Главная страница


«Особенности работы по воспитанию любви к родному краю»



Скачать 31.76 Kb.
Название«Особенности работы по воспитанию любви к родному краю»
Дата08.04.2016
Размер31.76 Kb.
ТипДокументы



МОУ СОШ №9

«Особенности работы

по

воспитанию любви

к родному краю»

Родной край для учащихся младшего школьного возраста — это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое как семья, дом, друзья, город (село), река и лес. Для учителей и родителей это еще окружаю­щий природный и материальный мир, ко­торый всегда рядом, основа, дающая чувство устойчивости в жизни, источник жизненной силы и умиротворения. Я.А. Коменский, рассматривая окружаю­щий человека мир как начальный способ обучения и развития думающего и действующего человека на основе заложен­ных в нем задатков, советовал приучать учащихся, «подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней», а не «привешивать к себе сорванные на стороне ветки и таким образом, подобно эзоповс­кой вороне, украшать себя чужими перья­ми». Окружающая жизнь, по мнению педа­гога, — великолепный воспитатель: наблю­дая за порядком жизни и взаимоотношени­ями в родительском доме, человек «учится умеренности, чистоте, почтительности, послушанию, правдивости, справедливос­ти, любви, деятельности, молчанию, терпе­нию, уважению обязанностей, благонравию, религиозности и упражняется во всех этих добродетелях, подражая старшим»1.

Богатство окружающего мира выступа­ет основой познания отдельного интегриро­ванного курса «Мир вокруг нас» (автор А. А. Плешаков), который обеспечивает реа­лизацию образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана. Территориально-бытовая и природно-географическая среда, духовные и мате­риальные связи с «родными пенатами» яв­ляются мощными источниками патриотиз­ма, накладывают отпечаток на националь­ный характер, язык и культуру, формируют чувство личной причастности и ответствен­ности за все происходящее в родном крае.

Основу краеведческого образования в начальной школе представляет краеведение как предмет и особая форма познаватель­ной, поисковой и просветительской дея­тельности. Его цель — формирование эле­ментарных знаний, направленных на осоз­нание необходимости изучения «краезнания», заботы о крае — «краелюбия» во всех видах деятельности.

Основная задача изучения родного края — обогащение духовного мира, фор­мирование ценностного отношения к культуре.

Содержательный аспект краеведения выражает­ся в изучении различных сторон жизни края: социальной, культурной, политиче­ской, экономической; представителей раз­ных поколений своей семьи, жителей края, представителей ближайшего окружения.

Методическая организация использова­ния краеведческого материала на уроках возможна в двух вариантах: 1) фрагментар­ное введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины в логике ос­новного краеведческого курса; 2) разработ­ка специального краеведческого курса в русле регионального компонента. Основ­ными слагаемыми краеведческой работы для учителя являются поиск и методиче­ская обработка материала, различные вари­анты и приемы его использования на уро­ках и во внеклассной работе. Важная сос­тавляющая краеведения — элементарная самостоятельная поисково-исследователь­ская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творче­ства учителя: изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей; во внеклассной работе — встречи и беседы с интересными людьми, героями войны и труда, привлечение материалов местного радио, телевидения, отрывков из книг, газет и журналов, проведение экскурсий к памят­никам истории и культуры, в музеи, по го­роду, области.

В игре-путеше­ствии «Каменский гид» учащиеся узнают об истории возникновения города, изучают карту города, название улиц, достопримеча­тельности города. Интерес у учащихся вы­зывают пословицы и поговорки о животных, растениях местности, стихотворения о крае, орфографические пятиминутки на уроках русского языка и чистописания с элемента­ми краеведения, составление родословной семьи, профессии родителей.

Итак, при изучении родного края на уроках в начальной школе учителя нашей школы используют доступный возрасту детей материал окру­жающей действительности, факты из исто­рии и культуры своего города, края, знакомство с общественно-политическими событиями наших дней, встречи со знаме­нитыми земляками, с особенностями труда их родителей. С большим интересом уча­щиеся принимают участие в экскурсиях в музеи, к историческим местам и памятни­кам истории и культуры.