Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО» Е.А. Данилина, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида № 6» “Жемчужинка”
Чистопольского муниципального района РТ На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г. № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО» наше дошкольное учреждение вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому муниципальному району. Рекомендации разработаны на основе содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основная задача, которую ставили перед собой авторы—составители, - помочь педагогам образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования , сориентироваться в технологии разработки планов, являющихся обязательной документацией современного детского сада. Материал представлен в виде таблиц и моделей и сопровождается краткими комментариями, что поможет читателям составить собственное мнение о возможностях его реализации в практике дошкольной организации.
Авторы надеются, что предложенные технологии разработки и составления планов работы будут полезны практикам и помогут им успешно решить проблемы. В данной брошюре представлены образцы проектирования документации педагога дошкольного учреждения:
комплексно—тематический план
план воспитательно—образовательной работы
оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.
Комплексно—тематический план
Комплексно—тематический план группы разрабатывается на основе общеобразовательной программы ДОУ, составленной на основе ФГОС ДО на переходный период.
Комплексно—тематический план направлен на реализацию пяти образовательных областей и определяет организацию воспитательно - образовательного процесса в учреждении. План дополняется региональными особенностями, которые обогащают, углубляют и конкретизируют содержание задач федерального компонента. В ДОУ в соответствии с нормативно – правовыми документами МО и Н РТ реализуется «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаеховой и Программа «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду» З.М.Зариповой.
Комплексно—тематический план состоит из 4 частей, отражает основную часть ООП и вариативную (РК (региональный компонент) + компонент ОО):
1 часть - Перспективное планирование образовательной деятельности
2 часть - Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей
3 часть – План взаимодействия с семьями воспитанников
4 часть – Организация предметно – пространственной развивающей среды группы. 1 часть включает в себя описание образовательной деятельности, которая построена на комплексно – тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделён на темы, которые рассчитаны на одну неделю. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения обучения позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, а также компонент ОО.
2 часть решает программные образовательные задачи при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
3 часть содержит плановые мероприятия разнообразной направленности и содержания по работе с семьями воспитанников, и тематические мероприятия по реализации темы недели.
4 часть раскрывает содержание ППРС группы (пособия, материалы, оборудование) с описанием её функционального назначения, условий расположения. Описывает виды и содержание деятельности детей.
Комплексно—тематический план охватывает следующие определенные направления развития и образования детей
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (игра).
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Формирование основ безопасности.
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Приобщение к социокультурным ценностям.
Формирование элементарных математических представлений.
Ознакомление с миром природы.
3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие речи.
Художественная литература.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Приобщение к искусству.
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Конструктивно-модельная деятельность.
Музыкально-художественная деятельность.
5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура.
Образовательные области национально-регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в ОД и совместную деятельность воспитателей и детей.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Региональный компонент в разделе «Приобщение к социокультурным ценностям» реализуется через обогащение представлений о жителях города, района, республики, истории города, района, республики, их отражении в народном творчестве (мифы, сказки, легенды), используя рассказы о людях, города, района, республики; экскурсии и целевые прогулки. Региональный компонент также реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой природе, животном и растительном мире, экологической обстановке с использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п.
Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности
и саморегуляции, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Региональный компонент реализуется через «Региональную программу дошкольного образования» Р.К.Шаеховой.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Региональный компонент реализуется через внедрение в практику работы ДОУ УМК «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» (под ред. З. М. Зариповой). Форма обучения: специально организованные занятия, начиная со средней группы, на основе современных образовательных технологий. Средства обучения: игра, игровые упражнения, демонстрационные и раздаточные материалы, анимационные сюжеты, сказки, мультфильмы, комплекты аудио- и видео пособия; техническое оборудование. В процессе специально организованного обучения на занятиях и индивидуальной работе у воспитанников должны сформироваться первоначальные умения и навыки практического владения татарским языком в устной форме. Дошкольники должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух в пределах изученных тем; задавать вопросы; выражать просьбу, желание, потребности.
Знакомство с книжной культурой реализуется через ознакомление с местным фольклором, писателями и поэтами Республики Татарстан, их художественными произведениями.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических качеств, правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, правильное выполнение основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта, популярными в Республике Татарстан и городе, спортивными традициями и праздниками.
Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлено на развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Региональный компонент включает ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры Республики Татарстан, изучение специфики народного декоративно-прикладного искусства, обучение детей росписи вылепленных изделий по мотивам татарского народного искусства, включает в себя ознакомление с народными музыкальными инструментами; ознакомление с музыкальными произведениями о городе и республике.
Схема комплексно—тематического плана
Утверждено и введено….
