Главная страница


Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний



Скачать 54.55 Kb.
НазваниеОрганизация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний
Дата07.04.2016
Размер54.55 Kb.
ТипДоклад

ГБОУ «Специальная школа- интернат с.Дмитряшевка»

Доклад на тему:

«Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний»

Подготовила Дедова Елена Митрофановна,

учитель начальных классов

Самостоятельная работа -  важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей, это главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа вызывает  у некоторых обучающихся серьезные затруднения, т. к. требует эмоционального и умственного напряжения, порождает много вопросов и ошибок, сомнений и переживаний.

 Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно  много затруднений возникает у ребят  начальной школы, поэтому начинать эту работу надо с первого класса. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Я  хочу  осветить вопросы  правильной  организации  самостоятельной работы на уроках,  т. к.  считаю, что она  служит  эффективным  средством  формирования  личности школьников, дисциплинирует, рождает  веру в себя, в свои силы и возможности.

Самостоятельная работа  -  это такая познавательная  учебная деятельность, когда последовательность мышления  ученика,  его умственные  и  практические  операции и действия зависят и определяются самим учеником. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учащегося. Сколько бы ни старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Настоящий учитель не тот, кто учит, а тот, у кого дети учатся. Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:

1.Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

2.Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.

3.Минимум шаблонности, т. к. основная ее задача - развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:

1.По методу самостоятельной работы учащихся:

  • наблюдение;

  • упражнение;

  • работа с текстом учебника.

2.По звеньям учебного процесса:

  • задания на восприятие с целью изучения нового материала;

  • задания на применение знаний и формирование умений;

  • задания на закрепление и повторение учебного материала;

  • задания на обобщение учебного материала.

3.По характеру познавательной деятельности: 

  • воспроизводящий по образцу;

  • реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;

  • эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;

  • творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.


4.По характеру руководства:

  • подробные инструкции;

  • краткие инструкции.

5.По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:

  • индивидуальные;

  • фронтальные;

  • групповые;

  • парные.

Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной  деятельности  и  возможностей  каждого  ребенка. Если задание простое и посильно для  всех, оно дается  всей группе, и  каждый  выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.

В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:

1.Работа с книгой ( рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).

2.Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).

3.Решение задач и выполнение практических работ.

4.Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).

5.Доклады и рефераты.

6.Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.

7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

8.Техническое моделирование и конструирование.

При составлении календарно-тематического планирования , учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.

Планируя самостоятельную работу необходимо:

1.Предусматривать ее место в структуре урока.

2.Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.

3.Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.

4.Определить форму заданий.

5.Установить оптимальную длительность работы.

6.Подбирать соответствующий дидактический материал.

7.Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

Литература

1. Деменева, Н.Н. Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики : метод. пос. / Н.Н. Деменева. – М. : АРКТИ, 2005. – 88 с.

2. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности :

Кн. для учителя / Л.В. Жарова. – М. : Просвещение, 2003. – 205 с.

3. Истомина, Н.Б. Контрольные работы по математике : 1–4 й классы / Н.Б. Истомина. –

Тула : ООО «Изд-во Астрель», 2012. – 264 с.