Главная страница

Формирование универсальных учебных действий



Скачать 339.28 Kb.
НазваниеФормирование универсальных учебных действий
Дата10.04.2016
Размер339.28 Kb.
ТипУрок

НОМЕР И ТЕМА УРОКА

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ДАТА

ПО ПЛАНУ

ПО ФАКТУ

I четверть

Образы песенной, танцевальной, маршевой музыки

Песня, танец, марш в творчестве композитора, исполнителя, слушателя

Урок № 1.

Музыка вокруг нас

Музыкальный

материал

П. И. Чайковский.

«Мелодия».

Народные песни, танцы и марши.

Три основы музыки

Песня, танец, марш как три типа связи музыки и жизни.

П. И. Чайковский.

«Детский альбом»:

пьесы «Полька»,

«Сладкая грёза», Марш деревянных солдатиков

Желание учиться. (Л.)

Наблюдать за музыкальными явлениями. (П.)

Осуществлять сравнение, обобщение по родовым признакам. (П.)

Соотносить информацию, полученную посредством слуха, зрения и движения. (П.)

Принимать учебную задачу, действовать по указанию учителя. (Р.)

Участвовать в коллективной беседе, выражать свою точку зрения, соблюдать правила общения. (К.)

Наблюдают за музыкой в жизни человека.

Выявляют основных участников музыкальной коммуникации и неразрывное единство их творчества.

«Открывают» три основные жанровые сферы музыки (песня, танец, марш) и определяют их на слух Знакомятся с различными способами исполнения и записи музыки.

Передают в пении, движении, пластическом интонировании, графической записи особенности песни, танца, марша.

Разучивают и исполняют песенные, маршевые и танцевальные мелодии.

Различают выраженные в музыке чувства и настроения человека.

Рассматривают страницы

учебника, знакомятся с

условными обозначениями.




Маршевая музыка

Урок №2.

Какие бывают марши?

Марш в музыке народной и композиторской.

Музыкальный материал

П. И. Чайковский.

Марш деревянных солдатиков.

С. С. Прокофьев.

Марш из «Детской музыки». Марш из оперы «Любовь к трём апельсинам».

Познавательный интерес к учебному предмету. (Л.)

Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.)

Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по родовым и видовым признакам. (П.)

Создавать пластическую модель маршевой музыки. (П.)

Ориентироваться в графической модели маршевой мелодии. (П.)

Выдвигать предположения и подтверждающие их доказательства. (П.)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Осуществлять поиск информации в учебнике. (П.)

Преобразовывать музыкальный материал в соответствии с учебной задачей. (П.)

Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.)

Выявлять и исправлять допущенные ошибки. (Р.)

Участвовать в коллективных беседе и исполнительской деятельности. (К.)

Определяют жизненное предназначение маршей.

Разучивают и поют маршевые мелодии, передают характер маршевой музыки в движении.

Сравнивают марши по характеру.

Знакомятся со звучанием маршей в исполнении симфонического и духового оркестров.

Ищут пути пластического выражения и графической фиксации маршевых мелодий.

Подбирают ритмическое сопровождение к маршам на детских музыкальных инструментах.

Импровизируют и переинтонируют маршевые мелодии.

Подбирают вступление к маршевой теме.

Импровизируют интонации, мелодии, ритмическое сопровождение (в пении, движении, игре на детских музыкальных инструментах) в характере основных жанровых сфер музыки.

Выявляют основные средства музыкальной выразительности.

Передают характер марша в пении, движении, ритмическом сопровождении на детских музыкальных инструментах.

Анализируют построение маршевой мелодии (соотносят звуковую и графическую модели) и фиксируют ошибки в её графической записи.

Знакомятся с элементами нотной записи.




Урок №3.

Маршевая музыка

Л. в. Бетховена

Симфонический оркестр.

Музыкальный материал

Л. в. Бетховен. Главная тема финала Пятой симфонии.




Танцевальная музыка

Урок №4.

Какие бывают танцы?

Танец в музыке народной

и композиторской

Музыкальный материал

П. И. Чайковский.

«Детский альбом»:

«Полька», «Вальс», «Мазурка», «Камаринская».

С. С. Прокофьев.

Вальс из «Детской музыки».

П. И. Чайковский.

«Камаринская»

Народный наигрыш и его композиторская интерпретация.

Содержание и построение пьесы.

Вариации.

Познавательный интерес к учебному предмету. (Л.)

Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.)

Слышать за музыкальной интонацией характер человека и его жизненные обстоятельства. (П.)

Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. (П.)

Создавать пластическую модель танцевальной мелодии. (П.)

