Главная страница
«Объединенное Королевство» - это детский летний лагерь в Подмосковье, на территории.. Детские летние лагеря помогают ребятам отдохнуть после учебного года и провести каникулы с пользой, ведь увлекательное проведение досуга и развивающие программы углубят знания, полученные в школе. В это же время, образовательные программы проходят в непринужденной и дружественной атмосфере, с веселыми и внимательными вожатыми, таким образом, ребенок будет чувствовать себя комфортно и сможет полноценно отдохнуть и набраться приятных впечатлений. За лето в лагере проходят 6 заездов...

Элективный курс для учащихся 9 классов «Химия для всех и для каждого»



Скачать 141.94 Kb.
НазваниеЭлективный курс для учащихся 9 классов «Химия для всех и для каждого»
Дата05.04.2016
Размер141.94 Kb.
ТипЭлективный курс

МБОУ Велижская СОШ № 1


Элективный курс

для учащихся 9 классов

«Химия для всех и для каждого»
Учитель химии:

Левченкова Нина Алексеевна

Г. Велиж

2014

Пояснительная записка

В настоящее время программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом, далека от практической повседневной жизни и интересов учащихся. Предлагаемый курс даёт возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека.

Элективный курс «Химия для всех и для каждого» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов. Основная цель разработки данного курса - приблизить содержание обучения химии к повседневным потребностям людей, способствовать формированию у учащихся интереса не только к химии как учебному предмету, но и развитию у них творческого отношения к любому виду деятельности, умения анализировать явления и процессы окружающей действительности с точки зрения естественных наук.

Он позволит вызвать интерес и желание изучать химию, помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии.

Программа содержит знания, вызывающие положительный интерес учащихся и положительную мотивацию изучения предмета. Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов. Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.

Включённый учебный материал имеет выраженный практический характер и может применяться для разных групп школьников, что соответствует задачам предпрофильной подготовки.
Задачи курса:
1) Дать представление учащимся о физиологической роли некоторых химических элементов.

2) Сформировать у учащихся осознание необходимости изучать вещества окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы правильно их применять.

3) Развивать у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, соблюдая правила техники безопасности.

4) Развивать исследовательские экспериментальные умения учащихся.

5) Расширять кругозор учащихся.

6) Развивать у учащихся специальные умения и навыки работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.

7) Развивать у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.

Содержание программы.

  1. Введение (1час).

Роль химии в жизни человека.

II. Химические элементы в клетках живых организмов. (2 часа).

Химический состав человеческого организма, макроэлементы, микроэлементы, биоэлементы.

Биологическая активность отдельных химических элементов.

Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма: кислорода, серы, фосфора, хлора, натрия, железа. Понижение содержания кислорода в организме. Основные проявления дефицита кислорода.

Расчетные задачи: задачи с использованием понятия «массовая доля элемента в смеси», задачи с валеологическим содержанием.

Демонстрации: коллекция металлов и неметаллов.

III. Вещества в жизни человека (5 час.)

Вода – самое удивительное вещество.

Физические свойства воды.

Агрегатное состояние.

Изотопные модификации воды.

Химические свойства.

Вода в природе. Виды воды. Характеристика вод.

Исследования воды. Гидрология.

Биологическая роль.

Интересные факты.

Путешествие в мир веществ.

Кислоты и щелочи в нашем доме. Состав и практическое использование.

Соли в нашем доме: поваренная соль, кальцинированная сода, питьевая сода. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.

Солевой баланс в организме человека.

Растворы и растворители.

Процентная и молярная концентрация.

Демонстрации: видеофрагменты CD – диска по теме «Вода – самое удивительное вещество», образцы воды из разных источников, коллекция солей, кислот, оснований.

Лабораторные опыты:

1. Экспериментальные задачи на определение кислот и щелочей.

2. Качественные реакции на соли.

3.Сравнение свойств неорганических и органических кислот.

4. Выведение пятен.

Практические работы:

1. Оценка качества воды.

2. Очистка загрязненной поваренной соли.

Расчетные задачи: задачи на вычисление процентной и молярной концентрации.
IV. Химия вокруг нас. (7 час.)

Экскурсия по аптечке. Немного истории. Болеутоляющие и жаропонижающие лекарственные препараты. Лекарства для лечения сердечно – сосудистой системы. Как ваша печень? Витамины. Лекарства для лечения пищеварительной системы. Защита от микроорганизмов. Допустимо ли самолечение? Правила приёма назначенных врачом лекарств.

Химия и косметика.

Носители запаха. Пудры и аэрозоли.

Химия и гигиена.

Мыло. Зубная паста. Дезодоранты.

Химия и пища.

Жиры, углеводы, белки в организме человека. Развитие пищевой промышленности.

Пищевые добавки.

Красители: натуральные пищевые и синтетические.

Жевательная резинка: польза или вред?

Химия жевательной резинки. Пищевые добавки. Влияние жевательной резинки на организм. Время использования жевательной резинки.

Демонстрации: аптечка с лекарственными препаратами, набор витаминов, коллекция солей, кислот, щелочей, видеофрагменты CD-диска по темам.

