Главная страница


Название работы: «Хорошо ли быть левшой?»



Скачать 204.88 Kb.
НазваниеНазвание работы: «Хорошо ли быть левшой?»
работы: Коваль Екатерина
Дата11.04.2016
Размер204.88 Kb.
ТипДокументы

XVIII открытая научная конференция учащихся Кочубеевского района

Секция: психология

Название работы: «Хорошо ли быть левшой?».


Автор работы: Коваль Екатерина
Место выполнения работы: с. Казьминское,

МОУ СОШ №16, 7 класс.

Научный руководитель: Антелава Ирина Гватовна,

учитель русского языка и литературы, дефектолог

МОУ СОШ № 16 с Казьминского

с. Кочубеевское 2014г


ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ …………………………………………………….. 4

    1. Левша и леворукий. В чем разница?................................................ 4

    2. Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества………………………………………………………… 5

    3. Социологический опрос …………………………………………… 6

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 9

4. ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………….. 11

5. БИБЛИОГРАФИЯ ………………………………………………………. 16

ВВЕДЕНИЕ

Я - левша, и мне стало интересно: отчего некоторые люди больше пользуются правой рукой и она у них лучше развита, а некоторые - левой. Как относятся к леворукому человеку в праворуком мире? Узнать о выдающихся левшах.

С древних времен и до настоящего времени ученые изучают этот феномен и до сих пор не могут дать точного ответа на вопрос: как закладывается леворукость.

В последнее время проблема леворукости стала довольно частой темой различных публикаций и телепередач, но к сожалению профессиональный разговор о многих особенностях этого явления так и остается «за кадром». Ведь важно знать, с какими трудностями сталкиваются дети-левши? Как преодолеть эти трудности? А для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо понять, что же такое феномен левшества вообще. Как установить наличие этого феномена у человека?

Нам показалась проблема актуальной, и мы решили заняться ею поподробнее. Поэтому леворукость стала объектом нашего исследования, а предметом исследования стали учащиеся параллели 7-8 классов нашей школы.

Тема: Хорошо ли быть левшой?

Цель:

- расширить знания о леворукости и праворукости людей

Задачи:

- изучить научную литературу по данной литературе;

- познакомиться с приемами леворукости;

- выяснить физиологические особенности леворуких людей;

- провести наблюдения в параллели 7-8-ых классов, кого больше: леворуких или праворуких;

- выявить представление учащихся о психологических особенностях леворуких людей;

- обобщить собственные наблюдения;

- составить список известных и гениальных людей – левшей

Гипотеза исследования:

С точки зрения современных детей, леворукие дети уступают в своем развитии (учебе, активности, умении общаться) праворуким, т.к. леворукость, по их мнению, отклонение от нормы.

Методы научного исследования:

1. Изучение и анализ научной литературы

2. Наблюдение

3. Использование средств интернета для получения дополнительной информации

4. Проведение анкетирования уч-ся 7-8 классов и фиксирование результатов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Левша и леворукий. В чем разница?

Многие ошибочно полагают, что если человек ест и пишет левой рукой, значит, его можно назвать левшой. Это не совсем так. Настоящий левша - этот тот человек, у которого ведущую роль играет не только левая рука, но и левое ухо, левый глаз. Определить это просто. Итак, чтобы определить ведущий глаз, сверните трубочкой лист бумаги и попросите ребенка через эту трубочку на что-нибудь посмотреть. К какому глазу он ее поднесет, тот и является "главным". Чтобы "Найти" ведущее ухо, положите на стол часы. Предложите ребенку внимательно послушать, как они тикают. Все зависит от того, каким ухом он к ним наклонится. Руку определить еще проще. Обратите внимание, какой рукой ребенок рисует, берет ложку, кидает мяч, бьет молоточком или копает землю. В конце концов, попросите вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру.

