Санкт-Петербургская Академия Постдипломного педагогического образования
Кафедра социально педагогического образования
Курсы повышения квалификации
«Гуманитарный компонент в формировании
духовно-нравственной культуры учащихся» Курсовая работа ФОЛЬКЛОР КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ
ШКОЛЬНИКОВ
Работа выполнена слушательницей
Хромовой Ириной Анатольевной
заместителем директора
по воспитательной работе
ГОУ школы № 568
Красносельского района Санкт-Петербург
2011
Введение ……………………………………………………………………стр. 3
1.1.Теоретические основы………………………………………………….стр.5
1.2. Народное творчество как основа мировой культуры……………….стр.7
1.3. История фольклора…………………………………………………..стр.10
Разработка сценария «Кузьминки»………………………………………стр.14
Заключение ………………………………………………………………..стр.24
Список литературы……………………………………………………….стр.24
Введение
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. Планируя воспитательную работу в школе в этом направлении, мы стараемся организовать мероприятия, объединяющие учащихся параллели. Такие мероприятия больше сплачивают коллектив, помогают узнать друг друга, развивают здоровый дух соперничества, воспитывают толерантное сознание учащихся.
Выбор темы курсовой работы «Фольклор как фактор сохранения духовно-нравственного здоровья школьников» объясняется тем, что именно народное творчество, фольклор доступен и детям, и взрослым. Фольклорные праздники всегда яркие, живые, богаты жанровостью, просты в разучивании, красивы для исполнения, полны красок. Фольклорные праздники постепенно возрождаются и именно в школе необходимо знакомить учащихся с народным творчеством, с традициями и культурой русского народа.
В работе представлен фольклорный праздник «Русские посиделки».
В этом празднике на доступных примерах открываются перед учащимися духовно-нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе - родной земле. Праздник предполагает возможность окунуться в яркий, выразительный Мир русского народного творчества, народной действительности, вмещающий праздники и будни. Праздник познакомит ребят с традициями и обычаями русского народа; сценарий рассчитан на то, что учащиеся не просто зрители, они активные участники. Праздник позволяет показать себя в конкурсе частушек, который предполагает традиционные соревнования между двумя или несколькими группами, когда одна группа начинает конкурс частушечников, а другая подхватывает или предлагает свой оригинальный вариант; игры - это конкурс предполагает ощутить себя снова ребенком; в конкурсе слов или понятий, связанных с традициями русского костюма; конкурсы пословиц, поговорок, загадок позволяют не только познакомиться с особенностями русского быта, но и окунуться в народный колорит родного языка. Цель: Проанализировать значение фольклора как части народного творчества на духовно-нравственное развитие и воспитание школьников.
Задачи:
Изучить концепцию Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проанализировать историю изменения народного творчества русского фольклора, как факторы влияния на воспитание личности.
Изучить традиции русского народа при организации посиделок.
Узнать историю возникновения посиделок «Кузьминки» и разработать сценарий для школьников 4-6 классов.
1.1.Теоретические основы
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
• истории России, российских народов, своей семьи, рода;
• жизненного опыта своих родителей, предков;
• традиционных российских религий;
• произведении литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
• периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
• фольклора народов России;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• учебных дисциплин;
• других источников информации и научного знания.
Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. 1.2. Народное творчество как основа мировой культуры
«Пока живо искусство в русском народе, всегда будут силы для нравственного самоочищения» Д.С. Лихачёв. Обратимся к истокам зарождения духовно-нравственной культуры – к народному творчеству. Народное творчество явилось исторической основой всей мировой художественной культуры. Народное творчество различных, зачастую далеко отстоящих друг от друга народов обладает множеством общих черт и мотивов, возникших в сходных условиях или унаследованных из общего источника. Вместе с тем оно веками вбирало в себя особенности национальной жизни, культуры каждого народа. Оно сохранило свою животворную трудовую основу, осталось кладезем национальной культуры, выразителем народного самосознания. Это определило силу и плодотворность воздействия народного творчества на всё мировое искусство, о чём свидетельствуют произведения Ф. Рабле и У. Шекспира, А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, П. Брейгеля и Ф. Гойи, М. И. Глинки и М. П. Мусоргского. В свою очередь народное творчество многое восприняло от «высокого» искусства, что нашло многообразное выражение — от классических фронтонов на крестьянских избах до народных песен на слова великих поэтов. Народное творчество сохранило ценные свидетельства революционных настроений народа, его борьбы за своё счастье.
