|
Педагогический проект
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников
с задержкой психического развития»
разработала
Горшкова Лариса Викторовна
учитель-дефектолог
г. Нижневартовск
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта…………………………………………………….3
2. Краткая аннотация проекта………………………………………………..4
3. Обоснование необходимости проекта…………………………………….4
4. Цели и задачи проекта……………………………………………………...6
5. Основное содержание проекта…………………………………………….6
6. Ресурсы…………………………………………………………………….15
7. Партнеры…………………………………………………………………...16
8. Целевая аудитория………………………………………………………...16
9. План реализации проекта…………………………………………………17
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект………………………..18
11. Перспективы дальнейшего развития проекта………………………….19
12. Литература………………………………………………………………..19
13. Приложения………………………………………………………………20
|
Формальные параметры
| 1.1.Наименование педагогического опыта
| Проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
| 1.2. Автор – разработчик педагогического опыта
| Горшкова Лариса Викторовна, учитель-дефектолог первой квалификационной категории
| 1.3.Тип и вид представляемого образовательного учреждения
| Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №60 «Золушка»
| 1.4.Период
формирования
и функционирования педагогического опыта
| Проект инновационный, практико-ориентированный, долгосрочный, рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
1 этап: май - август 2010 год.
2 этап: сентябрь 2010 г. - апрель 2013 г.
3 этап: май - август 2013 г.
I Этап - (подготовительный) подбор, изучение и краткий анализ психологической, методической и педагогической литературы; анкетирование родителей, индивидуальные беседы; определение цели и задач; подборка инструментария для осуществления педагогического мониторинга; обогащение предметно – развивающей среды.
II Этап – (основной) апробация методик, технологий и средств обучения; разработка, поиск и систематизация материала, корректировка планирования; внедрение образовательной технологии в практику работы.
III Этап – (аналитический) проведение анализа и теоретического обоснования данных, полученных в результате реализации технологии; определение эффективности внедрения технологии; обобщение опыта работы; разработка рекомендаций для педагогов по применению и реализации проекта.
| 1.5.Адрес педагогического опыта
| МБДОУ ДСКВ №60 «Золушка», ул. Мира, 23»Б»
г. Нижневартовск, Ханты – Мансийский автономный округ - Югра Тюменская область.
| 1. Информационная карта
2. Краткая аннотация проекта Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет технологию формирования элементарных математических представлений как средства развития мыслительной деятельности у дошкольников с ЗПР, работу с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения. Практические игровые задания в «Развивающей тетради», предназначенные для использования на подгрупповых и индивидуальных занятиях и внедрение «Индивидуальных коррекционных маршрутов сопровождения ребенка с задержкой психического развития по развитию элементарных математических представлений и мыслительной деятельности.
3. Обоснование необходимости проекта Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник - это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир…. Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования.
Актуальность состоит в том, что обучение математике опирается на элементарные знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни, общаясь со сверстниками и взрослыми, действуя с различными предметами. В результате этой деятельности дети приобретают сведения, которые становятся фундаментом их дальнейшего обучения.
Дошкольники с задержкой психического развития с трудом усваивают материал, не уверены в своих силах, плохо адаптируются в новой обстановке, показывают более низкие результаты. Практика обучения и воспитания детей с ЗПР позволяет надеяться на положительный прогноз в плане усвоения ими учебной программы при соответствующей психолого-педагогической и методической организации процесса обучения.
Введение в образовательный процесс математического материала создает условия для успешного обучения детей. Дошкольники не видят, что их чему-то обучают, они думают, что они только играют. Но, не заметно для себя в процессе игры дети считают, складывают, вычитают, более того, они решают различного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно, потому что они любят играть.
У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень сформированности математической деятельности, поэтому одним из актуальных направлений образовательной деятельности ДОУ является поиск эффективных средств формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Многочисленными исследованиями доказано, что возрастные возможности детей дошкольного возраста позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что в соответствии с возрастом ребенка необходимо подбирать и формы, и способ обучения. В связи с этим на конкретных возрастных этапах создаются наиболее благоприятные условия формирования определенных знаний и умений.
