Главная страница

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии



Скачать 148.04 Kb.
НазваниеОбобщение педагогического опыта по внедрению технологии
Дата18.04.2016
Размер148.04 Kb.
ТипДокументы

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Одним из главных признаков успешной социализации личности является ее диалогичность, умение воспринять и переработать информацию, соотнести разные точки зрения, способность отстоять свою позицию без конфликта и потери доверительных, партнерских отношений между людьми.

Сегодняшний день предъявляет к образованию требования нового уровня, обеспечивающего рост рефлексивной и информационной культуры человека и человечества в целом, освоение ненасильственных способов и форм решения разных конфликтов, в том числе и в системе «Человек – Человек», «Человек – Природа». Диалог выступает одновременно в качестве ценности, содержания образования, метод и потенциал которого в должной мере не раскрыт в школьной практике. Путь развития личности в образовании — это путь ответов на свои собственные вопросы, которые надо научиться задавать себе и другим. Но не все учащиеся проявляют психологическую готовность к диалогу на уроке, недостаточно развит у некоторых интерес к предмету или изучаемому материалу, часть из них не владеет приемами эффективного слушания, незнание текста художественного произведения мешает делать правильные выводы и обобщения, неразвитость образного и ассоциативного мышления затрудняет понимание прочитанного.

Уроки литературы и русского языка в текущий момент - это не просто школьные предметы, а основа нравственного воспитания личности, ее мера духовности и гуманности в технократическом обществе, привыкшем жить в условиях тотальных конфликтов, почти смирившимся с ними. Без духовности знания губительны для общества в целом и для ученика в частности. Усиливающийся прагматизм близок к цинизму. Дети беззащитны перед реалиями нашего времени. Приоритет материальных ценностей приводит к снижению мотивации в приобретении знаний по гуманитарным предметам. Уменьшение количества часов по предмету в учебном плане необходимо восполнить качественно, потому что эмоциональная сфера остается очень важной составляющей душевной жизни человека.

Особое внимание должно уделяться активизации творческой деятельности учащихся по овладению целостной картины мира, пониманию «образности», коммуникативной и речевой деятельности. Один из самых сложных диалогов - межпредметный диалог, возникающий на интегрированных уроках литературы, соединяющий сведения из исторических, литературоведческих наук, искусствознания, философии и лингвистики. Такие уроки создают яркий, красочный фон для изучения литературных произведений, делают этот процесс интересным, радостным, представляют возможности выбора различных форм и видов индивидуальной творческой деятельности вплоть до воображаемого погружения в ту или иную литературную эпоху (костюмированный вечер «Пушкинский бал»).

Изучение художественного произведения в диалоговом режиме с учетом философского, исторического, искусствоведческого аспекта дает возможность глубже изучить материал, вовремя выявить пробелы знаний, определить правильность позиции учащихся. Данный вид урока позволяет сочетать разнообразные виды человеческой деятельности – мыслительной, речевой, коммуникативной, деятельности научного и художественно-эстетического характера, что способствует развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению внутреннего мира, духовному становлению личности.

От умения вести диалог зависит правильная стыковка материала различных областей знания вокруг предмета рассмотрения, равноправие его представления, характер дискуссии, которая может возникнуть при сопоставлении различных точек зрения. Немаловажное значение имеют такие качества диалога, как активное, двустороннее взаимодействие, при котором собеседники нуждаются друг в друге, каждый внимателен к слову другого. Сотрудничество учителя и ученика, межличностное взаимодействие на уроке помогает решить вопросы личностного подхода в образовании

