Чайковского можно рассказать музыкальную сказку. Словесные пояснения оживляют восприятие и эмоциональный отклик ученика.
Знакомя ребёнка с доступными его воображению музыкальными образами, можно предложить ему сделать к прослушанным пьесам рисунки, фигурки из пластилина и даже игрушки.
Учитывая возраст детей-дошкольников, нужно помнить о том, что они быстро устают, поэтому во время урока необходимо почувствовать, когда нужно переключить внимание ученика с мыслительной работы на активную двигательную. Можно предложить ученику «разминку», например, движения руками, наклоны и повороты туловища, прыжки. На своих уроках с дошкольниками я часто использую хождение под музыку марша, сопровождая его счетом на «раз и , два и».Сначала считаю я, затем мы вместе с учеником, потом только ребенок. Это облегчает в дальнейшем переход к исполнению первых двухдольных песенок со счетом, помогает ученику ощутить ритмическую пульсацию.
Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений - один из важнейших методов обучения игре на фортепиано. Эту работу следует проводить систематически.
Прежде, чем ребёнок начнет извлекать звуки на рояле, нужно показать ему механизм образования фортепианного звука, пусть он посмотрит на струны и молоточки, увидит отчего появляется звук. Дети с большим интересом наблюдают за процессом звукообразования, а затем можно начинать знакомство ученика с клавиатурой.
Обратите его внимание на порядок расположения черных клавиш: сначала две, потом три и так везде. Белых клавиш больше. Посчитайте их. Белые клавиши имеют семь разных имен, до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Через 7 клавиш на восьмой они вновь повторяются.
Чтобы найти ноту до, надо нажать белую клавишу слева от двух черных, а слева от трёх черных - нота фа.
Если сыграть все звуки от одного до до следующего, получиться гамма.
Черные клавиши не имеют самостоятельных названий.
Когда мы берём их вверх от белых, они называются: до #,ре #, фа #, соль #. Когда вниз от белых, то те же клавиши называются по-другому: си бемоль, ля бемоль, соль бемоль, ми бемоль, ре бемоль. Поскольку слова диез и бемоль ассоциируются с повышением и понижением звуков, нужно сразу объяснить, что ближайшее расстояние между звуками называется полутон.
Маленькие дети не будут путать знаки альтерации, если сравнить # с лесенкой, по которой нотка поднялась (повысилась), а бемоль - со стульчиком, присев на который, нотка становится ниже (понижается).
В изучении знаков альтерации могут помочь и песенки-загадки.
Диез
Знак диез, знак диез Что он означает? Этот знак. Этот знак Ноту повышает.
Бемоль
Знак бемоль, знак бемоль, Что он означает? Этот бемоль, этот бемоль Ноту понижает.
Бекар
Знак бекар, знак бекар, Что он означает? И диез, и бемоль Все он отменяет. Объясните ученику деление клавиатуры на октавы. Расстояние между двумя клавишами с одинаковым названием называется октавой.
Тут возникает вопрос, как отличить друг от друга октавы. Можно вместе с учеником придти к такому сравнению, будто октавы - это улицы с разным названием: большая, малая, первая, вторая, третья. Такой метод дает возможность применить игровой элемент на уроке, усиливает восприимчивость ученика.
Слушая звучание разных клавиш, ребёнок получает представление о том, что звучат они по-разному. Есть звуки высокие и низкие, «тонкие» и «толстые». Объясняя малышу регистры, дайте ему возможность проявить фантазию. Пусть он поищет на инструменте голоса» разных зверей и птиц. В работе с детьми моего класса я использую маленькие фигурки различных животных, которые дети приносят на урок и с большим удовольствием рассаживают на клавишах разных регистров. А фигурки, которые можно ассоциировать с названием нот ( ля-гушка, ми-шка, си-ничка и др.)помогают гораздо быстрее выучить ноты.
Ученик должен почувствовать себя на клавиатуре, как «рыба в воде». Для усвоения новых знаний потребуется время, поэтому необходимо повторять задания в течении нескольких уроков, но каждый раз по-новому, интересно оформляя урок.
Переходить к нотной грамоте можно только тогда, когда ребёнком хорошо освоена клавиатура.
В этот период начинаются первые прикосновения к клавишам.
