|
Презентация по материалам мероприятия, фотоаппарат для фотоотчёта Разработка урока «Семья и семейные ценности»
(классный час) Цель: ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.
Задачи:
– возвышение роли семьи, ее статуса в нашем обществе;
– укрепление у детей чувства благодарности к родителям за их заботу и внимание;
– усиление желания жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании детей и взрослых. Дата проведения: 01 сентября 2012 года.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по материалам мероприятия, фотоаппарат для фотоотчёта.
Приглашённые: родители и родные учениковкласса. Первый этап - подготовительный.
Подготовка приглашений от учеников класса близким родственникам по предложениям самих учащихся (Приложение 1). Второй этап – проведение классного часа.
Вступительное слово учителя
Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести 1 сентября 2012 года «Уроки семьи и семейных ценностей». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым.
Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семь в целом.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики.
Далее работа строится в виде диспута (круглого стола), во время которого учитель предлагает и направляет темы для обсуждения. Вопросы в первую очередь предлагаются ученикам. Родители и другие родственниками включаются в обсуждения, дополняя или предлагая свою точку зрения.
Подумайте и назовите основные проблемы по данному вопросу в государстве, которые определили появления такого документа?
(Аудитория называет):
продолжается сокращение численности детского населения;
у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения;
не снижается количество выявленных нарушений прав детей (в 2011 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений);
низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании (почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения).
Учитель. Поэтому актуальным становится процесс возрождения российской семьи, укрепление её потенциала и ценности как основы общества, восстановление ценностей, традиций и практик семейного воспитания.
Зачем нужна человеку семья? Можно ли прожить без семьи?
(Высказываются различные мнения аудитории: родителей, детей, бабушек).
Скажите, какая, по-вашему, идеальная семья?
Где относятся с уважением, не ругаются.
Где все друг друга понимают.
Проводят вместе много времени и всем хорошо и комфортно.
Где каждый старается помочь другому.
Где родители участвуют в делах своих детей.
Учитель. Можно привести множество аргументов в пользу идеальной семьи. Потому что самое дорогое в жизни человека – семья.
Как вы понимаете значения слов «жениться», «выйти замуж»? Почему, как правило, жена берёт фамилию мужа?
По каким мотивам люди чаще всего женятся и выходят замуж? (по любви и по расчету).
Есть ли различия в понятиях «влюблённость» и «любовь»?
влюбленность любовь
пылкость спокойствие
за что-то ни за что
для себя ради другого
Какие проблемы сохранения семьи можно назвать?
сокращение рождаемости и падение прироста населения;
увеличение численности женщин по сравнению с численностью мужчин;
уменьшение среднего размера семей и увеличение смертности;
падение производительности труда в домашнем хозяйстве;
возрастающие потребности семьи и ограничение возможностей их удовлетворения;
легкомысленное отношение к браку и семье;
отсутствие самодисциплины и половая распущенность;
высокий процент числа разводов (распадается каждый третий брачный союз).
Учитель (рассказывает притчу). В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на нее как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Никто не сердился и не ругался. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удается жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» — удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нем одно и то же слово — «понимание», — пока не написал его сто раз.
«Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» — обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.
Обязательно ли в семье нужны дети? Сколько должно быть детей в семье?
Учитель. Однодетная семья в движении и развитии означает вот что: через 25-30 лет в этой семье появятся два пенсионера и только один работник. Одна семья вырастит будущего жениха, другая – невесту. Они в будущем вступят в брак. На смену двум семьям придет одна. Это отрицательно влияет на демографическую ситуацию. Недостаточно в семье иметь и двоих детей. Не каждый мальчик дорастет до возраста жениха, не каждый, достигший этого возраста женится, не каждый мужчина станет отцом. Так же и с женщинами. Рассчитано, что из тысячи человек населения, которые состоят из двухдетных семей, через 30 лет останется 621 человек, через 60 лет – 386, через 90 лет – 240, а через 300 лет – всего 8 человек взамен тысячи. В семье, как считают демографы, должно быть минимум 3-4 ребёнка.
Предлагается тест «Какими вы будете родитель?». Ученики выполняют его, родители по желанию могут пройти данный тест с целью узнать о типе взаимоотношений в своей семье. (Приложение 2)
Учитель. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом — достаток и благополучие. Помни мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей значит: в детстве — их слушаться, в молодости — с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться.