Ориентироваться в графической модели танцевальной мелодии. (П.)

Выдвигать предположения и обосновывать их. (П.)

Преобразовывать музыкальный материал в соответствии с учебной задачей. (П.)

Устанавливать ассоциативные и причинно- следственные связи. (П.)

Понимать и принимать учебную задачу, искать способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.)

Выявлять и исправлять допущенные ошибки. (Р.)

Исполнять танцевальную музыку в коллективной музыкальной деятельности. (К.)

Участвовать в коллективной беседе. (К.)

Разучивают и поют танцевальные мелодии, характеризуют их музыкальные образы, подбирают к ним танцевальные движения.

Выявляют особенности ритмоинтонаций, выделяют в танцах характерные ритмические фигуры.

Ищут пути пластического выражения и графической фиксации танцевальных мелодий.

Разучивают, поют и пластически интонируют мелодии вальсов П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева.

Сравнивают вальсы по интонационно- образному содержанию.

Определяют (первые пробы) автора незнакомой музыки в опоре на ранее изученные произведения этого композитора.

Разучивают тему народного плясового наигрыша «Камаринская», прогнозируют пути её изменения (варьирования).

Слушают, поют и пластически интонируют одноимённую пьесу П. И. Чайковского, ориентируясь по графической записи.

Сочиняют ритмическое сопровождение к пьесе «Камаринская» на детских шумовых музыкальных инструментах.

Получают представление о варьировании как типе развития и вариациях как форме в музыке.

Разучивают (слушают, поют, пластически интонируют) симфоническую танцевальную тему (побочную тему финала Пятой симфонии) Бетховена.

Передают в исполнении диалогичность построения темы.




Урок №5.

Танцевальная музыка

Бетховена

Танец в симфонической музыке: образное содержание, особенности развития. Инструменты симфонического оркестра.




Песенная музыка

Урок №6.

Какие бывают песни?

Разнообразие песен в музыке народной и композиторской.

Особенности песенных мелодий. Жанры песен и их типичные интонации. Построение песни.

Куплетная форма.

Песня без слов.

Музыкальный материал

Русская народная песня

«Во поле берёза стояла»,

кант «Радуйся, Росско

земле!».

П. И. Чайковский.

«Мелодия» для скрипки

и фортепиано, хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы «Евгений Онегин».

Развитие познавательных интересов. (Л.)

Уважение к музыкальной культуре (народной и профессиональной) своего народа. (Л.)

Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. (Л.)

Развитие интереса к чужому мнению. (Л.)

Осуществлять сравнение, обобщение, классификацию по видовым признакам. (П.)

Создавать пластическую модель песенной мелодии. (П.)

Ориентироваться в графической модели песенной мелодии. (П.)

Выявлять конструктивные особенности музыкально- речевого высказывания. (П.)

Выдвигать предположения и обосновывать их. (П.)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Соотносить содержание образов разных видов искусства. (П.)

Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. (П.)

Понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.)

Участвовать в коллективной деятельности (беседа, обсуждение и исполнение музыки). (К.)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Соотносить содержание образов разных видов искусства. (П.)

Составлять целое из частей и сравнивать полученные результаты. (П.)

Понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.)

Участвовать в коллективной деятельности (беседа, обсуждение и исполнение музыки). (К.)

Разучивают и поют песни (народные и композиторские) и песенные мелодии инструментальных произведений.

Наблюдают за выражением в музыке различных чувств и мыслей человека.

Выявляют интонации, типичные для разных

песенных жанров.

Импровизируют мелодии песен на народные слова.

Разыгрывают песни и представляют их своим одноклассникам.

Разучивают песню П. И. Чайковского «Осень», анализируют строение её мелодии.

Выявляют соотношение слов и мелодии в песне.

Слушают, исполняют и анализируют симфонические песенные мелодии Л. в. Бетховена, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева.

Соотносят тембровую окраску симфонических мелодий с их содержанием и передают особенности тембрового звучания тем в пении и пластическом интонировании.

Слушают и следят по графической записи пьесы «Сладкая грёза» П. И. Чайковского и «Раскаяние» С. С. Прокофьева.

Моделируют композиции из пьес П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» и сравнивают содержание полученных композиций.

Подбирают развивающие разделы к темам фортепианных пьес П. И. Чайковского «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Итальянская песенка».

Определяют форму фортепианных пьес.

Соотносят тембровую окраску симфонических мелодий с их содержанием и передают особенности тембрового звучания тем в пении и пластическом интонировании.

Слушают и следят по графической записи пьесы «Сладкая грёза» П. И. Чайковского и «Раскаяние» С. С. Прокофьева.