Предварительно показываем ребёнку, как правильно сидеть за инструментом. Правильная посадка предполагает отсутствие напряженности в спине, но в тоже время подтянутость корпуса, удобное ощущение плечевых суставов, шеи, не прижатые к телу локти, опору ног. Когда ребенок первый раз усаживается за инструмент, очень важно чтобы на сиденье стула, и под ногами (если ученик мал ростом) были удобные подставки.
При знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка, если складка ровная, значит признаков сколиоза нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе. Существует несколько различных упражнений, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны. Не напрягая при этом рук. Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.
Вращательные движения. Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении.
Это же упражнение можно немного усложнить. Ручки вытянуть вперед и выполнять движения со словами стихотворения:
Рыбки плавают, резвятся В теплой, солнечной воде. То сожмутся, разожмутся То зароются в песке.
Руки и тело свободны. Вращательные движения рук “из корпуса” в плечевых суставах. Правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед, назад. В упражнении важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель - не разработать мышцы рук, а уметь их расслаблять и движения совершать расслабленными руками. Все упражнения надо подбирать индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика.
Интересна рекомендация Т. Юдовиной-Гальпериной. Она подкладывает ладонь под ягодицы ребенка проверяя, опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции она говорит “Ох, как ты на ладонь давишь. Как ей больно!” ребенок тут же подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор в ноги и ладонные мышцы – т.е. приходит к правильной посадке.
Обязательно на ранних этапах обучения нужно ориентироваться на особенности детской физиологии. При этом помнить что все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат связаны теснейшим образом. Следует обратить внимание нет ли у ребенка проблем со зрением. Нет ли сложностей, связанных с работой глазных мышц. Близорукость и дальнозоркость заметить тоже нетрудно, дети с этими нарушениями напрягают глаза, щурятся, пытаются приблизиться или отодвинуться от нот, чтобы их разглядеть. В таких случаях необходимо проконсультироваться с окулистом. Игра на фортепиано способствует укреплению и развитию глазных мышц. Попеременный взгляд на нотный текст и клавиатуру – это лучшая гимнастика для глаз.
Первые прикосновения к клавишам состоят из плавного опускания руки на третий палец с постепенным включением в эти движения всех остальных пальцев, из переноса руки по октавам и подобных элементарных упражнений. Кисть в этих упражнениях должна быть «отзывчивой» и гибкой, в достаточной мере устойчивой и организованной, передавать вес руки пальцам. В противном случае у начинающего ученика может появиться неточное звуко-извлечение: непопадание на нужную клавишу, шлёпающий звук. Все эти первоначальные движения исключают стремительность падения руки всем своим весом на играющий палец.
Начиная с первого прикосновения ученика к клавише, следует следить за тем, чтобы палец плавно погружался в клавишу без жесткости или давления, чтобы ребёнок учился извлекать мягкий певучий звук и прислушиваться к нему. Необходимое положение свода кисти обеспечивается собранностью пальцев, немного ниже расположенным кистевым суставом.
Существуют различные образные сравнения, помогающие детскому восприятию: рука образовала «крышку», «домик» ; держит «апельсин» , «мячик». Здесь имеет значение и пол ребенка: юным джентльменам моего класса, например, очень нравится сравнение их кисти с куполом парашюта, а девочкам – с зонтиком ,раскрытым над гномиком Чтобы объяснить маленькому ученику, как нужно ощутить всю руку, ему можно предложить небольшое гимнастическое упражнение-«движение крыла птицы».
