|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бобровская средняя общеобразовательная школа» «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бобровская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании методического Заместитель директора по Директор школы
объединения учителей УВР__________________ ____________
начальных классов Бегашева В.Н. Чернова В.Е.
Протокол № от «___» ________ 2015г
от «___»________ 2015г Руководитель МО
_________________
Котельникова Е.А.
Программа курса
внеурочной деятельности
«Учусь создавать проект»
для 1-4 классов
1 час в неделю
Составлена на основе программы «Учусь создавать проект» Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой Программу составила:
учитель высшей квалификационной категории Шестокрыл Ю.Ф. 2015 год
Пояснительная записка
Сегодня многим педагогам и психологам образования становится понятно, что для успешного обучения в школе современный ученик должен обладать такими характеристиками и навыками, как умение ориентироваться в окружающей ситуации, самостоятельно выбирать вид и направление деятельности, определять свои интересы, планировать работу с целью реализации возможностей. Внимание к обозначенной проблеме вызвано еще тем, что в последние годы увеличилось количество учащихся, которые испытывают трудности в адаптации к образовательной среде, освоению школьных программ. Наблюдения за этими детьми и их диагностика показывают недостаточное развитие социальной сферы. Дети испытывают трудности в организации своего поведения, чаще всего неадекватно реагируют на ситуацию и, как следствие, испытывают трудности в усвоении школьных программ.
В связи с этим возникает необходимость пересмотреть организацию обучающего пространства, с целью создания условий, содействующих формированию таких компетенций, которые бы способствовали развитию ребенка, его социализации.
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику проявить себя в системе общественных отношений, способствуют формированию у него новой социальной позиции. В ходе занятий ученики приобретают навыки планирования и организации собственной деятельности, у них появляется возможность открыть и реализовать врожденные способности.
Данная программа формирования навыка самоопределения спланирована с учетом возрастной специфики учащихся.
В основу программы по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1-4 классов взята программа, разработанная Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и обеспеченная методическим пособием для учителя /Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой – М., Издательство РОСТ, 2012 г.,119 с./
Курс рекомендован Министерством образования и науки РФ и соответствует ФГОСу начального общего образования.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Метод проекта – это не просто набор приемов и действий, подобранных педагогом, Это специально организованная педагогом проблемная ситуация, которая побуждает ученика к поиску информации, выбору способов ее переработки, вариантов коммуникативной деятельности с целью ее разрешения. Именно проблемная ситуация является универсальной для решения как воспитательных, так и образовательных задач потому, что она создает естественную среду, максимально приближенную к реальной, в которой стимулируется практическая деятельность ученика. Ситуация необходимости решения обозначенной учителем проблемы обеспечивает освоение учеником новых способов учебной деятельности, формирует опыт самоорганизации собственных возможностей и актуализации врожденных способностей.
Цель программы: создание условий для формирования навыка саморегуляции и самоопределения младшего школьника.
Задачи:
Знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД).
Формирование позиции взаимодействия, навыка группового взаимодействия (коммуникативные УУД).
Формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД).
Формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД)
Возрастное обоснование:
Социальное развитие. Возраст создания основы для саморазвития, завершение формирования самосознания.
Мысль становится лично-социализированной. Начинается поиск себя. Усваиваются новые социальные понятия, углубляется понимание мотивов поведения человека.
Мотивы раскрываются и дифференцируются. Ребенок начинает реально осознавать свою деятельность, поведение в системе отношений с окружающим миром. Мотивация – общественная оценка. Растет недовольство собой, появляется критичность к себе и окружающим людям.
Познавательные функции. Становится возможной перспективная регуляция внимания. Пик развития памяти. Ребенок запоминает схемами, по смыслу, воспроизводит по требованию. Восприятие в форме организованного, активного и дифференцированного наблюдения.
Мышление становится рефлексивным, творческим, доминирующим познавательным процессом.
Ребенок способен ставить познавательные цели, выбирать необходимую информацию, организовывать свою деятельность в связи с поставленными целями. Специфика курса
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Общая характеристика курса
Курс включает 109 занятий по 1 занятию в неделю. 34 занятия с 1 по 3 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого Дельфина». В 4 классе - индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.