Бывает, что ребенок пишет левой рукой, но ведущие глаз и ухо - правые. Это означает, что, скорее всего, у него больше развито не правое, а левое полушарие головного мозга, как и у "праворуких" детей. В таком случае этого ребенка нельзя назвать левшой, он просто "леворукий". Часто бывает, что такие дети сами хотят научиться писать, есть и т.д. правой рукой. Не рекомендуется мешать ребенку в этом. Он должен сделать свой выбор. 1

Настоящие научные исследования этого феномена начали производиться, начиная с середины прошлого столетия. В 1861 году французский врач Поль Брока подал результаты сопоставления анатомического изучения с клиническими симптомами пациента, у которого после инсульта развился паралич правой руки и ноги наряду с утерей речи. Брока определил, что речевой центр помещается в коре лобной части левого полушария мозга рядом с центром движения ведущей (правой) руки. Дело в том, что нервные пути от правой руки ведут к левой части мозга, а от левой руки - к правой его части. Это открытие Брока позже подтвердилось. На самом деле, у большинства людей, в том числе у половины левшей, речевой центр находится в левом полушарии мозга. И только у части левшей этот центр - в правом полушарии. Была также обнаружена небольшая часть людей, у которых речевые центры имелись и в правом, и в левом полушариях. Поскольку у большинства все же и центр речи, и центр движения ведущей руки пребывают в правом полушарии, то это полушарие получило название доминантного.2

Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем связь эта перекрестная - правая рука связана с левым полушарием, а левая рука - с правым. Если ребенок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.

У подавляющего большинства людей (95%) ведущей является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии. Но ведь есть на свете и левши - люди, у которых ведущей, более активной оказывается левая рука. Как обстоит дело с ними? Хорошо или плохо быть левшой? Какое это имеет влияние на развитие речи?
Исследования, которые проводились в этом направлении, свидетельствуют о том, что тенденция пользоваться преимущественно правой или левой рукой отмечается только у людей. Животные примерно с одинаковой частотой пользуются обеими лапами.

Очень интересные данные о развитии праворукости у людей собраны археологами. Изучение орудий труда и оружия каменного века обнаружило среди них равное количество приспособленных для правой и левой рук. Две трети предметов обихода и орудий более позднего, бронзового века уже оказываются приспособленными для правой руки. Многие ученые объясняют развитие праворукости нуждами военной деятельности людей - левой рукой они прикрывали с помощью щита сердце, а правой наносили удар.

Первый россиянин, получивший Нобелевскую премию, великий ученый Иван Павлов был левшой, но упорно разрабатывал правую руку. В результате таких упражнений он даже научился делать ею операции — без последствий для пациентов разумеется.

И. П. Павлов высказывал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых "центров" в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество левшей (точнее амбидекстеров).3
2.2. Отношение к праворукости и леворукости в истории человечества.

На протяжении истории человечества люди, отличающиеся от большинства какими-то особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Отношение к левшам было неодинаковым в разных странах и в разные времена.

Во многих языках прослеживается отрицательное отношение ко всему левому, не исключая левшей. Например, в английском языке слово «леворукий» имеет дополнительное значение - неуклюжий, лицемерный, зловещий, незаконный. Подобные связи прослеживаются во французском, итальянском, испанском, немецком языках.

В Средние века способность пользоваться левой рукой вместо правой считалась знаком дьявола. И если женщину обвиняли в колдовстве, а потом еще и выясняли, что она левша, ей уже не приходилось рассчитывать на милость инквизиции. Кстати, при вынесении обвинительного приговора Жанне д’Арк именно ее принадлежность к миру левшей стала одной из самых серьезных «улик».

Левшам некоторых африканских племен категорически запрещается готовить еду и приближаться к готовящейся пище. Местные племена верят, что леворукие люди могут испортить кушанье или того хуже – отравить его. А эскимосы считают, что каждый левша обладает задатками колдуна, но кто-то использует живущую внутри него силу, а кто-то нет.

Предубеждения против левшей были в ходу и у жителей Востока. Например, японец, обнаруживший, что его жена больше склонна действовать левой рукой, мог развестись с ней, как если бы у нее обнаружился какой-нибудь физический изъян. Такое отношение к левшам сохранилось в Японии и по сей день: если родители или педагоги замечают, что ребенок орудует левой рукой, а не правой, его тут же бросаются переучивать. Правда, истинные левши не утрачивают способность пользоваться привычной для себя рукой. И охотно делают это, когда их никто не видит.