Лабораторные опыты:

5. Растворение аспирина в воде.

6. Обнаружение глюкозы в молоке и ягодах.

7. Исследование натурального мёда.

8 .Выделение красителя из моркови.

9. Выделение красителя из свёклы.

10.Определение содержания многоатомных спиртов в жевательной резинке.

11.Определение содержания серы в жевательной резинке.

Практические работы:

3. Составление парфюмерной композиции.

V. Итоговое занятие (2 часа).

Защита проектов.

Анкетирование учащихся.


Тематическое планирование.




Наименование тем.

Количество

часов.

I

Введение. Роль химии в жизни человека.

1

2.

Химические элементы в клетках живых организмов

2

2.1

Химический состав человеческого организма.

1

2.2

Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма.

1

3.

Вещества в жизни человека.

5

3.1

Вода – самое удивительное вещество

1

3.2

Оценка качества воды

1

3.3

Путешествие в мир веществ

1

3.4

Очистка загрязнённой поваренной соли

1

3.5

Растворы и растворители.

1

4.

Химия вокруг нас.

7

4.1

Экскурсия по аптечке

1

4.2

Химия и косметика

1

4.3

Составление парфюмерной композиции

1

4.4

.Химия и гигиена

1

4.5

Химия и пища.

1

4,6

Пищевые добавки

1

4.7

Жевательная резинка: польза или вред?

1

V

Итоговое занятие

2



Предполагаемые результаты обучения.

По окончании курса учащиеся должны знать:

- физиологическую роль химических элементов для живых организмов;

- состав и свойства химических веществ, окружающих их в повседневной жизни;

Учащиеся должны уметь:

- проводить исследование вещества на примере анализа примесёй воды;

- составлять уравнения качественных реакций, проводимых на лабораторном практикуме; - производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации; - проводить эксперимент по очистке поваренной соли при составлении парфюмерной композиции..

Способы оценки эффективности обучения:

- подготовка сообщений;

- проект.
Формы обучения: лекция, решение задач, занятие – путешествие, исследовательский практикум, занятие - презентация, дидактические игры.
Методические рекомендации

по организации и проведению элективного курса.

Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных методов и форм обучения. Большая часть времени отводится на химический эксперимент, который учащиеся выполняют индивидуально или в малых группах но с таким расчётом, чтобы каждый ученик имел возможность работать практически.

Занятие «Роль химии в жизни человека» является вводным и предполагает лекционную форму построения, или может быть проведено в форме беседы с учащимися.

Занятие «Химический состав человеческого организма» предполагает лекционную форму построения с последующим решением задач.

Занятие «Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма» предназначено для углубления и расширения знаний учащихся, полученных ими в курсе химии. Занятие может быть построено как устный журнал: учащиеся выступают с докладами. В конце занятия предполагается дидактическая игра, которая поможет ребятам не только лучше запомнить изучаемый материал, но и осуществлять взаимоконтроль.

Занятие «Вода – самое удивительное вещество» может быть построено в форме презентации проектно-исследовательской деятельности, предназначено для расширения кругозора учащихся.

Занятие «Оценка качества воды» может быть построено как исследовательский практикум, способствующий формированию умения осуществлять исследование вещества на примере анализа примесей воды.

Занятие «Путешествие в мир веществ» может быть построено как игра-

путешествие с лабораторным практикумом. Развивает умения сравнивать, самостоятельно получать знания, воспитывает навыки безопасного применения средств бытовой химии.

Практические работы «Очистка загрязнённой поваренной соли» и «Составление парфюмерной композиции» предназначены для совершенствования экспериментальных умений и навыков учащихся.

Занятие «Растворы и растворители» предполагает лекционную форму построения с решением задач и лабораторным практикумом.

Занятия «Экскурсия по аптечке» и « Химия и гигиена» можно провести в форме урока-конференции. Эти занятия предназначены для ознакомления с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам.

Занятие «Химия и косметика» можно провести в лекционной форме с элементами беседы.

Занятие «Химия и пища» может быть построено как игра-путешествие с лабораторным практикумом; предназначено для углубления, осмысления и закрепления изученного материала.

Занятие «Пищевые добавки» может быть построено как урок-семинар с лабораторным практикумом. Это занятие предназначено для самостоятельной работы учеников с дополнительной литературой, чтения дополнительных источников, сравнения материалов, выбора интересных фактов.

Занятие «Жевательная резинка: польза или вред?» может быть построено как урок-исследование с лабораторным практикумом.

Итоговое занятие можно провести в форме защиты проектов учащихся.

Работа над проектом состоит из нескольких этапов: подготовка, планирование, исследование, результаты и выводы, представление результатов, оценка результата.

Темы проектов:

  • Аромат сирени из скипидара.

  • Имеет ли вода память?

  • Влажность воздуха и самочувствие человека.

  • Вода в космосе.

  • Розовое масло.

  • Физиологическая роль химического элемента ( по выбору ученика).

  • Экологические проблемы акватории страны.

  • Химчистка дома.

  • История одного элемента с древнейших времен до наших днёй.

