Главная страница

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №175» Советского района г. Казани Проектная работа



Скачать 105.77 Kb.
НазваниеМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №175» Советского района г. Казани Проектная работа
Клячина Л.С
Дата18.04.2016
Размер105.77 Kb.
ТипПрезентация

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №175»

Советского района г. Казани

Проектная работа
«Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему»

(в рамках подготовки ГИА).

Выполнила:

учитель русского языка и литературы 1 квалификационная категория

Клячина Л.С.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: Роль антонимов в речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на

Лингвистическую тему.
Цели:

1)дать понятие о месте антонимов в речи и их функциях в тексте.

Научить на основе примеров из текста определять функции антонимов и

Создавать лингвистические сочинения, посвящённые антонимам.

2(Прививать любовь к художественному слову.

Наглядность:

  1. Презентация к уроку.

  2. Плакаты с крылатыми выражениями о речи:

«Хороша верёвка длинная, а речь короткая.»

(Пословица).

«Недобросовестные ораторы стремятся представить плохое хорошим»

(Платон)

«Если не умеешь говорить, научись слушать»

(Помпоний)

«Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много

знают, говорят мало». (Ж-Ж. Руссо)

«Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем».

(И.Гете)


  1. Раздаточный материал с памятками и образцами лингвистических

сочинений.(по заданиям ГИА)

  1. Раздаточный материал с отрывками из произведений А.Пушкина,

Н.Гоголя, А.Твардовского, И.Тургенева.
Опережающее задание:

  1. Подобрать пословицы, поговорки, загадки, где бы использовались

антонимы.

  1. Закончить пословицы и поговорки, подбирая по смыслу вторую их

часть:

    1. Кто много говорит,…

    2. Недруг поддакивает,…

    3. Добрая слава лежит,…

    4. Успел ошибиться,…


Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Перед вами на экране тема нашего сегодняшнего урока. В ходе урока вы поймёте, какие важные навыки надо иметь, чтобы сдать выпускной экзамен, и я

надеюсь, что такие навыки вы сегодня обретёте. Но прежде разберём опережающие задания: подобрать пословицы, поговорки, загадки с антонимами.
Ученик 1:

  1. Где умному горе, там дураку веселье.

  2. Маленькое дело лучше большого безделья.

  3. В шутку сказано, да всерьёз задумано.

  4. Летом одето, а зимой раздето. (дерево)

  5. Весь мир одевает, а сама нагишом. (игла)


Ученик 2:

  1. Кто много говорит, тот мало делает.

  2. Недруг поддакивает, а друг помалкивает.

  3. Добрая слава лежит, а худая бежит.

  4. Умел ошибиться, умей и исправиться.


Учитель: Молодцы, вы подобрали интересные примеры. Итак, сделаем вывод.
Ученик: Антонимы – это слова, противоположные по значению.


Функции антонимов

Примеры

Для уточнения
Для выражения пространственных отношений
Для выражения временных отношений

Для раскрытия внутреннего мира героев
Со значением местоположения
Выражают качественную противоположность понятий








Учитель: У вас на столах лежат тексты. Давайте поработаем с текстами и попытаемся определить функции антонимов. Чтобы их отразить, составим в тетрадях таблицу, в которую будем записывать примеры из текстов.

Учитель: Чтобы определить функцию антонимов, проанализируем отрывок:

«Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так, чтобы толстые, однако же и не тонкие…»
Ученик: Это отрывок из «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью писатель употреблял антонимы?
Ученик: Чтобы уточнить род мужчин.
Учитель: Разберём следующий пример: определите автора и функцию антонима.

«Наружный фасад гостиницы отвечал её внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в тёмно-красных кирпичиках, ещё более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною жёлтою краской».
Ученик: Я думаю, это опять из «Мёртвых душ» Н.Гоголя. Автор описывает фасад гостиницы, антонимы выражают пространственные отношения.
Учитель: Это верно. Работаем дальше:

«Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровать, прикрыл его своим тяжёлым армяком. Сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».
Ученик: Это, конечно же, «Му-Му» Ивана Сергеевича Тургенева. Я думаю, здесь антонимы выражают время.
Учитель: Да, здесь антонимы выражают временные отношения. Разберём следующий пример:

«Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её нерадостный, ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи…»
Ученик: Это отрывок из этого же произведения. Автор применяет антонимы для раскрытия внутреннего мира героев.
Учитель: Это верно. А сейчас поработаем с поэтическим произведением, оно вам знакомо:

«Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идёт, кровавый,

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле».
Ученик: Это отрывок из «Василия Тёркина» Александра Твардовского. Антонимы указывают место, где располагался фронт.
Учитель: Это антоним со значением местоположения. И ещё пример:

«Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт,

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен.
Ученик: Мне этот отрывок неизвестен. Но антоним подчёркивает противоположные понятия.
Учитель: Это стихотворение А.Пушкина «Ты и я». Действительно, здесь антонимы выражают качественную противоположность понятий. И последний пример:

«И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Ученик: Это антитеза, излюбленный прием Михаила Юрьевича Лермонтова. Характерная примета, особенность стиля поэта. Здесь использован приём контраста.

