Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №175»
Советского района г. Казани
Проектная работа «Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»
(в рамках подготовки ГИА).
Выполнила:
учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория
Клячина Л.С.
Конспект урока по русскому языку в 9 классе Тема: Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на
Лингвистическую тему. Цели:
1)дать понятие о месте антонимов в речи и их функциях в тексте.
Научить на основе примеров из текста определять функции антонимов и
Создавать лингвистические сочинения, посвящённые антонимам.
2(Прививать любовь к художественному слову.
Наглядность:
Презентация к уроку.
Плакаты с крылатыми выражениями о речи:
«Хороша верёвка длинная, а речь короткая.»
(Пословица).
«Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим»
(Платон)
«Если не умеешь говорить, научись слушать»
(Помпоний)
«Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много
знают, говорят мало». (Ж-Ж. Руссо)
«Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем».
(И.Гете)
Раздаточный материал с памятками и образцами лингвистических
сочинений.(по заданиям ГИА)
Раздаточный материал с отрывками из произведений А.Пушкина,
Н.Гоголя, А.Твардовского, И.Тургенева. Опережающее задание:
Подобрать пословицы, поговорки, загадки, где бы использовались
антонимы.
Закончить пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторую их
часть:
Кто много говорит,…
Недруг поддакивает,…
Добрая слава лежит,…
Успел ошибиться,…
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Перед вами на экране тема нашего сегодняшнего урока. В ходе урока вы поймёте, какие важные навыки надо иметь, чтобы сдать выпускной экзамен, и я
надеюсь, что такие навыки вы сегодня обретёте. Но прежде разберём опережающие задания: подобрать пословицы, поговорки, загадки с антонимами. Ученик 1:
Где умному горе, там дураку веселье.
Маленькое дело лучше большого безделья.
В шутку сказано, да всерьёз задумано.
Летом одето, а зимой раздето. (дерево)
Весь мир одевает, а сама нагишом. (игла)
Ученик 2:
Кто много говорит, тот мало делает.
Недруг поддакивает, а друг помалкивает.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Умел ошибиться, умей и исправиться.
Учитель: Молодцы, вы подобрали интересные примеры. Итак, сделаем вывод. Ученик: Антонимы – это слова, противоположные по значению.
Функции антонимов
| Примеры
| Для уточнения Для выражения пространственных отношений Для выражения временных отношений
Для раскрытия внутреннего мира героев Со значением местоположения Выражают качественную противоположность понятий
|
|
Учитель: У вас на столах лежат тексты. Давайте поработаем с текстами и попытаемся определить функции антонимов. Чтобы их отразить, составим в тетрадях таблицу, в которую будем записывать примеры из текстов.
Учитель: Чтобы определить функцию антонимов, проанализируем отрывок:
«Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так, чтобы толстые, однако же и не тонкие…» Ученик: Это отрывок из «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя. Учитель: Как вы думаете, с какой целью писатель употреблял антонимы? Ученик: Чтобы уточнить род мужчин. Учитель: Разберём следующий пример: определите автора и функцию антонима.
«Наружный фасад гостиницы отвечал её внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в тёмно-красных кирпичиках, ещё более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною жёлтою краской». Ученик: Я думаю, это опять из «Мёртвых душ» Н.Гоголя. Автор описывает фасад гостиницы, антонимы выражают пространственные отношения. Учитель: Это верно. Работаем дальше:
«Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровать, прикрыл его своим тяжёлым армяком. Сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока». Ученик: Это, конечно же, «Му-Му» Ивана Сергеевича Тургенева. Я думаю, здесь антонимы выражают время. Учитель: Да, здесь антонимы выражают временные отношения. Разберём следующий пример:
«Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её нерадостный, ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи…» Ученик: Это отрывок из этого же произведения. Автор применяет антонимы для раскрытия внутреннего мира героев. Учитель: Это верно. А сейчас поработаем с поэтическим произведением, оно вам знакомо:
«Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы
Ради жизни на земле». Ученик: Это отрывок из «Василия Тёркина» Александра Твардовского. Антонимы указывают место, где располагался фронт. Учитель: Это антоним со значением местоположения. И ещё пример:
«Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт,
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ, и бледен. Ученик: Мне этот отрывок неизвестен. Но антоним подчёркивает противоположные понятия. Учитель: Это стихотворение А.Пушкина «Ты и я». Действительно, здесь антонимы выражают качественную противоположность понятий. И последний пример:
«И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Ученик: Это антитеза, излюбленный прием Михаила Юрьевича Лермонтова. Характерная примета, особенность стиля поэта. Здесь использован приём контраста.
Учитель: Молодцы, ребята. Итак, у вас должна получиться следующая таблица (экран)
Функции антонимов
| Примеры
| Для уточнения
Для выражения пространственных отношений
Для выражения временных отношений
Для раскрытия внутреннего мира героев Со значением местоположения
Выражают качественную противоположность понятий Контрастная
| «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так, чтобы толстые, однако же и не тонкие…»
(Н.Гоголь) «Наружный фасад гостиницы отвечал её внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в тёмно-красных кирпичиках, ещё более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною жёлтою краской».