Развитие народного творчества происходило крайне неравномерно. Многие его ветви деградируют, полностью исчезают или находятся под угрозой вытеснения; другие теряют свои ценные черты, индустриализируясь или приспособляясь к требованиям рынка.
В конце 19 — 20 вв. усиливается влияние фольклора на мировую культуру, восстанавливаются некоторые утраченные отрасли народного творчества, организуются музеи и общества его охраны. Многие традиционные жанры народного творчества отмирают (например, обрядовый фольклор, заговоры, народная драма), но другие находят новое место в жизни. Рождаются и новые формы художественной культуры народных масс. Интенсивно развивается художественная самодеятельность (хоры, хореографические коллективы, народные театры и т.д.), имеющая другую природу, чем народное творчество, но отчасти использующая его наследие. Созданные за многие века высокие образцы народного творчества сохраняют значение вечно живого культурного наследия, сокровищницы художественного опыта народных масс.
Богатство жанров, тем, образов, поэтики словесного народного творчества обусловлено разнообразием его социальных и бытовых функций, а также способами исполнения (соло, хор, хор и солист), сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание, диалог и т.д.). В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных, догосударственные (архаические) формы эпоса. В период формирования государственности сложился классический героический эпос, затем возникли исторические песни, баллады. Ещё позже сформировались внеобрядовая лирическая песня, романс, частушка и другие малые лирические жанры и, наконец, рабочий фольклор (революционные песни, устные рассказы и т.д.).
Несмотря на яркую национальную окраску произведений словесного народного творчества разных народов, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны. Например, около двух третей сюжетов сказок европейских народов имеют параллели в сказках др. народов, что вызвано или развитием из одного источника, или культурным взаимодействием, или возникновением сходных явлений на почве общих закономерностей социального развития.
1.3. История фольклора
В наше время, полное динамизма и перемен, время активизации человеческого фактора и его роли в социально-экономическом и культурном развитии общества, освоение ценностей традиционной национальной культуры приобретает особое социальное значение. Уникальными средствами передачи духовно-ценностного опыта предшествующих поколений обладает русский фольклор.
Фольклорное творчество всегда было неотделимо от жизни нашего народа, оно являлось одновременно отражением его мировоззрения и психологии. Поэтому содержание русского фольклора вобрало в себя накопленное веками «житейское уменье» жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Благодаря этому фольклор приобрёл способность к нравственному очищению, а значит и нравственному оздоровлению, которое, в свою очередь, является залогом и необходимым условием духовного и физического здоровья человека.
В недрах фольклора сформировалась народная педагогика – механизм развития и воспитания подрастающего поколения, который, как отмечал К.Д. Ушинский, приобрёл важное значение для дальнейшего развития образования в России. Обобщение накопленных на сегодняшний день научно-педагогических исследований в этой области позволяет рассматривать народную педагогику как совокупность педагогических представлений и воспитательного опыта, традиций взаимоотношений и взаимодействий между всеми членами семьи и общества.
Зародившись в дописьменный период, народная педагогика наибольшее своё воплощение получила в устном народном творчестве, обычаях и обрядах, разнообразных музыкально-фольклорных жанрах. Среди богатого арсенала сложившихся педагогических традиций, отражённых в фольклоре, внимание привлекают уникальные способы и приёмы формирования духовно-нравственного здоровья детей, воспитания у них оптимизма и жизнерадостности. Положительный духовный опыт поколений, сконцентрированный в народном искусстве, как ничто другое способствует полноценному развитию положительных черт и свойств личности. Не секрет, что проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, экологическим дисбалансом, падением морального общественного тонуса.
Через фольклорные формы искусства передаются культурно-исторические традиции народа. Следовательно, русский фольклор, который является уникальной, самобытной культурой наших предков, должен быть осознан современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Кроме того, фольклор представляет нам полную палитру общечеловеческих и общественных ценностей. В его рамках интернациональное уживается с национальным. В нём акцентируются организация жизнедеятельности, межличностные отношения, уважение к старшим. Культурные духовные ценности, заложенные в нём, составляют нравственную сторону фольклора и эстетические представления. Фольклорное творчество опирается на творческое начало в каждом человеке.