Суть его заключается в следующем: руки сидящего за фортепиано ученика приподняты над клавиатурой, полусогнуты в локтях ( локти немного отставлены) и раздвинуты примерно на такую ширину, чтобы кисть правой руки висела, над 2-ой октавой, а левой - над малой октавой. Состояние кистей рук несколько расслабленное. Крайней точкой « крыла» является локоть, с него и начинается « взмах» , имитирующий спокойное, широкое, гибкое движение крыльев птицы. Плавный подъем локтей в стороны и вверх, влекущий за собой свободное гибкое движение плечей, предплечий и кистей, затем такое же их опускание проводится каждой рукой отдельно: ученик опускает руку на закрытую крышкой клавиатуру, педагог придерживает его 3-ий палец на крышке (пальцы слегка присобраны) и предлагает пробовать то же движение «крыла». Это движение, несколько преувеличенное вначале, вводится в разумные рамки при переходе к работе над звукоизвлечением, игре non legato, когда сила звука, его продолжительность потребует соответствующего движения руки. Уже первоначальный навык игры поп legato должен давать ощущение опоры пальца, цепкого «осязания», чувство кончика пальца, который поддерживает всю руку. Критерием правильности ощущений служит певучий, ясный, полный звук. Разумеется, звуковое задание должно быть посильным для ученика. Физически слабый ребёнок не в состоянии извлечь очень яркий, сочный звук. А.Гольденвейзер говорил по этому поводу: «Детям свойственно играть слабым звуком, так же как говорить детским голосом». Навык владения сильным и глубоким звуком на инструменте можно развить лишь постепенно. Этому способствует укрепление свода рук начинающего, развитие крепости и независимости пальцев, активности их кончиков.
В своей работе мы часто наблюдаем, что дети склонны преувеличивать свои движения. Они начинают сосредотачивать внимание не на мелодии, а на движениях. Это тормозит выработку навыка. Лишь тогда, когда ребёнок «уходит» в мелодию и не следит за своими движениями, навык начинает быстро совершенствоваться.
На самых первых уроках не следует требовать, чтобы ребёнок, отыскивая звуки песенки, совершал правильные движения рукой и пальцами. Если он будет обременён множеством заданий, в отношении которых чувствует себя беспомощным, то постепенно будет уменьшаться его желание сесть за рояль.
В работе с малышами все «новости» требуют времени, чтобы быть усвоенными, поэтому темп, в котором приобретаются навыки и знания должен быть медленным. Мы должны понимать, что всё узнаваемое ребёнком из области музыки и игры на фортепиано является для него абсолютно новым.
С самого начала занятий, при подборе песенок на инструменте применяются различные формы развития слуха: ученик напевает мелодию и старается её запомнить; он отыскивает на клавиатуре короткие мелодические обороты - вначале только поступенные, а со временем и с включением терцовых интонаций. Ритм разучиваемых мелодий ребёнок усваивает непосредственно слухом, без применения счёта. Уже с первых уроков преподаватель учит сво-
его ученика вслушиваться в мелодическую линию и воспроизводить её выразительно и интонационно естественно.
Важно, чтобы ребёнок, подбирая мелодию, напевал её со словесным текстом. Следует научить ученика вслушиваться в вокальное произнесение мелодии.
По поводу характера, структуры фортепианного изложения используемых на первом этапе песен, от которых зависит как подготовка слуха, так и формирование его первых пианистических навыков, можно сказать следующее. На этом этапе хорошо использовать простые запоминающиеся мелодии с яркими образами.
Звуковысотное расположение одноголосных мелодий таково, что оно вполне соответствует певческому диапазону голоса дошкольников (с' - а'). Мелодические последовательности, в основном, построенные поступенно, завершаются нисходящим движением к тонике.
Распределение рук при исполнении одноголосных мелодий подчинено естественно усваиваемым детьми этого возраста движениям. В основу чередования движений рук положена логика мотивного членения и ритмической пульсации мелодий. Особенно важно соблюдение принципа постепенного включения в игру всё большего количества пальцев.
Начинается игра каждой рукой в отдельности - исполнением мелодии одним третьим пальцем, с постепенным расширением групп используемых пальцев. Особенно важно, что движения рук, подчиненных ритмической пульсации и синтаксическому членению фактуры маленьких пьес и песен, совершенно естественно соединяют развитие двигательной техники с развитием внутреннего слуха.
Предпочительно начинать обучение с трех штрихов – нон легато портаменто (не полное легато), стаккато. Игра всех трех штрихов с дугообразными переносами рук на разные расстояния, в разные стороны очень нравится дошкольникам и дает неплохие результаты. У детей не развита в достаточной мере двигательная ориентация, и для того чтобы от них не ускользнула эмоциональная сторона музыки, стоит как можно чаще привлекать их к совместной игре с педагогом. Постепенно переходим к игре легато. Всякая торопливость в этом переходе может перечеркнуть все достигнутое ранее. Чтобы добиться независимости пальцев друг от друга, необходимо не только участие крупных мышц, но и готовность ладонных мышц к плавному переходу от пальца к пальцу при игре легато. Сначала в игру легато вводятся наиболее сильные пальцы.