Строгие правила мусульманского Востока гласят: нельзя дарить подарки левой рукой, подавать ею пищу и поздравлять. Считается, что у левши "нечистая" рука. Есть похожие представления и в христианстве. Причем не только в религиозных правилах, но также в сказках и даже в быту. Помните: "Направо пойдешь - счастье обретешь, налево пойдешь - голову потеряешь"? А со временем словом "левое" стали обозначать вообще разные неправильные вещи: «левый товар»- товар, проданный незаконным образом, поддельный, фальшивый.

Так же можно рассматривать негативные значения словосочетаний «левый доход», «левым образом», «сходил налево», «встал с левой ноги», «как левый глаз увидел» и т. п.

Поэтому, когда в семье появляется ребенок левша, некоторые родители начинают серьезно беспокоиться.

Учитывая связь языка и мышления, вряд ли стоит удивляться отрицательному восприятию леворуких людей праворукими. Большинство всегда отрицательно относится к меньшинству, пытается его подавить, такова человеческая натура. Отсюда и переучивание левшей, имеющее много отрицательных последствий на организм и психику.

В наше время, когда уже исследованы причины и физиологические основы леворукости, такого отношения к левшам нет. Леворукость не болезнь, не отклонение в развитии, это вариант нормы.

В более поздние времена людям, пользующимся левой рукой, стали приписывать одаренность и даже талант. Действительно, левшами были многие легендарные личности: Леонардо да Винчи, В.-А. Моцарт, Фридрих Ницше, Чарли Чаплин, Генри Форд, Пабло Пикассо. Немало талантливых левшей и среди наших современников: это Пол Маккартни, Билл Гейтс, Брюс Уиллис. Знаменитые звездные супруги Брэдд Питт и Анджелина Джоли оба являются левшами.
2.3. Социологический опрос

Изучив материалы по данной теме, мы решили узнать, как обстоят дела в нашей школе. Объектом исследования стали ребята седьмых- восьмых классов.

Исследование 1: Сколько леворуких детей в параллели 7-8-ых классов, кого больше мальчиков или девочек?

В параллели 7-8-ых классов 144 учащихся из них: 130- праворукие, 14- леворукие (≈10%). Из четырнадцати леворуких: 6 девочек, 8 мальчиков.

Утверждение, что леворуких больше среди представителей сильного пола нашло подтверждение и у нас.

Исследование 2:

Мы решили протестировать ребят и выяснить кто из них сильно праворукий (ведущая – правая рука), сильно леворукий (ведущая – левая рука), невыраженно леворукий (отдающий предпочтение левой руке), не выражено праворукий (отдающий предпочтение правой руке), амбидекстр (одинаково хорошо владеют обеими руками).

Для этого мы использовали тест (см. Приложение1):
Результаты тестирования (всего- 144 чел)

Результат

Характеристика типа

Кол-во

%

ПППП

– консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.

12

8%

ПППЛ

– темперамент слабый, преобладает нерешительность.

2

1%

ППЛП

– характер сильный, энергичный, артистический (при общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора).

8

6%

ППЛЛ

– характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.

4

3%

ПЛПП

– аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность; избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

6

4%

ПЛПЛ

– слабый тип, встречается, как правило, среди женщин; характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем и способность идти на конфликт.

6

4%

ПЛЛП

– артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям; в общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения (среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин).

14

10%

ПЛЛЛ

– этот тип, наоборот, более характерен для мужчин; отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

4

3%

ЛППП

– один из наиболее распространенных типов; эмоционален, легко контактирует практически со всеми; однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

20

14%

ЛППЛ

– похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен; требует особо бережного отношения к себе.

нет

0%

ЛПЛП

– это самый сильный тип характера: настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению; несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

6

4%

ЛПЛЛ

– характер сильный, но не навязчивый; внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью; способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

10

7%

ЛЛПП

– характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.

16

11%

ЛЛПЛ

– простодушие, мягкость, доверчивость; очень редкий тип, среди мужчин практически не встречается.

14

10%

ЛЛЛП

– энергичен, эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к необдуманным поступкам.

