Главная страница


Маоу- средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района Томской области



Скачать 109.2 Kb.
НазваниеМаоу- средняя общеобразовательная школа с. Минаевки Асиновского района Томской области
Дата18.04.2016
Размер109.2 Kb.
ТипДокументы

МАОУ- средняя общеобразовательная школа с. Минаевки

Асиновского района Томской области

Пути повышения мотивации к изучению

русского языка и литературы

(Обобщение опыта.Выступление на РМО)

Маслова Татьяна Викторовна

2015г.

«В школе мы получаем основные знания по всем предметам. Потом можно продолжать образование в техникуме или университете. Образованный человек чувствует себя уверенно, у него много друзей»

«В настоящее время, чтобы получить хорошую работу, необходимы глубокие и разносторонние знания»

«Я думаю, что учиться нужно для того, чтобы стать необходимым людям. Ведь с умным и грамотным человеком все хотят общаться, дружить, проводить интересно время. А я считаю, что это счастье, когда рядом с тобой всегда есть люди.      А кому интересен неуч? Ни говорить красиво, ни рассуждать, не знает ни одного стихотворения, не может правильно и понятно выразиться… Разве можно с таким человеком дружить? С ним неинтересно, такой ученик подводит всех: и класс, и учителя, и родителей. У него не будет интересной профессии, так как он не сможет учиться дальше, не сдаст экзамены в старших классах»     

«Учиться нужно для себя. Мы сами себя лепим, как скульпторы, создаём свою судьбу. Важно работать над каждой областью знаний, чтобы быть в гармонии с собой и окружающим миром»

Так понимают свою необходимость получать полноценные знания наши школьники. Жаль, конечно, что не все. Для одного ученика, процесс обучения является важным, он мотивирован к обучению, хотя мотивы могут быть разными, для другого учащегося, учёба -это тяжелая ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою скуку, зевает и с нетерпение ждет окончания урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и, откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или нежелании учиться. Данная ситуация может быть воспринята абсолютно по-другому учителем, который мыслит критически и задаётся вопросом: «Являются ли мои методы и подходы эффективными и действенными и соответствуют ли потребностям обучающихся?» Не принуждать к учению, а пробуждать интерес, тягу к постоянному получению знаний, осуществлять свою педагогическую деятельность так, чтобы процесс обучения стал важен для каждого, чтобы обучающийся был мотивирован к изучению всех школьных предметов и к русскому языку и литературе в частности - вот задача учителя. 

Познавательная мотивация к учебной деятельности является одним из важнейших факторов при изучении русского языка и литературы. Именно такая мотивация побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работе. По выражению Ирины Алексеевны Зимней, мотивация является как бы «запускным механизмом», источником активности и направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познавать все новое и новое. При такой мотивации учащиеся с большой легкостью воспринимают учебный материал и справляются с трудностями

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению русского языка и литературы. Расскажу о тех, которые применяю в своей деятельности.

1.Использование различных инновационных технологий. Результативность педагогической деятельности обусловлена целостностью методической системы учителя. За 31 год практической деятельности сформировала для себя педагогические приоритеты. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий является определяющей чертой современного образования. В своей работе использую следующие педагогические технологии: ИКТ, технологию проектов, технологию проблемного диалога, опорных схем- конспектов, РКМЧП, КСО.
Выбор данных технологий способствует актуализации знаний, повышению мотивации к учению; позитивно влияет на формирование таких качеств, как уверенность в себе, самостоятельность, активность, логику, творчество, умение взять на себя ответственность за действие команды.

Уроки с использованием ИКТ являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Это позволяет сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: мультимедийные презентации, тренажёры, ресурсы Интернета, ЭОР. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Кроме того, использование ИКТ влияет на рост профессиональной компетентности учителя и способствует значительному повышению качества образования.

Одним из способов повышения мотивации является использование методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной активности. Я глубоко убеждена, что, для того чтобы учение было интересным, обучение должно содержать элементы исследовательского поиска. Ученик из обучаемого должен превратиться в обучающегося. Создание мотивационной среды, развитие познавательной активности через проектную и исследовательскую деятельность учащихся осуществляется и в учебной, и во внеурочной деятельности, предполагает работу по использованию ИКТ, способствует самореализации школьников и их социализации. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, когда они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.