Как вы понимаете высказывание «Мать – душа семьи, отец – её дух»?
Учитель. Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Без крепких и сильных семей никогда не будет сильного и крепкого государства. Духовное возрождение в нашей стране не наступит, если не будут восстановлены семьи. В условиях нестабильности нашей жизни семья - такая же хрупкая, как наша жизнь, ячейка общества. В ней люди, как в шалаше, прячутся от непогоды.
Третий этап – рефлексия.
Аудитория делится в произвольной форме на команды: либо разновозрастные (родители и дети), либо 2 команды детей и 1 команда родителей.
Задания:
1. Вспомнить значимые или забавные моменты из жизни своей семьи.
2. Каким я вижу свою будущую семью? Какой я вижу будущую семью своего ребёнка?
3. Конкурс «Добавь пословицу». Учитель произносит начало пословицы, а команда – ее окончание.
Яблочко от яблони …(недалеко падает).
Яйца курицу …(не учат).
Где любовь и совет …(там горя нет).
В гостях хорошо… (а дома лучше).
Чтоб узнать человека, надо с ним …(пуд соли съесть).
Не красна изба углами…(а красна пирогами).
Три друга: отец, да мать, да… (верная жена).
Нет лучше дружка, чем родная... (матушка).
При солнышке тепло, а при матери... (добро).
Не нужен и клад, когда... (в семье лад).
Не красна изба углами, а... (красна пирогами).
Как родители жили, так и нас... (благословили).
Родители берегут дочь до венца, а муж жену... (до конца).
Маленькие дети спать не дают, а с большими … (сам не уснешь).
4. Назвать однокоренные слова к слову «род» (родители, рождение, Родина, народ), а также синонимы к ним (Отчизна, отечество, Родина-мать).
5. Назовите родственные отношения в семье (например: свёкор, тёща, золовка, невестка, зять, дочь и т.д.).
6. Назвать значения своих имён и фамилий.
7. Спеть по 2 строчки песен о семье (Родительский дом, Мама жизнь подарила мне и тебе и т.д.)
8. Придумайте секвейн на тему «Семья». Кульминация мероприятия – чаепитие и весёлое общение!
Литература и сетевые ресурсы 1. Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей» в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края.
2. Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2008.
3. https://garant.ru/hotlaw/federal.
4. https://sovgavan.ru/news/gubernator_khabarovskogo.
5. https://imcingavino.68edu.ru/document/pismo1sent.doc. Приложение 1 Уважаемая
Филатова Елена Михайловна!
Приглашаем Вас на классный час «Урок семьи и семейных ценностей», который состоится 1 сентября 2012 года после Торжественной линейки, посвящённой Дню знаний. Ученики 11 класса
Приложение 2 Тест «Какими вы будете родителями?»
1. Двух-четырёхмесячный малыш в кроватке. Он плачет, хотя и здоров, сыт, сухой. Что сделаете вы?
а) дадите пустышку;
б) возьмёте на руки и успокоите;
в) оставите в кроватке: «Поплачет, поплачет и перестанет».
2. Ребёнок-дошкольник капризничает, не ест, хотя хорошо ел:
а) вы дадите ему другое блюдо;
б) разрешите ему выйти из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест всё.
3. Ваш ребёнок во дворе поссорился со сверстниками:
а) вы идёте во двор и разбираетесь со сверстниками;
б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома и заняться чем-нибудь.
4. Вы увидели, что ребёнок-школьник читает художественную литературу, а уроки ещё не сделал:
а) начнёте его ругать и кричать;
б) сядете рядом и разберётесь вместе домашнее задание;
в) без слов заберёте книгу и унесёте в другую комнату.
5. Ваш сын (дочь) скрыл от вас полученную двойку:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;
б) попытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете ребёнка.
6. Ваш сын (дочь) – десятиклассник гораздо позже назначенного времени вернулся домой:
а) запретите гулять вообще;
б) обсудите случившее, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажите.
Из трёх ответов выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – а, б, в.
Если а) – вы будете авторитарным родителем, который мало своему ребёнку, мало понимает его потребности.
Если б) – вы будете родителем понимающим, признающим право ребёнка на личный опыт, даже ошибки и пытающийся научить его отвечать за себя и свои поступки.
Если в) – вы будете родителем, не пытающимся понять ребёнка, лучшим вашим методом воспитания станет порицание и наказание. |
|
|