В методической литературе существует достаточное количество материала математического содержания, однако оно не систематизировано для детей с задержкой психического развития, поэтому его использование затрудняет практиков.
В связи с выявленной проблемой и с учетом актуальности данного направления, возникает необходимость в разработке проекта: «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Объект проекта: процесс формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Предмет проекта: формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.
Цель проекта: обосновать эффективность технологии формирования элементарных математических представлений как средства развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи проекта:
Провести теоретический анализ специальной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Провести экспериментальные исследования по формированию элементарных математических представлений у детей с ЗПР.
Разработать и выявить эффективность технологии формирования элементарных математических представлений как средства развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Оформить полученные в ходе исследования результаты и провести их анализ.
Методы проекта: для решения поставленных задач были использованы теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, сравнение, диагностика, обработка полученных результатов.
База проекта: МБДОУ ДСКВ №60 «Золушка» города Нижневартовска.
В коррекционной работе, как и в иной, при работе с детьми, важными методологическими принципами являются: системность, комплексность, творческий индивидуальный подход. Главным методом было вовлечение ребенка в игровой процесс, где незаметно для него самого будет производиться обучение. При диагностике, а также контроле основным методом был педагогический эксперимент с последующей обработкой полученных результатов.
4. Цели и задачи проекта Цель: формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.
Задачи:
- учить овладевать содержанием первоначальных математических представлений и понятий (формировать представления о количестве и счете, размере предметов, геометрических фигурах, пространственных и временных понятиях, действиях с группами предметов);
- развивать элементы понятийного и эвристического мышления и элементы поисковой деятельности (на основе формирования развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами, развития умственных действий);
- формировать культуру учебно-познавательной и интеллектуальной деятельности (на основе овладения предпосылками учебных навыков, принятия и постановки учебно-познавательной задачи, развития операционных и регулятивных компонентов учебной деятельности).
Основное содержание проекта
Содержательная форма педагогического опыта представлена технологией по формированию элементарных математических представлений как средства развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития и включает в себя работу с родителями и специалистами дошкольного образовательного учреждения.
Разработанная педагогическая технология соответствует следующим характеристикам:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая.
По основному фактору развития: комплексная.
По концепции усвоения: развивающая.
По ориентации на личностные структуры: информационно-познавательная (знания, умения, навыки).
По типу управления познавательной деятельностью: развивающая.
По организационным формам: групповая + индивидуальная + фронтальная.
По подходу к ребенку: личностно-ориентированная.
По преобладающему методу: игровая.
По категории обучаемых: массовая (дети 6-7 лет).
Схематично педагогический проект представлен в приложении 1, который осуществляется по трем направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
Работа с детьми проводится по подгруппам и индивидуально и представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.
Работа с родителями включает в себя знакомство с руководством по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР и развитию мыслительной деятельности, знакомство с проблемой исследования на родительских собраниях, индивидуальную работу, беседы, открытые занятия.
Работа с педагогами представляет собой разработку и внедрение рекомендаций по планированию коррекционной работы в режиме дня, работу с занимательным материалом математического содержания, играми и упражнениями для детей дошкольного возраста, организацию семинаров-практикумов по проблеме исследования, открытые занятия, оказание индивидуальной методической помощи воспитателям.
В содержание технологии входит:
перспективное планирование (приложение 2);
индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка с
ЗПР по развитию элементарных математических представлений
(приложение 3);
примерные задания на составление геометрических фигур из палочек
(приложение 4);
художественное слово (стихи о цифрах, занимательные задачи в
стихах) (приложение 5);
логические упражнения и задачи (приложение 6);
игры на составление целого из частей и воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (приложение 7);
игры – ассоциации (приложение 8);
практические задания на закрепление цвета, геометрических фигур, размера (приложение 9);
«Развивающая тетрадь» (приложение 10);
Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата используются разные формы работы (схема представлена в приложении 11).
Непосредственно-организованная деятельность проводится 2-3 раза в неделю по подгруппам. Продолжительность занятий от 25 до 30 минут, в зависимости от возраста.
Все обучение дошкольников носит наглядно-действенный характер. Это значит, что все математические понятия дети усваивают в процессе активной деятельности: в играх, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисование, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из палочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из деталей конструктора).