Технология КСО по своей структуре является коллективно-группо-парно-индивидуальной, то есть на первое место выдвигается коллективная форма как ведущая, основная и системообразующая. Основной принцип данной технологии – принцип сотрудничества.
Коллективная форма обучения дает возможность трудиться на уроке всем обучающимся. Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учеников.

Технологию коллективных средств обучения совмещаю с технологией опорных схем- конспектов. Обучающиеся самостоятельно и коллективно составляют логические схемы, таблицы, эйдос – конспекты. Целью создания опорных конспектов является развитие самостоятельного мышления, воображения обучающихся, формирование навыков восприятия информации через схемы, конспекты, образы. Конспекты в рисунках (образах) более эффективны в этом отношении. Обучающиеся, создавая собственный конспект, прибегают к творчеству, фантазии. В этом реализуется ещё и проектный метод.

Использую технологию проблемно- диалогического обучения, где удачно соседствуют обучение и творчество. Педагогическим кредо учителя, работающего по технологии проблемного обучения, могут стать слова: « Не давать детям информацию в готовом виде, а работать так, чтобы ребята сами открывали новые знания»

При данной технологии создаётся проблемная ситуация. Создать проблемную ситуацию - значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. Дети самостоятельно открывают знания. Есть уроки традиционные. Бесконечного монолога учителя: я говорю- ты молчишь.

Есть уроки проблемного диалога. Совместного открытия знаний: я – словечко, ты- словечко!

На уроках русского языка предлагаю классу практическое задание на новый материал, т.е. в буквальном смысле предъявляется требование «сделайте то, что только сегодня будем изучать». Так, например, учеников прошу написать слова, словосочетания или предложения на новое правило. Например, болеть душ…й, болеть сердц…м.

Далее разворачиваю с классом подводящий к теме диалог:

Учитель: В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме?

Ученики: В окончаниях существительных.

Учитель: За какими согласными следует неизвестная гласная?

Ученики: За шипящими и ц

Учитель: А какая это может быть гласная?

Ученики: о или е

Заканчивается диалог одной из двух возможных фраз:

«Какой возникает вопрос?» или «Какая будет тема урока?».

Ученики: Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц

Затем учитель организует поиск решения. Ученики выдвигают самые разнообразные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Это гарантирует подлинное понимание материала. Нельзя не понимать то, до чего ты додумался сам.

Например:

Учитель: Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова:

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.

Учитель: Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

Выделите окончание, поставьте ударение.

Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончаниях имен существительных? Сформулируйте правило.

Ученики: Под ударением пишем о, а без ударения- е

Сегодня каждому учителю следует принять как аксиому следующий тезис: «Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научитьСЯ, развиватьСЯ, воспитатьСЯ» А чтобы это произошло, я как учитель, должна выступать не как источник информации, а как организатор учебной деятельности.

2. Нестандартные уроки.

Десять тысяч уроков - вот сколько приходится на долю школьников за годы учёбы. И если все они будут проведены в одной и той же форме, то это будет утомительно, однообразно и для ученика, и для учителя, а значит, уроки будут нерезультативны. Положительно изменить многое в отношении детей к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские – нетрадиционные уроки. 
По определению С.В.Кульневич, нетрадиционный (нестандартный) урок – это "импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру”.
Нестандартный урок не только может, но и должен быть использован на уроках русского языка и литературы. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Провожу уроки пресс-конференции, уроки-КВН, уроки-путешествия, уроки- концерты, уроки-соревнования, уроки-викторины, интегрированные уроки и др. При подготовке к таким урокам обращаюсь за помощью к ученикам. Они предлагают свои вопросы для викторин, придумывают задания, готовят презентации. Детям среднего звена, конечно, нравятся уроки игрового характера. А в старших классах удачно проходят интегрированные уроки. Совместно с учителем истории провели уроки «По страницам Серебряного века русской культуры», «Особенности Российской цивилизации XX века»

Наши уроки должны быть проблемными и развивающими. Учитель должен организовать поисковые ситуации. Минимум репродукции – максимум творчества и сотрудничества. Наши уроки должны быть и здоровьесберегающими. Учение должно проходить с увлечением, дети должны радоваться своим открытиям, которые они сделали на уроке. Пусть говорят, высказывают свои мнения. Пусть общаются друг с другом и с учителем, чувствуют себя уверенно, в меру раскрепощенно. А главное: уроки должны быть добрыми!

