|
«Объединенное Королевство» - это детский летний лагерь в Подмосковье, на территории.. Детские летние лагеря помогают ребятам отдохнуть после учебного года и провести каникулы с пользой, ведь увлекательное проведение досуга и развивающие программы углубят знания, полученные в школе. В это же время, образовательные программы проходят в непринужденной и дружественной атмосфере, с веселыми и внимательными вожатыми, таким образом, ребенок будет чувствовать себя комфортно и сможет полноценно отдохнуть и набраться приятных впечатлений. За лето в лагере проходят 6 заездов... Элективный курс для учащихся 9 классов «Химия для всех и для каждого» МБОУ Велижская СОШ № 1
Элективный курс
для учащихся 9 классов
«Химия для всех и для каждого» Учитель химии:
Левченкова Нина Алексеевна
Г. Велиж
2014
Пояснительная записка
В настоящее время программа по химии для 8-9 классов очень перегружена теоретическим материалом, далека от практической повседневной жизни и интересов учащихся. Предлагаемый курс даёт возможность пополнить знания о свойствах веществ окружающих человека.
Элективный курс «Химия для всех и для каждого» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов. Основная цель разработки данного курса - приблизить содержание обучения химии к повседневным потребностям людей, способствовать формированию у учащихся интереса не только к химии как учебному предмету, но и развитию у них творческого отношения к любому виду деятельности, умения анализировать явления и процессы окружающей действительности с точки зрения естественных наук.
Он позволит вызвать интерес и желание изучать химию, помочь учащимся в самоопределении профиля и сознательного выбора будущей профессии.
Программа содержит знания, вызывающие положительный интерес учащихся и положительную мотивацию изучения предмета. Материал программы распределён во времени с учётом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов. Программа даёт возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.
Включённый учебный материал имеет выраженный практический характер и может применяться для разных групп школьников, что соответствует задачам предпрофильной подготовки. Задачи курса: 1) Дать представление учащимся о физиологической роли некоторых химических элементов.
2) Сформировать у учащихся осознание необходимости изучать вещества окружающие нас в повседневной жизни для того, чтобы правильно их применять.
3) Развивать у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, соблюдая правила техники безопасности.
4) Развивать исследовательские экспериментальные умения учащихся.
5) Расширять кругозор учащихся.
6) Развивать у учащихся специальные умения и навыки работать с научно-популярной и справочной литературой, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал, делать выводы.
7) Развивать у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Содержание программы.
Введение (1час).
Роль химии в жизни человека.
II. Химические элементы в клетках живых организмов. (2 часа).
Химический состав человеческого организма, макроэлементы, микроэлементы, биоэлементы.
Биологическая активность отдельных химических элементов.
Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма: кислорода, серы, фосфора, хлора, натрия, железа. Понижение содержания кислорода в организме. Основные проявления дефицита кислорода.
Расчетные задачи: задачи с использованием понятия «массовая доля элемента в смеси», задачи с валеологическим содержанием.
Демонстрации: коллекция металлов и неметаллов.
III. Вещества в жизни человека (5 час.)
Вода – самое удивительное вещество.
Физические свойства воды.
Агрегатное состояние.
Изотопные модификации воды.
Химические свойства.
Вода в природе. Виды воды. Характеристика вод.
Исследования воды. Гидрология.
Биологическая роль.
Интересные факты.
Путешествие в мир веществ.
Кислоты и щелочи в нашем доме. Состав и практическое использование.
Соли в нашем доме: поваренная соль, кальцинированная сода, питьевая сода. Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных.
Солевой баланс в организме человека.
Растворы и растворители.
Процентная и молярная концентрация.
Демонстрации: видеофрагменты CD – диска по теме «Вода – самое удивительное вещество», образцы воды из разных источников, коллекция солей, кислот, оснований.
Лабораторные опыты:
1. Экспериментальные задачи на определение кислот и щелочей.
2. Качественные реакции на соли.
3.Сравнение свойств неорганических и органических кислот.
4. Выведение пятен.