Фольклор полифункционален. Наряду с развлекательной функцией, снимающей физическое напряжение после тяжелого труда, он выполняет и другую, психотерапевтическую функцию. Подобно любой информационно-эмоциональной языковой системе, фольклор имеет собственные пути освоения. В данном отношении фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воли, а также базой для формирования культурно-эстетического восприятия, как своего народа, так и других национальностей.
В фольклоре мы видим доставшуюся нам от предков естественную систему, обеспечивающую здоровое взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и с самим собой.
Очень важно как можно более широко предоставлять детям возможность соприкосновения с традиционным русским музыкальным фольклором, и, в первую очередь, «насыщать» фольклорным содержанием уроки искусства в общеобразовательных учреждениях.
«Свет, исходящий от сокровищ русских песен, обрядов, танцевальных движений всегда находится рядом с нами», – утверждает Л.Д. Назарова. Обращение к фольклорным истокам даёт возможность формировать в каждом ученике лучшие человеческие качества, такие, как человеколюбие, честность, уважительное, бережное отношение к созданию рук человеческих, трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца. «Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная традиционная пластика – всё это способствует воспитанию чувства красоты, помогает заложить основы осознания каждым обучаемым себя как неотъемлемой частицы природы и общества. Элементы движения, включаемые в исполнение, позволяют точнее передать, а, следовательно, и освоить национальную народную характерность самовыражения. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления».
Исполнение народных попевок, пестушек, потешек располагает ребёнка к свободному полёту фантазии, к мечтанию: переживание музыки подсказывает ему «свои» образы, связанные с содержанием того или иного произведения, и это делает фольклорную музыку особенно близкой, дорогой, запоминающейся. Развитие образно-музыкального мышления средствами фольклора неотделимо от развития другого свойства мышления, связанного с эмоционально выраженным отношением к явлениям действительности. Фольклорная музыка развивает способность эмоционального, ярко окрашенного чувства мышления, которому присущи захваченность объектом, неутомимость, расположение к творческому подъёму. Понимание детьми общей выразительности и красочности музыкального языка русского фольклора служит той базой, которая позволяет в дальнейшем подвести их к пониманию выразительного значения лада, ритма, метра, мелодии, гармонии в музыке и во всём мире.
Происходящее в процессе освоения русского фольклора формирование у детей ассоциативного мышления, навыков сравнительного анализа посредством рассуждения, поиск детьми ответов на вопросы, ведущие к чёткому пониманию духовно-нравственных аспектов и стимулирующие активную личностную позицию, способствуют выработке у ребят умений смотреть и видеть, слушать и слышать мир. Импровизация народных напевов и драматизация фольклорных образов развивают способность к перевоплощению. При этом эстетические переживания детей, связанные с освоением русского фольклора, реализуются через осознание собственных выразительных движений и эмоций.
Важнейшим фактором развития детей становятся игровые ситуации, предлагаемые фольклорными произведениями. Народные музыкальные игры активизируют способность детей самостоятельно мыслить и действовать, помогают им пройти путь от многопланового постижения окружающего мира к чуткому восприятию человеческих отношений. Игра способна дарить отдых в часы досуга и в часы занятий, стать источником радости, удовольствия, развития инициативы и находчивости. Игра – универсальный способ общения, она формирует у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью.
Фольклор культивирует главные ценности – ценность жизни, здоровья, общения. Всё это позволяет нам утверждать, что фольклор является действенным фактором сохранения психического, физического и духовно-нравственного здоровья человека.
Сценарий народного праздника-посиделок «Кузьминки» Цели:
- ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими духовно-нравственных ценностей русского народа.
Задачи:
- создать условия для интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционального самовыражения личности;
- познакомить с народными традициями и обрядами;
- рассказать о народном празднике «Кузьминки».
Оборудование:
- стилизировать кабинет под русскую избу ( на небольшом столе, покрытым вышитой скатертью, стоит самовар с чайными чашками и блюдо с бубликами, баранками, конфетами; на полу тканые половички; плакат с нарисованной печкой, ухват, глиняные кринки; изделия народных промыслов: вышитые полотенца и т.д.)
