|
Панцова Наталья Ивановна, учитель биологии высшей категории мбоу «Погорельская сош»
Панцова Наталья Ивановна,
учитель биологии высшей категории
МБОУ «Погорельская СОШ»
имени Героя Советского Союза Н.И. Черкасова
Зубцовского района Тверской области
[email protected]
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни. Хочется поделиться опытом использования технологии тьюторского сопровождения учащихся при организации проектно-исследовательской деятельности и создании открытого образовательного пространства для учащихся.
Использование проектно-исследовательского метода отвечает насущным требованиям к образованию сегодняшнего дня. Индивидуальная исследовательская деятельность учащихся обогащает практику личностно-ориентированных технологий. Любая образовательная технология, используемая учителем в своей работе, должна способствовать раскрытию активного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению методами самообразования. Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удаётся что-то открыть самому. Задача учителя вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. Поиск решения поставленной задачи приводит к созданию устойчивых познавательных интересов. В процессе проектно-исследовательской работы проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность: учащимся приходится сравнивать, анализировать, делать выводы. Деятельность учителя по организации проектно-исследовательской деятельности может быть многогранна, но в первую очередь она должна создавать условия для создания открытого образовательного пространства для учащихся.
В современной педагогической науке и практике широко используются понятия открытого и закрытого образовательного пространства обучающегося. Открытые и закрытые образовательные пространства принципиально различны на уровне организации практического педагогического воздействия. Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определенный, известный учителю путь, по которому надо провести ученика, это конкретные методы преподавания, выбранные учителем. Закрытое образовательное пространство возникает из необходимости формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы, так как здесь заранее внешним образом определены и простроены все траектории его обучения и развития. Любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для учащегося возможность обсуждать и выбирать другие варианты его образования, что часто вызывает неприятие со стороны учащихся и их родителей [4].
Цель открытого образовательного пространства – предоставить ученику множественный выбор образовательных траекторий. Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения, позволяет вырабатывать качества ориентации в мире образования и дальнейшей профессиональной деятельности. Помочь учащимся сориентироваться в открытом образовательном пространстве, сделать правильный выбор должен педагог-тьютор. Тьютор реформирует образовательное пространство под задачи индивидуализации образования. Это посредник между разными субъектами образовательного пространства (ученик, учитель, родители и др.) [4].
Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. В ситуации тьюторского сопровождения тьюторант (учащийся) самостоятельно разрабатывает приемлемые для себя способы обучения, выполнения работы, которые затем обсуждает с тьютором. [1].
Основной инструмент тьюторской работы – вопрос. Уместно и вовремя поставленные вопросы, умение предельно сузить или наоборот расширить тему, применение техники активного слушания характеризуют профессионально организованное тьюторское занятие.
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.
– «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),
- «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),
- «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др. Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.
На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.
Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. [3].
Тьюториал (учебный тьюторский семинар)
Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].
Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы. В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].
Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки. В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).
В МБОУ «Погорельская СОШ» имени Героя Советского Союза Н.И.Черкасова Зубцовского района Тверской области работает объединение учащихся «Исследователи природы». В рамках деятельности объединения учащиеся различных возрастных групп выполняют индивидуальные и групповые исследовательские работы и осуществляют эколого-социальные проекты. В течение многих лет с положительной стороны себя зарекомендовала система работы с детьми по формированию исследовательской компетенции в форме тьюторского педагогического сопровождения.
Тьюторское сопровождение школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов:
диагностико-мотивационный;
проектировочный;
реализационный;
аналитический.
Модель тьюторского сопровождения членов объединения «Исследователи природы» включает в себя четыре ступени, которые несколько изменяют классический порядок педагогического тьюторского сопровождения обучающихся общеобразовательной школы.
Мотивирование и привлечение к проектно - исследовательской деятельности
Диагностирование потребностей
и приоритетов обучающих
Непосредственное обучение и исследовательская работа
Презентация опыта и анализ
достижений
Первая ступень – мотивирование и привлечение учащихся к исследовательской деятельности, обучение всех желающих заниматься данным видом деятельности простейшим методикам исследований по различным темам. На этом этапе происходит первая встреча тьютора со своим подопечным. Тьюторант фактически представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения своего интереса. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена, прежде всего, на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей исследовательской образовательной деятельности.
