|
Методическая разработка по технологии: «Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»
Управление образования администрации округа Муром Владимирской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№20
имени Героя Советского Союза В.И.Филатова» Методическая разработка по технологии:
«Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения»
для 5 класса (2 часа)
Разработчик урока:
учитель технологии
Бондарева Тамара Васильевна.
Педстаж_23_ года,
1__ квалификационная категория
2010 Цели:
-систематизировать и дополнить знания полученные учащимися в начальных классах о тканях
-формировать представление о тканях как о двух системах нитей
-научить определять направления нитей основы и утка
-воспитывать уважение к труду старших поколений.
Наглядные пособия и оборудование: коллекция волокон «Хлопок» и «Лен»
коллекция тканей на красиво оформленном стенде
модели фартуков, полотенце
кусочки ткани, лупы, иголка, игольница, кусочки ваты
эскизы, рисунки,
схема «Волокна»
таблицы «Характеристика нитей», «Определение в ткани направления нитей основы и утка»
учебники, тетради
прялка, веретено
образцы на картоне хлопок и лен
презентация
Межпредметные связи: История, литература, биология, И З О
Основные понятия: волокно, прядение, ткачество, суровьё, основа, уток, кромка, семенные, лубяные, хлопчатник, полотняное
напечатанная
гладкая поверхность
ворсовая
гладкокрашеная
пестротканая Х О Д У Р О К А
I. Сообщение познавательных сведений. В этом учебном году нам предстоит сшить первое большое изделие на швейной машине. Шаг за шагом мы продвигаемся к поставленной цели.
Скажите, а из чего мы будем шить фартуки? …. Тема урока: ««Процесс производства ткани. Натуральные волокна растительного происхождения(слайд)
На свете столько разных вещей из ткани, посмотрите какие они разные: (стенд коллекция тканей)
-гладкие и ворсистые
-легкие и тяжелые
-теплые и прохладные
-плотные и редкие
Наша одежда тоже сшита из различных видов ткани.
Но раз их называем одним именем - ткани, значит, все они чем-то похожи друг на друга.
Вот это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке (слайд).
Цель урока - узнать как можно больше о производстве тканей.
Практическая работа № 1 «Ткань».
Подготовить:
тетрадь, лупу, кусочек ткани и иголку, линейку, карандаш.
Проведем небольшую исследовательскую работу. Мы будем работать с иглой поэтому необходимо вспомнить правила Т.Б.
при работе с иглами: ( ? )
-сосчитать в начале и в конце работы
-вкалывать в игольницу
-не оставлять в ткани
-если сломалась, собрать и выбросить
Работа в тетрадях:
- записать тему;
-зарисовать схему, располагая её в левом углу тетради (слайд)
Последовательность работы, вводный инструктаж:
а) иголкой отделите от ткани небольшие частички, что получилось, как вы их называете? (нити)
( заполним второй прямоугольник – нити)
б) через лупу внимательно посмотрите, ниточка плотно скручена из маленьких ворсинок, которые называют волокнами
(заполняем следующий прямоугольник).
(приложение №8.)
в) вывод:
что бы получить ткань необходимо вначале иметь волокно.
Так что же такое волокно и из чего его можно получить?
(работа с учебником стр. 5 - волокно, текстильное волокно) Работа с таблицей «Классификация волокон».
Подготовить:
на экране схема «Волокна».
на партах схема «Волокна» незаполненная.
Заполняем вместе таблицу «Волокна» (см. приложение 3) дома вклеите в тетрадь (читаем, заполняем пустые прямоугольники)
Натуральные волокна – образуются без вмешательства человека в природу.
Химические волокна – получают химическим путем в заводских условиях. 1.Натуральные волокна.
Подготовить:
слайды
доклады
образцы на картоне хлопок и лен (№1 и№2)
Послушайте небольшие доклады о растениях, которые являются сырьем для получения волокон растительного происхождения (см. приложение № 1).
В 5 классе мы будем работать только с волокнами растительного происхождения.
- доклад о хлопке (слайды: 3 шт)
показать ---- коробочку с хлопком
-доклад о льне (слайды: 2 шт)
показать ----лен долгунец, лен кудряш
Учащиеся определяют ткани на ощупь (образцы № 1 и №2 не подписаны – хлопок и лен) Запись в тетради:
Растительные волокна:
1) семенные волокна – получают из семенной коробочки хлопчатника
2) лубяные – из лубяного слоя стебля растения.