Комплексно—тематический план _________ группы
Принят на педсовете…...
|
Содержание
1 часть - Перспективное планирование ОД:
ОО«Познавательное развитие»
ОО«Социально – коммуникативное развитие»
ОО«Речевое развитие»
ОО«Физическое развитие»
ОО«Художественно – эстетическое развитие»
2 часть - Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей
3 часть – План взаимодействия с семьями воспитанников
4 часть – Организация предметно – пространственной развивающей среды группы
|
Перспективное планирование ОД
Образовательная область «Познавательное развитие»
ФЭМП
Литература
Кол-во часов №
| Тема, цель
| Интеграция
| УМК (Лексический минимум)
| Лит., оборуд.
| Сентябрь 1 неделя, Тема недели «……..»
|
|
| Конструирование если нужно
|
|
|
|
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Приобщение к социокультурным ценностям.
Ознакомление с миром природы.
Литература
Кол-во часов
№
| Тема, цель
| Интеграция
| УМК (Лексический минимум)
| Лит., оборуд.
| Сентябрь 1 неделя, Тема недели «……..»
|
|
|
|
|
|
|
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи. Художественная литература.
Литература
Кол-во часов №
| Тема, цель
| Интеграция
| УМК (Лексический минимум)
| Лит., оборуд.
| Сентябрь 1 неделя, Тема недели «……..»
|
|
| ХЛ если нужно
|
|
|
|
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность. Рисование.
Литература
Кол-во часов №
| Тема, цель
| Интеграция
| УМК (Лексический минимум)
| Лит., оборуд.
| Сентябрь 1 неделя, Тема недели«……..»
|
|
|
|
|
|
|
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Изобразительная деятельность. Лепка/аппликация
Литература
Кол-во часов №
| Тема, цель
| Интеграция
| УМК (Лексический минимум)
| Лит., оборуд.
| Сентябрь 1 неделя, Тема недели «……..»
|
|
|
|
|
|
|
Образовательная область «Физическое развитие»
Физическая культура
Литература
Кол-во часов №
| Тема, цель
| Интеграция
| УМК (Лексический минимум)
| Лит., оборуд.
| Сентябрь 1 неделя, Тема недели «……..»
|
|
|
|
|
|
|
Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (игра).
Литература
Цель Дата
| Основная часть
| Вариативная часть
| Направления развития
| Физическое развитие
| Социально-коммуникативное развитие
| Познавательное развитие.
Речевое развитие
| Художественно- эстетическое развитие
| РК(региональный компонент)
| Компонент ДОУ (приоритетное направление)
| Сентябрь Тема недели «…..»
|
| 1 неделя
| Игра малой (средней, высокой) подвижности «Узнай по голосу»
….
| Индивидуальная игра «Учитель и ученики»
….
| Дидактическая игра «Где лево, где пра-
во?»
…...
| Рисование «Здравствуй, это я!»
м/ф
слушание
| 1 дид
1 с-р
1 подв
м/ф
слушание
| Игровой проект «….»
Тема «…..»
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Литература
Цель
№
| Мероприятие
| УМК (Лексический минимум)
| РК
| Сентябрь 1неделя, Тема «………»
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Формирование основ безопасности.
Литература
Цель
№
| Мероприятие
| УМК (Лексический минимум)
| РК
| Сентябрь 1неделя, Тема «………»
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое РАЗВИТИЕ»
Художественная литература
Литература
Цель
№
| Мероприятие
| УМК (Лексический минимум)
| РК
| Сентябрь 1неделя, Тема «………»
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое РАЗВИТИЕ»
Конструктивно – модельная деятельность
Литература
Цель
№
| Мероприятие
| УМК (Лексический минимум)
| РК
| Сентябрь 1неделя, Тема «………»
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое РАЗВИТИЕ»
Музыкально-художественная деятельность (план досуговой деятельности ).
Цель Виды мероприятия
| Названия + РК
| Даты
| Цели
| Праздники
Тематические праздники и развлечения
Театрализованные представления
Музыкально-литературные развлечения
Народное творчество
Концерты
Спортивные развлечения
КВН и викторины
Забавы
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое РАЗВИТИЕ»
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Литература
Цель №
| Мероприятие
| УМК (Лексический минимум)
| РК
| Сентябрь 1неделя, Тема «………»
|
|
|
|
|
|
ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
на _________ учебный год
Основная часть
| Вариативная часть
| Плановые мероприятия
разнообразной направленности и содержания
| Тематические мероприятия (итоговые мероприятия по теме недели с детьми и родителями)
| РК
| Компонент ДОУ
| Дата
| Направление, тема
| Форма проведения
| Дата
| Тема
| Форма проведения
| Сентябрь 1 неделя Тема недели “…..”
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация предметно – пространственной развивающей среды группы.
Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:
· Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания»;
· Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности», «Центр безопасности»;
· Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства».
Основная часть
| Вариативная часть
| содержание ППРС
(пособия, материалы, оборудование)
| РК
| компонент ДОУ
(приоритетное направление)
|
|
|
| |