(Н.Гоголь) «Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровать, прикрыл его своим тяжёлым армяком. Сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».
(И.Тургенев) «Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её нерадостный, ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи…»
(И.Тургенев)
«Фронт налево, фронт направо,
И в февральской вьюжной мгле
Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы
Ради жизни на земле».
(А.Твардовский)
«Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт,
Ты румян, как маков цвет,
Я, как смерть, и тощ, и бледен.
(А.Пушкин)
«И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.»
(М.Лермонтов)
|
II Закрепление.
Сегодня, ребята, мы познакомимся с антонимами контекстуальными. Сравните: тесная обувь – свободная обувь, тесная квартира – просторная квартира. Эти антонимы широко используются в художественной речи, публицистике как выразительное средство контраста. Они часто называют художественные произведения: «Отцы и дети», «Война и мир», «Толстый и тонкий», «Живые и мёртвые».Мы уже говорили о том, что главное назначение антонимов в речи – это выражение контраста, противопоставления. Приём контраста называется антитезой. Это очень распространённая фигура речи. Противопоставляя предметы, явления, признаки, мы редко сталкиваем их между собой и тем самым как бы освещаем их ярким светом. Контраст сам по себе очень выразителен. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро на фоне зла, ум в сравнении с глупостью, жара в сравнении с холодом… как афористически писал поэт Ф.Майков, «чем ночь темней, тем ярче звёзды». Контраст помогает познать суть вещей. Потому антитеза широко распространена и в народном поэтическом творчестве, и в художественной литературе, и в заглавиях. Например:
* Ученье – свет, а неученье – тьма.
* Легко стелет, да жестко спать. А как ярко, сильно звучит антитеза в знаменитых строках Г.Державина:
«Я царь – я раб – я червь – я бог!»
Антонимы лежат в основе и другой речи – оксюморона, что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое». Если в антитезе антонимы противопоставляются, что для них вполне естественно, то в оксюмороне они соединяются, что необычно, непривычно, даже абсурдно. Однако это соединение антонимов рождает новое понятие, нелогичное по обычным меркам. Но в то же время остроумное. Так, мы читаем у В.Маяковского:
«-Мама! Ваш сын прекрасно болен».
Прекрасно болен – значит, влюблён, любит, это муки, это как болезнь. Но это светлые, прекрасные муки. Двумя словами выражен очень глубокий смысл. III Задание на закрепление:
1. Найдите контекстуальные антонимы:
1) Слова умеют плакать и смеяться.
Приказывать, молить и заклинать.
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать. 2) Хорошо, когда хулят и хвалят,
Превозносят или наземь валят,
Хорошо стыдиться и гордиться,
И на что-нибудь годиться.
IV Новый материал:
Учитель: Задание С2.1 представляет собой рассуждение на лингвистическую тему. Как и любой текст, оно имеет свой стандарт. В его основе лежат требования жанра и стиля.
Ваше сочинение – это текст. Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой сочинения-рассуждения. Структура сочинения-рассуждения:
Тезис – доказательства(аргументы) – вывод.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения:
1. Выдвинуть тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.
2. Привести различные доказательства этого тезиса; необходимо привести не менее 2х аргументов из тезиса, иллюстрирующих различные языковые явления.
3. Сделать вывод – заключение, подтверждающий выдвинутый тезис. Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Можно привести несколько примеров того, как начать сочинение-рассуждение.
Это может быть:
*фраза, принадлежащая герою дискуссии и его комментарий
(«Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль», - заявила Анна Владимировна. Я согласна с ней, потому что…) *согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора
(например, «Я согласна с Анной Владимировной, что без антонимов наша речь была бы бледной, невыразительной…») *вопрос
(например, «Зачем нужны антонимы?») *вопрос-ответ (например, «Нужны ли нам сегодня антонимы? Безусловно, нужны!») *Собственное высказывание
(например, «Антонимы в речи выражают контрастное значение») *предложение, констатирующее актуальность темы
(например, «Сегодня особенно важны знания о выразительных средствах русской речи.») *именительный темы
(например, «Антонимы. Какова их роль в речи?») Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении: *вводные слова: таким образом, итак, в заключение, как видим…и др.; *синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что…, в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…и др. V Актуализация изученного по теме. Учитель: Дома вы, ребята, напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль антонимов в речи». Ознакомьтесь с примерным сочинением:
Вариант 1
Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. В тексте В.Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: сказка «заставляет… тревожиться, радоваться». На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, поэтому показывают контрастные эмоции. Без антонимов наша речь была бы намного беднее.
Учитель: Как видим из этой работы, основным по предлагаемой теме будет вывод о том, что антонимы необходимы для живой речи. Автор работы обосновал основной тезис аргументами из исходного текста. Это сочинение соответствует всем требованиям. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Роль антонимов в речи». |