Чаще всего ученик на уроке оказывается в роли пассивного объекта воздействия. Он читает параграфы, находит дополнительный материал к уроку, конспектирует, тезирует, цитирует чьи-то мнения, зачастую не вдумываясь в смысл написанного, лишь бы получить оценку получше. Может быть, поэтому сочинение, устное высказывание воспринимается учащимся не как выражение себя, своей индивидуальности, а лишь как демонстрация фактических данных биографии писателя, знание его художественного мира, этапов творчества и т.д. в лучшем случае. Мало самостоятельности в транслировании полученных знаний, нет личностного отношения к ним, не возникает диалога с текстом, нет желания высказаться самому и послушать мнение другого. Нет стимула читать произведение, если в нем все уже растолковано другими. Очередной роман и рассказ кажутся неинтересными, далекими от проблем сегодняшнего дня, простыми и даже устаревшими. Недостаточная сформированность умения воспринимать, понимать, интерпретировать и анализировать произведение и свое к нему отношение мешает ребенку находить в чтении радость открытий. Литература становится самым скучным предметом, классические произведения «занудными», «несовременными» и очень длинными. Личностное отношение к тексту художественного произведения возникает во время диалога, когда учащийся при содействии учителя открывает метафоричность, вневременность текста, проекцию далеких событий на сегодняшний день, в котором так трудно разобраться и так легко остаться одиноким. Самое страшное и разрушающее воздействие одиночество оказывает на детей. Они не всегда могут решить свои проблемы, объективно проанализировать сложную психологическую ситуацию, у них часто неправильно сформированное, искаженное мировоззрение, нет системы представлений о мире, нет нравственной опоры, нет понимания закономерности жизненных коллизий. Нет знания всеобщих законов человеческих судеб. Раньше такое знание давала религия, теперь утраченную веру пытаются вернуть, навязать, что пользы не приносит тоже. Человек чужой воспринимается как угроза, недоверчивость порождает агрессию и еще большее неизбывное одиночество, дискомфорт душевный разрушает личность, мешая ее развитию. В такой ситуации особенно актуально умение человека или хотя бы желание находиться в диалоге. В диалоге с соседом по парте, с классом, учителем, писателем, временем, вечностью, с самим собой, с окружающим миром, с «высшим нравственным» в себе. Чаще всего ребенку есть что сказать, нет – кому. Его есть кому оценивать и не всегда есть кому выслушать. Конкурируя между собой, сегодняшние образовательные технологии, в основном, направленные на совершенствование ЗУНов, на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся, мало способствуют возможности действительно становиться «целостным» человеком, способным в полной мере развивать свой творческий потенциал и совершенствоваться как личность.

Успеваемость, поведение, мотивация так часто становятся важнее «субъективности» ребенка, учитывать которую не хватает времени и возможности в образовательном «конвейере». А ведь мир душевных переживаний так же реален и важен, как мир физический, с его фактами, законами и формулами. Жизнь много сложнее всех наших условностей, норм, закономерностей и схем.

Общение, вернее неумение общаться, слушать и понимать другого, выявляет трудности, возникающие у человека, попавшего в зависимость от технократического мира, и проблемы рассогласованности людей, отчужденности, неспособности уживаться друг с другом, неумения договариваться и разрешать конфликты на ненасильственной основе все сильнее осложняют нашу жизнь. Но, как ни труден диалог с другими, еще труднее вступать в диалог с самим собой. Местом встречи с собственной душой может стать любое произведение автора-классика – целостный, единосущный мир, отражающий все проблемы, все противоречия, все тайны и разгадки этих тайн, всю красоту и все безобразие, простоту и сложность, присущую человеку в конкретном, историческом, времени и вне времени, т.е. в вечности. Погружаясь в этот мир-иллюзию, проникая во все смыслы, сцепления событий и очередность происходящего, глубины взаимоотношений, осознавая всю сложность выбора, который должны сделать герои произведения, волей случая оказавшегося в центре внимания, учащийся непременно соотносит себя с тем, что происходит в жизни героев: принимает или не принимает, понимает или не понимает мотивировку поступков вымышленных персонажей. Делая выбор, меняет, уточняет, корректирует и осознает свою личную позицию. Учитывая чужой опыт, получает шанс избежать своих ошибок. И не важно, какое произведение станет предметом размышления: поэма «Двенадцать» А. Блока или новинки П. Коэльо и Х. Мураками. Важно овладеть способами анализа, уметь найти для изучения или знакомства точку опоры, научиться считывать смыслы, сокрытые в символике образов, в диалоге между понятиями, идеями, образами, деталями. Дешифровать текст можно, только владея ключом хотя бы к основным тайнам литературоведения. И чем раньше будет освоен этот язык, тем продуктивнее будет чтение. Иное прочтение и тайн не раскроет, останется поверхностным, и принесет скорее вред, а не пользу. Качество чтения предпочтительнее количества.

