|
Муниципальное общеобразовательное учреждение УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГУБКИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №5»
Утверждаю:
Директор МОУ «Лицей №5»
_____________Сергеев Н.И.
« 01 » сентября 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
творческого объединения учащихся
«В царстве смекалки»
на 2011-2012 учебный год
(12-14 лет)
Педагог дополнительного образования:
Денисова Оксана Александровна
Губкин
2011
Программа: модифицированная
«В царстве смекалки»
Направление: естественнонаучное
Автор программы: Фарков Александр Викторович. Математические кружки в школе. 5-8 классы/А.В. Фарков. – 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006. -144с.
Программа рассмотрена на заседании педагогического совета
от «31» августа 2011 г., протокол № 1
Председатель _______________ Сергеев Н.И.
подпись Ф.И.О.
Содержание.
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки (планируемый результат)
Календарно – тематический план
4. Содержание рабочей программы
5. Средства контроля
6. Учебно – методические средства обучения
Пояснительная записка
С каждым годом всё шире и шире проводятся различные математические олимпиады как очные, так и заочные. Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам обучающихся надо готовить, так как ученику недостаточно знать, только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде.
Состояние математической подготовки учащихся характеризируется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи – это основное средство развития математического мышления обучающихся. Занимательные задачи в интерактивной форме развивают любознательность, сообразительность, интуицию, наблюдательность, настойчивость в преодолении трудностей.
Программа творческого объединения, рассчитана на 36 ч (1 ч в неделю). Она дополняет базовую программу, способствует развитию познавательной активности, интереса к математике, повышению математической культуры. Занятия в творческом объединении позволяет ученикам утвердиться в своих способностях. Учебные занятия по данной программе позволяют желающим развить свои интеллектуальные и творческие способности. В процессе занятий формируются обще-учебные умения и навыки, развиваются коммуникативные свойства личности учащихся, воспитывается стремление к взаимопомощи в процессе работы. Цель творческого объединения:
-развить математическое мышление школьников и их творческие способности;
- углубить знания, умения и навыки, полученные на основных занятиях;
- научить самостоятельно добывать знания;
- интеллектуальное развитие учащихся в процессе учебных занятий. - повышение познавательного интереса учащихся.
- формирование вычислительных умений и умений решать разнообразные задачи. Задачи творческого объединения:
- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;
- оказать конкретную помощь обучающимся в решении задач;
- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.
- закрепить навыки устных и письменных вычислений с натуральными числами и обыкновенными дробями. - работать над формированием интереса к математике, к решению задач различного уровня сложности. - формировать творческое мышление учащихся через задания исследовательского характера. - воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
В основу составления плана работы творческого объединения положены следующие принципы:
Углубление учебного материала.
Привитие у учащихся практических навыков.
Сообщение сведений из истории развития математики.
Решение примеров и задач на смекалку.
Использование занимательной математики.
Структура занятия творческого объединения:
Доклад обучающегося 5-10 мин. (по истории математики, об ученом – математике, о развитии современной математики, о математике в жизни человека и т.д.).
Решение задач, в том числе и повышенной сложности.
Решение задач занимательного характера и задач на смекалку.
Ознакомление с задачами, предполагаемыми на олимпиадах.
Ответы на разные вопросы учащихся.
Основные формы проведения занятий творческого объединения:
Комбинированное тематическое занятие:
Выступление учителя или кружковца;
Самостоятельное решение задач по избранной определённой теме;
Разбор решения задач;
Решение задач занимательного характера, задач на смекалку, разбор математических софизмов, проведение математических игр и развлечений;
Ответы на вопросы учащихся;
Домашнее задание.
2. Конкурсы по решению математических задач, олимпиады, игры, соревнования:
Математическая карусель.
Математический бой, хоккей, футбол.
Математические турниры, эстафеты.
Математические викторины.
Устные или письменные олимпиады.
3. Заслушивание рефератов учащихся;
4. Коллективный выпуск математической газеты:
5. Разбор заданий городской (районной) олимпиады, анализ ошибок.
6. Решение задач на разные темы.
7. Разбор задач, заданных домой.
8. Изготовление моделей для уроков математики.
9. Сообщение члена творческого объединения о результате, который им получен, о задаче, которую сам придумал и решил.
10. Чтение отрывков из художественных произведений, связанных с математикой.
11. Просмотр видеофильмов, презентаций по математике
Требования к уровню подготовки (планируемый результат).
Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
Решать логические задачи.
Работать в коллективе и самостоятельно.
Расширить свой математический кругозор.
Пополнить свои математические знания.