Моделируют композициииз пьес П. И. Чайковского «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» и сравнивают содержание полученных композиций.

Подбирают развивающие разделы к темам фортепианных пьес П. И. Чайковского «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Итальянская песенка».

Определяют форму фортепианных пьес Размышляют об особенностях музыкальной речи Л. в. Бетховена,

П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, и о сходстве разных мелодий, написанных каждым из этих композиторов.







Урок №7.

Слова и музыка в песне

Взаимодействие слов

и музыки в песне.

Музыкальный материал

П. И. Чайковский.

«Осень»

Песенная музыка

Бетховена

Музыкальный материал

Л. в. Бетховен.

Связующая тема

из экспозиции финала

Пятой симфонии.




Урок №8.

Пьесы для фортепиано П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева (два разворота)

Музыкальный материал

П. И. Чайковский.

«Сладкая грёза», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».

С. С. Прокофьев. «Раскаяние».

Л. в. Бетховен. Связующая тема из экспозиции финала Симфонии № 5.










Моделирование музыкального произведения

Урок №9.

Собираем музыкальное произведение Л. в. Бетховена

Композиционные

функции музыкальной речи (вступление, изложение, развитие, завершение).

Музыкальный материал

Л. в. Бетховен.

Экспозиция финала

Пятой симфонии.

Развитие познавательных интересов. (Л.)

Формирование позитивной самооценки. (Л.)

Составлять целое из частей. (П.)

Выдвигать предположения и обосновывать их. (П.)

Устанавливать причинно- следственные связи. (П.)

Понимать и принимать учебную задачу, искать разные способы её решения, выполнять действия проверки. (Р.)

Оценивать результаты экспериментальной деятельности. (Р.)

Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками в творческой музыкальной деятельности. (К.)

Повторяют (поют, пластически интонируют, анализируют) четыре симфонические темы Бетховена в опоре на графическую запись.

Составляют музыкальную композицию из этих тем, опираясь на представление об общности композиционных функций музыкальной и разговорной речи.

Слушают и пластически интонируют экспозицию финала симфонии целиком.




II четверть

О чём говорит музыка?

Выразительность и изобразительность в музыке

Урок №10.

О чём рассказывает

музыка?

Выразительность и изобразительность в музыке.

Музыкальный

материал

П. И. Чайковский.

«Мужик на гармонике играет», «Песня жаворонка»,

«Шарманщик».

С. С. Прокофьев.

«Дождь и радуга».

Развитие познавательного интереса. (Л.)

Формирование эмоционально-ценностного отношения к творчеству выдающихся композиторов. (Л.)

Умение слушать и слышать себя и других участников коммуникации. (Л.)

Осознавать многозначность содержания художественного образа. (П.)

Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. (П.)

Уметь схватывать смысл музыкального высказывания. (П.)

Переводить художественный образ из изобразительной формы в звуковую. (П.)

Приобретать опыт мысленного представления результата творческого задания. (П.)

Выявлять основания для сравнения и сравнивать разные интерпретации одного произведения. (П.)

Адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. (Р.)

Чувствовать затруднения партнёра и правильно реагировать на них. .)

Определяют жизненную основу музыкальных интонаций.

Сочиняют мелодии по названиям и иллюстрациям к фортепианным пьесам П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева.

Слушают эти фортепианные пьесы, анализируют их содержание и соотношение выразительности и изобразительности.

М. И. Глинка. «Попутная песня», слова Н. Кукольника

Выражение в музыке чувств и мыслей человека.

Разучивают «Попутную песню» М. И. Глинки в опоре на графическую запись.

Выявляют и передают в исполнении её выразительные и изобразительные особенности.

Анализируют соотношение в песне слов и мелодии, мелодии и аккомпанемента, соотношение содержания и построения.

Сравнивают разные интерпретации песни.




Портрет в музыке

Урок №11.

Музыкальный портрет

Воплощение в интонации внутреннего и внешнего облика музыкального героя.

Музыкальный

материал

Чайковский. «Мама», «Баба-яга», «Неаполитанская песенка» и изученные ранее музыкальные произведения.

Проявление интереса к художественной деятельности. (Л.)

Развитие позитивной самооценки и положительного отношения к занятиям. (Л.)

Осознавать многозначность содержания художественного образа. (П.)

Выявлять жизненные связи музыкального образа. (П.)

Уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. (П.)

Преобразовывать художественный текст в соответствии с учебными задачами. (П.)

Уметь действовать по плану. (Р.)

Адекватно принимать оценку взрослых и одноклассников. (Р.)