  • Химия и керамика.

  • Химия и фарфор.

  • Химия и живопись.

  • Химия и архитектура.

Элективный курс «Химия для всех и для каждого» предназначен для повышения познавательной активности учащихся. Для этого можно использовать рейтинговую оценку деятельности учащихся. На первом занятии необходимо познакомить учащихся с рейтинговыми баллами за каждый вид деятельности. Результаты достижений учащихся заносятся в таблицу после каждого занятия и в конце изучения курса суммируются.

Если ученик набирает более 70% баллов от числа возможных, то ему можно рекомендовать обучение на старшей ступени по естественнонаучному профилю.

Таблица индивидуальных достижений учащихся.

Фамилия,

имя

Подготовка

докладов

(1-5 бал.)

Проведение

эксперимента

(1-4 балла)

Отчёт по

эксперименту

(1-5 бал.)

Решение

задач

(1-6 бал.)

Проект

(1-10 бал.)

Итого























Учебно – тематический план.




Тема содержания

курса

Формы организации

работы

Экспе-

римент

Виды

деятельности

учащихся

Продукт

обучения

1

Роль химии в жизни человека.

Лекция-диалог




Ведение

диалога

Опорный

конспект

2

Химический состав человеческого организма.


Лекция

Решение задач




Работа с основными

понятиями

Решение

задач

3

Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма.

Устный

журнал




Сообщения

учащихся

Опорный

конспект

4

Вода – самое удивительное вещество

Урок-презентация




Просмотр и

анализ

слайдов

Конспект

5

Оценка качества

воды

Исследовательский

практикум

Пр.

раб. 1

Заполнение

таблиц по

результатам

эксперимента

Рекоменда-

ции по

очистке

воды

6

Путешествие в мир веществ


Урок –

путешествие

Лаб.

опыты

1,2,3

Заполнение

таблиц по

результатам

эксперимента

Рекоменда-

ции по

применению

кислот и щелочей

7

Очистка загрязнённой поваренной соли

Практическая

работа




Заполнение

таблиц по

результатам

эксперимента

Рекоменда-

ции по

очистке

веществ

8

Растворы и растворители.

Лекция с

элементами

беседы

Лаб.

опыт 4

Заполнение

таблиц по

результатам

эксперимента,

решение

задач

Рекоменда-

ции по

выведению

пятен

9

Экскурсия по аптечке

Урок-

конференция

Лаб.

опыт 5

Доклады

учащихся

Рекоменда-

ции по

применению

лекарств

10

Химия и косметика

Лекция- диалог




Ведение диалога.

Рекоменда-

ции по

применению

косметических

препаратов

11

Составление парфюмерной композиции

Практическая

работа




Заполнение

таблиц по

результатам

эксперимента




12

Химия и гигиена

Урок-

конференция




Доклады

учащихся

Опорный

конспект

13



Химия и пища

Урок- путешествие

с лабораторным

практикумом


Лаб.

опыты

6,7


Заполнение

таблиц по

результатам

эксперимента

Доклады,

опорный

конспект

!4

Пищевые добавки

Урок-семинар с лабораторным

практикумом

Лаб.

Опыты

8,9

Заполнение

таблиц по

результатам

эксперимента

Рекомендации

по применению

пищевых

добавок

15

Жевательная резинка: польза или вред?

Урок-

исследование

Лаб.

опыты

10,11

Заполнение

таблиц по

результатам

эксперимента

Рекоменда-

ции по

применению

жевательной

резинки

16-17

Итоговое

занятие

Защита

проектов




Презентация

творческих

проектов

Проекты

учащихся


Литература для учащихся.

1. Аринитейн А.И., Радченко Н.М., Петровская К.М., СероваА.А.

Мир душистых веществ – М.:Колос,1983.

2.Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. М.: Просвещение.1977.

3. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома – химики.М.: Химия. 1979.

4.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа. 1992.

5. Ленсон И.А. Занимательная химия. – М.: 1996.

6. Новожилов В.Л. В мире запахов. – М.: Знание. 1988.

7.Шостак В.И. Природа наших ощущений. Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов.- М:. Просвещение.1983.

8. Энциклопедия для детей. Химия. Т.17./ Под. ред. В.А.Володина. – М.: 2001.
Литература для учителя.

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.М.: Просвещение. 1983

2. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. М.: Просвещение. 1977.

3. Войтович В.А. Химия в быту. М.: Знание.1980.

4. Габриелян О.С., Крупина Т.С. Пищевые добавки. Методическое пособие. М.: Сиринъ Према. 2006

5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс М.: Дрофа. 2002

6. Гроссе Э., Вайсмангель х. Химия для любознательных. Л.: Химия.1978.

7. Морозова А.В. « Химия вокруг нас» Смоленск. 2008.

7. Крупина Т.С. Пищевые добавки. М.: Сиринъ Према. 2006.

8. Панченко Т.А. Элективный курс «Химия запаха». //Химия в школе.-2008. № 9, с.49-54.

9. Химия и технология душистых веществ./ Под. ред.П.М. Родионова

М. 1953.