Участники в русских национальных костюмах или элементы костюмов.
Использование музыки:
- обработка русской народной песни «Ах, вы, сени!»,
- народные наигрыши,
- русская пляска в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Ход праздника
1-й ведущий.
Как тепло и уютно в нашем кабинете этим холодным ноябрьским днем. За окном гуляет одинокий ветер, а мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть.
2-й ведущий.
Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Все полевые работы закончены, пришла пора и отдохнуть. А назывались эти вечера посиделками.
1-й чтец.
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
2-й чтец.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С медом, явно без конфет.
Как и нынче мы, общались –
Без общенья жизни нет.
3-й чтец.
А играли как? В «горелки»!
Их «горелки» хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
4-й чтец.
Отдых – это не безделки –
Время игр и новостей,
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей!
1-й ведущий.
Для посиделок снимали специальную избу. Русская изба - это загадочный, сказочный мир, с нашей точки зрения; давайте зайдем в избу и представим, как она устроена.
Задание «Обустрой избу»
Звучит музыка: вариации на тему русской народной песни «Ах, вы сени!»
Раздаются карточки с названиями предметов домашнего обихода. На экране картинка с изображением русской избы. Обустройте избу, подготовьте ее для посиделок. СТОЛ, СКАМЬЯ, ЛАВКА, ПЕЧЬ, ЛУЧИНА, РУНДУК, ЕНДОВА, СТУПА, ВЕРЕТЕНО, СВЕТЕЦ, КРАСНЫЙ УГОЛ, РУБЕЛЬ
3-й ведущий.
А посвящены наши посиделки Кузьминкам, которые названы так в честь святых угодников Козьмы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). Кузьминки бывают летние и осенние.14 октября празднуются осенние Кузьминки. С именами Кузьмы и Демьяна связано множество народных верований. Первое и самое основное – способность исцеления от недугов и оказание врачебной помощи.
2-й ведущий.
Почитали на Руси Кузьму и Демьяна так же, как покровителей ремесел, главным образом кузнечного дела и женского рукоделья. С Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимаются за зимнюю пряжу и, обращаясь к святым, просят помочь не обстать в работе от тех, кто начал её раньше.
Игровая песня «Прялица»
Играющие ходят по кругу и поют:
Прялица кокорица моя,
С горя выброшу на улицу тебя,
Стану прясть и попрядывать,
На беседушку поглядывать,
Моя милая не осердится.
Моя мила по дорожке шла,
Черноброва баран нашла,
Она била, барабанила, Из-за лесу парня манила,
Из-за лесу, лесу темненька,
Из-за садику зелёненька.
Во время песни в центре круга парень с девушкой вертятся в одну и другую сторону, потом целуются и уступают место другой паре.
Песня-хоровод «Уж ты, прялица»
Песню поют девочки, сидя за прялками, кто-то со спицами, кто-то вышивает на пяльцах и поют песню. В центре кабинета девочки водят хоровод (в руках кленовые листочки, на голове веночки), а мальчики делают «воротца», через которые проходят девочки.
Уж ты прялица, ты, прялица моя,
Ты красавица, красавица, моя,
Ты расписана листочками,
Разукрашена цветочками.
Ой ты прялица, ты, прялица моя,
Сослужи-ка службу верную.
Сопряди-ка нитку тонкую,
Нитку тонкую, шелковую.
Я ткачам те нитки шёлковы отдам,
Нитки шёлковы отдам, да прикажу,
Чтобы соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.
Чтоб соткали разноцветный поясок,
Поясок такой, какой я накажу.
Я на праздник , на гулянье соберусь,
Пояском тем шелковым подвяжусь.
1-й ведущий.
В народе Кузьма и Демьян слыли бессребрениками, так как за работу деньги не брали. Изготавливали они плуги и раздавали их для обработки земли. Русские крестьяне кованую железную цепь любовно называют Кузьмою.
2-й ведущий.
Народ отмечает этот день приметами:
• если на Козьмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз.
• снежный день обещает будущей весной большой разлив.
• обычны на эту пору умеренные морозы: Демьянов путь – не путь, а только перепутье.
1-й ведущий.
А еще про Кузьминки говорят так:
• Кузьминки – об осени поминки.
• Кузьминки – встреча зимы.
• Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.
• Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы.