Воспроизводить музыкальные фразы осмысленно, выразительно, понятно для одноклассников. (К.)

Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. (К.)

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в процессе учебной деятельности. (К.)

Воспринимают внутренний и внешний облик музыкального героя по музыкальной интонации.

Размышляют о возможностях отражения в музыке человека и его жизненных обстоятельств.

Слушают, поют, пластически интонируют фрагменты изучаемых музыкальных произведений, анализируют воплощённые в них музыкальные образы.







«Выходили красны

девицы». Русская

народная песня

Сходство и различие

музыкальных образов

песни.

Разучивают мелодию русской народной песни «Выходили красны девицы» в опоре на нотную

и графическую записи.

Создают музыкальные портреты героев песни путём переинтонирования одной мелодии.

Участвуют в инсценировке русской народной

песни.




Герои симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк» (два разворота)

Инструменты симфонического оркестра, их выразительные и изобразительные возможности

Слушают, поют, пластически интонируют (в опоре на графическую запись) музыкальные портреты героев симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк».

Характеризуют тембровую окраску темы каждого героя




Урок №12.

Разнообразие

движений в музыке

Движение как важнейшая характеристика музыкального образа.

Особенности движений в музыке и средства их воплощения.

Музыкальный

материал

С. С. Прокофьев.

Музыкальные образы

симфонической сказки «Петя и волк». Вальс из оперы «Война и мир».

Л. в. Бетховен.

Главная тема финала

Пятой симфонии.

П. И. Чайковский.

«Мама», «Баба-яга»,

«Болезнь куклы»,

«Новая кукла».

М. И. Глинка.

«Попутная песня».

Слушают, поют, пластически интонируют разнообразные музыкальные образы.

Определяют характер движений, воплощённых

в музыке.

Выявляют сходство и различие разных типов движения в музыке.







Взаимодействие музыкальных образов в симфоническом произведении

Урок №13.

Л. в. Бетховен.

Пятая симфония.

Третья часть (три разворота)

Развитие музыкальных образов в произведении.

Повтор и контраст – принципы развития музыки

Расширение представлений детей о собственных познавательных возможностях. (Л.)

Развитие позитивной самооценки. (Л.)

Проявление интереса к художественной деятельности. (Л.)

Сравнивать варианты графической и пластической моделей одного музыкального образа и выбирать наиболее адекватные. (П.)

Охватывать художественное произведение в единстве процессуальной и композиционной сторон. (П.)

Предвосхищать развитие музыкальной истории. (П.)

Соотносить целое и его части. (П.)

Составлять целое из частей. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Доброжелательно относиться к одноклассникам. (К).

Сотрудничать с одноклассниками, обмениваться способами действия. (К).

Слушают, поют, следят по графической записи, ищут пластическое выражение основных тем-образов третьей части симфонии.

Наблюдают за изменениями тем-образов в процессе их развития, обсуждают с одноклассниками смысл происходящих изменений.

Отмечают этапы сближения двух контрастных музыкальных героев в музыке части.

Характеризуют выразительность полифонических приёмов развития и передают «многоголосие» музыки в пластическом интонировании.

Размышляют над художественным смыслом построения музыки третьей части.

Анализируют средства воплощения музыкальных образов и их развития.

Прогнозируют продолжение развития музыкальной истории в четвёртой части симфонии.

Слушают и пластически интонируют третью часть и экспозицию четвёртой части Пятой симфонии Бетховена.

Анализируют интонационное родство тем третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена, ориентируясь по графической записи этой музыки.




Урок №14.

Л. в. Бетховен. Пятая симфония. Четвёртая часть

Развитие музыкальных образов в произведении.

Музыкальный

материал

Л. в. Бетховен.

Экспозиция финала

Пятой симфонии.




Урок №15.

Как связаны части

в симфонии Бетховена?

Развитие музыкальных образов в произведении.

Интонационно- сематическое родство в симфонии.

Музыкальный

материал

Л. в. Бетховен. Третья часть и экспозиция финала Пятой симфонии.




Особенности музыки П. И. Чайковского

Урок №16.

П. И. Чайковский.

Пьесы из «Детского

альбома»

Музыкальный

материал

П. И. Чайковский.

«Утренняя молитва»,

«В церкви».

Эмоционально откликаться на шедевры отечественной музыкальной культуры. (Л.)

Сравнивать разные точки зрения на художественное явление. (П.)

Понимать коммуникативные функции частей произведения. (П.)

Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль. (Р.)

