Формирование глагольного словаря у дошкольников
с общим недоразвитием речи
в системе комплексного логопедического воздействия У детей с незаконченным процессом фонемообразования, как правило, наблюдаются некоторые пробелы в лексико-грамматическом развитии. Это бедность глагольного словаря, недостаточное умение пользоваться способами словообразования и словоизменения. Ряд ошибок, несвойственных детям с нормальной речью, допускается детьми при грамматическом оформлении слов, словосочетаний и предложений. У данной категории детей отсутствует направленность на различение не только звуковых, но и морфологических элементов слова и его грамматических форм.
При исследовании речи детей, проводимом в начале учебного года, я сталкиваюсь с тем, что у детей с логопедическими заключениями ОНР (II уровень речевого развития) и ОНР (III уровень речевого развития) крайне беден активный глагольный словарь, не усвоена точность понимания значений слов, в речи присутствуют предикаты обиходного значения, некоторые из действий дети не знают, пытаются заменить их жестами или словом «делает». Дети допускают ошибки в различении форм единственного и множественного числа глаголов, в понимании префиксальных изменений глагольных форм (мальчик входит и выходит, девочка наливает воду и выливает, машина подъезжает и уезжает). В некоторых случаях дети правильно показывали на иллюстрации называемое мною действие, а вот рассказать, что произошло, уже не могли. Допускаются ошибки в понимании залоговых отношений (покажи, где девочка причесывается, а где девочку причесывают). Дети затрудняются в понимании глаголов совершенного и несовершенного вида (покажи, какая девочка моет руки, а какая вымыла руки). Дети с логопедическим заключением ОНР (II уровень речевого развития) затрудняются в словоизменении глаголов по лицам, в использовании настоящего и прошедшего времени.
Пассивный словарь детей с логопедическими заключениями ФФНР, стертая дизартрия, в основном, соответствует норме. Детьми усвоена точность понимания значений слов, но активный глагольный словарь недостаточен, можно сказать, минимальный. Например, наиболее частые ответы детей на вопросы:
- Что ты делаешь в течение дня? (хожу в садик, играю, гуляю)
- Кто как передвигается? (белка прыгает, заяц прыгает, медведь бегает, лиса бегает)
- Кто как кричит? (корова мычит, собака гавкает, баран бекает, кошка мяукает)
- Кто что делает? (учитель учит, врач лечит, воспитатель воспитывает, продавец продает)
Затруднен подбор антонимов (покупать - не покупать, давать – не давать), у некоторых детей нарушен процесс образования приставочных глаголов, не сформирован процесс образования глаголов совершенного вида.
Таким образом, дети подготовительной группы с логопедическими заключениями ФФНР, стертая дизартрия и ОНР (III уровень речевого развития) владеют фразовой речью, в речи присутствуют аграмматизмы, возникающие вследствие ошибок в согласовании и управлении, отмечается неправильное употребление некоторых предлогов, характерна бедность синтаксических конструкций, используемых в речи, разнообразны затруднения при самостоятельном рассказе и пересказе. Это доказывает, что вопрос дифференциации глагольных форм у дошкольников, посещающих логопедическую группу детского сада, актуален, и в течение учебного года я стараюсь решить следующие задачи:
Развивать понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков; понимать обобщенное значение слов.
Расширять активный словарь.
Овладеть диалогической формой общения.
Практически усвоить некоторых приемы словообразования: в частности, образование приставочных глаголов.
Усвоить некоторые формы словоизменения путем практического овладения глаголами единственного и множественного числа прошедшего времени.
Овладеть навыка составления предложений по вопросам, демонстрации действий, картине.
Развивать связную речь.
При работе с детьми я использую различные методы и приёмы. Работа по активизации и обогащению глагольного словаря проводится постоянно, при проведении режимных моментов и на занятиях с использованием специально подобранных дидактических игр и упражнений и небольших стихотворений для обогащения и активизации глагольного словаря, формирования процессов словоизменения и словообразования. Вот некоторые из проводимых мною игр.
«Вспомни и назови» - один ребёнок выполняет ряд действий, остальные дети должны наиболее полно и подробно рассказать, что делал водящий.
Дидактические и словесные игры подбираются к каждой лексической теме. Сначала проводятся с опорой на иллюстративный материал, затем и без него: «Убираем урожай», «Что делает повар», «Кто как передвигается, голос подаёт», «Скажи наоборот», «Машина едет по дороге», «Кто что делает» и др.
Использую настольно-печатные игры, например, игры из серии «Развивающая игротека» И.С.Кривовяз «Играем с глаголами» - «Четвёртая лишняя», «Вспоминай-ка», «Найди подходящую картинку», «Длинное предложение», карточки и дидактические игры Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Многозначность глаголов в русском языке», серию дидактических игр «Играйка» Нищевой Н.В.
При проведении игр у детей активизируются мыслительные операции, развиваются речевые способности: обогащается словарный запас, формируется грамматический строй, развивается связная речь.
Детям так же нравятся презентации в формате Microsoft PowerPoint (созданные мной и взятые с различных Интернет – ресурсов) и компьютерная игра «Игры для Тигры».
Работа по дифференциации глагольных форм проводится также на занятиях у воспитателей по родному языку, математике, изобразительной деятельности.
Таким образом, систематически проводимая работа по дифференциации глагольных форм способствует выполнению задач, поставленных мною в начале учебного года. |