Для чего мы читаем? Мы читаем, чтобы найти ответы на свои вопросы. Теория с ее логикой и сухостью, а иногда и нудностью, морализаторством не приближает нас к истине так, как живой, конкретный пример из жизни героя произведения, реального человека, потому что жизнь, в любом ее проявлении, всегда сложнее, рельефнее, многозначнее всех умозаключений и аксиом. Конкретный герой, конкретное событие дает гораздо больше пищи для рассуждений, чем философский или религиозный тезис. Жизнь значительно сложнее схемы, концепции, мировоззрения. И в этой жизни нужно уметь ориентироваться, желательно без страшных, непоправимых потерь. Встреча с книгой, своего рода диалог, должна состояться. Нужен первый шаг. С чего начать? С того, что волнует конкретный класс, конкретного ученика из этого класса. В этом основная трудность. Для этого учителю нужно заново перечитать текст, найти ту самую точку, из которой начнется движение. Еще большая трудность состоит в том, что эта точка начала движения должна соотноситься с учительскими интересами и задачами. Если учителя лично не волнует проблема, поднятая в произведении, трудно ему будет создать ту атмосферу поиска, переживания, эмоциональной напряженности, которая необходима для совершения пусть не очень большого, но все-таки открытия. Там, где все понятно, изучено, продумано, открытия совершаются редко. Момент истины, осознания, что готовых ответов на все вопросы нет, побуждают искать эти ответы. Проекция личностных проблем на конкретное произведение усиливает мотивацию ученика к изучению, желание совершить самый тяжелый труд – труд души. Тем и интересна, но и сложна литература, что заставляет трудиться душу. Все через нее проходит, может быть, именно поэтому многие дети не любят читать. Легче отсидеться, не раскрываться перед другими, потому что рассуждать приходится иногда о сокровенном.

Почему произведения классики воспринимаются как нечто устаревшее, проблемы героев не только 19-го, но уже и 20-го века кажутся далекими и неинтересными? Действительно, трудно увлечься судьбой А.А. Башмачкина, неинтересны встречи Чичикова с помещиками, непонятны переживания Татьяны Лариной и Онегина, с точки зрения современной морали. Зачем вникать в метасмыслы «Мастера и Маргариты», во всю символику и проблематику романа, когда можно прочитать только авантюрный сюжет? Нам интересно там, где нам интересно, где нам привычно и легко, комфортно. Книга становится способом для релаксации, поводом для перебрасывания общими фразами в ходе беседы, подобно разговорам о погоде. Мы не хотим суда над собой, мы хотим посмеяться над другими. Мы не видим в книге зеркала, отражающего нас. Мы не хотим решать свои проблемы, замечать свои недостатки, задумываться о последствиях наших вечных компромиссов. Так, конечно, легче. Но не полезнее. Это знают все, нового в этом нет. К примелькавшемуся не присматриваешься, проходишь мимо. И, может быть, нежелание читать у детей связано с нашим нежеланием изменить что-то в себе. Мы не совершаем тот самый труд души, не соответствуем в чем-то нашим словам. Говорим, «вещаем» то, что стало предметом программы, не тратя себя и свое сердце на самоанализ, вечный поиск истины, возможный даже при восьмом прочтении «Войны и мира».

Любое произведение – это отражение жизни. Жизнь может быть скучной только тогда, когда не видишь глубины происходящего, а скользишь взглядом по поверхности. Через самую «революционную» поэму «Двенадцать» можно понять, кроме всего, что волновало людей почти сто лет назад, вечное для всех времен и народов: что держит человека на земле? чем держится человек? почему Исус Христос, потерявший в имени одну букву (или больше?), все-таки впереди, т.е. недалеко от тех, кто в запале свободы, в опьянении властью совершает грех один за другим? Именно потому, что остались еще ненарушенные заповеди. Рядом с Катькой и Ванькой Христа нет. Там возрождение невозможно, нечем возрождаться. Путь двенадцати апостолов новой веры ошибочен, но это акт веры. И путь Чичикова не так однозначен, как его трактуют учебники. Необходимо знать религиозный аспект великой гоголевской поэмы, ради которого она написана, иначе «мертвых душ» будет еще больше.

Практика уроков показывает, что именно такое, диалогичное, прочтение интересно ученикам: оно помогает им определить личную позицию, проявить и реализовать свою индивидуальность, формирует умение отстаивать свое мнение, соотносить его с мнением учителя и одноклассников, принимать доказательные аргументы противников, приходить к соглашению, т.е. диалогу, в наше непростое время. Герои литературного произведения перестают быть схемами, плоскостным изображением идей автора, поводом для демонстрации литературоведческих изысков. Не для этого тратятся авторами годы, не для этого страницы классики буквально оплачены потом и кровью, и жизнью в том числе, не для совершенствования наших умений анализировать и демонстрировать знания при поступлении в вузы. Открывая потрепанные школьные томики классики, мы прикасаемся к великой, вечной русской и общечеловеческой боли, причин у нее достаточно. Мы передаем из рук в руки мечту о совершенстве, о близком и таком возможном счастье, мы прикасаемся к чуду созвучия человеческого сердца красоте природы, любви, мы получаем и передаем другим предупреждение о разверзающихся, уносящих в пустоту безднах, мы творим свои великие и малые миры. И только такое чтение (диалог с книгою, с автором, со временем, с вневременным в себе и в других) засчитывается нашей душе, как катарсис, воскрешение, волшебное зеркало, преображающее нас и мир вокруг нас.

