Главная страница

Выступление на районной конференции учителя начальных классов



Скачать 69.61 Kb.
НазваниеВыступление на районной конференции учителя начальных классов
Дата07.04.2016
Размер69.61 Kb.
ТипДокументы



Выступление на районной конференции учителя начальных классов

Жердевской МБОУ СОШ № 2

Кисиленко Ирины Геннадьевны

Тема выступления: «Проектная деятельность в начальных классах»

Жердевка 2012 год

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на открытие новых знаний. Она является средством активизации учащихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу.

Актуальность проблемы развития проектно-исследовательской деятельности обусловлена следующими положениями:

- направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем;

- формирование проектно-исследовательских умений в начальной школе, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит успешность человека в будущем.

Проектно-исследовательская деятельность является видом научно-исследовательской деятельности. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, открывающего новые знания для себя, идентичны по своей сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому, чем получать «готовые» знания. Важно учитывать, что проектно-исследовательская деятельность ребенка не направлена на добывание какого-то научно значимого результата, а на развитие его способностей, умений и мышления.

Процесс проектно-исследовательской деятельности реализуется согласно следующим этапам:

  1. Выбор темы;

  2. Постановка цели и задач исследования;

  3. Планирование исследования;

  4. Выбор методов;

  5. Поиск информации;

  6. Проведение анкетирования, наблюдения, опросов;

  7. Формирование выводов;

  8. Представление результатов;

  9. Анализ своей деятельности и самооценка.

Наличие подобных этапов и нового продукта как результата деятельности характерно для творчества, поэтому неоспорим тот факт, что проектно-исследовательская деятельность является деятельностью творческой.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:
Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Темы проектной деятельности необходимо четко продумывать. Предметный материал необходимо выстраивать в соответствующей логической последовательности, учебно-познавательную деятельность младших школьников проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.

Такая работа готовит младших школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение учащихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.

Для формирования проектно-исследовательских умений необходимы педагогические условия:

- Любые занятия в начальной школе должны отвечать определенным требованиям, сформированным ещё Я.А.Каменским: доступность, посильность, соответствие детской природе. Знания об проектно-исследовательской деятельности, должны быть адаптированы для детского понимания, методы, используемые в обучении, связаны с активной деятельностью. Таким образом, обучение, направленное на формирование проектно-исследовательских умений, должно соответствовать возрастным особенностям учащихся начальной школы.

- Общеизвестно, что любая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это движущая сила любого действия. Мотивационные основы: потребность в новых знаниях; достижение значимого результата; приобретение опыта . Можно учить ребенка, но нельзя научить без его желания. Соответственно, необходимо сделать проектно-исследовательскую деятельность для учеников яркой, привлекательной, интересной, используя все возможные средства.

- Для организации проектно-исследовательской деятельности учитель должен обладать определенными качествами: владеть знаниями об проектно-исследовательской деятельности; стремится реализовать личностный подход к учащимся; включится в сотрудничество и сотворчество; обладать творческим потенциалом.

- Необходима четкая организация и направленность проектно-исследовательской деятельности. Важно постоянно, систематически включать учащихся в разнообразные формы проектно-исследовательской деятельности. Таким образом, необходимо наличие четкой системы, относительно которой будет реализовываться процесс формирования проектно-исследовательских умений младших школьников.

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников Из опыта работы.

Использование технологии проектирования и исследования, как одной из форм поисковой деятельности, позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей младшего школьника. Такая деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом.
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть реализованы:

I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.

II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете.

Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеучебной деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Обучать проектированию мы начали с 1-го класса (ведение в проектную деятельность). Вначале это были лишь элементы проектной деятельности, но для первоклассников это проект. ( Наблюдения за домашними животными, за делами человека , сравнение времен года – итогом наблюдений был устный рассказ или рисунок). Самым интересным и масштабным стал проект «Мои любимые буквы». (см. Приложение).
Дети находили стихи, пословицы, поговорки, сами пробовали сочинять стихи, рисовали рисунки, а результат-создание классной азбуки. К празднику Букваря мы продолжили работу с любимыми буквами: дети вместе с родителями делали съедобную букву. Кто-то пек пироги, торты, кто-то использовал соленое тесто, крупу, мармелад, фрукты и конфеты- результат оформили в виде презентации, которую смотрели на празднике Букваря и получили ощущение удовлетворенности и удовольствия от совместной деятельности.
В творческих заданиях по курсу «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков) заложены темы, которые могут быть также разработаны как ученические проекты. Дети совместно работали над групповыми проектами «Реклама овощей» , после изучения темы «Дикие и домашние животные» дети выполняли индивидуальные проекты. Такие как: «Ох, уж эти кошки!», «Кто самый быстрый?». В процессе работы определили круг исследуемых вопросов, были представлены интересные факты.

Во 2-м классе работа по обучению проектам продолжим. Мы составили план проектной деятельности, «банк проектов» - проекты, которые хотелось бы осуществить.

Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна и мне и моим ученикам. С каждым годом все разнообразнее и интереснее становятся их работы. Постепенно они включаются в поисковую деятельность. Учащиеся учатся работать с информацией, собирая материал из различных источников, проявляют свою творческую фантазию. В настоящее время все больший объем работы они пытаются выполнять дома. Сам проект до этапа презентации стараются держать в секрете.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка.

Памятка начинающему исследователю:

  1. Выбери тему исследования

  2. Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  3. Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  4. Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  5. Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

  6. Сделай выводы.

  7. Оформи результаты своей работы.

  8. Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.



Проект «Мои любимые буквы»

Авторы проекта – ученики 1 «Б» класса

СОШ № 2 г. Жердевка

Руководитель проекта –Кисиленко И.Г.

Цель проекта:

•      Помочь детям в овладении навыками чтения и письма;

•      Обогатить словарный запас.

 Результат – создание личной азбуки «Мои любимые буквы»



Проект «Мои любимые книги»

Авторы проекта – ученики    1 «Б» класса

СОШ №2 г.Жердевка

Руководитель проекта –.Кисиленко И.Г.

 Цель проекта:

 Умение ориентироваться в мире книг

Расширять читательский кругозор

Результат проекта - создание  книжек – малышек