|
Особенности современной подготовки к школьной олимпиаде по географии Особенности современной подготовки к школьной олимпиаде по географии
Автор работы: Стекленёва Светлана Юрьевна
Место работы: МОУ «СОШ р.п. Духовницкое
Занимаемая должность в школе: учитель географии,
Контактный телефон 8(84573)22402 У каждого учителя в процессе работы возникает множество вопросов. Как пробудить у школьника исследовательский интерес? Как воспитать у подрастающего поколения умение работать самостоятельно?
Главная задача современной школы – не просто дать ученикам определённую систему знаний, а научить детей самостоятельно добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности. Из большого разнообразия форм работы при подготовке к олимпиадам, предлагаю только такие, какие использую в своей практике, работая в школе учителем географии. Решила поделиться своей находкой и надеюсь, коллегам будет интересно.
Практика работы учителем географии в МОУ «СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области» убеждает в том, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности – создание проблемных ситуаций, введение игровых моментов благотворно влияют на учеников. Главный стимул учиться – неизвестность. Неизвестность – это мотивировка движения. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности.
Главное при подготовке к олимпиаде, заинтересовать ребят этим соревнованием, включить элементы подготовки в уроки, во внеурочную и внеклассную работу. Олимпиадные задачи, как правило отличаются повышенным уровнем сложности. Они нужнее не столько для того, чтобы проконтролировать знания, сколько проверить их умение логически мыслить, делать собственные заключения и прогнозы. Организуя олимпиады по географии, главное внимание учитель должен уделить подготовки к ним. Лучше начать эту работу с ребятами шестых классов. Такой выбор представляется мне обоснованным, так как это тот возраст, когда склонности и способности к географии начинают достаточно ярко проявляться. Шестиклассников интересует всё загадочное, неведомое, труднообъяснимое. В этом возрасте они способны уже к самостоятельному поиску. Вот, поэтому, обычно серьёзных успехов достигают те ребята, которые начали тренироваться ещё при изучении начального курса географии.
Победителем олимпиады может стать только школьник хорошо ориентированный в разных областях географии.
Для успеха на олимпиаде необходимы и некоторые специальные типы одарённости. Всем одарённым детям свойственна потребность в знаниях. Главная задача родителей и учителей – вовремя заметить проявление талантливости у детей, заметить «искорку любознательности», создать условия для их развития.
Чтобы ответить на вопросы, возникшие у ребят в ходе подготовки к олимпиаде, рекомендую коллегам проводить консультации, географические вечера, конференции, организовать вместе с учениками уголок «Готовимся к географической олимпиаде», выставки книг, которые рекомендуется прочесть. Большой интерес у учащихся всех классов вызывают беседы, сопровождающиеся показом презентаций, экскурсии. Чтобы работа ладилась, очень важно продумать план подготовки к олимпиаде. В него включить перечень мероприятий, которые нужно спланировать и выполнить.
Наибольшую помощь в подготовке к олимпиаде оказывают учащиеся 10 – 11 классов. Среди ребят всегда находятся такие, кто без промедления откликается на возможность самим организовать и провести интересные мероприятия, например викторину или конкурс с ИКТ - презентацией. На таких-то ребят следует опереться нам учителям в работе.
Например, для проведения географического конкурса для 6 - 7 классов «Путешествие по географической карте», образуется группа из 3 активистов – старшеклассников. Совместно с учителем, они подбирают вопросы разной сложности для мероприятия, подготавливают географические карты.
Старшеклассники, проводящие под руководством учителя внеклассное мероприятие, составляют и «жюри» конкурса. Один из них читает вопросы, второй внимательно следит за тем, кому первому предоставить слово, третий фиксирует отвечающих и правильные ответы.
Такая совместная работа, имеет ряд явных преимуществ: экономия времени, развитие коммуникативных и организаторских навыков, возрастание объёма материала усваиваемого учащимися и глубина понимания.
Обычно приходят ребята 6 – 7 классов на конкурсы попробовать свои силы, просто так – на разведку. Для привлечения таких ребят недостаточно интересного содержания вопросов и задач, необходимо сопровождать вопрос рисунком или схемой, требующим наблюдательности и сообразительности. А вот, привлекательность вопросов для старшеклассников должна обеспечиваться содержательной стороной. Составляя задачи для старшеклассников, можно использовать графики и диаграммы. Для подготовки к олимпиадам полезны и викторины. В различные викторины, кроме устных вопросов, можно включить и письменные.
По окончании мероприятия, совместно обсуждается и отмечается, что было удачно, а что надо исправить к следующему разу.
Сегодня, даже трудно представить работу учителя географии без использования информационных технологий, позволяющих с помощью компьютера, различных информационных программ строить уроки, проводить внеклассные и внеурочные мероприятия, осуществлять подготовку учащихся к олимпиадам. Использование информационных технологий формирует непрерывный познавательный интерес у многих учащихся, часто переходящий в проектно-исследовательскую деятельность по конкретным темам и разделам.
Продуктивнее при подготовке к олимпиадам и творческие задачи. Для их решения необходимы умения логически мыслить, способность к интуитивному решению проблемы как высшего проявления логического мышления. Поэтому, для развития кругозора, мышления и памяти важно решать олимпиадные задачи прошлых лет.
Всем известно, что наша профессия учителя является одним из наиболее творческих видов деятельности. Предмет творчества педагога – воспитание и образование уникальной и неповторимой человеческой личности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.
Всё изложенное мною, не является для меня один раз и навсегда данным рецептом, панацеей на тернистом пути географического образования, и всё же успехи моих учеников вселяют в меня оптимизм.
Список литературы.
Андреев В.Н. Предметная неделя географии в школе/В.А. Андреев. – Изд. 4-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 220 с.
Галеева Н.Л.,Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха на уроках географии. – М.: «5 за знания», 2007. – 2007. – 128 с.
|
|
|