Учитель: Молодцы, ребята. Итак, у вас должна получиться следующая таблица (экран)


Функции антонимов

Примеры

Для уточнения

Для выражения пространственных отношений


Для выражения временных отношений

Для раскрытия внутреннего мира героев
Со значением местоположения


Выражают качественную противоположность понятий
Контрастная

«Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так, чтобы толстые, однако же и не тонкие…»

(Н.Гоголь)
«Наружный фасад гостиницы отвечал её внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в тёмно-красных кирпичиках, ещё более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною жёлтою краской».

(Н.Гоголь)
«Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровать, прикрыл его своим тяжёлым армяком. Сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока».

(И.Тургенев)
«Она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День её нерадостный, ненастный, давно прошёл, но и вечер её был чернее ночи…»

(И.Тургенев)


«Фронт налево, фронт направо,

И в февральской вьюжной мгле

Страшный бой идёт, кровавый,

Смертный бой не ради славы

Ради жизни на земле».

(А.Твардовский)


«Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт,

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен.

(А.Пушкин)


«И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя, ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.»

(М.Лермонтов)



II Закрепление.

Сегодня, ребята, мы познакомимся с антонимами контекстуальными. Сравните: тесная обувь – свободная обувь, тесная квартира – просторная квартира. Эти антонимы широко используются в художественной речи, публицистике как выразительное средство контраста. Они часто называют художественные произведения: «Отцы и дети», «Война и мир», «Толстый и тонкий», «Живые и мёртвые».Мы уже говорили о том, что главное назначение антонимов в речи – это выражение контраста, противопоставления. Приём контраста называется антитезой. Это очень распространённая фигура речи. Противопоставляя предметы, явления, признаки, мы редко сталкиваем их между собой и тем самым как бы освещаем их ярким светом. Контраст сам по себе очень выразителен. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро на фоне зла, ум в сравнении с глупостью, жара в сравнении с холодом… как афористически писал поэт Ф.Майков, «чем ночь темней, тем ярче звёзды». Контраст помогает познать суть вещей. Потому антитеза широко распространена и в народном поэтическом творчестве, и в художественной литературе, и в заглавиях. Например:

* Ученье – свет, а неученье – тьма.

* Легко стелет, да жестко спать.
А как ярко, сильно звучит антитеза в знаменитых строках Г.Державина:

«Я царь – я раб – я червь – я бог!»

Антонимы лежат в основе и другой речи – оксюморона, что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое». Если в антитезе антонимы противопоставляются, что для них вполне естественно, то в оксюмороне они соединяются, что необычно, непривычно, даже абсурдно. Однако это соединение антонимов рождает новое понятие, нелогичное по обычным меркам. Но в то же время остроумное. Так, мы читаем у В.Маяковского:

«-Мама! Ваш сын прекрасно болен».

Прекрасно болен – значит, влюблён, любит, это муки, это как болезнь. Но это светлые, прекрасные муки. Двумя словами выражен очень глубокий смысл.
III Задание на закрепление:

1. Найдите контекстуальные антонимы:

1) Слова умеют плакать и смеяться.

Приказывать, молить и заклинать.

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.
2) Хорошо, когда хулят и хвалят,

Превозносят или наземь валят,

Хорошо стыдиться и гордиться,

И на что-нибудь годиться.

IV Новый материал:

Учитель: Задание С2.1 представляет собой рассуждение на лингвистическую тему. Как и любой текст, оно имеет свой стандарт. В его основе лежат требования жанра и стиля.

Ваше сочинение – это текст. Сегодня на уроке мы познакомимся со структурой сочинения-рассуждения.
Структура сочинения-рассуждения:

Тезис – доказательства(аргументы) – вывод.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения:

1. Выдвинуть тезис, т.е. положение, которое будет доказываться.

2. Привести различные доказательства этого тезиса; необходимо привести не менее 2х аргументов из тезиса, иллюстрирующих различные языковые явления.

3. Сделать вывод – заключение, подтверждающий выдвинутый тезис.
Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Можно привести несколько примеров того, как начать сочинение-рассуждение.

Это может быть:

*фраза, принадлежащая герою дискуссии и его комментарий

(«Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль», - заявила Анна Владимировна. Я согласна с ней, потому что…)
*согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора

(например, «Я согласна с Анной Владимировной, что без антонимов наша речь была бы бледной, невыразительной…»)
*вопрос

(например, «Зачем нужны антонимы?»)
*вопрос-ответ (например, «Нужны ли нам сегодня антонимы? Безусловно, нужны!»)
*Собственное высказывание

(например, «Антонимы в речи выражают контрастное значение»)
*предложение, констатирующее актуальность темы

(например, «Сегодня особенно важны знания о выразительных средствах русской речи.»)
*именительный темы

(например, «Антонимы. Какова их роль в речи?»)
Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении:
*вводные слова: таким образом, итак, в заключение, как видим…и др.;
*синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что…, в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…; эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…и др.
V Актуализация изученного по теме.
Учитель: Дома вы, ребята, напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль антонимов в речи». Ознакомьтесь с примерным сочинением:


Вариант 1

Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. В тексте В.Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: сказка «заставляет… тревожиться, радоваться». На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В.Пескова эти слова имеют противоположное значение, поэтому показывают контрастные эмоции. Без антонимов наша речь была бы намного беднее.

Учитель: Как видим из этой работы, основным по предлагаемой теме будет вывод о том, что антонимы необходимы для живой речи. Автор работы обосновал основной тезис аргументами из исходного текста. Это сочинение соответствует всем требованиям.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение «Роль антонимов в речи».