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста невозможно без использования занимательных игр.
В процессе решения задач на смекалку, обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям. Показателем рациональности поиска является и уровень его самостоятельности, характер производимых проб.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, формирования важных качеств личности ребенка.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используется сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.
Играя в такие игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Занимательный материал, такой как "Задумай число", "Число, как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие рекомендую воспитателям использовать на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости. «Кто будет первый?», «Кто идет второй?» и т.д.
Мною разработаны и дополнены игры математического содержания из программы С.Г.Шевченко. Например: программой предусмотрена игра «Цветные паровозики», у автора проекта игра называется «Контролер». Детям предлагается в паровозик посадить столько игрушек, сколько представлено на вагоне. Игру постепенно усложняю, сначала на вагоне написаны цифры, затем, составляют примеры.
Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета (я беру цвета радуги). Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаю игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.
Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, использую следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. Аналогично провожу игру, составленную мной «Назови свое место».
В третью группу входят материал на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяю и закрепляю в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок, и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - «Ночью, когда в группе никого не было» – говорится детям, – «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Затем распечатывается письмо, в котором написано: «Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д.». Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагаю узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Провожу игру типа «Лото». Детям предлагаю картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли.
Занимательный материал «Геометрическая мозаика» использую с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:
Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)
Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)
Работа по собственному замыслу (просто человека)
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество занимательного материала, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Игры на логическое мышление не включены в отдельный раздел, а применяются в каждом блоке «Игры с цифрами и числами», «Игры путешествие во времени», «Игры на ориентирование в пространстве», «Игры с геометрическими фигурами», «Игры на определение величины». Сюда можно отнести комплекс игр («Танграм», «Пифагор», «Сфинкс», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Листик», «Вьетнамская игра»), которые используется на составление фигуры по образцу, накладывая фигуры на образец, а далее – просто по образцу.
Это также задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняют. Предлагаются задания, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общей умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных и временных представлений.
Особо важным следует считать развития у детей умение догадываться о решении на определённом этапе, анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.
Нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной. Здесь на лицо поиск решения, выстраивание гипотез, проверка их, доказательство верного решения. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб: практическими –действия в перекладывании, подборе; и мыслительными - обдумывание хода, предугадывание результата, предложение решения. В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения, дети проявляют догадку, т.е. как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность, безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения на основании практических действий и обдумывания. При этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части решения на каком-то этапе.
Мною разработана «Развивающая тетрадь», предназначенная для совместной работы дефектолога, воспитателя и детей 6-7 летнего возраста. Тетрадь содержит игровые задания, которые способствуют развитию мыслительной деятельности детей с отклонениями в развитии: развивает умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, рассуждать, выделять существенное и второстепенное, объединять предметы на различных основаниях, видеть в предметах разные их свойства, видеть относительность границ между отдельными группами явлений и объектов.
На закрепление знаний детей по каждому разделу я старалась подобрать определенное задание, например:
1, 2,3,5,7,9,11,12,15 на ориентировку в пространстве
4 ,6,10,14,15,18,21,23,24,25 на закрепление знаний о геометрических фигурах
8,13,16,17,19,21 закрепляют количество и счет
15,25- величину
Но почти каждое задание многофункционально, например, 15, 21, 25 – эти задания можно использовать и на закрепление геометрических фигур, и на штриховку, и на закрашивание, и на ориентировку в пространстве, и на развитие мелкой моторики, на поиск недостающих фигур.
С 3 периода – с 26 занятия – логические задачи только на поиск недостающих фигур с постепенным усложнением.
Так как ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому «Развивающая тетрадь», по сути, является системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этого занимательного материала осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком. Сначала рассматривают с ребенком картинку, просим назвать известные ему предметы и явления, рассказать о неизвестных. Ни в коем случае не торопить - каждый ребенок должен работать в своем темпе. Нельзя сразу же объяснять ребенку, что и как он должен делать. Он должен пробовать сам! Своим невмешательством взрослый как бы говорит ребенку: «У тебя все в порядке! Ты справишься!». Надо набраться терпения и выслушивать даже самые, на первый взгляд, абсурдные предложения: у него своя логика, и у взрослого нет другой возможности познакомиться с ней, как выслушать все его мысли до конца. Не следует настаивать на том, чтобы ребенок сделал все задания на листе за один раз. Если у ребенка пропал интерес - надо прерваться. Но уже начатое задание лучше довести до конца, мотивируя это значимым для ребенка образом.