Проявлять понимание чужих затруднений, возможных причин ошибок. (Р.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыке в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Слушать чужое мнение, аргументировать свою точку зрения. (К.)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.)

Слушают, поют, пластически интонируют мелодии П. И. Чайковского.

Определяют особенности музыкальной речи П. И. Чайковского в опоре на графическую запись.

Слушают две пьесы: «Утренняя молитва», «В церкви» (из цикла «Детский альбом») – и следят по их графической записи; выявляют зависимость характера движения мелодии каждой пьесы от местоположения в цикле.

Размышляют о последовательности пьес в цикле и группируют их.

Составляют звуковое оглавление цикла «Детский альбом» Чайковского.

Слушают и анализируют разные интерпретации одной-двух пьес (по выбору учащихся или учителя).




П. И. Чайковский.

«Детский альбом»

Что отличает музыку П. И.Чайковского?

Своеобразие музыкальной речи П. И. Чайковского.

III четверть

Жизнь музыкальных образов в симфонии, опере, балете

Жизнь музыкальных образов в балете

Урок №17.

Как создаётся балет?

Своеобразие музыкально- сценических жанров.

Музыка как основа синтеза искусств в балете. Создатели балетного спектакля.

Знакомство с театральными профессиями, их содержанием и социальной значимостью. (Л.)

Приобретение опыта эмоционального

переживания жизненных проблем других людей, сочувствия человеку, находящемуся в трудной ситуации. (Л.)

Составлять целое из частей. (П.)

Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. (П.)

Осуществлять перевод художественного образа из одного вида искусства в другие. (П.)

Устанавливать аналогии и причинно- следственные связи. (П.)

Понимать смысл преобразования музыкального материала. (П.)

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. (Р.)

Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. (Р.)

Уметь действовать по плану. (Р.)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в парах, группах. (К.)

Выявляют особенности балетного спектакля и процесса его создания.

Слушают и анализируют музыку вступления к балету как обобщённое выражение его содержания.

Распознают пластическое выражение музыкальных образов в балете.

Создают на основе музыкального портрета героя балета его словесный, графический и пластический образы.

Подбирают из знакомых вальсов П. Чайковского подходящий по характеру для звучания на балу.

Слушают окончание сцены бала и определяют по музыке последовательность происходящих событий.

Анализируют преобразования интонаций темы Карабос.

Разыгрывают в классе фрагмент финала первого действия.

Знакомятся с видеофрагментом сцены бала и обсуждают его с одноклассниками.




Урок №18.

П. И. Чайковский.

Балет «Спящая красавица» (два разворота)

Специфика образов и

их взаимодействие в балетной музыке.

Танцевальное начало в балете: танец- состояние и танец-действие.

Музыкальный

материал

П. И. Чайковский.

Интродукция, вальс и

финал первого действия из балета «Спящая красавица».




Жизнь музыкальных образов в опере

Урок №19.

Как создаётся опера?

Своеобразие

музыкально- сценических

жанров. Музыка как

основа синтеза искусств в опере. Создатели оперного спектакля.

Урок №20.

М. И. Глинка. Опера

«Иван Сусанин»

(три разворота)

Музыкальный

материал

М. И. Глинка.

Интродукция из оперы

«Иван Сусанин».

Знакомство с театральными профессиями, их содержанием и социальной значимостью. (Л.)

Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей, сочувствия людям, находящимся в трудной ситуации. (Л.)

Проявление интереса к историческому прошлому своего народа. (Л.)

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыки оперы. (Л.)

Составлять целое из частей. (П.)

Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. (П.)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи. (П.)

Понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. (П.)

Осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата. (Р.)

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану. (Р.)

Принимать различные точки зрения на решение задачи. (К.)

Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками: работать в группах. (К.)

Расширять опыт вербального и невербального общения. (К.)

Переводить музыкальный образ на язык слов, жестов, движений. (К.)

Выявляют специфические особенности оперного спектакля и процесса его создания.

Распознают по музыке состояние героев и содержание сценического действия в опере.

Разучивают мужской и женский хоры интродукции, выявляют в них общие интонации.

Создают на основе музыки оперы сценические образы героев в пении, мимике, жесте, движении.

Подбирают музыкальные фразы (из уже знакомых) к словам диалога односельчан и разыгрывают диалог.

Характеризуют тембровую окраску мужского, женского и смешанного хоров.

Моделируют мелодию заключительного хора («Беда неминучая») на основе интонаций предшествующих хоров.

Составляют план инсценировки фрагмента встречи ополченцев и разыгрывают его. Знакомятся и обсуждают видеозапись постановки этого фрагмента.