В рабочие тетради «Учусь создавать проект» вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских, Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:
Учащиеся обучаются работать с первичной идеей.
Формируется навык планирования деятельности.
Формируется умение концентрировать внимание, удерживать, переключать его на другие виды деятельности.
Формируется опыт защиты своей идеи.
Формируется опыт самоопределения.
Формируется навык публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Учащиеся учатся взаимодействовать в паре, в группе.
Формируется опыт первичной исследовательской деятельности.
Приобретенные навыки помогают ученику лучше ориентироваться в окружающей действительности, адекватно реагировать на нее.
Содержание программы
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Особенности программы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Системность организации учебно-воспитательного процесса;
Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.
Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.
Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.
Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная работа над проектом
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
В качестве самооценки своей деятельности обучающимся используется карта «Мои достижения». В ней ребенку предлагается оценить свой проект с помощью следующих критериев
Методические рекомендации к заполнению индивидуальной карты: Графа «Название работы»
Напиши название своего проекта (исследования) Графа «Техника исполнения»
Какую форму исполнения проекта ты выбрал?
Презентация, поделка, книжка-малышка, рисунок, оригами, мозаика, квиллинг и т.д. Графа «Самостоятельность»
Самостоятельно ли ты выполнил свой проект?
На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоей самостоятельности. Работал ли ты в паре, помогали ли взрослые?. Графа «Сложность»
Насколько сложной оказалась работа над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует сложности выполненной работы. Графа «Мое настроение»
С каким настроением ты работал над проектом (исследованием)? На линеечке поставь знак «х» на том уровне, который, по-твоему, соответствует твоему настроению. Графа «Применение»
Как ты представляешь «работу» своего проекта в дальнейшем. Как его можно использовать (на уроке, демонстрация, украшение, дидактический материал и т.д.)
«Мои достижения»
|
|
|
| Название проекта
|
|
|
| Техника исполнения
|
|
|
| Самостоятельность
|
|
|
| Сложность
|
|
|
| Моё настроение
|
|
|
| Применение
|
|
|
|
Тематическое планирование для 1 класса
№ занятия
| Тема
|
| Кол.
часов
| 1
| Кто я? Моя семья
| ■ видеть проблемы;
■ ставить вопросы;
■ выдвигать гипотезы;
■ давать определение понятиям;
■ классифицировать;
■ наблюдать;
■ проводить эксперименты;
■ делать умозаключения и выводы;
■ структурировать материал;
■ готовить тексты собственных докладов;
■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
| 1
| 2
| Чем я люблю заниматься. Хобби
| 1
| 3
| О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта
| 1
| 4
| Как собирать материал? Твои помощники
| 1
| 5
| Проблема.
| 1
| 6
| Проблема. Решение проблемы
| 1
| 7
| Гипотеза. Предположение
| 1
| 8
| Гипотеза. Играем в предположения
| 1
| 9
| Цель проекта
| 1
| 10
| Задача проекта
| 1
| 11
| Выбор нужной информации
| 1
| 12
| Выбор нужной информации
| 1
| 13
| Интересные люди – твои помощники
| 1
| 14
| Продукт проекта
| 1
| 15
| Виды продукта. Макет
| 1
| 16
| Визитка
| 1
| 17
| Как правильно составить визитку к проекту
| 1
| 18
| Как правильно составить визитку к проекту
| 1
| 19
| Мини-сообщение.
| 1
| 20
| Выступление перед знакомой аудиторией
| 1
| 21
| Выступление перед знакомой аудиторией
| 1
| 22
| Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно
| 1
| 23
| Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта
| 1
| 24
| Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
| 1
| 25
| Пробные выступления перед незнакомой аудиторией
| 1
| 26
| Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно
| 1
| 27
| Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно
| 1
| 28
| Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно
| 1
| 29
| Тест «Чему я научился?»
| 1
| 30
| Памятка для учащегося-проектанта
| 1
| 31
| Памятка для учащегося-проектанта
| 1
| 32
| Твои впечатления от работы над проектами
| 1
| 33
| Ярмарка достижений
| 1
| Тематическое планирование для 2 класса
№ занятия
| Тема
|
| Кол. часов
| 1
| Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения
| наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
пересказывать подробно и выборочно;
выделять главную мысль на основе анализа текста;
делать выводы из фактов, совокупности фактов;
выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;
делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.