Математический материал позволяет организовать сложный процесс освоения элементарных математических представлений знаний в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми. Систематические упражнения развивают умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Математические понятия закрепляем в графических работах: соединение точек линиями, обводка клеток, рисование по ним предметов сложной формы, ориентиров из геометрических фигур, штриховка в различных направлениях и раскрашивание их. Все практические действия детей должны сопровождаться словесным отчетом о том, что и как они делают, что получается в результате: при этом происходит усвоение соответствующей математической терминологии (больше - меньше, поровну, увеличилось и т.п.).
Работа строится с постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических действий, опоры на образец, показ и конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий - от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.
Для ребенка дошкольного возраста с проблемами в обучении считаю оптимальным вещественное моделирование (конструирование) и графическое моделирование (рисунок, схема). Эта моделирующая конструктивная деятельность позволяет построить наглядную, сенсорно воспринимаемую модель изучаемого понятия или отношения, что чрезвычайно важно как с точки зрения психологических особенностей детей, так и с точки зрения усвоения понятий.
Дидактически действие моделирования является как раз тем общим способом действия, который отражает специфику математического описания действительности. Если ребенок умеет построить какую-либо модель изучаемого понятия, процесса, явления, ситуации, отношения и описать ее математическим языком, значит, он обладает тем, что мы называем математическим мышлением. Именно через работу с геометрическим материалом на основе модельного подхода, возможно формировать и развивать математическое мышление ребенка с трудностями в обучении.
Иными словами, при построении коррекционно-развивающего курса математики для детей с задержкой развития особую значимость приобретает использование вещественных моделей, с которыми ребенок может действовать собственными руками, а не только наблюдать за действиями педагога, и это является обязательным требованием.
Прежде всего, даем ребенку возможность попробовать самому справиться с заданием. Если ребенок не может справиться с заданием, оказываем ему необходимую помощь: минимальную помощь, позволяющую ребенку начать действовать. Такое оказание помощи ребенку помогает выявить, насколько чувствительным он оказывается к помощи, принимает ли ее, усваивает ли ее, может ли под влиянием оказанной помощи сам найти дальнейший путь деятельности или найти и исправить ошибки.
Из курса дидактики известно, что на занятии возможны три вида помощи ребенку: стимулирующая помощь, направляющая помощь, обучающая помощь.
Стимулирующая помощь - имеет целью включение ребенка в работу (когда он сам не решается начать действовать или когда работа завершена, но выполнена неверно). Например, Илья не может самостоятельно начать работу первым, поэтому помогаю ему организовать себя, одобряю его, успокаиваю, вселяю уверенность в то, что он справиться с заданием. Повторяю само задание, уточняю, что он не понял, еще раз поясняю задание; Алеша достаточно быстро выполняет задание, при этом допускает ошибки, поэтому Алеше указываю на наличие ошибок в работе и предлагаю пути их поиска и исправления (сверка с образцом, повторение цели задания).
Направляющая помощь - необходима, когда ребенок не может определить способ или выбрать средства деятельности, выделить первый шаг и спланировать деятельность. В этом случае использую наводящие вопросы или подсказки к выбору средств деятельности, помогаю ребенку сделать первый шаг по его выполнению, вместе намечаем план действий (что - сначала, что - потом). Например, Регина не может начать складывать разрезную картинку, ставлю первый фрагмент и показываю его правильную ориентировку: «Смотри, этот — отсюда...» и т. п.
Обучающая помощь — необходима в тех случаях, когда первых двух видов недостаточно, тогда непосредственно показываю ребенку, что и как сделать. Например, Вове не под силу самостоятельно по образцу выложить предмет из геометрических фигур. Поэтому вначале работе учу видеть весь предмет в целом, затем анализирую, из каких фигур он состоит, и далее намечаем этапы работы. Особую диагностическую важность приобретает в этом случае степень восприятия помощи. Эффективным восприятием обучающей помощи можно считать ситуацию, когда ребенок не только сам справляется с заданием после оказания обучающей помощи, но и может перенести усвоенный способ деятельности на решение, как аналогичных задач, так и задач структурно аналогичных, но заданных либо на другом материале, либо в других внешних условиях.
Именно обучающая помощь такого плана характеризует сам тип коррекционно-развивающего обучения. Поэтому любую учебную работу в коррекционно-развивающем обучении следует строить так, чтобы она была одновременно и обучающей, и диагностической.
В последние годы все больше внимания уделяется вопросам укрепления семьи и созданию соответствующих условий для выполнения ею задач развития ребенка. С каждым годом общество придает большее значение воспитательным функциям семьи, создает условия для повышения образовательного уровня и педагогической культуры родителей. Эффективность работы зависит от тесной связи между педагогом и родителями. В документах (Конституция Российской Федерации, в Гражданском и Семейном кодексах, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации») чётко обозначена, новая по сравнению с предшествующими временами позиция: «Родители являются полноправными участниками образовательного процесса». В связи с современными взглядами на роль семьи в воспитании ребёнка происходит обновление системы дошкольного образования.
Работа с родителями - одно из важнейших направлений в коррекционно-развивающем обучении детей по созданию благоприятных условий для их развития. Основная задача работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
Совместную работу с родителями по формированию элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития проводим в форме докладов и сообщений на родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультаций, бесед (приложение 12). Например, дискуссия «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста». Наиболее распространенная форма работы с семьей - беседа. В беседе с родителями уточняем, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие упражнения используют по формированию элементарных математических представлений как средства развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития.
Повышению педагогической культуры родителей способствуют специальные семинары, на которых с ответами выступают не только педагоги, но и сами родители. Темы выступлений подбирают заранее и раскрывают какую-нибудь актуальную проблему математического развития детей. Например, по теме «Подготовка детей к школе» родители готовили следующие выступления: «Обучение счету и основам математики детей дошкольного возраста», «Ребенок учится считать», «Занимательные задачи. Задачи в стихах», «Математика для малышей», «Задачки на логику», «Формирование у ребенка представлений о времени» (приложение 13).
Важно, чтобы родители побуждали ребенка к самостоятельной умственной деятельности, учили его логически мыслить. А для этого совсем не обязательны специальные упражнения. Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. Ставя ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющийся у него опыт и знания.
«Тетрадь взаимосвязи» учителя-дефектолога с детьми и родителями представляет собой дополнительный материал для индивидуальной работы с детьми. Во время занятий их использование не предполагается - они предназначены для совместной работы детей с родителями после занятий.
Для каждого ребенка разработан «Индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка с ЗПР по развитию элементарных математических представлений», где родителям рекомендуем определенную работу с ребенком (приложение 3) по разделам программы.
Педагоги группы, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель должны работать в тесном содружестве, стремится к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Для работы с педагогическим коллективом использую диспут «Проблемы формирования элементарных математических представлений у детей с ЗПР», деловую игру «ФЭМП посредством занимательного материала» и «Активные методы ФЭМП», консультации (приложение 14)
Для реализации данного проекта созданы соответствующие условия:
предметно – развивающая среда;
подобран и систематизирован занимательный материал;
разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов ДОУ по данной теме;
Методом проекта является технология, которая включает в себя:
комплексно-тематическое планирование;
индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка с
ЗПР по развитию элементарных математических представлений;
примерные задания на составление геометрических фигур из палочек;
художественное слово (стихи о цифрах, занимательные задачи в стихах);
логические упражнения и задачи;
игры на составление целого из частей и воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений;
игры – ассоциации;
практические задания на закрепление цвета, геометрических фигур, размера;
«Развивающая тетрадь»;
6. Ресурсы
№
| Наименование ресурсов
| Описание ресурсов
| 1
| временные
| Один год
| 2
| информационные
| Психолого-педагогическая-методическая литература, видеофильмы, художественная литература, интернет, методические рекомендации, презентации, буклеты, брошюры, стенды
| 3
| интеллектуальные (экспертные)
| заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
| 4
| человеческие (кадровые)
| Учитель-дефектолог (1 ед.), учитель- логопед (1 ед.), педагог-психолог (1 ед.); воспитатель (2 ед.), музыкальный руководитель;
| 5
| организационные («административный» ресурс)
| Заведующий МБДОУ, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, старший воспитатель;
| 6
| материально-технические
| Аудио-видео техника и мультимедийные установки.