Образовываясь как специалист в той или иной области, человек не получает достаточной подготовки к жизни в семье, в коллективе, в обществе. Психология межличностных отношений для выпускника средней общеобразовательной школы почти недоступна. Учащийся иногда не умеет понять не только других, но и самого себя, не может быть автором собственной полноценной жизни, делает соавтором авторитетного, сильного, «монологичного», т.е. диктующего свое. Вот почему необходимо придавать большее значение диалогу как способу бытия и познания, которым может овладеть человек и который позволит ему услышать другие голоса – культуры, природы, истории, других людей, себя «реального» и «потенциального», своего прошлого и будущего. Именно в диалоге открывается осознание взаимосвязанности всего сущего, всех и вся. Учиться диалогу – значит учиться пониманию многообразных языков, на которых говорит мир. Диалогический подход в образовании позволяет видеть даже в отстающем не «слабое», а «незаменимое звено», единственное, уникальное. Диалог как содержание образования предполагает новый взгляд личности на свою деятельность, свое становление, свои отношения с миром. Диалогичность улучшает «качество» человека, способного осознать свои духовно-нравственные связи со всем, что его окружает. Практически в каждом есть наличие активного стремления к здоровью, импульса к росту, к актуализации человеческих потенций. Но человек иногда чужую правду воспринимает как угрозу своей самобытности. Он буквально одержим желанием победить другого, переспорить, доказать свое.

Современные дети стали другими – они более беспокойны, развиты интеллектуально, конфликтны, интуитивны, духовны, в некоторых случаях более жестоки, чем все предыдущие поколения. Школьный табель успеваемости не всегда отражает их интеллектуальные успехи. «Поведенческая модель Индиго» свойственна многим учащимся. Проблема нравственного воспитания учащихся на современном этапе стоит особенно остро.

Мы, учителя, большей частью пытаемся обобщить методический опыт, найти что-то новенькое, инновационное в методике преподавания предмета, не подозревая порой, какой инструментарий нам необходим в качественно новом тысячелетии. Из-за незнания новых законов времени возникает ряд неразрешимых проблем, которые могут, в конечном счете, обесценить всю систему образования. Непонимание между учителями, учениками, родителями и детьми происходит на качественно новом уровне с унаследованными от прежних времен симптомами неумения находить выход из создавшейся социально-исторической ситуации без потерь, мирным путем или с минимальными потерями.

Потеря нравственных, духовных, культурных ориентиров или замена их удобными, расхожими, яркими, броскими, не много требующими взамен, пропагандируемыми потребительской модой, СМИ и ближайшим окружением противостоит тому, чему пытается научить школа.

Неуверенность, собственную ненужность, неудовлетворенность, пустоту, несостоятельность многие привыкли упаковывать в красивые громкие фразы, отписки, соблюдение регламента и традиций. Привычка жить в ритме шоу - все напоказ, почти ничего для дела, для души и тем более для вечности - становится «визитной карточкой» нашего времени. Объем исписанной бумаги, к сожалению, иногда важнее реальной деятельности.

Разрыв между общим и высшим образованием, резкая смена отношения к «вчерашнему» ребенку, который уже в старших классах начинает понимать, что учителя дают набор знаний, сами не умея с ним быть успешными, что те законы, которым учили в школе, во взрослой жизни не действуют, а значит, обучение построено на демагогии и лжи. Отсюда и спад мотивации в учебе, несформированность или искаженность мировосприятия, узость мировоззрения и бездуховность как следствие – вот что мешает сохранить то лучшее в нас, что вне всяких времен. Школа – начало будущего, нет школы – нет …

И сейчас, наверно, дело даже не в успешной методике, а в духовной основе нашей жизни и всех получаемых в школе знаний, в том, во что мы верим, в том, какую веру сможем передать нашим ученикам. Каждый день учителю нужно помнить самое главное: еще одно потерянное поколение – угроза духовности России. Пошлость только поначалу страшна, очень быстро к ней привыкают и перестают замечать. Пошлость, укоренившись, начинает плодить агрессивную пошлость. Дети должны научиться отличать красоту от пошлости, и это мы, взрослые, должны научить их диалогу между этносами, культурами, здоровым и больным, молодым и старым, прошлым и будущим, совестью и жизненной реальностью, духовными запросами и требованием времени.

