|
Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время. Щербак Е. Организация работы по формированию у учащихся ключевых компетенций на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.
Щербак Е.В., учитель рус. яз. и литер. МОУ СОШ №4 Туркменского района
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» есть положение о том, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [103, С. 10]. Таким образом, стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода и вычленение ключевых компетенций как результата образования. Под ключевыми подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции, их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета. Под компетенцией целесообразно подразумевать определенную область (сферу) окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью (быть компетентным). В перечне ключевых выделены 4 компетенции: социальная, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная. Каждая из них основывается на определенных видах деятельности и выступает в качестве ведущей в отдельных учебных предметах. Ключевые компетенции имеют следующие особенности: они многофункциональны, то есть позволяют решать проблемы и задачи в повседневной жизни, в различных ситуациях; междисциплинарны, то есть применимы в школе, на работе, в семье и т.д.; требуют значительного интеллектуального развития, самооценки; многомерны, то есть включают различные интеллектуальные умения.
Документы «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» [104; 206] определили предметные компетенции, являющиеся конкретизированными целями для обучения русскому языку в школе, а именно: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций, что заложено в новых программах и учебниках для основной средней школы. Коммуникативная компетенция- овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Культуроведческая компетенция- осознание языка как формы выражения национальной культуры, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом (владение нормами литературного языка), лингвистическом (знания о языке, его устройстве), коммуникативном (владение языковыми средствами), социокультурном (владение культурой речи и этикой общения на национально-культурной основе).
В настоящее время в практике преподавания русского языка наметились тенденции к созданию новых технологий, связанных с построением новой системы обучения русскому языку. Моя система работы состоит из нескольких направлений видов деятельности: учитель, классный руководитель, руководитель творческих групп, наставник в работе с одаренными детьми, научный руководитель.
Задача каждого моего урока – заинтересовать, вызвать интерес к изучаемому материалу. Без него не будет результата. Провожу как классические, так и нетрадиционные типы уроков: урок-соревнование, урок открытых мыслей, урок-турнир, урок-эврика, урок-зачёт, урок творчества, урок-спектакль, урок-конкурс, урок-конференция, интегрированный урок, урок-игра, урок-сказка, урок взаимообучения, урок-КВН, урок-путешествие, аукцион знаний. Если тип урока классический, стараюсь поддерживать интерес современными технологиями: использую в работе электронные учебники, тренажеры, словари, энциклопедии, фонохрестоматии, аудио- и видеоаппаратуру, таблицы- все это и познавательно, и интересно. Любят мои учащиеся различные виды диктантов: объяснительный, выборочный, предупредительный, творческий, работают над опорным конспектом в тетрадях- справочниках, использую ассоциативные рисунки, приемы мнемотехники, тестирование, взаимоопрос в парах, творческие мастерские, технологию встречных усилий (ТВУ). Урок, построенный в соответствии с ТВУ, условно разбивается на 5 основных этапов: разминка, контрольно- подготовительный, «вызов», «сотворчество», рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. Содержание первого этапа деятельности - психотренинговые упражнения, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Приемы данного этапа: «Отсроченная отгадка», «Эпиграф». Содержание второго этапа деятельности - «уплотнение» имеющихся знаний, создание основы для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Приемы этого этапа: «Лови ошибку», «Опрос- кроссворд», «Повтор с расширением», «Согласен – не согласен». Цель третьего этапа заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе задачу, решение которой потребует определенных усилий. Приемы, используемые на данном этапе: «Цель к цели», «Вопросы к тексту», «Знаю - не знаю». На четвертом этапе главное – поддержка активности, интереса, усилий. Деятельность учителя не управляющая, а координирующая. Некоторые приемы данного этапа: «Деловая игра», «Машина времени», «Колонка редактора», «Театрализация», «Кластер». На пятом этапе урока основным содержанием является осмысление результатов работы, их оценка. Приемы данного этапа: «Эссе», «Синквейн». В конце урока педагогом выставляется оценка. Главное, чтобы она стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Такие технологии помогают достичь поставленных целей в процессе формирования и развития компетенций как на уроках русского языка, так и литературы.
Внеурочная деятельность также построена на формировании и развитии языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций. Как выглядит моя система воспитательной работы? Разработала программу «Культура» на 7 лет. Разделы этой программы: «Культура речи»(5кл.), «Культура общения»(6кл.), «Культура умственного труда»(7кл.), «Культура внешнего вида»(8кл.), «Культура поведения вне дома»(9кл.), «Культура чувств»(10кл.), «Культура быта»(11кл.). На основании этой программы я составляю план воспитательной работы на каждый месяц. Ежемесячная работа планируется по основным видам деятельности: организационной, трудовой, спортивно - оздоровительной, познавательной, досуговой, деятельность- работа с родителями, с психологом, с учителями- предметниками, с учащимися индивидуально, деятельность по ПДД и ОБЖ. Ведется рейтинговая система отслеживания, работа над портфелем достижений учащегося. Поставив перед собой цель в начале учебного года, каждый воспитанник с интересом подсчитывает баллы по рейтинговой системе отслеживания, заносит свои достижения в портфолио. На последнем классном часе каждой четверти мы подводим итоги такой успешности. Все учащиеся класса по разным направлениям получают призы, то есть использую метод поощрения.
Для своих учащихся являюсь наставником в освоении науки лингвистики. В связи с переходом на новые формы проведения государственной (итоговой) аттестации провожу работу по подготовке школьников к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ. Создала две творческие группы учащихся. Как работают выпускники? В течение учебного года ведется целенаправленная подготовка учащихся к ЕГЭ согласно плану экзаменационной работы, плану подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. В прошлом учебном году мною была создана еще одна творческая группа - учащиеся 6 класса. Занятия с ними необходимы для реализации программы воспитательной работы «Культура». С детьми работаем над выработкой орфографической зоркости; постигаем тайны слова, работая над толковым словарем С.И. Ожегова; изучаем лингвистический материал по разделам науки «лингвистика», решаем лингвистические задачи. Интересно проходят в этом классе «Турниры юных лингвистов», где дети в качестве докладчиков доказывают решение лингвистической задачи, в качестве оппонентов оспаривают решение другой команды, в качестве рецензентов дают рецензию ответам других команд.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка талантливой молодежи» у меня сложилась система работы с одаренными детьми. Это дополнительные занятия с детьми, интересующимися предметами филологии, углубленное изучение предметов, краеведческая работа. Через проектную деятельность учащихся собран богатый краеведческий материал, который позволил составить программу и коллекцию электронных уроков к ней по изучению регионального компонента на уроках русского языка.
Компетентностный подход, предметные и ключевые компетенции стали в настоящее время актуальными понятиями для мировой педагогической науки и практики. Такой подход помогает учащимся ежедневно подниматься на ступеньку выше, целенаправленно идти к достижению цели. |
|
|