Главная страница


«Я сердцем твой »



Скачать 101.62 Kb.
Название«Я сердцем твой »
Дата14.04.2016
Размер101.62 Kb.
ТипУрок





Интегрированный урок:

русская литература и осетинская литература

Тема: « Я сердцем твой...»

(Кавказ в творчестве М.Ю.Лермонтова и К.Л. Хетагурова)


Учитель начальных классов Догузова З. А.

Учитель осетинского языка и литературы Кокаева Б.З..

Тема урока: « Я сердцем твой …»

( Кавказ в жизни и творчестве Коста Левановича Хетагурова и

Михаила Юрьевича Лермонтова)

Тип урока: урок закрепления знаний.

Вид урока: интегрированный (осетинская литература + русская литература)

Технология: элементы технологии проблемного обучения.

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели урока:

Обучающие:

научить видеть прекрасное в обычном, хорошо знакомом;

обратить внимание учащихся на мастерское изображение природы, обычаев и характера горцев; на сходные художественные приемы, использованные обоими авторами;

Развивающие:

помочь учащимся уловить общность красок в описании природы;

вырабатывать навыки самостоятельного анализа произведений.

Воспитательные: воспитать любовь к родному краю, к творчеству К.Л. Хетагурова и М.Ю. Лермонтова

Оборудование: интерактивная доска, проектор, портреты М.Ю. Лермонтова и К.Л.Хетагурова, гармошка, аудиодиски с записями осетинских мелодий.
Эпиграф:

В дни радости и в дни горя все чувства и помыслы наши мы отдаем тебе, родная земля…И пока в груди бьется сердце, мы не перестаем любить тебя, родная земля!

В. К. Малик

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

- Как вы думаете, можно ли привыкнуть к красоте?

(Наверно, можно)

- Действительно, наверно, можно. Мы уже не замечаем красоты наших гор. Только люди, впервые попадающие в горы, по достоинству могут оценить их величие. Это простые люди. А поэты? Как они воспринимают красоту Кавказа? Сегодня мы попробуем открыть наш край глазами М.Ю.Лермонтова и К.Л. Хетагурова.

Презентация. Слайды 1 - 11

Уходят вглубь небес они, как мысль моя,

Как будто скорлупу земного бытия

Решили расколоть, - и скалы, и хребты.

А ветер отстает, срываясь с высоты.

И туго вкруг вершин обвились облака.

О, древнейший мой Кавказ – застывшие века.

О, вечный снег вершин, не ведавший весны.

Ищу в камнях следы далекой старины,

Минувшей жизни, той, что превратилась в прах.

Туманы и теперь белеют на горах.

И пропасти темны, и ясен взгляд долин.

Прекрасен как всегда, могучий исполин.

И путника зовет, храня его от бед,

На звездах к небесам подвешенный рассвет.

Когда–то на конях здесь гарцевала спесь.

И звон мечей в камнях тревожил эхо здесь.

Хаганы , ханы …Всех не перечесть владык.

Являла слава им изменчивый свой лик.

Когда – то были здесь и сгинули давно.
Говорят горы – молчаливые свидетели прошлого. Но горы к тому же – убедительные рассказчики. Они хранят не только седые легенды, но и следы человеческих страданий. И когда вслушиваешься в грохочущий рев белопенных рек, в орлиный клекот и пересвист ветра в мрачных расщелинах и уступах ущелья, окидываешь взором развалины средневековых крепостей и голые, безжизненные скалы, перед тобой почти зримо встают картины из бессмертных стихотворений.

(Чтение учащихся стихотворений «Кавказ» М .Ю. Лермонтова и « Без доли» К. Л. Хетагурова.)

  1. Беседа с классом по содержанию стихотворений.

- Были прочитаны стихотворения двух авторов, живших и творивших в разное время Лермонтов и Коста, русский и осетин.

Что их объединяет?

Слайды 12-13

( Одинаковы судьбы: оба потеряли в младенчестве матерей; находились в изгнании, вдали от родины; объединяет Кавказ.)

  1. Сопоставление литературных и изобразительных произведений.

- Круг интересов Лермонтова и Коста удивителен. Им подвластны сферы поэзии, прозы, трагедии, их увлекает театр, музыка, живопись, скульптура. Посещают драматические, балетные и оперные спектакли и сами принимают участие в любительских постановках, великолепно рисуют пером, карандашом, пишут акварелью и маслом.

Разве не отразилась эта связь интересов, связь разнообразных талантов в их гениальных произведениях?

Бирæ бастдзинæдтæ ис литературон æмæ аивадон уацмысты.

(Много общего между литературным и изобразительным искусством)

Къостайы ныв «Зихъарайы æфцæг» (Картина К.Л. Хетагурова «Перевал Зикара»)

Слайд №13

  1. Цы уынут нывы?(Что вы видите на картине?)

  2. Фыццаджыдæр цæуыл æрынцайы уæ цæстыæнгас? (На что вы обращаете внимание в первую очередь?)