вывод: сырьём для получения волокон растительного происхождения
являются волокна хлопка и волокна льна.
II. Физкультминутка:
проводим небольшую гимнастику (встали, руки вперед помассировали кулачками, руки на талию повороты вправо, влево, сели)
III. Процесс получения ткани. Практическая работа № 2 «Прядение », «Ткачество»
Подготовить:
слайды
прялку
веретено
кусочки ваты
плакат ткань – нити – волокна
коллекции «Хлопок», «Лен».
Работа с первой схемой (ткань – нити - волокна)
-рассматриваем в другом направлении - снизу вверх.
Знаем из чего получают волокна, а как из волокон получить нить?
(вспомните сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», как она начинается?)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком… Слайды с прялкой, веретёнами (2 шт)
Показать веретено и прялку
(ученицы пробуют прясть из кусочка ваты, убеждаются в том, что это сложная и долгая работа).
Рассказать о том, что сейчас этот процесс выполняют машины.
Ставим стрелку в схеме и добавляем слово прядение.
Учащиеся сами формулируют название этого процесса:
Прядение – это получение нити из волокон. Ткачество.
Подготовить:
-большой отрез ткани с кромкой
-коллекции хлопок и лен ( весь процесс получения ткани)
-схема последовательность процесса производства ткани ( на обратной стороне схемы «волокна» приложение № 2 )
-образец суровой ткани
-слайды (1 тш: раньше и сейчас)
-слайды (цепочка) Чтобы получить ткань из нитей (пряжи ):
-куда их отправляют, на какие фабрики? (ткацкие)---слайды
Показать процесс получения ткани:
коллекция «Хлопок»
коллекция «Лен»
Запись в тетради:
Прядение – это получение нити из волокон.
Ткачество – это получение ткани из нитей или пряжи
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путем переплетения нитей
Суровьё – ткань грязноватого цвета, шероховата, полученная на ткацком станке
Процесс получения ткани:
сырье – волокно – пряжа – суровьё – опаливание – беление - крашение
(ткань).
Сейчас нас ждет одно очень интересное исследование. Что же это за нити, которые, переплетаясь между собой, образуют ткань? И какими свойствами они обладают?
Практическая работа № 3 « Свойства нитей основы и утка».
Подготовить:
-ткань с кромкой, иголку, игольницу, лупу,
-показать таблицу «Характеристика нитей» (слайд)
- подготовить доску в два столбика
Выполняют самостоятельно, сверяют.
(Таблицу не рисовать, а показать на доске, как заполнять в два столбика.)
Характеристика
нитей
|
По вертикали
|
По горизонтали
| Толщина
|
|
| Пушистость
|
|
| Извитость
|
|
| Растяжение
|
|
| Прочность
|
|
|
|
|
| Вводный инструктаж:
-взять образец с кромкой и расположить кромку к окну
-выдернуть ниточку по горизонтали и полонить
-выдернуть ниточку по вертикали и положить
-самостоятельно заполнить таблицу
-сверить с заполненной таблицей на слайде
-выявить ошибки
-исправить
---------------------- ------------------------
1) тонкая толстая
2) гладкая пушистая
3) менее извилистая сильно извилистая
4) плохо тянется хорошо тянется
5) прочная рвется
-прочитать первый столбик и написать на верху – основа
-прочитать второй столби и написать на верху – уток (поставить ударение). Сделать вывод:
-нити, идущие вдоль кромки называют нитями основы
-нити, идущие поперек кромки называют нитями утка.
В изделиях нить основы обычно располагают вертикально, чтобы изделие меньше растягивалось и дольше сохраняло форму Лабораторная работа №1 «Виды переплетений нитей в тканях».
Подготовить: тесты (см. приложение №4)
лупу
плетеные коврики
образцы с видами переплетений
книгу «Как рубашка в поле выросла»
марлю
льняное полотенце
ткань с узором из нитей
Очень интересно описан процесс получения ткани в рассказе К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Думаю, что многие его читали, а кто еще не читал, обязательно прочитайте, вы узнаете, как трудно было в домашних условиях получать самую обычную льняную ткань.
У меня сохранилось полотенце бабушки, котороё она ткала и вышивала.
