Главная страница

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения химии



НазваниеИспользование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения химии
Дата24.02.2016
Размер51.6 Kb.
ТипРешение

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Якунина И.И.

МАОУ «СОШ №17» г. Губкина Белгородской области

Развитие современного общества и системы образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников школ. В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.

Не секрет, что химия является одним из наиболее трудных школьных предметов. Вскоре после начала изучения познавательный интерес и качество знаний обучающихся падает из-за большого объема и сложности теоретического материала, в котором учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества учебного времени.

Решение данной проблемы я вижу в применении информационных технологий на уроках химии. Компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники, лабораторные практикумы, учебные пособия, тренажеры, системы тестирования знаний, системы на базе мультимедиа-технологий являются эффективными интерактивными средствами в предметном обучении.

Важную роль в повышении качества образовательного процесса современной школы играет широкое внедрение в практику преподавания электронных образовательных ресурсов, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. 2

В течение двух последних лет, с момента установки интерактивной доски в кабинете химии, я активно внедряю ЭОР в учебный процесс.

На  своих уроках чаще всего использую  коллекции информационно-образовательных ресурсов, которые соответствуют хорошему качеству:

  • федеральный центр информационно-образовательных ресурсов https://fcior.edu.ru;

  • единая коллекция цифровых образовательных ресурсов https://school-collection.edu.ru.

Качественный электронный образовательный ресурс обладает инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов: интерактив, моделинг, мультимедиа, производительность, коммуникативность.

Интерактив позволяет применять системно-деятельностный подход к процессу обучения. Содержание предметной области представляется такими учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Моделинг реализует химические реакции, характерные для изучения веществ и исследуемых процессов.

Мультимедия позволяет представить учебные объекты множеством различных способов: с помощью анимации и звука, графики, фото, флеш-роликов, видео обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.

Производительность увеличивает скорость поиска необходимой информации, увеличивает эффективность учебной деятельности.

Коммуникативность обеспечивает возможность прямого общения, оперативность представления информации, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным в сети Интернет в режиме on-line.

Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) по химии на сайте https://fcior.edu.ru объединяют электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули соответствуют содержанию учебного курса предмета химии. Каждый модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля требуется предварительно установить на компьютере программный продукт – ОМС-плеер.

Информационный и практический модуль я применяю при изучении и закреплении нового материала. Контрольный модуль – при повторении изученного материала, а также контроля знаний и умений на уроках обобщения.

Химия – наука экспериментальная. Химический эксперимент является неотъемлемой частью урока. Ресурсы сети Интернет позволили мне создать медиатеку многих химических опытов курса химии для 8-11классов.

Виртуальная химическая лаборатория имеет ряд достоинств:

  • даёт возможность проиллюстрировать сложные химические эксперименты, например, реакции с взрывчатыми или токсичными веществами, редкими или дорогостоящими реактивами;

  • позволяет демонстрировать опыты в случае отсутствия химических реактивов или оборудования в школьной лаборатории;

  • предоставляет возможность изучить химические реакции, протекающие слишком медленно, что позволяет экономить учебное время.

Используя наглядность химического опыта, учащиеся познают природу вещества и перспективу развития химических процессов. В считанные секунды с помощью интерактивной доски создаётся модель технологического производства серной кислоты или нефтеперерабатывающего завода, модели молекул неорганических и органических веществ.

В тоже время основные обязательные школьные эксперименты, предусмотренные программой, обучающиеся выполняют сами. Ведь никакие электронные образовательные ресурсы не заменят «живого» химического эксперимента, где ученики выступают в роли юных исследователей удивительного мира химической науки.

На своих уроках часто применяю также такие известные пакеты программ как « Общая и неорганическая химия», «Химия для всех», «Собери молекулу», «Виртуальная химическая лаборатория 8-11 класс», «Тренажер ЕГЭ по химии», «Сдаём ЕГЭ», собственные презентации и презентации учащихся: «Искусственная пища и пищевые добавки, «Сладкая жизнь», «Белки», «Биологическая роль химических элементов», «Великие химики», «Исследование качества мёда» и многие другие.

Благодаря использованию мультимедиа ресурсов в своей педагогической деятельности, мне удается стимулировать познавательный интерес учащихся, способствовать лучшему усвоению учебной программы курса химии за счет того, что изучаемый материал становится более увлекательным, наглядным, усиливается его информативная емкость.

Наряду с достоинствами использования электронных образовательных ресурсов, стоит отметить и некоторые недостатки. Так нерациональное использование ЭОР может привести к тому, что:

  • ограничивается возможность развития культуры речи учащихся, недостаточно активно развиваются навыки работы с терминами, навыки письменной речи; 1

  • ухудшается состояние здоровья школьников в случае превышения допустимого времени работы за компьютером;

  • происходит излишняя алгоритмизация мыслительной деятельности обучающихся.

Каждому педагогу необходимо разумно использовать электронные образовательные ресурсы при обучении, проявлять творческий подход к организации урока, к разработке своих дидактических материалов. Только эффективное использование информационных технологий на уроке, умелое сочетание педагогического мастерства и возможностей компьютерной техники позволяют учителю сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся, способствуют повышению познавательной активности и качества знаний школьников.
Список литературы:

1. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Н. А. Степанова Электронное пособие как интерактивное средство обучения. //Журнал «Биология в школе» 2008. № 1, стр. 48-49.

2. Информационные технологии в деятельности учителя- предметника. Часть I. Пособие для системы дополнительного профессионального образования. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2007, стр. 172.