Не надо воевать с ребятами,

Смешливыми и плутоватыми,

Самолюбивыми, лохматыми,

Надменными акселератами.

Так как же с нашими детьми нам быть?

А надо с ними просто жить!

3. Личность учителя.

Думаю, что немаловажную роль в повышении мотивации обучения играет творческая личность педагога. Чтобы развить творческий потенциал каждого учащегося, каждому педагогу важно самому быть творческой личностью. Учитель-исследователь ставит перед собой сложные психолого-педагогические и методические задачи, связанные с подготовкой обучающихся к творческому труду, обладает гибким педагогическим мышлением, создает собственные исследовательские проекты, умело руководит учебно-исследовательской работой школьников.

Нужно отметить, что работа современного учителя с детьми основывается на принципах гуманизма, т.е уважения к личности ребенка. Учитель друг по отношению к детям, советник и союзник. 
Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, стремиться к тому, чтобы каждый ученик четко осознавал свое место в обществе и был готов к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. 

Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету.  Это бесспорно, и часто определяет одно другое: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, необразован, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний. 
Т.о., интерес к личности учителя – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики поддерживают педагогическую энергию учителя, а педагог открывает перед школьниками «новые горизонты». Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества.
Ученики желают, чтобы их учили такие учителя:

«Учитель понимает своего ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать»

«Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает»

«Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний»

«Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный, владеет собой, умеет сдерживать эмоции»

«Всесторонне развит, умный, умеет поговорить по душам со школьником»

«Обладает чувством юмора, незлой иронией»
4. Внеурочная деятельность обучающихся по предмету.

Формирование положительной мотивации обучающихся реализуется не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности. Занятия в школьном Пресс-центре – это не только мощное воспитательное средство, но и средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном коллективе, становлению личности, определению будущей профессии. В результате работы с детьми по выпуску школьной газеты «Новости от «Бригантины», практического участия в работе районных газет «Диссонанс» и «Образ жизни» (заметки о школьных мероприятиях, об участии учащихся в различных районных конкурсах, участие в районном проекте «Легенды Причулымья», очерки о ветеранах Вов) возрастает их мотивация к обучению. Школьники совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

В течение последних трёх лет в школе проходит акция «За чистоту русского языка», которая вовлекает огромное количество учащихся школы. Ребята выпускают плакаты, листовки, комиксы на тему защиты нашего языка от различного «словесного мусора».

Ежегодно в рамках предметной недели проводится игра по литературе «Колесо истории» Победитель получает медаль с «5», которую потом может использовать на зачёте по любой теме (однократно). Это тоже является большим стимулом к участию во внеурочной деятельности.

И, конечно же, участие детей в конкурсах различных уровней. Ребята понимают, чтобы поступить в ВУЗ важны не только баллы, полученные на ЕГЭ, но и ученическое портфолио.

Таким образом, внеурочная работа направлена на углубление знаний, полученных учащимися на уроках, помогает сделать процесс познания интересным и увлекательным, способствует развитию познавательных интересов и наклонностей школьников.
Названные пути повышения мотивации представляют собой в известном смысле "скрытые силы, тонизирующие учение". Будут ли они "разбужены", превратятся ли они в реальную движущую силу процесса обучения на всем его протяжении, зависит от учителя. В его функцию, следовательно, входит воспитание мотивов учения, то есть создание средствами данного предмета оснований для вызова соответствующих мотивов. Л.Н.Толстой сказал: "Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика …чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик"