|
«Ознакомление с историей родного города через архитектуру»
Перспективный план. Тема: «Ознакомление с историей родного города через архитектуру».
Д/С №13/38
Октябрь. Занятие №1.
Тема: «Здесь каждый дом историей дышит...» (экскурсия – старый город)
Программное содержание: Закреплять знания детей об истории возникновения города, активизировать словарный запас детей, дать понятия «архитектура», «архитектор». Учить детей восхищаться красотой и неповторимостью старых зданий и выражать свое отношение к увиденному. Воспитывать чувство гордости за свой родной город. Занятие №2.
Тема: «Путешествие по городу»
Программное содержание: Продолжить знакомить детей с архитектурными сооружениями города, некоторыми историческими сведениями о них, развивать интерес, любовь, бережное отношение ко всему, что нас окружает. Занятие №3.
Тема: « Гавани здесь и крепости здесь быть..!»
Программное содержание: Создать у детей представление об образе крепости. Продолжать знакомить с историей застройки города, с архитектурой – русская изба, каменный дом. Развивать творческие способности. Воспитывать любовь к родному городу, гордость за свой народ. Занятие №4.
Тема: «Крепость».
Программное содержание: Создать у детей представление об образе древнего города – крепости –Таганрога. Вспомнить историю застройки. Учить детей отражать полученные впечатления в коллективной работе.
Ноябрь. Занятие №1.
Тема: «Здания родного города в стиле «барокко» ».
Программное содержание: Познакомить со стилем в архитектуре – барокко (стремление к роскоши, причудливые изломы линий, вычурность украшений). На конкретных примерах. Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на произведения искусства, желание всматриваться в них.
Здания: Кафе «Театральное» ул. Петровская.
Особняк Рафиловича ул. Фрунзе.
Металлургический колледж ул. Петровская 40.
Занятие №2. Лепка.
Тема: «Узор на пластине для дома в стиле барокко».
Программное содержание: Продолжать учить создавать эскиз, сочетать орнамент с формой пластин. Воспитывать самостоятельность, развивать творчество. Лепить пластину путем выбивания глины стеклом.
Занятие №3.
Тема: «Здания родного города в стиле «классицизм»».
Программное содержание: Познакомить со стилем в архитектуре – классицизмом (строгость пропорций, простота форм, монументальность) на конкретных примерах. Отметить отличие от уже известного стиля. Познакомить с историей происхождения. Здания: Театр им. А.П. Чехова, ул. Петровская; дворец Алфераки (краеведческий музей); Александровские торговые ряды; «Донинвест» ул. Чехова 121; факультет иностранных языков педагогического института ул. Петровская; Яхт – клуб. Занятие №4. Рисование (гуашь)
Тема: «Старинные здания в Таганроге». Классицизм.
Программное содержание: Воспитывать у детей любовь к малой Родине. Расширять и обобщать знания детей об исторических местах Таганрога, продолжать знакомить с памятниками архитектуры. Учить детей отражать в рисунке особенности старинных зданий, передавать строение, форму, цвет, особенности их украшений, дополнять рисунок, добиваться выразительности. Декабрь. Занятие №1. Аппликация.
Тема: «Театр».
Программное содержание: Учить передавать в аппликации особенности конструкции театрального здания и его архитектурных деталей – фронтона, навеса, форму окон, дверей; учить ориентироваться на крупные части здания при размещении окон, дверей для достижения симметрии и ритма в их расположении; закреплять умение складывать полоски в два и четыре раза для получения одинаковых частей. Занятие №2.
Тема: «Эклетика- синтез барокко и классики».
Программное содержание: Познакомить со зданиями города, построенными в стиле эклетики, помочь найти в этих зданиях знакомые черты. Учит сравнивать данный стиль с уже знакомыми, помочь определить ценность этих зданий для людей.
Здания: Старый вокзал; Таганрогская картинная галерея; Водолечебница Гордона.
Занятие №3. Аппликация.
Тема: « Построение блочного дома». Эклетика.
Программное содержание: Учить изображать фасад дома из блоков в соответствии с выбранным проектом, передавать его строение; продолжать формировать умение работать сообща: согласовывать выбор «проекта» дома, распределять обязанности по изготовлению блоков и других архитектурных деталей. Развивать творчество. Занятие №4. Конструирование на плоскости (бумага).
Тема: «Построй здание».
Программное содержание: Продолжать учить детей работать со схемой, определять стили смоделированных зданий, анализировать постройки с точки зрения схожести с изображениями.
Январь. Тема: «Здания в стиле модерн» (функциолизм в искусстве)
Программное содержание: Дать детям представление об истории создания зданий В стиле модерн, помочь расшифровать специфический язык модерна, подвести к пониманию типичного обобщенного образа (все дома имеют крышу, окна и т.д.) и характерные, индивидуальные черты, свойственные модерну. Раскрыть новое направление – функционализм, познакомить с этим понятием и его отражением в строительстве здания библиотеки.
Здания: Музей «Градостроительство и быт Таганрога»; Музей А.А. Дурова; Библиотека имени А. П. Чехова; Главпочтам. Занятия №2-3.
Тема: «Плитки для украшения фасада здания».