При переходе к пятипальцевому легато можно использовать “формулу” Ф. Шопена (по верхнему тетрахорду си-мажорной гаммы). Освоив пятипальцевое легато, дети начинают играть множество произведений, в которых отсутствует подкладывание первого пальца. Так как играть на одном движении мелодические отрезки легче, то не следует спешить с подкладыванием первого пальца. Поэтому не рекомендуется слишком раннее знакомство с гаммами, которое лишь создаст проблему первого пальца. Учитывая особенности первого пальца лучше использовать подкладывание на элементах хроматической гаммы. Таким образом разрабатывается подвижность первого пальца.
С методической точки зрения важно то, что предлагаемое последовательное и едва заметное для ученика усложнение фактуры песен - пьес помогает непосредственному закреплению технических навыков без специальной работы над пианистическими трудностями.
Сказанное полностью относится и к фактуре партий ученика в ансамблевых песнях первого этапа.
Донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием в дуэте: педагог – ученик. За счёт насыщенного, богатого мелодическими и гармоническими красками сопровождения исполнение становится более красочным и живым.
Гармонический слух нередко отстаёт от мелодического. Учащийся может свободно общаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднение со слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития гармонического слуха. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением 2 преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Здесь ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой, гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с мелодическим, т.е. ребёнок будет воспринимать полностью вертикаль. 2. Нотный период
О нотной грамоте и ритме. Убедившись в том, что малыш слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз, хорошо знает строение клавиатуры (расположение регистров, деление на октавы, названия клавиш), имеет представление о том, что мелодия складывается из различных длительностей и имеет определенный метроритм, владеет навыками звукоизвлечения третьими пальцами каждой руки, можно приступать к изучению нотной грамоты и игре по нотам. При этом нельзя забывать, что наряду с игрой по нотам, подбор по слуху и транспонирование мелодий остаются и далее важнейшим фактором развития музыкального слуха ученика. Эти занятия необходимо продолжать в течении всего учебного года.
Переходя к изучению нотной грамоты, педагог объясняет, что для записи звуков используют специальные знаки - ноты. Ноты записываются на пяти линейках - нотоносце. Линейки отсчитываются снизу вверх. В начале нотоносца ставится скрипичный ключ. Для игры обеими руками звуки записываются на двух нотоносцах, соединенных между собой акколадой. Ноты располагаются на линейках и между ними, а также под первой и над пятой линейками. Низкие и высокие звуки записываются на добавочных линейках, выставляемых над нотоносцем или под ним.
Знакомство ребёнка с записью нот следует проводить на близких ему мелодических попевках.
Сперва ребёнок просматривает нотный текст, следит глазами, и слухом за направлением движения, потом называет эти ноты и только после этого играет на фортепиано вначале одним пальцем. Далее постепенно расширяем и нотный диапазон в пределах всей первой октавы, используя уже знакомые детям песни.
На этом этапе следует развивать у ученика зрительно-слуховые связи очень важные при воспитании навыка чтения с листа.
Чтению с листа нотной записи знакомых, а далее и незнакомых мелодий необходимо отводить время на каждом уроке.
Примерная схема подготовки к прочтению нот такова: сначала ученик, всматриваясь в нотный рисунок, улавливает зрением направление движения мелодии, потом называет ноты, пропевает их и лишь после этого может приступить к игре одним пальцем, а затем организованной аппликатурой.
Развивая навык чтения нот с листа, нужно воспитывать у ученика умение охватывать зрением все большие группы нот и подготавливать соответственно необходимую аппликатуру.
Хорошему чтению с листа способствует ансамблевое музицирование. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную графику. В своей педагогической практике я использую популярные детские песенки в переложении для ансамбля. Стихотворный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, non legato.
Например в пьесе Г. Портнова, сл.Э. Шима "Ухти-тухти" и Д. Уотт, сл.С. Михалкова "Три поросёнка" - закрепляется штрих staccato. Благодаря стихотворному тексту, хорошо слышны музыкальные предложения, ударные звуки. В "Трёх поросятах" видим репризу для повторения и 8------------, - знак переноса на октаву вверх.