2-й ведущий.
Объявляем конкурс «Собери пословицу». Сейчас мы проверим, как вы знаете русские пословицы, приметы. На карточках – слова из пословиц, связанных с праздником «Кузьминки». Они перемешаны. Собрать как можно быстрее.
Зашифрованные пословицы:
• ноябрьские ночи до снега темны – в ноябре зима с осенью борется.
• не заковать зиме реку без Козьмодемьяна – на Козьмодемьяна курицу на стол.
• курица яйцо через ключ несет – курица носит по одному яйцу.
3-й ведущий.
Ребята, какие пословицы о Кузьминках-курятниках вы знаете?
Учащиеся говорят пословицы. Награждается тот, кто назовет больше пословиц; кто нашел самые редкие.
Пословицы:
кур пасти – добро не обрести.
курица в гнезде, а баба сковородку греет.
курица в гнезде, яички неизвестно где, а ты уж в охотный ряд цыплятами торговать.
курица воду потому ругает, что плавать не умеет.
курицу не поймал, а уж ощипал.
курочка да коровушка – ранний обед.
курицу не накормишь, девицу не нарядить.
курица по зернышку клюет, да сыта живет.
курна изба, да печь тепла.
4-й ведущий.
Кузьмы и Демьяна. В простом народе Кузьма и Демьян почитались еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла день памяти святых куриным праздником, или куриными именинами. Куры и вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:
О, святой Кузьма-Демьян.
Приходи на свадьбу к нам.
Скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую,
Крепкую, долговечную...
1-й ведущий.
В день памяти святых Кузьмы и Демьяна обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой. Было принято 14 ноября бить трёх курёнков и есть их утром, в обед и вечером, «чтобы птица водилась»… трапеза сопровождалась специальной молитвой:
«Кузьма-Демьян серебреница!
Зароди, господи, чтобы писклятки водились»
Наблюдали так же, чтобы за трапезой не ломались кости, а то цыплята будут уродливые.
А еще варили куриную лапшу – это было почетное угощенье.
1-й ведущий.
Под утро, расправившись с угощеньем, парни отправлялись воровать соседских кур. «К покражам такого рода крестьяне относятся довольно снисходительно, и если бранятся, то только для порядка».
2-й ведущий.
Повеселимся и мы. Приглашаем парней на петушиные бои.
Игра «Петушиный бой»
В очерченный круг выходят играющие. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круга.
1-й чтец.
Давай, давай, себя испытай!
Слаб ты или силен?
Нам узнать занятно,
Всем потешиться приятно!
Игра «Русское единоборство»
Два участника садятся за стол напротив друг друга, ставят руки на стол, упираясь локтем, пытаются побороть один другого, прижав руку противника к столу.
3-й ведущий.
Кузьма и Демьян охотно нанимались молотить, но при этом никогда не требовали платы, а просили только, чтобы хозяева вволю кормили их кашей. Поэтому Кузьминки называли «кашниками», к первому ноября готовили кашу из зерен нового урожая, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу хлебать».
4-й ведущий.
Сколько видов каш готовили русские крестьяне в XVIII веке? Более 20! Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и крестьянские, попроще. Конкурс на рецепт русской каши.
(можно устроить конкурс-дигустации русских каш)
1-й ведущий.
Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. В некоторых местах существовал обычай: девушка в этот день считается хозяйкой дома, приготовляет для семьи кушанья и угощает всех. На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (каждая приносила муку, другие продукты) и готовили угощенья, принимали парней.
Игра «Хозяйка»
Вызываются двое играющих. Задача – перебрать смешанные рис и пшено по разным тарелкам.
Гости 1-2-3:
Входят мальчишки в русских рубахах-косоворотках:
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус,
Кому - сказку, кому-правду, кому-песенку.
Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,
Щелкают орешки да творят насмешки. Исполнение небылиц: - Федул, что губы надул? - Кафтан прожег. - Можно зашить
- Иглы нет. - А велика ли дыра? - Да один ворот остался.
Ведущий 1: Ребята, сейчас мы слушали небылицу в лицах. Какое слово незнакомое вам прозвучало? (Ответы детей) Правильно - это слово «кафтан». Кафтан - это длинная мужская одежда, которую носили в старину (показ слайда). Давайте вместе повторим это слово «кафтан», и запомним его. А мы продолжаем слушать небылицы в лицах. Посмотрите, как выглядела одежда на мужчинах и женщинах (просмотр слайдов и пояснениями).