| 1
| 2
| Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант
| 1
| 3
| Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями
| 1
| 4
| Выбор помощников в работе над проектом
| 1
| 5
| Этапы работы над проектом
| 1
| 6
| Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»
| 1
| 7
| Проблема. Решение проблемы
| 1
| 8
| Выработка гипотезы-предположения
| 1
| 9
| Цель проекта
| 1
| 10
| Задачи проекта
| 1
| 11
| Сбор информации для проекта
| 1
| 12
| Знакомство с интересными людьми. Интервью
| 1
| 13
| Обработка информации. Отбор значимой информации
| 1
| 14
| Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»
| 1
| 15
| Играем в ученых. Это интересно
| 1
| 16
| Тест «Чему ты научился?»
| 1
| 17
| Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)
| 1
| 18
| Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»
| 1
| 19
| Значимость компьютера в создании проектов. Презентация
| 1
| 20
| Знаком ли ты с компьютером? Программа МРР
| 1
| 21
| Программа МРР
| 1
| 22
| Совмещение текста выступления с показом презентации
| 1
| 23
| Совмещение текста выступления с показом презентации
| 1
| 24
| Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта
| 1
| 25
| Тест «Советы проектанту»
| 1
| 26
| Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки
| 1
| 27
| Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»
| 1
| 28
| Играем в ученых. Это интересно
| 1
| 29
| Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности
| 1
| 30
| Памятка жюри конкурсов
| 1
| 31
| Пробное выступление перед незнакомой аудиторией
| 1
| 32
| Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией
| 1
| 33
| Играем в ученых. Это интересно
| 1
| 34
| Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта
| 1
| Тематическое планирование для 3 класса
№ занятия
| Тема
| Кол. часов
| 1
| Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом
| 1
| 2
| Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы
| 1
| 3
| Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи.
| 1
| 4
| Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации
| 1
| 5, 6
| Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта
| 2
| 7, 8
| Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование
| 2
| 9
| Памятки. Составление памяток по теме проекта
| 1
| 10
| Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере
| 1
| 11, 12
| Практическая работа. Создание мини-постера
| 2
| 13, 14, 15
| Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм
| 3
| 16, 17
| Программа МРР. Анимации. Настройка анимации
| 2
| 18, 19
| Программа МРР. Дизайн
| 2
| 20, 21
| Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями
| 2
| 22, 23
| Требования к компьютерной презентации.
| 2
| 24, 25
| Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР
| 2
| 26, 27, 28
| Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту
| 3
| 29, 30
| Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка
| 2
| 31
| Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия
| 1
| 32
| Твои впечатления работы над проектом
| 1
| 33
| Пожелания будущим проектантам
| 1
| 34
| Страница благодарности тем, кто поддерживал тебя в этом году.
| 1
|
Тематическое планирование для 4 класса
№ занятия
| Тема
| Кол.
часов
| 1, 2
| Наблюдение и экспериментирование
| 2
| 3, 4
| Методы исследования
| 2
| 5, 6
| Наблюдение и наблюдательность
| 2
| 7
| Совершенствование техники экспериментирования
| 1
| 8
| Интуиция и создание гипотез
| 1
| 9, 10
| Правильное мышление и логика
| 2
| 11, 12
| Искусство делать сообщения
| 2
| 13
| Искусство задавать вопросы и отвечать на них
| 1
| 14
| Семинар «Как готовиться к защите»
| 1
| 15
| Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
| 1
| 16, 17, 18
| Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
| 3
| 19, 20
| Коллективная игра-расследование
| 2
| 21 -27
| Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований
| 7
| 28
| Семинар
| 1
| 29, 30
| Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся
| 2
| 31, 32
| Подготовка собственных работ к защите
| 2
| 33, 34
| Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов
| 2
|
Учебно-методическое обеспечение
Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова. Учусь создавать проекты. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём: Рабочие тетради в 2-х частях. – М. : Издательство РОСТ. 2013 г.
Юным умникам и умницам: Учусь создавать проект: Исследуем, доказываем, проектируем, создаем. Методическое пособие 1,2,3,4 класс + Программа курса (Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова, «РОСТкнига», 2011г.).
А.И.Савенков «Я – исследователь».
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы
|
|
|