Практические работы:
1. Оценка качества воды.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
Расчетные задачи: задачи на вычисление процентной и молярной концентрации. IV. Химия вокруг нас. (7 час.)
Экскурсия по аптечке. Немного истории. Болеутоляющие и жаропонижающие лекарственные препараты. Лекарства для лечения сердечно – сосудистой системы. Как ваша печень? Витамины. Лекарства для лечения пищеварительной системы. Защита от микроорганизмов. Допустимо ли самолечение? Правила приёма назначенных врачом лекарств.
Химия и косметика.
Носители запаха. Пудры и аэрозоли.
Химия и гигиена.
Мыло. Зубная паста. Дезодоранты.
Химия и пища.
Жиры, углеводы, белки в организме человека. Развитие пищевой промышленности.
Пищевые добавки.
Красители: натуральные пищевые и синтетические.
Жевательная резинка: польза или вред?
Химия жевательной резинки. Пищевые добавки. Влияние жевательной резинки на организм. Время использования жевательной резинки.
Демонстрации: аптечка с лекарственными препаратами, набор витаминов, коллекция солей, кислот, щелочей, видеофрагменты CD-диска по темам.
Лабораторные опыты:
5. Растворение аспирина в воде.
6. Обнаружение глюкозы в молоке и ягодах.
7. Исследование натурального мёда.
8 .Выделение красителя из моркови.
9. Выделение красителя из свёклы.
10.Определение содержания многоатомных спиртов в жевательной резинке.
11.Определение содержания серы в жевательной резинке.
Практические работы:
3. Составление парфюмерной композиции.
V. Итоговое занятие (2 часа).
Защита проектов.
Анкетирование учащихся.
Тематическое планирование.
№
| Наименование тем.
| Количество
часов.
| I
| Введение. Роль химии в жизни человека.
| 1
| 2.
| Химические элементы в клетках живых организмов
| 2
| 2.1
| Химический состав человеческого организма.
| 1
| 2.2
| Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма.
| 1
| 3.
| Вещества в жизни человека.
| 5
| 3.1
| Вода – самое удивительное вещество
| 1
| 3.2
| Оценка качества воды
| 1
| 3.3
| Путешествие в мир веществ
| 1
| 3.4
| Очистка загрязнённой поваренной соли
| 1
| 3.5
| Растворы и растворители.
| 1
| 4.
| Химия вокруг нас.
| 7
| 4.1
| Экскурсия по аптечке
| 1
| 4.2
| Химия и косметика
| 1
| 4.3
| Составление парфюмерной композиции
| 1
| 4.4
| .Химия и гигиена
| 1
| 4.5
| Химия и пища.
| 1
| 4,6
| Пищевые добавки
| 1
| 4.7
| Жевательная резинка: польза или вред?
| 1
| V
| Итоговое занятие
| 2
|
Предполагаемые результаты обучения.
По окончании курса учащиеся должны знать:
- физиологическую роль химических элементов для живых организмов;
- состав и свойства химических веществ, окружающих их в повседневной жизни;
Учащиеся должны уметь:
- проводить исследование вещества на примере анализа примесёй воды;
- составлять уравнения качественных реакций, проводимых на лабораторном практикуме; - производить вычисления состава растворов с использованием массовой доли растворенного вещества, молярной концентрации; - проводить эксперимент по очистке поваренной соли при составлении парфюмерной композиции..
Способы оценки эффективности обучения:
- подготовка сообщений;
- проект. Формы обучения: лекция, решение задач, занятие – путешествие, исследовательский практикум, занятие - презентация, дидактические игры. Методические рекомендации
по организации и проведению элективного курса.
Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных методов и форм обучения. Большая часть времени отводится на химический эксперимент, который учащиеся выполняют индивидуально или в малых группах но с таким расчётом, чтобы каждый ученик имел возможность работать практически.
Занятие «Роль химии в жизни человека» является вводным и предполагает лекционную форму построения, или может быть проведено в форме беседы с учащимися.
Занятие «Химический состав человеческого организма» предполагает лекционную форму построения с последующим решением задач.