Программное содержание: Учить рассматривать архитектуру здания – музей «Градостроительства и быт Таганрога» его украшения (мозаика), фасад, разнообразие крыш. Учить детей задумывать содержание работы, рисовать эскиз, подбирать бумагу нужного цвета. Развивать фантазию, мелкую моторику, самостоятельность в оформлении работы. Февраль. Занятие №1. Конструирование (строительный материал).
Тема: «Архитекторы»
Программное содержание: Учить создавать постройки по чертежам. (Яхт-клуб, музей «Градостроительство и быт Таганрога»; старый вокзал, театр им. А.П. Чехова). Развивать воображение, творчество, изобретательность.
Занятие №2. Экскурсия район «Русское поле»
Тема: Современный стиль архитектуры.
Программное содержание: Сформировать представление, что искусство архитектуры развивается, появляются новые дома из железобетона, стекла, пластика, здания разнообразных форм. Формировать способы нахождения отличительных признаков, средств выразительности архитектуры прошлого и современного. Занятие№3. Рисование (акварель, гуашь)
Тема: «Улица современного города»
Программное содержание: Учить изображать улицу, опираясь на общественные представления о строении зданий и архитектурных элементах. Закрепить знания основных частей дома. Развивать эстетические чувства (цвет, композицию0. Занятие №4. Рисование.
Тема: «Старый город. Особняк.» (акварель, фломастер)
Старинные дома по ул.Фрунзе.
Программное содержание: Продолжать знакомить с улицами старого города, дать знания о происхождении названий улицы (старое и новое). Познакомить детей с особняками, принадлежащими к разным архитектурным стилям. Учить выделять выразительные средства архитектуры и использовать их при рисовании особняка. Март. Занятие№1.
Тема: «Искусство на улицах города Таганрога»
Программное содержание: Дать знания о том, из чего состоит искусство города(здания, ограды, памятники, Фонари, витрины, парки, скверы). Создают облик города люди разных профессий. Вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик, на эти произведения искусства, желание всматриваться в них. Занятие №2.
Тема: Парки и скверы города.
Программное содержание: Дать детям представление о том что входит в оформление парков и скверов(аллеи, фонтаны, фонари, красивые клумбы, газоны, детские площадки), кто создает архитектуру парка.
Занятие №3. Экскурсия.
Тема: Знакомство с парковой архитектурой.
Программное содержание: Знакомить детей с парковой архитектурой как с одним из видов искусства. Видеть красоту расположения деревьев, кустов, клумб. Воспитывать чувство гордости, любовь к своему городу.
Занятие №4. Рисование.
Тема: «Беседка в парке» (гуашь)
Программное содержание: Познакомить детей с парковой архитектурой на примере беседки. Учить выделять особенности ее строение, дать представление о связи строительного материала и декора беседки. Учить рисовать беседку и украшать ее. Апрель. Занятие №1. Рисование (акварель, карандаш).
Тема: «Парк в стиле классицизм»
Программное содержание: Закрепить понятие «архитектурный стиль», его основные признаки. Выявить характерные особенности паркового искусства, которое отличается геометрически правильной, симметричной планировкой. Закрепить знания детей о симметрии в рисунке. Закрепить умение рисовать простым карандашом. Занятие №2.
Тема: «Чугунное кружево»
Программное содержание: Знакомить детей с изделиями русских мастеров – ковалей. Учить видеть тонкость работы, композиционное решение, ритмичность, декоративность узора, находить в орнаменте чугунных решеток сходство с другими видом искусства – кружевоплетением и росписью по дереву. (Хохлома). Занятие №3. Лепка.
Тема: Элемент чугунной решетки.
Программное содержание: Учить во время лепки пользоваться предварительно созданными эскизом. Создавать пластину путем нахождения формы на основу. Учить видеть красоту предмета. Занятие №4. Рисование (карандаш, гуашь)
Тема: Чугунное кружево.
Программное содержание: Закрепить знания детей об искусстве русских ковалей, учить видеть красоту и декоративность чугунных узоров. Развивать художественный вкус, воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за русское искусство и уважение к народному умельцам. Май. Занятие№1.
Тема: «Фонари на улицах Таганрога»
Программное содержания: Закрепить знания детей полученные на экскурсии по городу. При рассматривании фонарей вызывать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость. Обратить внимание на форму фонарей, дать им название.
Занятие №2. Конструирование (из бумаги).
Тема: Фонари чеховских времен.
Программное содержание: Научить детей конструировать фонари из бумаги, развивать способности работать руками, развивать мелкую моторику, глазомер, художественный вкус, продолжать знакомить с элементами старого города. Занятие №3. Рисование (Краски, карандаши, фломастеры)
Тема: Таганрог – старинный город (итоговое).
Программное содержание: Обобщить знания детей об архитектуре, понятии «архитектурный стиль». Развивать творческую активность, учить умело использовать знания, приобретенные ранее. Воспитывать любовь к родному городу, гордость за людей которые его строили.
Литература:
А.А. Грибовская « Ознакомление дошкольника с архитектурой».
В. Борфман «Архитектурная школа имени папы Карло».
А. Г. Ренжигло «Мой Таганрог».
Е. А. Шапочка «Я и Таганрог и все вокруг».
В. Д. Берман «Таганрог».
В, Л, Лакшина «Таганрог я не миную».
«Таганрог – Родина Чехова».
В.С. Кукушин «Архитектура Донского края и Приазовья».
|
|
|