Жизнь музыкальных образов в симфонии

Урок №21,22.

Как создаётся симфония?

Своеобразие симфонической музыки.

Создатели симфонии.

Группы инструментов

симфонического

оркестра.

Л. в. Бетховен.

Пятая симфония.

Первая часть

(пять разворотов)

Специфика образов

симфонии и их

взаимодействие.

Своеобразие обобщённой сюжетности в симфонии, психологический контекст анализа взаимодействия тем-

образов. Первоначальные представления о композиционных функциях экспозиции, разработки, репризы, коды.

Инструменты симфонического оркестра

Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. (Л.)

Приобретение опыта эмоционального переживания жизненных проблем других людей. (Л.)

Расширение представлений детей о собственных познавательных возможностях. (Л.)

Развитие позитивной самооценки. (Л.)

Проявление интереса к художественной деятельности. (Л.)

Получить представление о развитии конфликта и путях его разрешения. (П.)

Освоить графическую модель первой части. Выявлять этапы развития музыкальной истории. (П.)

Предвосхищать развитие музыкальной истории. (П.)

Охватывать явление в единстве процессуальной

и композиционной сторон. (П.)

Соотносить целое и его части. (П.)

Составлять целое из частей. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Корректировать результаты своей исполнительской

деятельности. (Р.)

Участвовать в групповой и коллективной музыкально- исполнительской деятельности. (К.)

Обсуждать с одноклассниками смысл происходящих изменений в музыке. (К.)

Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

Выявляют особенности процесса создания и исполнения симфонических произведений.

Знакомятся с музыкальными героями симфонии: слушают, поют, пластически интонируют, характеризуют основные темы-образы в опоре на графическую запись.

Предвосхищают возможные пути развития музыки, озвучивают свои предположения в музыкальной импровизации.

Распознают содержание первой части симфонии по характеру музыкальных образов, их развитию и взаимодействию.

Сравнивают звучание тем одного героя в разных разделах части и выявляют линию развития образа.

Проводят эксперимент по выявлению истоков новой маршевой темы в коде.

Получают представление о композиционных функциях основных разделов первой части (экспозиция, разработка, реприза, кода).

Определяют на слух характер звучания групп инструментов симфонического оркестра и тембры отдельных инструментов.

Слушают, пластически интонируют первую часть симфонии целиком в опоре на два типа графической записи: полную и сокращённую (конспект).

Знакомятся с видеофрагментом исполнения экспозиции первой части симфонии, обсуждают в классе особенности интерпретации музыки, анализируют характер общения дирижёра и музыкантов, наблюдают за расположением групп инструментов на сцене.




Урок №23,24.

Где мы встречаемся с балетом, оперой, симфонией?

Формы бытования музыкально- сценических и симфонических произведений.

Уважение к достижениям отечественной и зарубежной музыкальной культуры. (Л.)

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений. (Л.)

Принятие мнения собеседника. (Л.)

Расширять представление о культурной жизни своей страны, её национальных достояниях, культурных центрах. (П.)

Участвовать в обсуждении видеофрагментов музыкально-сценического и симфонического произведений. (К.)

Участвовать в индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности. (К.)

Выявляют и сравнивают особенности бытования музыкально-сценических и инструментальных произведений в современных условиях.

Знакомятся с видеофрагментом балета, оперы и обсуждают с одноклассниками особенности его сценического воплощения.

Знакомятся с видеофрагментом исполнения симфонии, сравнивают впечатления от восприятия аудио- и видеозаписи.

Слушают, поют, пластически интонируют, следят по графической записи, инсценируют фрагменты пройденных оперы, балета, симфонии.

Анализируют и фиксируют в графической записи динамическое развитие в первой части Пятой симфонии Л. в. Бетховена.

Рассказывают о самых ярких впечатлениях от встреч с оперой, балетом,

симфонией.




IV четверть

Как говорит музыка? (6 ч)

Интонационная природа музыкальной речи (уроки 1–2), 2 ч

Урок №25.

Речь музыкальная и разговорная

Сходство и отличие Музыкальной и

разговорной речи: представление о типах интонаций.

Понимание чувств других людей и сопереживание им. (Л.)

Эмоциональное и осмысленное восприятие художественного высказывания. (Л.)

Принятие разных точек зрения на одно явление. (Л.)

Устанавливать аналогии и причинно-следственные

связи. (П.)

Классифицировать интонации по цели высказывания, находить повествовательные, вопросительные, побудительные интонации. (П.)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (П.)

Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)

Ориентироваться на разнообразие способов решения одной задачи. (П.)

Расширить представления о диалогической речи.(П.)