В далеком детстве посчастливилось наблюдать за процессом ткачества половиков на огромном ткацком станке, который вы видели сегодня на слайд. Но не только я была очевидцем получения ткани, вы тоже, даже не подозревая, об этом - выполняли работу за ткацкий станок. Вспомните красивые коврики, которые делали на уроках труда в начальной школе.
Возьмите лупу и посмотрите на первый образец:
- видите плотную сеточку из нитей?
На ткацкий станок натягивают (вертикально) нити и, переплетая их горизонтальными нитями (как и в коврике) - получают ткань.
Переплетать нитки между собой можно разными способами.
Посмотрите остальные образцы:
-что вы видите?
-как они выглядят, одинаково или нет?
Полотняное переплетение (ткань – полотно).
Наша цель научиться отличать полотняное переплетение от остальных видов и усвоить материал по новой теме.
Посмотрите, как много нового вы сегодня узнали: (работа по тетради)
-какие существуют волокна ( схема волокна)
-что является сырьём для получения волокон растительного происхождения
-из какой части растения хлопчатник получают семенные волокна
-из какой части растения лен получают лубяные волокна
-что такое прядение
-что такое ткачество
Знания проверим по тестам (подписать, у правильного ответа поставить галочку)
Лабораторная работа №2 «Определение в ткани направления нитей основы и утка».
Подготовить:
большой отрез ткани с кромкой и без кромки
раздать кусочки ткани без кромки
зарисовать таблицу, которую будем заполнять вместе, а затем проверим по слайду.
Мы практически готовы к тому, чтобы выкраивать фартук из ткани.
Многие из вас принесут ткань новую купленную в магазине, с кромкой, а как бить другим, если у них дома лежит ткань, но без кромки?
Объяснить по звуку, а два других находят самостоятельно, используя свойства нитей (на доске столбики). Заполняют таблицу.
Признаки
| основа
| уток
| По кромке
|
|
| По растяжению
|
|
| По звуку
| звонкий
| глухой
| Проверяем таблицу
признаки
| основа
| уток
| По кромке
| вдоль
| поперек
| По растяжению
| Не тянется
| тянется
| По звуку
| звонкий
| глухой
|
(Работают с кусочком ткани без кромки. Проверяют на растяжение и ставят стрелку. Работы сдадут вместе с конвертом в конце урока.) IV. Физкультминутка.
V. Лабораторная работа № 3 «Определение лицевой и изнаночной сторон в тканях». (Работа в группах по 2 человека.)
Подготовить разные образцы тканей для объяснения.
Раздать конверты на парту с различными видами тканей.
-напечатанные
-ворсовые
-с гладкой поверхностью (блестящие)
-однотонные
-пестротканые
Полученные знания пригодятся нам при раскрое фартука из ткани, но остается еще одна небольшая проблема - как определить лицевую сторону в различных видах тканей.
Учащиеся самостоятельно раскладывают образцы тканей лицевой стороной вверх. Проверить.
Все убрать в конверт.
Запись в тетради:
лицевая сторона:
напечатанная - яркий рисунок (стр. 11 рис 7)
ворсовая – длинные ворсинки
с гладкой поверхностью – блестящая поверхность
однотонная – без узелков
пестротканая – без узелков
Надеюсь, знания, полученные на уроке, пригодятся в жизни, а самостоятельная практическая работа, которую сейчас выполним, избавит нас от ошибок во время раскроя.
Самостоятельная практическая работа по карточкам (см. приложение № 6)
Подготовить:
карточки (1-16)
лупы
конверты
листочки (Ф, И. класс № карточки, 1-
2-
3-
Вводный инструктаж:
-подписать листы ответов (Ф.И. класс, № карточки)
-пользоваться лупой
-образцы ни один не приклеен кромкой
-давать ответы только цифрами, через запятую
-переплетение определять лишь полотняное
Обязательная работа 1-3 задание.
Под звездочкой - определить направление основной нити и поставить
по большому образцу.
Кто справится с работой – все вложить в конверт и положить на край стола, а самим приступить к выполнению домашней работы можно выписать в тетрадь ассортимент х.б. тканей (см. приложение №5) VI. Заключительная часть урока:
-оценки за урок
-навести порядок на столе
-сдать конверты, ответы Запись в тетради: (д.з)
Творческое задание:
-Оригинально оформить творческую работу «Коллекция тканей»
(показать образцы работ) |
|
|