| 7
| финансовые
| Финансовое обеспечение проекта осуществляется в пределах средств, выделенных из средств местного бюджета (бумага, принтер)
|
7. Партнеры Партнеры образовательного процесса при реализации педагогического проекта
1. Специалисты: учитель-дефектолог, учитель- логопед, педагог-психолог; музыкальный руководитель, воспитатели;
2. Родители дошкольников с ЗПР
8. Целевая аудитория Принципы отбора участников:
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности дошкольников с ЗПР. Реализация этого принципа особенно важна при обучении детей с ЗПР, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
Принцип учета возрастных возможностей.
Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям дошкольников с ЗПР на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
Целевая группа: дошкольники 6-7 лет с ЗПР.
9. План реализации проекта
№
| Задачи
| Вид деятельности
| Ответственные
| Сроки реализации
| Подготовительный этап
| 1.
| Анализ документации
| Изучение документации
| учитель-дефектолог -Горшкова Л.В.
| май-август 2010
| 2.
| Выявить проблемы
| Мониторинг дошкольников, анкетирование родителей, воспитателей.
| учитель-дефектолог-Горшкова Л.В.
учитель- логопед, педагог-психолог; музыкальный руководитель, воспитатели;
| май - август 2010
| Основной этап
| 3.
| Реализация проекта
| апробация технологии формирования элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития,
родителями, специалистами дошкольного учреждения.
| учитель-дефектолог -Горшкова Л.В.
| сентябрь 2010 г. - апрель 2013 г
| Аналитический этап
| 7.
| Оценить эффективность проекта
| Оценка эффективности
| учитель-дефектолог -Горшкова Л.В.
| Май-август 2013
|
10. Ожидаемые результаты и социальный эффект Ожидаемые результаты:
- знают содержание первоначальных математических представлений и понятий (сформированы представления о количестве и счете, размере предметов, геометрических фигурах, пространственных и временных понятиях, действиях с группами предметов);
- развиты элементы понятийного и эвристического мышления и элементы поисковой деятельности (на основе сформированности развернутых практических действий с предметами, наглядным материалом и условными символами);
- сформирована культура учебно-познавательной и интеллектуальной деятельности (владеют учебными навыками принятия и постановки учебно-познавательной задачи, развиты операционные и регулятивные компоненты учебной деятельности).
Критерии эффективности проекта
Критерии эффективности подразделяются на количественные и
качественные:
-количественные: количество проведенных мероприятий с дошкольниками с ЗПР, количество детей, принимающих участие в мероприятиях, положительная динамика в усвоении элементарных математических представлений (к концу учебного года уровень знаний о признаках предмета повысился на 32%, о размерах предмета на 40%, о геометрических фигурах на 50%, по разделам «Количество и счет» на 38%, «Пространственные и временные понятия» на 29%).
- качественные: уровень удовлетворенности родителей проведенными мероприятиями, уровень удовлетворенности специалистов. Показатели количественных критериев эффективности
Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
| Количество проведенных мероприятий
| Все мероприятия
| Половина мероприятий
| Часть мероприятий
| Количество детей, принимающих участие
| 11-15 человек
| 6-10 человек
| 1-5 человек
| Количество усвоенных знаний дошкольниками с ЗПР
| 85 % - 100%
| 41% - 84%
| Менее 40 %
|
Показатели качественных критериев эффективности
Высокий уровень
| Средний уровень
| Низкий уровень
| уровень удовлетворенности родителей проведенными мероприятиями
| 11-15 человек
| 6-10 человек
| 1-5 человек
| уровень удовлетворенности специалистов
| 5-7 человек
| 3-4 человека
| 1-2 человека
|
11. Перспективы дальнейшего развития проекта
Практические игровые задания в разработанной мною «Развивающей тетради» для использования на фронтальных и индивидуальных занятиях и возможность внедрения «Индивидуальных коррекционных маршрутов сопровождения ребенка с ЗПР по развитию элементарных математических представлений» в образовательный процесс развития мыслительной деятельности рекомендованы в практику учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений города Нижневартовска.