  3. Цы зæгъынмæ хъавыд Къоста йæ нывы? (Что хотел показать автор на своей картине?

(Хæхтæ расугъд куыд сты , тæссаг дæр афтæ сты. Тæссаг та сты уыцы зæйцæуæнты фарсмæ чи æрбынат кодта, уыцы хъæутæн. (Горы прекрасны. Но в то же время очень опасны , особенно для тех сел , что так близко расположились к ним.)

Индивидуалон куыст лæвæрд уыди Суликъойæн. (Индивидуальная работа была задана ученику- описание села; ученик читает отрывок из произведения)

(Отрывок из стихотворения К. Хетагурова «Плачущая скала»)

Бæрзонд цъæх айнæгæн йæ тæрттæм

Зынæй цы ран æххæсы цæст,

Рæгъгай уым ирæтты хæдзæрттæ

Уыдысты ахстæттау, ныхæст.

Хъæу арæх хъуыста уады хъæрмæ,

Фæлæ уæддæр хъæстаг нæ уыд, -

Налмасау, арвирды, йæ сæрмæ

Хъазбег, цæхæркалгæ, лæууыд;

Йæ бынтыц хъæуæн фæлмы хатгай

Цæгатмæ хуссары бæстæй

Къæдз-мæдзы къахвæндагыл радгай

Хъæздыг хæзнатимæ уæззаугай

Цыдысты чырæтæ рæгъæй.

Можно установить параллели в литературных и изобразительных произведениях и у М. Ю. Лермонтова

Возьмем картину «Пятигорск»

Слайды 15-16

К ней подходит отрывок из поэмы « Черкесы»

IV. Сопоставление поэтических отрывков.

Для сопоставления берутся отрывки из поэм «Мцыри» и «Фатима». Цель сопоставления – осознать художественную выразительность языка. «Мцыри» с помощью аналогий в знакомом произведении из родной литературы.

Слайд №17

Я видел горные хребты

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курились, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляла бег –

Как будто белый караван

Залетных птиц из дальних стран!

Вдали я видел сквозь туман,

В снегах горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ!

( М.Ю. Лермонтов отр. из «Мцыри»)

Проснулся царственный Казбек,

Восход, приветствуя румяный.

Долины быстротечных рек

Покров свой сбросили туманный…

Лениво выползают горы

Из облаков…Проснулся лес,

И птиц восторженные хоры

Благословляют ширь небес.

(К. Хетагуров отр. из поэмы «Фатима»)
Вопросы:

  1. Какими изобразительными средствами пользуются Лермонтов и Коста, чтобы передать картину пробуждающейся природы?

  2. Найдите в том и другом тексте эпитеты, метафоры, сравнения. Как они характеризуют данные явления?

  3. Каким представляется Кавказ, благодаря языковым средствам, использованным Лермонтовым и Коста?

Поэтов покорили красочные вершины кавказских гор, буйный Терек, а главное обычаи и характер горцев, их легенды, смелость, свободолюбие. Попробуйте строками поэтов подтвердить мои слова.

Слайд № 18

Учащиеся отметили, что гостеприимство, один из характерных обычаев, Лермонтов показывает в «Измаиле-Бее», «Хаджи- Абреке». Об уважении к старшим – первой и необходимой черте каждого горца – автор говорит в поэмах «Измаил – Бей», «Аул – Бастунджи» и «Хаджи – Абрек». Описаны им и воинские подвиги, мужество м смелость горцев в «Измаил – бее» и «Ауле Бастунджи».

Коста æгъдæуттæ æвдисы йæ поэмæ «Фатимæй»-ы, «Тæрхоны раз»-ы(К. Хетагуров показывает обычаи в поэмах «Фатима», «Перед судом»)

- Лермонтов глубоко уважал вольный и гордый нрав народов Кавказа. И мы знаем, никто из горцев не трогал поэта, хотя сославшие его на Кавказ рассчитывали на это. Горцы понимали: это их друг, «кавказцы знали, целиться в кого».

- Кæд Къоста зонгæ нæ уыд Лермонтовимæ, уæддæр арф фæд ныууагъта йæ зæрдæйы, йæ сфæлдыстады. (Несмотря на то , что К. Хетагуров не был знаком с Лермонтовым, он оставил глубокий след в сердце и творчестве Коста)
Слайд № 19

Лермонтовы цырт куы гом кодтой Пятигорсчы , уæд Къоста бакаст йæ æмдзæвгæ «Лермонтовы цырты раз».Уыцы æмдзæвгæйæ Кавказы хъалтæн сæ зæрдыл æрлæууын кодта Лермонтовы хъысмæт. Æмæ æвæццæгæн йæхи царды фидæн дæр.(При открытии памятника М.Ю.Лермонтову в Пятигорске К. Хетагуров прочитал стихотворение «Перед памятником Лермонтова»)

- Наших осетинских поэтов и писателей не оставляет равнодушным творчество мятежных поэтов. Немало стихотворений посвящено им.

( Чтение стихотворений: Г Кайтуков « Стою в раздумье под горою» , «Хамицаев Албег «Къоста».)

См. приложение

- Уæдæ рох нæу рæзгæ фæлтæрæй дæр. Абон нæм уазæгуаты ис Гæццыты Ибрагим, Аивæдты Лицейы ахуырдзау, 8-æм кълас. Ибрагим нын азардзæн «Æфсати» - йæ скъуыддзаг.

Ноджы ма Ибрагим цæгъды фæндырæй дæр. Ацæгъддзæн «Хъуыбады».

Бузныг Ибрагим! Ай дын нæ чысыл лæвар. (И конечно не забыто творчество Коста и молодежью. Сегодня у нас в гостях ученик Лицея искусств Гациев Ибрагим. Он споет нам песню на стихи К. Хетагурова «Фсати», также сыграет на гармошке- «Хъуыбады»)

Слайды 20-26

- Среди седых камней и зелени

Долин бродили мы с поэтами.

О судьбах размышляем, забытых под луной.

- Предания внимали о времени ином. Что представляет современный Кавказ. Намного ли он отличается от Кавказа Лермонтова.

(Учащиеся высказывают свое мнение).

- Сколько прекрасных слов было сказано о Кавказе. Давайте и мы строчками поэтов возложим венок у древних стен Кавказа.

( Каждый учащийся приклеивает свой отрывок на листике под портретами Коста и Лермонтова.)

Тебе, Кавказ, - суровый царь земли, -

Я посвящаю снова стих небрежный:

Как сына ты его благослови.

И осени вершиной белоснежной!

От юных лет к тебе мечты мои

Прикованы судьбою неизбежной,

На севере, в стране тебе чужой, -

Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!..

( Посвящение к поэме «Аул Бастунджи»)
Дзæгъæл мæ ныууагъта мæ ныууагъта мæ фыд,

Нæ зонын мæ мады рæвдыд,

Нæ бæстæй фæхицæн дæн сонтæй.

Кæмдæрты æнæсæронæй, æдыхæй, æцæгæлонæй

Мæ уалдзæг æрвыстон фыдбонтæй

Фæхæссон ма загътон , уæддæр

Фæстæмæ мæ иунæджы сæр

Мæ Ирмæ, мæ райгуырæн бæстæм

Мæ цæстысыг донау мызти,

Мæ зæрдæ фырцинæй рызти,

Куы скастæн нæ цъитиджын хæхтæм.

( «Ракæс» - æй скъуыддзаг»)(Отрывок из стихотворения К. Хетагурова «Взгляни»)
Я видел вас: холмы и нивы,

Разнообразных гор кусты,

Природы дикой красоты,

Степей глухих народ счастливый

И нравы тихой простоты

( «Черкешенка»)
Куыд уарзтон æхсæрдзæнты тæдзæнтæ

Бæрзонд хæхтæ, æрвон бæстæтæ

Æмæ мадзура къæдзæхтæ.

Æз бамбæрстон мæргъты хъæлæстæ

Æнахуыр зæлты, хъæд.

Æмбæрстон тагъд уады цæуæнтæ,

Æмæ тызмæг дымгæйы ниуд.

( «Тæрхоны раз», тæлмацгæнæг Гаглойты Джунæ . «Перед судом» в переводе ученицы данного класса Гаглоевой Джуны)
Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлеели детство мое,

Вы носили меня на своих одичалых хребтах,

Облаками меня одевали,

Вы к небу меня приучили, и я с той поры

Все мечтаю о вас да о небе.

( «Синие горы Кавказа…» )
Æрыхъал ис Хъазыбег – Хох

Ыскæсынæн саламтæ`рвитгæ

Цæугæдæтты лæнчытæ, къох

Фæсырдтой се`мбæрзæн цъæх мигътæ

Ыслæсынц зивæггæнгæ рæгътæ

Ныр æврæгътæй…Æрыхъал хъæд

Æмæ сæ цины зардæй мæргътæ

Рæвдауынц арвы цъæх æппæт.
Люблю я цепи синих гор,

Когда, как южный метеор,

Ярка без света и красна

Всплывает из-за них луна,

Царица лучших дум певца

И лучший перл того венца,

Которым свод небес порой

Гордится, будто царь земной.

(« Люблю я цепи синих гор…»)
- Раздæхæм ма фæстæмæ нæ эпигрæфмæ. Куыд уæм кæсы , радтой Къоста æмæ Лермонтов сæ зæрдæтæ Кавказæн?

( Кæй зæгъын æй хъæуы, радтой.)

Мæнмæ гæсгæ абон ам чи бады, уыдон дæр сæ зæрдæты кæцыдæр хай радтой Кавказæн.

Как вы думаете отдали свои сердца Кавказу К.Л. Хетагуров и М. Ю. Лермонтов? Да и на мой взгляд еще и многие из тех , кто сегодня присутствует на уроке.