Научиться работать с дополнительной литературой
Учебно-тематический план работы творческого объединения
№
п/п
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Примечание
|
| Организационное занятие
| 1
|
|
| Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)
| 2
|
|
| Математические ребусы
| 2
|
|
| Инварианты
| 2
|
|
| Решение олимпиадных задач прошлых лет. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников
| 3
|
|
| Решение задач «Молодежного математического чемпионата»
| 2
|
|
| Геометрические задачи (разрезание)
| 2
|
|
| Математическое соревнование (математическая драка)
| 1
|
|
| Принцип Дирихле
| 2
|
|
| Текстовые задачи (переливания)
| 2
|
|
| Логические задачи
| 2
|
|
| Текстовые задачи (выигрышные ситуации)
| 2
|
|
| Арифметические задачи
| 3
|
|
| Решение логических задач «Кенгуру»
| 2
|
|
| Математическое соревнование (математическая карусель)
| 1
|
|
| Текстовые задачи (задачи на движение)
| 2
|
|
| Взвешивания
| 2
|
|
| Геометрические задачи
| 2
|
|
| Итоговое занятие
| 1
|
|
Календарно - тематический план работы творческого объединения:
№ п/п
| Дата
| Тема занятия
| Примечание
|
| 05.09
| Организационное занятие
|
|
| 12.09
| Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)
|
|
| 19.09
| Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)
|
|
| 26.09
| Математические ребусы
|
|
| 03.10
| Математические ребусы
|
|
| 10.10
| Инварианты
|
|
| 17.10
| Инварианты
|
|
| 24.10
| Решение олимпиадных задач прошлых лет. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников
|
|
| 07.11
| Решение олимпиадных задач прошлых лет. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников
|
|
| 14.11
| Решение олимпиадных задач прошлых лет. Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников
|
|
| 21.11
| Решение задач «Молодежного математического чемпионата»
|
|
| 28.11
| Решение задач «Молодежного математического чемпионата»
|
|
| 05.12
| Геометрические задачи (разрезание)
|
|
| 12.12
| Геометрические задачи (разрезание)
|
|
| 19.12
| Математическое соревнование (математическая драка)
|
|
| 26.12
| Принцип Дирихле
|
|
| 30.12
| Принцип Дирихле
|
|
| 16.01
| Текстовые задачи (переливания)
|
|
| 23.01
| Текстовые задачи (переливания)
|
|
| 30.01
| Логические задачи
|
|
| 06.02
| Логические задачи
|
|
| 13.02
| Текстовые задачи (выигрышные ситуации)
|
|
| 20.02
| Текстовые задачи (выигрышные ситуации)
|
|
| 27.02
| Арифметические задачи
|
|
| 05.03
| Арифметические задачи
|
|
| 12.03
| Арифметические задачи
|
|
| 19.03
| Решение логических задач «Кенгуру»
|
|
| 02.04
| Решение логических задач «Кенгуру»
|
|
| 09.04
| Математическое соревнование (математическая карусель)
|
|
| 16.04
| Текстовые задачи (задачи на движение)
|
|
| 23.04
| Текстовые задачи (задачи на движение)
|
|
| 30.04
| Взвешивания
|
|
| 07.05
| Взвешивания
|
|
| 14.05
| Геометрические задачи
|
|
| 21.05
| Геометрические задачи
|
|
| 28.05
| Итоговое занятие
|
| Содержание рабочей программы
Организационное занятие. Цели и назначение работы объединения. Источники информации. Основные требования к учащимся.
Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца). Задачи решаемые с конца. Приемы решения. Запись решения с помощью таблицы.
Математические ребусы. Понятие математического ребуса. Примеры ребусов имеющих одно и несколько решений. Основные приемы решения математических ребусов.
Инварианты. Понятие инварианта. Четность и нечетность числа. Леммы о четности суммы нескольких чисел и знаке произведения нескольких чисел. Примеры решения задач.
Решение олимпиадных задач прошлых лет. Подготовка к
муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников. Основные типы задач, встречающихся на олимпиаде и приемы их решения.
Решение задач «Молодежного математического чемпионата». «Молодежный математический чемпионат». Задачи чемпионата, методы и приемы решения.
Геометрические задачи (разрезание). Геометрические задачи. Приемы решения задач на разрезание.
Математическое соревнование (математическая драка). Виды математических соревнований. Правила математической драки.
Принцип Дирихле. Принцип Дирихле. Достоинство метода. Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле.
Текстовые задачи (переливания). Задачи на переливания. Наиболее оптимальный способ решения задачи.
Логические задачи. Понятие высказывания. Методы решения логических задач: с помощью таблиц и с помощью рассуждения.
Текстовые задачи (выигрышные ситуации). Понятие проигрышной и выигрышной ситуации. Основные идеи решения задач: соответствие, решение с конца.
Арифметические задачи. Примеры арифметических задач и способы их решения.
Решение логических задач «Кенгуру». Математический конкурс «Кенгуру». Наиболее часто встречающиеся задачи и способы их решения.
Математическое соревнование (математическая карусель). Математическая карусель. Правила математической карусели.
Текстовые задачи (задачи на движение). Основные типы задач на движение. Приемы их решения.
Взвешивания. Задачи на взвешивания. Способы и приемы их решения.
Геометрические задачи. Деление фигуры на равные части с помощью циркуля и линейки.
Итоговое занятие. Устная олимпиада.
Средства контроля
Программа предусматривает различные формы подведения итогов:
Подготовка сообщений по изученным темам;
Различные конкурсы и олимпиады.
Выпуск математической газеты.
Учебно – методические средства обучения
Балаян Э.Н. 555олимпиадных и занимательных задач по математике 5-11 классы/ Э.Н. Балаян . – Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 253 с.
Все задачи «Кенгуру». /3-е изд. Санкт – Петербург, 2008
Дьюдени Г.Э. 520 головоломок. Сост и ред. Амер. Изд. М. Гарднер: 2-е изд., испр./ Пер с англ. Ю.Н. Сударева. – М.: мир, 2000.- 333 с.
Магия чисел т фигур. Занимательные материалы по математике/ авт-сост. В. В. Трошин.- М: Глобус, 2007.- 382 с.
Математика. Всероссийские олимпиады. Вып.1.М.: Просвещение, 2008.- 192 с.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. – М.: Просвещение, 1984.
Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы/ А.В. Фарков.- 2-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2006.- 144 с.
|
|
|