Главная страница

Панцова Наталья Ивановна, учитель биологии высшей категории, мбоу «Погорельская сош»



Скачать 72.76 Kb.
НазваниеПанцова Наталья Ивановна, учитель биологии высшей категории, мбоу «Погорельская сош»
Дата07.04.2016
Размер72.76 Kb.
ТипДокументы

Панцова Наталья Ивановна,

учитель биологии высшей категории,

МБОУ «Погорельская СОШ»

имени Героя Советского Союза Н.И. Черкасова

Зубцовского района Тверской области

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки одарённых детей в образовательном учреждении.

В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с по­лучения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач к форми­рованию универсальных способностей личности, основанных на новых соци­альных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении по индивидуальным образовательным маршрутам.

Большинство исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учеб­ную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать инди­видуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого уче­ника исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образова­тельная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осу­ществлении педагогической поддержки его самоопре­деления и самореализации.

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» суще­ствует понятие «индивидуальная образовательная траектория», обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализа­ции: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные про­граммы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (органи­зационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория преду­сматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержа­тельный компонент), а также разработанный способ его реализации (техноло­гии организации образовательного процесса).

Индивидуальный образовательный маршрут определяется: - образовательными потребностями;

- индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы.;

- возможностями материально-технической базы учреждения;
- профессионализмом педагога.

ИОМ помогает одаренному ребёнку раскрыть все свои таланты и определиться в выборе будущей профессии. Использо­вание индивидуальных образовательных маршрутов в системе образования является одной из форм педагогической поддержки личностно­го, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание дополнительной образовательной программы своего объединения.

Различают типы структуры индивидуального образовательного маршрута.

  1. Линейная – принцип построения - от простого к сложному. Это позволяет реализовать систематичность и последовательность, так строится большая часть образовательных программ. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к творческим заданиям. Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов и направлений деятельности.


  1. Концентрическая - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов

В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть отно­сительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. Такой тип структуры может быть использован для учащихся младших классов.

  1. Логарифмическая спираль - наиболее продуктивный тип структуры, так как один и тот же вид деятельности от­рабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структуриро­вания материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности обучающихся, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности.

Этот тип структуры индивидуального образовательного маршрута я использую в своей работе с одарёнными детьми. Кроме того такая структура помогает реализовать образовательный маршрут для учащихся с разносторонними интересами.

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов включает как учебную, так и внеурочную деятельность одарённого подростка. Причем, взаимодействие педагога и ребенка возникает уже в ходе проектирования индивидуального образовательного маршрута, так как заинтерисованность в происходящем учащегося должна стоять на первом месте.

Разработка индивидуального образовательного маршрута осуществляется поэтапно.

1.Диагностика уровня развития способностей учащегося и его индивидуальных интересов, особенностей (диагностический этап)

2. Определение цели и постановка задач, которые реализуются во время про­хождения индивидуального образовательного маршрута

3.Определение времени, которое должен и может затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы. Разработка учебно-тематического плана (почасового).

4.Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана.

5.Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений.

Оценка возможности интеграции с другими специалистами и родителями, коррекция ИОМ – используется по мере необходимости.

Этап диагностики уровня развития способностей ребенка и его инди­видуальных особенностей и уровень интереса.

Существует множество методик диагностики уровня раз­вития способностей и одаренности. В своей работе использую вводное и промежуточное анкетирование для выяснения интересов учащихся (5-6 классы). Помогают уроки биологии, биологического краеведения (школа работает в режиме опережающего введения ФГОС ООО) и занятия объединения «Исследователи природы», так устойчивая заинтересованность детей становится очевидна. Есть возможность выявить одарённых детей и начать с ними работать.

Этап целеполагания и определения первостепенных задач.

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с ребенком и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Нужно быть готовым к тому, что в процессе обучения и выбора направления будущей профессиональной деятельности приоритеты ребёнка могут поменяться.

Третий этап «Определение времени». В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим ребенком срок действия маршрута определяется в соответствии с по­ставленными целями и задачами, потребностями самого учащегося. В сельской школе, где нет возможности посещать учреждения дополнительного образования, необходимо четко планировать возможность дополнительных занятий не в ущерб базовой программе.

Этот этап может оказаться довольно сложным, так как подавляющее большинство учащихся не отказываются от традиционной формы обучения и ИОМ осуществляется параллельно с получением базового образования или занятиями в профильных группах.

4 этап. Выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления ИОМ, определение содержания учебно-тематического плана.

Педа­гогу необходимо совместно с ребенком и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ре­бенка, его возможности и поставленные цели, определяется сама методика работы с ребенком. Педагог может подобрать методы способы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и добавить их к традиционным из базо­вой программы. Это могут быть предметные объединения такие как «Исследователи природы», элективные курсы, занятия в летней экологической школе, профильные занятия, тьюторская деятельность.

Индивидуальная образовательная программа может реализоваться различными способами:

  • Занятие в классе. Образовательный маршрут может предполагать изучение одного или нескольких модулей по обычной классно-урочной системе.

  • Групповые занятия. Для группы учащихся, перешедших на индивидуальное обучение, может быть организовано групповое выполнение отдельного модуля.

  • Самостоятельное изучение. Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ученик в процессе выполнения заданий, тьюторские занятия.

  • Практика. Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях культуры, науки, образования и т.п. Одной из форм формирования практических навыков может быть тьютрское сопровождение младших школьников при совпадении образовательных траекторий. В раздел практики входят многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе школы, так и вне ее.

Этап 5. Выбор способов оценки успешности обучающегося и презентация достижений. Формы оценки и самооценки успешности в рамках реализации индивидуально-образовательного маршрута для одаренных детей также могут быть необыч­ны: участие в конкурсах, проведение открытых занятий - тьюторская деятельность, презентация достижений, зачетная работа, тесты, участие в олимпиадах различного уровня и др.

Способ оценки и самооценки успехов вы­бирает педагог совместно с ребенком. Можно проводить оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности. Самооценку воспитанник может провести по диагностическим опросникам самоанализа, в ходе беседы, при обсуждении итогов. Возможно использование следующих примерных вопросов:

- Какие цели я ставил перед собой в начале учебного года? (чего я хотел добиться)

- Какие действия я спланировал для достижения поставленной цели? (что я должен сделать)

- Удалось ли мне реализовать задуманное? (что я сделал для достижения цели)

- Какова эффективность моих действий? (чему научился и что еще необ­ходимо сделать)

Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.