На данной ступени осуществляется работа с учащимися 6-7 классов. Они начинают проводить простейшие исследования по темам, которые для них понятны и интересны. Часто это часть более серьёзной работы, выполняемой старшими учащимися, которые показывают, как наиболее рационально провести исследования в природе, как лучше обработать материал в лабораторных условиях.
Вторая ступень – диагностирование потребностей и приоритетов обучающих, позволяющее оценить исследовательскую компетентность и направления исследований. Может проходить в форме самодиагностики, выбора проблемного поля обучения, формулировке образовательных задач и составлении индивидуальной программы дальнейшего обучения.
Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса обучающихся. Учителю-тьютору важно не пропустить правильное направление индивидуальной программы ребёнка, чтобы его познавательный интерес не угас. Материалы, структурированные тьюторантом в процессе его индивидуального поиска и расположенные в определенном порядке, дают тьютору реальное представление о том, каковы познавательные интересы каждого учащегося. Их направленность часто оказывается выходящей за рамки школьных предметов. Это напрямую связано с выбором тем исследований и проектов для учащихся.
Третья ступень – непосредственное обучение и исследовательская работа по выбранной теме. Основой для разработки индивидуальной образовательной программы являются выявленные в ходе самодиагностики затруднения обучающихся. Организация системной исследовательской деятельности на основе тьюторской деятельности педагога. Учитель или старший ученик оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности. На этом этапе тьюторант осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования). Деятельность учащихся осуществляются по определённым этапам:
- постановка вопросов в процессе исследования и поиска ответов на них;
- выдвижение гипотез;
- использование различной информации для построения доказательства гипотезы;
- составление плана наблюдений или исследований;
- полевые или лабораторные исследования, классификация и обработка получаемых данных, мониторинг;
- анализ данных и оформление работы;
- презентация результатов.
Задача тьютора заключается в оказании помощи на каждом из этих этапов, в роли тьюторов здесь могут выступать более опытные члены объединения. Четвертая ступень – использование полученного опыта исследовательской деятельности для обучения младших школьников и повышения уровня своей исследовательской компетентности, создание портфолио достижений учащихся, анализ и презентация опыта и достижений исследовательской деятельности учащихся.
Презентация опыта может быть организована разными способами:
- устное небольшое сообщение во время тьюториала (занятия в мини-группе тьюторантов с познавательными интересами в одной сфере или выполняющими групповую исследовательскую работу или проект);
- выступление на классном часе или уроке (учитель - тьютор должен заранее договориться с классным руководителем или учителем-предметником о выступлении тьюторанта с результатами исследования или небольшим сообщением в рамках темы урока или классного часа);
- специально организованная презентация в период итоговой школьной конференции учебных исследовательских и проектных работ;
- участие в конкурсах различного уровня и т.п.
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы тьюторанта. Анализируются трудности, возникшие во время защиты исследовательской работы или проекта, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение самого выступления. Завершается этот этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.
Результативность деятельности учащихся оценивается по материалам портфолио достижений. Портфолио достижений, который ведет учащийся на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя и видоизменяя его, помогает ему самому отслеживать этапы своей образовательной траектории и является для него эффективным инструментом самооценки.
В портфолио достижений могут входить:
оригиналы или копии исследовательских или проектных работ тьюторанта (можно на электронных носителях);
отзывы и рецензии преподавателей, внешних экспертов, работающих в представляемой области интереса;
- грамоты, дипломы, сертификаты полученные учащимися во время участия в различных конкурсах и акциях.
Личные портфолио наиболее успешных учащихся служат отличным примером высокой результативности исследовательской деятельности, что так же повышает мотивированность деятельности других учащихся.