Мы слушаем небылицы дальше. - Фома, что из леса не идешь? - Да медведя поймал! - Так веди сюда! - Да он не идет! - Так сам иди! - Да он не пускает! - Сынок, сходи за водицей на речку! - Брюхо болит! - Сынок, иди кашу есть! - Что ж, раз мать велит - надо идти.
Ведущий 2
На посиделках молодежь любила петь частушки. Часто парни выстраивались напротив девушек и шли «Стенка на стенку», кто кого перепоет.
Исполнение частушек Самовар блестит, кипя, Чай в нем пенится. Погляди-ка на себя: Ну и отраженьице!
В пляске не жалей ботинки, Предлагай –ка чай друзьям. Если в чае есть чаинки, Значит, письма пишут вам
Баяниста Федю Давно заприметила: Играет он старательно, Моргает завлекательно!
Федя наш загадки гнул, А теперь, поди, заснул. Проснись, протри глазеночки, Смотри, каки девченочки!
Не дремлю я, замечаю Ту, котора всех бойчей, Ту, которая, девчата, Всех танцует веселей.
Подавай мне чашку чаю, Ведь тебе не жалко чай, В Феде я души не чаю, Наливай горячий чай!
После частушек можно организовать чай с баранками 3-й ведущий.
Весело, шумно, дружно проходили посиделки. Предлагаем вам несколько любимых игр.
Игра «Горелки»
Играющие становятся в круг. Водящий под музыку идет вокруг; как только музыка прекратится, водящий останавливается! Те, кто находится по обе стороны, бегут в разных направлениях. Выигрывает тот, кто первый вернется на место и заберет платок у ведущего. Теперь ведущий тот, кто победил. Играющие повторяют слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Эй, ты, не воронь,
Берегись, как огонь!
Игра «Тяни-пускай»
Ведущий берет несколько лент, становится в круг и подает концы лент играющим. Называет команды: «тяни» – ленту надо натянуть, «пускай» – ослабить, затем ведущий сам отпускает ленты. Образуются пары – те, кто держится за край одной ленты. Эти пары должны выполнить различные задания.
1-й ведущий. Подходят к концу наши посиделки у Кузьмы и Демьяна. Что нового вы узнали об этих святых? празднике Кузьминок?
Дети делятся своими впечатлениями.
2-й ведущий. Объявляем последний конкурс: отгадайте загадки. Все они связаны с Кузьминками, с бытом крестьян, временами года.
Конкурс загадок.
• Всех наградила, все загубила. (Осень.)
• Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз.)
• Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)
• Черна мала крошка, а угодья в ней много: в воде поварят, ребята съедят. (Каша.)
• Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится. (Яйцо.)
• Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица.)
• Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (Петух.)
• По лесу летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо.)
• Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша.)
• В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)
• У матери двадцать деток, все детки – одинаковы. (Курица и цыплята.)
• Кто на свете первый певчий? (Петух.)
3-й ведущий.
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим мы: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Заключение
Фольклорные праздники - яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому, уважением к труду, русские народные песни и игры помогут посеять в детской душе такие зёрна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле. Многовековой опыт русских людей- тружеников, простые понятные детям образы природы и братьев наших меньших будут легко и ненавязчиво восприняты учащимися и младшей, и средней, и старшей школы, найдут живой отклик и у детей и у взрослых.
Фольклор всегда найдёт место и в школе, и в семье. Взаимная забота друг о друге, внимание и любовь друг к другу воспитывается сызмальства, передаются из поколения в поколение – вот почему так важно сохранить традиции своего народа. Список литературы
С.И.Пушкина. «Мы играем и поём». Москва. «Школьная пресса» 2001г.
А.Ф. Некрылова. Русский земледельческий календарь «Круглый год». Москва. Издательство «Правда» 1991г.
Т.Петрова «Про свирель, гудок и бубен» ШПП «Янтарный сказ» 1995г.
Энциклопедия обрядов и обычаев. «Респекс». Санкт-Петербург.1996 г.
Родной мир музыки. Часть 1. Москва. 1999г.
|