14

10%

ЛЛЛЛ

– обладает способностью по-новому взглянуть на вещи; ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

8

5%


Исследование 3:

Мы решили провести соцопрос среди учащихся 7-8 классов (всего 141 учащихся) с целью выявления психологических, физических особенностей леворуких людей. Учащимся была предложена следующая анкета:

  1. Как вы считаете, кто лучше рисует?

  2. Как вы считаете, кто лучше учится?

  3. Кто быстрее находит общий язык со сверстниками?

У ребят было три варианта ответа: леворукие, праворукие, не имеет значения.


Результаты опроса:




Леворукие

Праворукие

Не имеет значения

I.

9 чел. / 6 %

75 чел. / 53 %

57 чел / 41 %

II.

24чел. / 17 %

75 чел. / 53 %

42чел. / 30 %

III.

6чел. / 4 %

57 чел. / 41 %

78 чел. / 55 %


Представление о леворуких людях, как о людях и весьма отличных от праворукого большинства человечества породило немало мнений об исключительности этих людей. Мы склонны считать, что необходимо создавать условия, которые обеспечивали бы левшам возможность сохранить уникальность своего мироощущения. Это позволило бы в полной мере развить те задатки, которые заложены природой.

Еще в 1985 году в Луганске прошла тогда еще Всесоюзная междисциплинарная школа-семинар «Охрана здоровья леворуких детей», в которой принимали участие психологи, психиатры, нейрофизиологи, гигиенисты, педиатры и педагоги. Многочисленные научные выводы были единодушны: переучивание леворуких детей отрицательно сказывается на их здоровье - и физическом, и особенно психическом. Оно может сопровождаться различными нарушениями речи, заиканием, разными формами неврозов и так далее. Во многих экономически развитых странах под действием научных выводов уже много лет не переучивают левшей.4

Легко ли быть левшой?

В быту и на производстве все оборудование и приборы рассчитаны в основном на праворуких людей. Большинство левшей признаются, что в жизни они очень часто ощущают неудобства. Конечно со временем практически ко всем "правым" предметам можно привыкнуть, за редким исключением. Наверное, единственное, к чему невозможно приспособиться левшам, это ножницы.

Не секрет, что в Америке, Японии и некоторых европейских странах есть специальные магазины для леворуких. Там можно приобрести все, начиная от мебели, бытовой техники и заканчивая специальными портмоне. Так же практически во всех крупных магазинах есть специальные отделы, где продаются аналогичные товары для левшей.Если хотите понять, каково живется левшам, попробуйте перевернуть все предметы, как бы наоборот. Скорей всего вы будете испытывать огромные трудности при обращении с самыми простыми вещами.5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования я узнала много новой информации. Кроме научных фактов, я собрала много пословиц и поговорок про левую и правую руку, составила список гениальных и известных левшей. Оказывается , что даже существует Всемирный день левшей, который празднуется с 1992 года ежегодно и отмечается 13 августа!

Ряд моих гипотез подтвердился, например тот факт, что

- к праворуким общество относится лучше, потому что их большинство;

- леворукому человеку очень трудно в праворуком мире, потому что все орудия труда рассчитаны на правшей, более того, ему необходимо

« переводить» многие инструкции на свой лад;.

- я не являюсь «чистым» левшой: у меня есть правосторонние ведущие органы;

- переучивание леворуких детей отрицательно сказывается на их здоровье.
Однако, некоторые мои предположения в ходе исследования были опровергнуты:

-я думала, что леворукость связана с более развитым левым, а праворукость - правым полушарием головного мозга, а оказалось, что все наоборот! Правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое - правой.

Я поняла, что правши и левши – это две стороны одной медали, так как почти у каждого человека присутствуют как левосторонние, так и левосторонние признаки. Но все же, левшам очень трудно жить в правостороннем мире, потому что этот мир пренебрегает ими. Это выражается во всем: начиная от инструкций для ручного творчества, заканчивая молниями на одежде, которые созданы так, как удобно правшам. Именно поэтому многие леворукие люди создают свои общества и сайты в интернете, где общаются и обмениваются советами. Они как будто создают свой маленький мир, где нет места правшам.

Тема правшей и левшей изучена мной еще не до конца. Мне хотелось бы продолжить исследование в этом направлении. Меня заинтересовало, как влияет леворукость и праворукость на творческие способности и характер человека, на успехи в учебе и выбор профессии в будущем, поэтому моё исследование еще продолжится в следующей работе.