Занятие «Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма» предназначено для углубления и расширения знаний учащихся, полученных ими в курсе химии. Занятие может быть построено как устный журнал: учащиеся выступают с докладами. В конце занятия предполагается дидактическая игра, которая поможет ребятам не только лучше запомнить изучаемый материал, но и осуществлять взаимоконтроль.
Занятие «Вода – самое удивительное вещество» может быть построено в форме презентации проектно-исследовательской деятельности, предназначено для расширения кругозора учащихся.
Занятие «Оценка качества воды» может быть построено как исследовательский практикум, способствующий формированию умения осуществлять исследование вещества на примере анализа примесей воды.
Занятие «Путешествие в мир веществ» может быть построено как игра-
путешествие с лабораторным практикумом. Развивает умения сравнивать, самостоятельно получать знания, воспитывает навыки безопасного применения средств бытовой химии.
Практические работы «Очистка загрязнённой поваренной соли» и «Составление парфюмерной композиции» предназначены для совершенствования экспериментальных умений и навыков учащихся.
Занятие «Растворы и растворители» предполагает лекционную форму построения с решением задач и лабораторным практикумом.
Занятия «Экскурсия по аптечке» и « Химия и гигиена» можно провести в форме урока-конференции. Эти занятия предназначены для ознакомления с новыми сведениями за счет обращения к разным литературным источникам.
Занятие «Химия и косметика» можно провести в лекционной форме с элементами беседы.
Занятие «Химия и пища» может быть построено как игра-путешествие с лабораторным практикумом; предназначено для углубления, осмысления и закрепления изученного материала.
Занятие «Пищевые добавки» может быть построено как урок-семинар с лабораторным практикумом. Это занятие предназначено для самостоятельной работы учеников с дополнительной литературой, чтения дополнительных источников, сравнения материалов, выбора интересных фактов.
Занятие «Жевательная резинка: польза или вред?» может быть построено как урок-исследование с лабораторным практикумом.
Итоговое занятие можно провести в форме защиты проектов учащихся.
Работа над проектом состоит из нескольких этапов: подготовка, планирование, исследование, результаты и выводы, представление результатов, оценка результата.
Темы проектов:
Аромат сирени из скипидара.
Имеет ли вода память?
Влажность воздуха и самочувствие человека.
Вода в космосе.
Розовое масло.
Физиологическая роль химического элемента ( по выбору ученика).
Экологические проблемы акватории страны.
Химчистка дома.
История одного элемента с древнейших времен до наших днёй.
Химия и керамика.
Химия и фарфор.
Химия и живопись.
Химия и архитектура.
Элективный курс «Химия для всех и для каждого» предназначен для повышения познавательной активности учащихся. Для этого можно использовать рейтинговую оценку деятельности учащихся. На первом занятии необходимо познакомить учащихся с рейтинговыми баллами за каждый вид деятельности. Результаты достижений учащихся заносятся в таблицу после каждого занятия и в конце изучения курса суммируются.
Если ученик набирает более 70% баллов от числа возможных, то ему можно рекомендовать обучение на старшей ступени по естественнонаучному профилю.
Таблица индивидуальных достижений учащихся.
Фамилия,
имя
| Подготовка
докладов
(1-5 бал.)
| Проведение
эксперимента
(1-4 балла)
| Отчёт по
эксперименту
(1-5 бал.)
| Решение
задач
(1-6 бал.)
| Проект
(1-10 бал.)
| Итого
|
|
|
|
|
|
|
|
Учебно – тематический план.
№
| Тема содержания
курса
| Формы организации
работы
| Экспе-
римент
| Виды
деятельности
учащихся
| Продукт
обучения
| 1
| Роль химии в жизни человека.
| Лекция-диалог
|
| Ведение
диалога
| Опорный
конспект
| 2
| Химический состав человеческого организма.
| Лекция
Решение задач
|
| Работа с основными
понятиями
| Решение
задач
| 3
| Физиологическая роль химических элементов в жизнедеятельности организма.
| Устный
журнал
|
| Сообщения
учащихся
| Опорный
конспект
| 4
| Вода – самое удивительное вещество
| Урок-презентация
|
| Просмотр и
анализ
слайдов
| Конспект
| 5
| Оценка качества
воды
| Исследовательский
практикум
| Пр.