Учителю необходимо доказать учащимся, что творческая личность всегда востребована, за нею будущее, что в мире, основанном на разуме и справедливости, величии и силе духа, верим мы в это или нет, есть свои непреложные законы, нарушение которых ведет к разрушению и гибели отдельной личности, целого рода и даже общества. Урок в расписании должен стать уроком жизни, нравственности, пока в период крушения фундаментальных социальных ценностей и духовно-нравственных аксиом идет активный поиск новых ориентиров, которые восстановили бы связь времен, связь личности и общества, пока нет единого мнения в вопросе выбора мировоззренческой основы (научная – религиозная) для воспитания и образования наших детей. Русская литература по сути своей глубоко духовна, трансцендентна, она помогает раскрывать законы жизни и человеческого счастья, усвоив которые, учащийся будет неуязвимее в наше сложное, но - интересное время. Для этого учителю самому нужно эту веру обрести, быть той самой духовной, нравственной, образованной личностью, которую мы пытаемся воспитать в нашем выпускнике.

Ежедневный диалог с умом, душой, сердцем и совестью ребенка на уроке – это то, к чему современный учитель должен стремиться.

Диалог помогает осознать важность, незаменимость одного для всех, индивидуальность и общность, открывает мировые и национальные ценности, дарит ощущение себя частичкой мира и гражданином России. Только нужно помнить, что для ребенка нет завтра, его интерес возникает сейчас, он нуждается в помощи сейчас, разговор по душам ему необходим сейчас, потому что накопилось и только тебе, учитель, он хочет это доверить... Душу, как и творчество, нельзя откладывать на потом. Незримые нити очень долго зарождаются и очень быстро обрываются.

Диалогический подход в образовании ломает привычные формы и методы работы, требует пересмотреть взгляд на сам предмет и всю его структуру образовательного процесса, выстраивать его не из предметной логики, а из логики развития личности. Цель диалогического становления личности ребенка задается исходным состоянием этой личности, которая имеет свой определенный «запас слов», свои ценности и понятия, свои представления об изучаемой дисциплине, о школьном уроке, о собственном образовании, о человеческих взаимоотношениях. Этой индивидуальностью определяется специфика диалога с человеком, способ накопления личностью диалогического опыта – своеобразного вида компетенции.

Через диалог личность созидает себя. В процессе «отчуждения-отождествления» развивается способность связывать единичное и целое, индивидуальное и социальное, себя и мир.

Становление личности в диалоге предполагает накопление «любви к ближнему». Ты – часть мира, мир – часть тебя. Мир материальный живет по законам духовным, нарушить которые без ущерба для себя нельзя. Из диалога мнений, концепций, мировоззрений, обдуманных, взвешенных, рождается и укрепляется осознанное «Я» человека, которое сможет противостоять ударам жизни, ее соблазнам и рутинности, которое сможет «быть», а не «существовать». «Я»-концепции писателей и поэтов, философов и историков помогают формированию личного «Я» ребенка, его творческому «Я», знающему, зачем он родился, в чем его призвание, что есть зло и что такое истинное добро.

И хотя диалог не панацея, и не со всеми он бывает возможен, все-таки он необходим всякий раз, когда проблема трудноразрешима, неоднозначна. Чтобы достигнуть цели, нужно прежде всего поверить в ученика, не бояться открыть себя (без этого диалог невозможен), нужно честно признаться самому себе, насколько ты диалогичен, готов ли ты говорить на равных с учеником, несмотря на свой опыт и знания, готов ли принять свободу выбора другого, в том числе и не любить «твою литературу», сможешь ли найти аргументы для доказательства того, что возникнет спонтанно, неожиданно перевернет весь ход урока, сможешь ли не увязнуть в прениях, а вывести класс к истине, здесь, на уроке, совершить открытие и оценить чужую находку, которая, возможно, будет лучше твоей. Найдешь ли силу и мужество быть личностью, интересной себе и другим, готов ли к постоянному, ежечасному самообразованию, саморазвитию, рефлексии, не пожалеешь ли времени на общение, ведь иногда так долго ожидаемый диалог возникает не на уроке, а после него. Именно от диалогичности учителя во многом зависит диалогичность его учеников, которая, помогая овладению способами социального взаимодействия, является основой для формирования социальной компетенции учащихся.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личности ученика, но и учителя. Увлеченность чтением возможна и на десятое прочтение «Грозы» и «Войны и мира», более того, именно такое чтение словно открывает произведения для нас заново, позволяя в который раз восхищенно воскликнуть: «Это Русская Литература!»