|
Патриотическое воспитание учащихся в школе-интернате I и II вида Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
общеобразовательное учреждение школа-интернат №2 I и II вида
г. Ейска Краснодарского края
Доклад на тему:
«Патриотическое воспитание учащихся в школе-интернате I и II вида»
Воспитатель: Луговская М.В.
ПЛАН:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ.
Задачи патриотического воспитания учащихся.
2.1 развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и в военное время;
2.2 расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
2.3 изучение живой национальной культуры, народного искусства;
2.4 привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и др.
3. Психологические компоненты, формирующие патриотические чувства.
3.1 потребностно-мотивационный компонент;
3.2 когнитивно-интеллектуальный компонент;
3.3 эмоционально-чувственный компонент;
3.4 поведенческий и волевой компоненты.
4. Патриотическое воспитание на занятиях по кубановедению.
5. Заключение. Воспитание (в том числе и патриотическое) подрастающего поколения в современном российском обществе осуществляется в условиях экономико-политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь людей, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» определила стратегические цели государства и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан. Эта программа направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного общества.
Патриотизм, по мнению философов - одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Именно патриотизм является тем фундаментом, который во все времена объединял все слои российского общества.
Вместе с тем патриотизм - это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне.
В.И.Даль в своем словаре дает следующее определение: «Патриот-любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб».
В философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Родины.
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В.Ломоносова, В.Г.Белинского, К.Д.Ушинского, В.И.Водовозова, П.Ф.Каптерева и др. Все они отмечали, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Сегодня патриотическое воспитание - это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, а его основная цель - формирование духовного и физического здоровья человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:
развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и в военное время;
расширение знаний о родном крае, городе, воспитание гордости за его героическое прошлое, историческое и культурное наследие;
изучение живой национальной культуры, народного искусства;
привитие учащимся чувства глубокого уважения и почтения к символам РФ и д.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога.
Школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Эмоциональные переживания, а не разумные доводы часто имеют доминирующее значение. Педагогические воздействия заключаются в том, чтобы, во-первых, представить ту совокупность чувственных образов, мыслей, состояния ребенка, которая характеризует смысл его внутренней жизни; во-вторых, выделить те патриотические идеи, которые возникают на основе этих образов; в-третьих, разработать определенные педагогические технологии, воздействие которых будет способствовать развитию и укреплению патриотических чувств.
Для формирования чувства патриотизма в системе воспитательной работы в школе-интернате глухих и слабослышащих детей необходимо знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой.
Потребностно-мотивационный компонент патриотизма формируется, прежде всего, в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, сознания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью патриотов. Огромное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной литературе. Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются со знаменитыми и героическими людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги.
Когнитивно-интеллектуальный компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах деятельности детей: в беседах, сообщениях на патриотическую тему, проведении литературно-музыкальных гостиных, устных фольклорно-этнографических экспедиций, организации поисковой работы следопытов.
Эмоционально-чувственный компонент состоит из формирования у детей патриотических чувств, взглядов и убеждений. Важно, чтобы полученные знания учащихся о патриотизме приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма, её необходимо тщательно продумывать и отбирать, создавая и такие педагогические ситуации, которые включали бы в себя элементы дискуссий, в результате чего складывается их собственная позиция.
Поведенческий и волевой компоненты - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Сюда относятся различные виды трудовой, спортивной, туристско-краеведческой работы, празднование юбилейных дат, встречи с ветеранами и знаменитыми людьми.
Патриотическое воспитание тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. В традициях народного воспитания - отношения к ребенку как к активному существу, который стремится найти своё место в жизни.
В течение веков народы России создавали гуманистическую воспитательную систему, которая была способна формировать патриота. В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Это привело к разработке программ, в основе которых лежит воспитание гражданина-патриота с использованием традиций и обычаев своего народа.
Патриотическое видение мира детей зависит от личного материального и духовного вклада в процветание родной земли. Приоритетное значение в воспитании детей В.А. Сухомлинский отводил идее, что Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью. Размышление о судьбе Родины выводит ребенка за пределы удовлетворения собственных потребностей. При этом важно, чтобы личностно-значимым для него становилось конкретное дело, непосредственно не затрагивающее его личные интересы.
Краеведение служит средством преодоления беспочвенной индифферентности детей, а экскурсии являются «живой школой», которая стоит всех вместе взятых других форм воспитания. Опираясь на принцип воспитания «от близкого к далекому», я связываю начало патриотического воспитания с краеведением.