Рефлексировать в ходе творческого сотрудничества. (Р.)

Оценивать свою деятельность по результату. (Р.)

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану. (Р.)

Овладевать средствами вербального и невербального общения. (К.)

Расширять интонационно- выразительные средства

своей речи. (К.)

Участвовать в коллективном обсуждении. (К.)

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного музицирования.(К.)

Понимание чувств других людей и сопереживание

им. (Л.)

Принятие разных точек зрения на одно явление. (Л.)

Расширить представления о диалогической речи. (П.)

Осуществлять синтез как составление целого из частей. (П.)

Достраивать и восполнять недостающие компоненты. (П.)

Договариваться о распределении ролей в совместной деятельности и действовать по плану. (Р.)

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного музицирования. (К.)

Выявляют сходство и отличия разговорной и музыкальной речи.

Вспоминают изученные музыкальные произведения, находят в них повествовательные, вопросительные, призывные, утвердительные интонации, передают характер интонаций в исполнении (пении, пластическом интонировании).

Экспериментируют с интонацией в разговорной и музыкальной речи, выявляют значимость интонации для передачи смысла высказывания.

Корректируют собственную музыкальную творческую деятельность.

Сравнивают музыкальную речь одного героя в разных ситуациях, выявляют различия в соотношении слов и мелодии в скороговорке и песенной мелодии.

Переинтонируют мелодию в соответствии с учебной задачей.

Приводят примеры музыкальных произведений, включающих образные и жанровые преобразования одной темы, и выявляют использованные средства музыкальной выразительности.




Урок №26.

Интонация

в речи музыкальной

и разговорной

Интонация как носитель смысла в музыке.

Представление о синтаксисе, композиционных функциях музыкальной речи.

Переинтонирование – изменение смысла в музыкальном высказывании.




Урок №27.

С. С. Прокофьев.

«Болтунья». Стихи

Агнии Барто Интонация в музыкальной речи композитора и исполнителя.

Скороговорка как способ

(манера) разговорной

и музыкальной речи.

Форма рондо.

Музыкальные диалоги

Взаимодействие

героев в музыкальных диалогах. Сходство и различие музыкальной речи участников диалогов.

Разнообразие диалогов в вокальной и инструментальной музыке.

Музыкальный материал

М. И. Глинка.

Интродукция из оперы «Иван Сусанин».

Л. в. Бетховен. Главная тема первой части Пятой симфонии.

Сочиняют слова к мелодии С. С. Прокофьева и мелодию к словам А. Барто.

Сравнивают музыкальную речь одного героя в разных ситуациях, выявляют различия в соотношении слов и музыки в скороговорке и песенной мелодии.

Разучивают фрагменты песни С. С. Прокофьева «Болтунья».

Анализируют проявление характера героя в его музыкальной речи.

Объясняют причину различия музыкальной речи Лиды в рефрене и эпизодах.

Определяют особенности формы рондо в музыке.

Находят разнообразные диалоги (согласия, борьбы, ссоры, примирения, сомнения, убеждения и др.) в изученных музыкальных произведениях.

Разыгрывают в классе по ролям музыкальные диалоги из пройденных произведений.




Урок №28.

«Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня Взаимодействие героев в музыкальном диалоге.

Сходство и различие музыкальной речи участников диалога.

Читают слова русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки» и сочиняют к ним мелодию-диалог.

Разучивают народную песню, составляют план

её исполнения в диалоге, сочиняют к песне ритмический аккомпанемент и разыгрывают песню по ролям.

Вспоминают народные песни диалогического характера и исполняют их по ролям (куплет).




Временная природа музыки

Урок №29.

Музыка живёт во времени

Отличия в передаче

жизненных явлений в

живописи и музыке.

Композиционные

функции разделов

музыкальных форм.

Музыкальный

материал

С. С. Прокофьев.

Симфоническая сказка «Петя и волк»

и пройденные музыкальные произведения.

Познавательный интерес к музыкальному искусству. (Л.)

Эмоционально-нравственная оценка действий героев музыкального произведения. (Л.)

Определять этапы развития действия в произведении. (П.)

Выявлять отличия языков разных видов искусств. (П.)

Достраивать знаково-символическую модель музыкального произведения. (П.)

Оценивать свою деятельность по результату. (Р.)

Участвовать в коллективном обсуждении. (К.)

Проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

Выявляют временную природу музыки в процессе сравнения живописного и музыкального произведений.

Характеризуют значение основных разделов музыкального произведения.

Исполняют фрагменты изученных музыкальных произведений и анализируют их построение.