12. Литература
Данилова В.В.. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.: ИНФРА – М. 2002. – 154 с.
Доронова Т.И.. Программа «Радуга». М.: ИНФРА – М. 2002. – 154 с.
Ерофеева Т.И.. Математика для дошкольников. М.: ИНФРА – М. 2002. – 154 с.
Логинова В.И., П.Г. Саморукова. Дошкольная педагогика, ч.1. М.: ИНФРА –М. 2002. – 154 с.
Сумина И. Формирование элементарных математических представлений с использованием игровых приемов. // «Дошкольное воспитание» № 10, 1989 г. – с. 39-41.
Сумина И. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей. // Дошкольное воспитание № 1-5, 1998 г. – с. 51-52
Сумина И. Ориентировка в пространстве. //Дошкольное воспитание № 8, 1998 г. – с.45-48
Беженова М.А.. Веселая математика. М.: ИНФРА –М. 2004. – 104 с.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. М.: ИНФРА –М. 2000. – 94 с.
Тарабарина Т.И., Н.В. Елкина. И учеба, и игра: математика. М.: ИНФРА –М. 2000. – 57 с.
Белошистая. А.В. Современные программы математического образования дошкольников. М.: ИНФРА-М, 1999. – 234 с.
Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение 1990г. – 345 с.
Альтхауз Д. , Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение 1984 г. – 145 с.
Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение 1989 г. – 154 с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Просвещение 1976г. – 234 с.
Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: Просвещение 1981г.- 143 с.
Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа М.: Педагогика 1982г. – 132 с.
Ерофеева Т.И. и другие. Математика дня дошкольников. - М.: Просвещение 1992г.
Психология и педагогика игры дошкольника /Под. ред. Запорожца А.В. и Усовой А.П. М. : Просвещение 1966г. стр. 216-220.
3вонкин А. Малыш и математика, непохожая на математику. Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.
Логинова В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах. - М.: Уч. Пед. Издат. 1964. – 123 с.
Логинова В.И. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л. : 1990г. стр.24-37.
Леушина А.М. Обучение счёту в детском саду. - М. : Учпедиз. 1961г.стр. 17-20.
Монтессори М. Дом ребёнка. Изд. 4-е.-М. : Изд. «Задруга» 1920г. стр. 182-183.
Морозова М. , Тихеева Е. Счёт в жизни маленьких детей. Изд. 2-е. - М.-Л. : Госиздат 1927г. стр.6-13, 66.
Менчинская Н.А. Психология обучения арифметике. АПН РСФСР 1955г. -М. стр. 164-182.
Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.
Носова Е.А. Предматематическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений. - Л. : 1990г. стр.47-62.
Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л.: 1990г. стр.24-37.
Непомнящая Н.Н. Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики). - М. : Педагогика 1983г. стр. 7-15.
Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления - М.: МГУ, 1972г. стр.41-74.
Плаксе Ж. Избранные психологические труды. - М. 1969г.
Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т-1.,-М.: Педагогика 1981г. стр.167-168.
Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под ред. Венгер Л.А. - Киев: 1985г. стр. 39-42.
Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием.- М.: Просвещение 1987г. стр. 9-19.
Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений дошкольников. - М.: Просвещение 1980г. стр.37-40.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2.-М.: Учпедиз, 1954г. стр.651 -652.
Фребель Ф. Воспитание человека. - М. Изд. К.И.Тихомирова 1964г. стр.57-60.
Федлер М. Математика уже в детском саду. - М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32, 97-99.
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. / С.Г.Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2005.-96 с.
Баряева Л.Б. Математическое развитие дошкольников с интеллектуальной не достаточностью. - СПб, 2003.
|
|
|