Приложение 1

ЭКСПЕРИМЕНТ psy07-9

Определить ведущую руку
Предлагаем вам очень простой психологический тест, определяющий тип личности по ведущим глазу и руке. Выполните четыре несложные манипуляции:
1. Переплетите пальцы рук. Какой палец оказался сверху: правой или левой руки? Запишите результат — Л или П.
2. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один глаз, то другой. Предмет смещается, если вы закрыли правый глаз или левый? Запишите результат.
3. Встаньте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху: запишите результат.
4. Попробуйте изобразить бурные аплодисменты. Какая ладонь сверху. Запишите результат.
Теперь посмотрим, что у вас получилось:

ПППП – консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.

ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.

ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический (при общении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора).

ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.

ПЛПП – аналитический склад ума, основная черта – мягкость, осторожность; избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.

ПЛПЛ – слабый тип, встречается, как правило, среди женщин; характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем и способность идти на конфликт.

ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям; в общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения (среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин).

ПЛЛЛ – этот тип, наоборот, более характерен для мужчин; отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.

ЛППП – один из наиболее распространенных типов; эмоционален, легко контактирует практически со всеми; однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.

ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, мягок и наивен; требует особо бережного отношения к себе.

ЛПЛП – это самый сильный тип характера: настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению; несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.

ЛПЛЛ – характер сильный, но не навязчивый; внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью; способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.

ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость; очень редкий тип, среди мужчин практически не встречается.

ЛЛЛП – энергичен, эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к необдуманным поступкам.

ЛЛЛЛ – обладает способностью по-новому взглянуть на вещи; ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Как можно заметить, ЛЛЛЛ соответствует «художественному» типу, а ПППП присуще «мыслителям». Но поскольку в чистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-то мере отражают существующее многообразие.

Социологический опрос.

Кем быть лучше: правшой или левшой?

Как вы относитесь к левшам?
Как ты относишься к тому, что ты - левша? (для левшей)


Приложение 2
13 августа — международный день левши. Отношение к левшам всегда было особенным: их переучивали, считали то гениями, то изгоями; их особенность считали и диагнозом, и даром природы. Левши же – работали и творили. Вспомним известных русских левшей.

Автор рассказа о Левше, искусном мастеровом из народа, Николай Лесков сам был левшой! Кстати, его знаменитое произведение многим пришлось не по вкусу, избалованные столичные читатели возмущались: где это он такого мужика видел?

Писатель свою позицию объяснял тем, что «изучал народ не по разговорам с петербургскими извозчиками», а «вырос в народе» и что «не пристало ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги».

Владимир Даль




Писатель, этнограф, создатель “Словаря живого великорусского языка” Владимир Даль был левшой. Заглянем в него и найдем слово «левша»…

Левша ж. — люкша, пакила, пакуша, пакля, пакша, пальга, шуйца, шуя, левая рука.

И производные от него:

Левить - сбиваться налево и направляться влево.

Левшить - быть левшою, употреблять иногда левую руку замест правой.

Проходи левешком (пск. и твер.) — проходи левой стороной, левым боком.


Лев Толстой




Автор «Войны и мира», одного из самых читаемых и экранизируемых произведений, Лев Толстой одинаково хорошо мог писать обеими руками. Да так, что и отличить — когда какой он писал — было совершенно невозможно. Может быть, в этом стоит искать ответ на вопрос: почему Толстой мог так долго работать? Ведь когда уставала правая рука, он запросто перекладывал перо в левую.




Иван Павлов
Первый россиянин, получивший Нобелевскую премию, великий ученый Иван Павлов был левшой, но упорно разрабатывал правую руку. В результате таких упражнений он даже научился делать ею операции — без последствий для пациентов разумеется. И. П. Павлов высказал мысль о том, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых « центров » в обоих полушариях дает человеку преимущество в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением; он напоминал, что среди выдающихся людей большое количество.

По-видимому, в играх следует равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а выполнение различных действий в повседневной жизни как-то распределять между правой и левой рукой.