В "Песне кота Леопольда" муз. Б. Савельева, сл.А. Хайта используются основные штрихи – staccato и legato. Очень весёлая, знакомая, легко запоминающаяся песенка, позволяющая выработать автоматизм движений и закрепить ранее полученные навыки. Здесь мы обращаем внимание на ударения в стихотворном и нотном тексте. В небесах, высоко …… светит – первый звук ударный, а второй мягче, послушать его. В конце предложения четверть дослушать, "пропеть последнюю букву", и в конце пьесы четверть дослушать и точно снять на паузу, как бы произнеся последнюю букву – переживём.
Пьеса М. Шишкина, сл. М. Языкова "Ночь светла" помогает закреплению навыка хорошего legato и приучает ученика видеть и дослушивать длинные и слигованные звуки.
Развитие навыков игры по нотам должно сочетаться с воспитанием у ребёнка чувства исполнительного ритма.
Первоначальное восприятие ритма должно основываться на четком слуховом ощущении различных, чаще контрастных длительностей. Наиболее естественно воспринимаемая детьми временная единица - четвертная нота -лишь тогда приобретает для ученика свой конкретно-временной образный смысл, когда она чередуется с контрастными половинными или восьмыми нотами
Слуховое представление разных длительностей полезно закреплять средствами словесной подтекстовки. Например, подтекстовкой: «Шаг, шаг, стоп!» При сопоставлении восьмой ноты с четвертной ритмическую группу можно подтекстовать так: «по-бе-жа-ли, шаг, шаг».
Объясняя длительности звуков, нужно сказать ребёнку о паузах. Он должен уяснить, что пауза - знак молчания, то есть перерыв в звучании, а не в движении! Это как бы дыхание в музыкальной речи.
Однако дети часто не хотят и не видят паузы в нотном тексте. Преодо лению этого недостатка также способствует ансамблевая игра. Например, исполнение пьесы В. Шаинского, сл.Н. Носова "Кузнечик" – помогает дошкольникам увидеть в тексте четвертные и восьмые паузы. Если разобрать пьеску по фразам и предложениям, то ребенок быстро усвоит, что пауза – это дыхание, которое очень слышно и без него не обойтись (четвертная – более длинное дыхание, восьмая – более короткое дыхание). Так же в этой пьесе закрепляется штрих стаккато - само настроение в музыке позволяет найти верное прикосновение , более лёгкое, мягкое, шутливое, чтобы передать образ. Ещё здесь закрепляется знание репризы для повторения, а также понятие "вольта" - разные окончания в одинаковых предложениях.
Наряду с изучением ритма, педагог должен объяснить ребёнку такие понятия, как темп, размер, такт и затакт.
Пьески, изучаемые на этом этапе, как и в донотном периоде, характеризуются равномерностью ритмического движения, в них чередуются простые свободно различаемые на слух длительности, легко и непосредственно усваиваемые учащимися.
Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Играя вместе с педагогом ученик находится в определённых метроритмических рамках. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями, что может деформировать верное ощущение первоначального движения. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа.
Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую.
Роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что любая методика является результатом длительной работы каждого педагога. Правильный подход к каждому ребенку и тесный контакт с родителями помогают справиться даже с самыми большими трудностями. Многое в педагогических приемах почти непередаваемо, многое держится на интуиции. Но каждый педагог может на основании собственного выбора сочетать те или иные методы в самых различных комбинациях. Увлеченность своей профессией, желание приобщить детей к миру музыки подскажут ему собственный путь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Соколов, Маленький пианист, Москва, 1986 г.
Б. Милич, Маленькому пианисту, Москва, 1975 г.
И. Лещинская, В. Пороцкий, Малыш за роялем, 1994 г.
Т. Сиротина, Музыкальная азбука, Москва, 1996 г.
Т. Смирнова, Фортепиано Интенсивный курс, тетр.1, 1992 г.
Л.Цейтлин, По ступенькам музыкальных знаний, Москва, 1994 г.
Л. Хереско, Музыкальные картинки, Ленинград, 1974г.
А. Артоболевская, Хрестоматия маленького пианиста, 1985г., 1991г.
9. А. Алексеев, Методика обучения игре на фортепиано, Москва, 1971 г.
10.Г. Нейгауз, Об искусстве фортепианной игры, Москва, 1986 г. 11.Т.Юдовина-Гальперина, За роялем без слез, СПБ, 2006г. |
|
|