раб. 1
| Заполнение
таблиц по
результатам
эксперимента
| Рекоменда-
ции по
очистке
воды
| 6
| Путешествие в мир веществ
| Урок –
путешествие
| Лаб.
опыты
1,2,3
| Заполнение
таблиц по
результатам
эксперимента
| Рекоменда-
ции по
применению
кислот и щелочей
| 7
| Очистка загрязнённой поваренной соли
| Практическая
работа
|
| Заполнение
таблиц по
результатам
эксперимента
| Рекоменда-
ции по
очистке
веществ
| 8
| Растворы и растворители.
| Лекция с
элементами
беседы
| Лаб.
опыт 4
| Заполнение
таблиц по
результатам
эксперимента,
решение
задач
| Рекоменда-
ции по
выведению
пятен
| 9
| Экскурсия по аптечке
| Урок-
конференция
| Лаб.
опыт 5
| Доклады
учащихся
| Рекоменда-
ции по
применению
лекарств
| 10
| Химия и косметика
| Лекция- диалог
|
| Ведение диалога.
| Рекоменда-
ции по
применению
косметических
препаратов
| 11
| Составление парфюмерной композиции
| Практическая
работа
|
| Заполнение
таблиц по
результатам
эксперимента
|
| 12
| Химия и гигиена
| Урок-
конференция
|
| Доклады
учащихся
| Опорный
конспект
| 13
| Химия и пища
| Урок- путешествие
с лабораторным
практикумом
| Лаб.
опыты
6,7
| Заполнение
таблиц по
результатам
эксперимента
| Доклады,
опорный
конспект
| !4
| Пищевые добавки
| Урок-семинар с лабораторным
практикумом
| Лаб.
Опыты
8,9
| Заполнение
таблиц по
результатам
эксперимента
| Рекомендации
по применению
пищевых
добавок
| 15
| Жевательная резинка: польза или вред?
| Урок-
исследование
| Лаб.
опыты
10,11
| Заполнение
таблиц по
результатам
эксперимента
| Рекоменда-
ции по
применению
жевательной
резинки
| 16-17
| Итоговое
занятие
| Защита
проектов
|
| Презентация
творческих
проектов
| Проекты
учащихся
|
Литература для учащихся.
1. Аринитейн А.И., Радченко Н.М., Петровская К.М., СероваА.А.
Мир душистых веществ – М.:Колос,1983.
2.Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. М.: Просвещение.1977.
3. Балуева Г.А., Осокина Д.Н. Все мы дома – химики.М.: Химия. 1979.
4.Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа. 1992.
5. Ленсон И.А. Занимательная химия. – М.: 1996.
6. Новожилов В.Л. В мире запахов. – М.: Знание. 1988.
7.Шостак В.И. Природа наших ощущений. Книга для внеклассного чтения учащихся 8-10 классов.- М:. Просвещение.1983.
8. Энциклопедия для детей. Химия. Т.17./ Под. ред. В.А.Володина. – М.: 2001. Литература для учителя.
1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.М.: Просвещение. 1983
2. Бусев А.И., Ефимов И.П. Определения, понятия, термины в химии. М.: Просвещение. 1977.
3. Войтович В.А. Химия в быту. М.: Знание.1980.
4. Габриелян О.С., Крупина Т.С. Пищевые добавки. Методическое пособие. М.: Сиринъ Према. 2006
5. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия. 11 класс М.: Дрофа. 2002
6. Гроссе Э., Вайсмангель х. Химия для любознательных. Л.: Химия.1978.
7. Морозова А.В. « Химия вокруг нас» Смоленск. 2008.
7. Крупина Т.С. Пищевые добавки. М.: Сиринъ Према. 2006.
8. Панченко Т.А. Элективный курс «Химия запаха». //Химия в школе.-2008. № 9, с.49-54.
9. Химия и технология душистых веществ./ Под. ред.П.М. Родионова
М. 1953. |
|
|