Левша Гари Каспаров еще в четыре года стал проявлять незаурядные способности в математике. Эта наука и привела его к шахматам, да так, что в шестнадцать лет он уже был чемпионом среди юношей, в семнадцать – гроссмейстеров, а в двадцать два – чемпионом мира, самым молодым за всю историю шахмат.
Диана Чанкселиани. Интернет-рессурсы

Приложение 2(продолжение)
Список известных и гениальных людей - левшей.


Политики и военные:
Гай Юлий Цезарь

Александр Македонский

Япанку Локу (Инкский вождь, известный как "незабвенный левша")

Жанна Д'Арк

Карл Великий

Наполеон Бонапарт

Бенджамин Франклин

Уинстон Черчилль

королева Виктория

Барак Обама

Ученые и бизнесмены:

Леонардо да Винчи
Альберт Эйнштейн
Исаак Ньютон
Никола Тесла
физиолог Павлов 

Генри Форд
Билл Гейтс



Художники:

Рафаэль (Раффаэлло Санти)
Леонардо да Винчи - великий левша
Микеланджело - скульптор, живописцец, поэт
Пабло Пикассо
Альбрехт Дюрер
Огюст Роден
Питер Пауль Рубенс
Анри Тулуз-Лотрек

Актеры:

Чарли Чаплин
Мэрилин Монро
Грета Гарбо
Брюс Бокслейтнер
Джим Керри
Том Круз
Роберт Де Ниро
Дэвид Духовны
Анжелина Джоли
Мила Йовович
Николь Кидман
Джулия Робертс
Брюс Уиллис
Сильвестр Сталлоне
Дрю Берримор
Вупи Голдберг
Лиза Кудроу
Деми Мур
Вин Дизель
Киану Ривз
Хью Джекман
Бен Стиллер
Мэттью Перри
Морган Фриман
Джош Холлоуэй
Билл Мюррэй
Джамель Деббуз
Оуэн Уилсон
Тиль Швайгер
Джейсон Стэтхэм
Гаспар Ульель
Пирс Броснан
Микки Рурк
Скарлетт Йоханссон
Сара Джессика Паркер
Джулианна Мур
Джессика Альба
Кейт Хадсон
Дениз Ричардс
Режиссёр Джеймс Камерон

Брэдд Питт

Анджелина Джоли

Музыканты:

Никколо Паганини
Людвиг Ван Бетховен
Вольфгант Амадей Моцарт
Фредерик Шопен
Роберт Шуман
Сергей Рахманинов
Сергей Прокофьев
Энрике Карузо
Пол Маккартни
Дэвид Боуи
Мирей Матье
Курт Кобэйн (Nirvana)
Фил Коллинс
Селин Дион
Боб Дилан
Джими Хендрикс
Рики Мартин
Роберт Плант
Стинг
Эминем
Джорж Майклс.

Писатели и философы:

Аристотель
Фридрих Ницше
Франц Кафка
Ганс Христиан Андерсен
Александр Пушкин
Лев Толстой
Владимир Даль
Льюис Кэрролл
Герберт Уэллс
Марк Твен
Джеймс Кэмерон
Николай Лесков


БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Александр Полюхов г.Днепропетровск https://gazeta.zn.ua/HEALTH/levsha_o_levshah.html

  2. Баурова Наталья https://7ya.ru/article/Vse-o-levshah

  3. М. М. Безруких «Если ваш ребёнок левша».

  4. Брагина Н. Н. «Левши».

  5. Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг».

  6. Каппорт К. Д. «Определение ведущего парного органа у человека».

  7. Л. Жаворонкова «Правши и левши»

  8. Маркина Н. Мозг правшей и левшей - в чем разница?

  9. Макарьев, Иван. Если ваш ребенок - левша. Издательство: СПб: Лань. 1995 г.




1 Макарьев, Иван. Если ваш ребенок - левша. Издательство: СПб: Лань. 1995 г.


2Александр Полюхов г.Днепропетровск. https://gazeta.zn.ua/HEALTH/levsha_o_levshah.html

3 Диана Чанкселиани. Интернет-рессурсы


4 Александр Полюхов г.Днепропетровск. https://gazeta.zn.ua/HEALTH/levsha_o_levshah.html

5 Баурова Наталья https://7ya.ru/article/Vse-o-levshah