Тьютор, помогая школьнику организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведет и собственный педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксирует применяемые на каждом из этапов педагогические технологии и их эффективность. Это может помочь в выборе наиболее эффективных технологий и методов при организации работы с другими учащимися. Реализация модели тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся (на примере организации исследования и выполнения групповой исследовательской работы)
№
| Этапы работы
| Форма работы
| Содержание деятельности
| Результат
| тьютор
(педагог)
| тьюторант (учащийся)
| 1
| Диагностика интересов учащихся
| Тестирование, индивидуальная тьюторская беседа
| Подготовка материалов для диагностического исследования
| Определяется с наиболее интересными для него отраслями исследований, группами живых организмов
| Подбор групп тьюторантов с похожими интересами, сходным уровнем развития исследовательской компетентности
| 2
| Выбор темы исследования и определение гипотезы
| Тьюторская консультация
| Формирование примерного перечня тем для исследований.
| Определение темы (проблемы) исследования, которая может быть связана с выбором будущей профессии.
| Выбор темы исследования, определение гипотезы, целей и задач.
| 3
| Составление плана работы по выбранной теме
| Тьюторская консультация
| Подготовка образцов различных инструкционных карт для проведения исследований
| Выбор наиболее приемлемых карт исследований, составление плана работы и графика проведения полевых и лабораторных исследований
| Создание плана работы для проведения исследований по выбранной теме. Распределение ролей участников исследовательской группы.
Определение списка литературы для изучения и выбор методик исследования.
| 4
| Изучение материала по выбранной теме исследования
| Тьюториал
| Подготовка источников получения информации (перечень литературы, различных методик, сайты и Т.П.).
Обеспечение доступа в Интернет (работа в информационном центре школы).
| Изучение материалов
| Создание теоретической обзорной части работы, окончательный выбор методики полевого или лабораторного исследования.
| 5
| Полевые и лабораторные исследования
| Тренинг
| Подготовка тьюторов - учащихся (если тренинг проходит с их участием). Обеспечение лабораторным оборудованием, определителями и т.п.
Обеспечение соблюдения правил т/б при проведении полевых и лабораторных исследований
| Практические исследования
| Классификация и обработка получаемых данных, мониторинг.
| 6
| Самостоятельная работа по теме исследования
| Тьюторская консультация
| Тьютор дистанцируется, но должен мобильно реагировать на возможно возникающие проблемы (поиск научного консультанта, возможность работать в архиве, связь с лесничеством и т.п.)
| Работа над темой исследования
| Оформление материалов исследовательской работы
| 7
| Подготовка к презентации результатов работы
| Образовательное событие
Тьюторская консультация
| Организация рефлексии среди членов объединения Перспективная презентация исследовательской работы
| Презентация и защита результатов выполненной работы
| Подготовка к презентации исследовательской работы в конкурсах, научных конференциях различных уровней.
| 8
| Оценка результативности проделанной работы
| Тьюторская консультация
| Анализ проделанной работы по этапам, выявление трудностей и перспектив для дальнейшей исследовательской деятельности.
| Самоанализ
| Определение правильности выбранной образовательной траектории (возможные изменения).
|
Тьюторское сопровождение в общеобразовательной школе – это педагогическая деятельность, суть которой заключается в превентивном освоении тьюторантом компетенций, умений и навыков самостоятельного планирования образовательного и жизненного пути, формирования и реализации
индивидуальной образовательной программы (стратегии), умений и навыков разрешения проблемных ситуаций. Тьюторское сопровождение проявляется в готовности педагога-тьютора адекватно реагировать на психологический и эмоциональный дискомфорт обучающегося, на его запрос о взаимодействии.
Такой тип сопровождения предполагает разработку и реализацию каждым подростком при поддержке педагога-тьютора индивидуальной образовательной программы, которая включает в себя определение целей и ценностей образования, его содержания, форм и вариантов презентации образовательных
результатов. В итоге выстраивается индивидуальная модель тьюторского сопровождения конкретного учащегося. Такие модели динамичны, при необходимости в них можно вносить коррективы. Тьютор может курировать группу учеников со схожими интересами и потребностями.
Тьюторство позволяет создать открытое образовательное пространство для учащихся, решить проблемы ученика, не ограничивая его самостоятельность, а расширяя его возможности. Список литературы:
Тьюторское сопровождение выбора профиля обучения. Беспалова Г.М. Материал сайта https://festival.1september.ru Корнеева, Т. Б. ОЦ «Школьный университет»: дистанционное образование в сфере IT и место в нем тьюторской позиции. https://thetutor.ru/distance/article002.html
Ковалева Т. М. Организация профильного обучения в старшей школе: основы тьюторского сопровождения / Ковалева Т. М. // Завуч. - 2006. - N 8. - С.111-121
Щенников С.А Открытое дистанционное образование. – М.: Наука, 2002. – 527 с.
|
|
|