На занятиях по кубановедению в этом году я провожу цикл бесед на тему: «Город, в котором мы живем и учимся». Этот цикл бесед выбран не случайно.
Мы живем в прекрасном приморском городе, городе – труженике, городе – курорте, городе с большим историческим прошлым, уникальнейшем уголке Азовского побережья.
На протяжении полуторовековой истории здесь жили и трудились поэт Александр Григорьевич Архангельский, художник – график Дмитрий Иванович Митрохин, шестикратный чемпион мира по классической борьбе Иван Максимович Поддубный, первый Герой Советского союза, известный полярный летчик, генерал – майор авиации Анатолий Васильевич Ляпидевский, заслуженный архитектор РСФСР, академик международной академии архитектуры и строительных наук, лауреат Ленинской премии Борис Иванович Тхор, кинорежиссер и актер Сергей Федорович Бондарчук, актриса Нона Викторовна Мордюкова, летчик – космонавт СССР, дважды Герой Советского союза, генерал – лейтенант авиации Владимир Александрович Джанибеков и многие выдающиеся деятели нашей эпохи.
Слава Ейска, как знаменитой кузницы авиационных кадров и наращивающего из года в год темпы грузооборота международного порта, известна далеко за пределами России. Не менее известен город, как бальнеологический, грязевый и климатический курорт.
Тысячи отдыхающих, посетив здравницу и турбазы, с благодарностью вспоминают ейские пляжи, грязесеролечебницу и дни, проведенные в чудесном уголке Кубани, богатом дарами моря и садов Приазовья. На занятиях по кубановедению были проведены занятия на темы:
1. «Город, который сердцу дорог» - узнали об истории происхождения города, его названия.
2. «Город, в котором мы живем и учимся» - основные исторические события, происходившие в городе.
3. «Герб города Ейска» - истории создания герба города
4. «Князь М.С. Воронцов – основатель города Ейска»- история жизни М.С.Воронцова.
5. «Мастер зримого колдовства» - о нашем земляке С.Ф.Бондарчуке.
5. «Кинозвезда первой величины» - о нашей землячке Н.В.Мордюковой.
7. «И.М.Поддубный – русский богатырь» - последние годы жизни, проведенные в нашем городе.
8. «Дважды Герой Советского союза – Т.Т.Хрюкин»- жизнь и подвиг нашего земляка.
9. «Кавалер Золотой Звезды №1 – Анатолий Васильевич Ляпидевский».
10. «Герой Советского Союза – Сергей Роман».
11. «Дмитрий Исидорович Митрохин – мастер художественного украшения книг».
12. «Зодчий Москвы – архитектор Борис Иванович Тхор».
13. «Бессмертный юнга – Виктор Чаленко».
14. «Космонавт России - Владимир Александрович Джанибеков».
15. «Дмитрий Никишин – участник чеченской войны, Герой России»
16. «Николай Иванович Павленко – профессор, доктор исторических наук, историк-писатель».
17. «Освобождение Ейска от немецко-фашистских захватчиков» - познакомить учащихся с героическим прошлым нашего города, вспомнить земляков-героев, которые отдали жизнь за Отечество.
18. «Наши земляки - герои» - о ейчанах, внесших вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне. Эти беседы воспитывают патриотизм и гордость за наших земляков, уважительное отношение к великому подвигу всего фронтового поколения.
Учащиеся познакомились с историей создания многих памятников Ейска.
Работа о знаменитых людях Ейска ведется. Накапливается материал.
Посещение краеведческого музея, экскурсии по патриотическим местам города, туристические однодневные походы по родному краю (В Должанку) воспитывают потребность в изучении истории родного края, города, в общении со сверстниками других городов.
Ведущая роль в процессе гражданско-патриотического воспитания школьников принадлежит педагогу, его авторитету, его влиянию на детей, его примеру.
Дети сталкиваются с данными категориями не только на занятиях, посвященных определенной теме, но и на других занятиях, уроках, кроме того, эти качества проявляются в их повседневном общении. Поэтому педагогу так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью, способной жить в обществе и следовать правилам, установленным в нем. Итак, гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, усилий и педагога и учащегося. Использованная литература:
Журнал «Начальная школа», 2007, №7, с.29-33.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005- 2010 годы». – М., 2007
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
Борщанская //Дефектология. – 2001. - №4. – С. 37.
Горшкова, Н.И. Система воспитательной работы в школе-интернате / Н.И. Горшкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - №5. – С. 27
Пашкович, А.П. Как воспитать патриота [Текст] / А.П. Пашкович. – СПб: КАРО, 2009.-92с. |
|
|