Размышляют о связи формы произведения с его содержанием.

Вспоминают (поют, пластически интонируют, анализируют) темы музыкальных героев симфонической сказки.

Разбираются в порядке составления схемы- партитуры сказки.

Слушают симфоническую сказку целиком и следят по схеме-партитуре, выявляют недостающие элементы и дописывают их.

Характеризуют диалоги музыкальных героев сказки.

Импровизируют в парах музыкальный пересказ диалогов.




Вторая часть в музыкальной истории Пятой симфонии Бетховена

Урок №30.

Л. в. Бетховен. Пятая симфония. Вторая часть (три разворота)

Содержание музыкальных образов второй части, выразительные и изобразительные черты музыки. Взаимодействие тем в двойных вариациях.

Этапы развития музыки

второй части.

Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. (Л.)

Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения. (Л.)

Выявлять известное и неизвестное при решении учебной творческой задачи. (П.)

Моделировать образы второй части симфонии в вербальной и интонационно-звуковой формах. (П.)

Соотносить пластическую и графическую модели музыки второй части. (П.)

Корректировать результаты своей исполнительской

деятельности. (Р.)

Взаимодействовать с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. (К.)

Вспоминают музыку первой, третьей и четвёртой частей Пятой симфонии Бетховена.

Выявляют изменения в музыке двух героев (характер тем и их соотношение) в окончании первой и начале третьей части симфонии.

Проводят эксперимент с целью выявления интонационно-образного содержания второй части симфонии.

Сочиняют свои мелодии и сравнивают их с композиторскими.

Слушают, поют, пластически интонируют, анализируют две основные темы второй части Пятой симфонии.

Выявляют изменения в музыке двух героев в окончании первой и начале третьей частей симфонии (характер тем и их соотношение).

Исследуют преобразование двух тем в кульминации части и анализируют коду как обобщение музыкального развития второй части.




Музыкальная история Пятой симфонии Бетховена

Урок №31.

Людвиг ван Бетховен.

Пятая симфония

Обобщение жанра симфонии.

Первоначальное представление о содержании и композиционных функциях частей симфонического цикла.

Познавательный интерес к музыкальным занятиям. (Л.)

Формирование оптимистического мировосприятия.

(Л.)

Приобщение к шедеврам мирового музыкального искусства. (Л.)

Развитие позитивной самооценки. (Л.)

Эмоциональное и осмысленное восприятие многочастного художественного произведения. (Л.)

Составлять целое из частей, характеризовать функцию каждой части в целом. (П.)

Увеличивать шаг ориентировки в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности. (Р.)

Участвовать в групповом и коллективном обсуждении и исполнении музыки. (К.)

Вспоминают (слушают, поют, пластически ин-

тонируют) развёртывание музыкальной истории в Пятой симфонии Бетховена.

Характеризуют каждую часть симфонического цикла как этап развития музыкальной истории.

Выявляют характерные особенности музыкальной речи Бетховена.

Анализируют интонационные связи частей симфонии, сквозное развитие тем-образов.

Исполняют одну из частей Пятой симфонии Бетховена (по выбору).




Мир музыкальных образов

Урок №32.

Мир музыкальных образов

Разнообразие образов

музыки М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. Ванн Бетховена. Характерные черты музыкальных стилей композиторов.

Выразительные возможности основных элементов музыкального языка и их неразрывное единство в живой музыкальной речи.

Уважение к творческим достижениям отечественной и зарубежной музыкальной культуры. (Л.)

Формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности. (Л.)

Сравнивать и обобщать образы художественных произведений. (П.)

Переводить художественный образ из одного вида искусства в другой. (П.)

Воспринимать индивидуальные особенности музыкальной речи композиторов-классиков. (П.)

Понимать возможность различных интерпретаций одного музыкального произведения. (П.)

Сочетать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность. (Р.)

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. (Р.)

Проявлять доброжелательность к одноклассникам. (К.)

Вспоминают народные песни и произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Л. в. Бетховена, напевают их основные темы.

Выявляют интонации, характерные для музыки

каждого композитора.

Исполняют фрагменты пройденных произведений (по выбору учащихся).

Анализируют музыку, применяя знания основных средств музыкальной выразительности.

Рисуют обложки для нот «Детского альбома» Чайковского и симфонической сказки Прокофьева «Петя и волк».

Слушают, анализируют, передают в графической записи особенности разных интерпретаций пьесы Чайковского «Болезнь куклы».

Придумывают правила конкурса знатоков классической музыки и проводят его в классе.

Составляют программу концерта из своих любимых произведений.




Резерв (1 ч)