|
«Особенности работы по воспитанию любви к родному краю»
МОУ СОШ №9
«Особенности работы
по
воспитанию любви
к родному краю»
Родной край для учащихся младшего школьного возраста — это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое как семья, дом, друзья, город (село), река и лес. Для учителей и родителей это еще окружающий природный и материальный мир, который всегда рядом, основа, дающая чувство устойчивости в жизни, источник жизненной силы и умиротворения. Я.А. Коменский, рассматривая окружающий человека мир как начальный способ обучения и развития думающего и действующего человека на основе заложенных в нем задатков, советовал приучать учащихся, «подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней», а не «привешивать к себе сорванные на стороне ветки и таким образом, подобно эзоповской вороне, украшать себя чужими перьями». Окружающая жизнь, по мнению педагога, — великолепный воспитатель: наблюдая за порядком жизни и взаимоотношениями в родительском доме, человек «учится умеренности, чистоте, почтительности, послушанию, правдивости, справедливости, любви, деятельности, молчанию, терпению, уважению обязанностей, благонравию, религиозности и упражняется во всех этих добродетелях, подражая старшим»1.
Богатство окружающего мира выступает основой познания отдельного интегрированного курса «Мир вокруг нас» (автор А. А. Плешаков), который обеспечивает реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана. Территориально-бытовая и природно-географическая среда, духовные и материальные связи с «родными пенатами» являются мощными источниками патриотизма, накладывают отпечаток на национальный характер, язык и культуру, формируют чувство личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае.
Основу краеведческого образования в начальной школе представляет краеведение как предмет и особая форма познавательной, поисковой и просветительской деятельности. Его цель — формирование элементарных знаний, направленных на осознание необходимости изучения «краезнания», заботы о крае — «краелюбия» во всех видах деятельности.
Основная задача изучения родного края — обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культуре.
Содержательный аспект краеведения выражается в изучении различных сторон жизни края: социальной, культурной, политической, экономической; представителей разных поколений своей семьи, жителей края, представителей ближайшего окружения.
Методическая организация использования краеведческого материала на уроках возможна в двух вариантах: 1) фрагментарное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины в логике основного краеведческого курса; 2) разработка специального краеведческого курса в русле регионального компонента. Основными слагаемыми краеведческой работы для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе. Важная составляющая краеведения — элементарная самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.
Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя: изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей; во внеклассной работе — встречи и беседы с интересными людьми, героями войны и труда, привлечение материалов местного радио, телевидения, отрывков из книг, газет и журналов, проведение экскурсий к памятникам истории и культуры, в музеи, по городу, области.
В игре-путешествии «Каменский гид» учащиеся узнают об истории возникновения города, изучают карту города, название улиц, достопримечательности города. Интерес у учащихся вызывают пословицы и поговорки о животных, растениях местности, стихотворения о крае, орфографические пятиминутки на уроках русского языка и чистописания с элементами краеведения, составление родословной семьи, профессии родителей.
Итак, при изучении родного края на уроках в начальной школе учителя нашей школы используют доступный возрасту детей материал окружающей действительности, факты из истории и культуры своего города, края, знакомство с общественно-политическими событиями наших дней, встречи со знаменитыми земляками, с особенностями труда их родителей. С большим интересом учащиеся принимают участие в экскурсиях в музеи, к историческим местам и памятникам истории и культуры. |
|
|