Главная страница

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации фгос до»



Скачать 490.27 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации фгос до»
страница1/4
Дата14.04.2016
Размер490.27 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений «Методические подходы к проектированию документации педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Е.А. Данилина, старший воспитатель, МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 6» “Жемчужинка”

Чистопольского муниципального района РТ
На основании приказа МО и Н РТ от23.04.14г. № 2295/14 «О внедрении ФГОС ДО» наше дошкольное учреждение вошло в список ДОО – пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО по Чистопольскому муниципальному району.
Рекомендации разработаны на основе содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основная задача, которую ставили перед собой авторы—составители, - помочь педагогам образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования , сориентироваться в технологии разработки планов, являющихся обязательной документацией современного детского сада. Материал представлен в виде таблиц и моделей и сопровождается краткими комментариями, что поможет читателям составить собственное мнение о возможностях его реализации в практике дошкольной организации.

Авторы надеются, что предложенные технологии разработки и составления планов работы будут полезны практикам и помогут им успешно решить проблемы.
В данной брошюре представлены образцы проектирования документации педагога дошкольного учреждения:

  • комплексно—тематический план

  • план воспитательно—образовательной работы

  • оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики.


Комплексно—тематический план

Комплексно—тематический план группы разрабатывается на основе общеобразовательной программы ДОУ, составленной на основе ФГОС ДО на переходный период.

Комплексно—тематический план направлен на реализацию пяти образовательных областей и определяет организацию воспитательно - образовательного процесса в учреждении. План дополняется региональными особенностями, которые обогащают, углубляют и конкретизируют содержание задач федерального компонента. В ДОУ в соответствии с нормативно – правовыми документами МО и Н РТ реализуется «Региональная программа дошкольного образования» Р.К.Шаеховой и Программа «Обучение русскоязычных детей татарскому языку в детском саду» З.М.Зариповой.

Комплексно—тематический план состоит из 4 частей, отражает основную часть ООП и вариативную (РК (региональный компонент) + компонент ОО):

1 часть - Перспективное планирование образовательной деятельности

2 часть - Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей

3 часть – План взаимодействия с семьями воспитанников

4 часть – Организация предметно – пространственной развивающей среды группы.
1 часть включает в себя описание образовательной деятельности, которая построена на комплексно – тематическом принципе с учётом интеграции образовательных областей. Образовательный процесс подразделён на темы, которые рассчитаны на одну неделю. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Тематический принцип построения обучения позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, а также компонент ОО.

2 часть решает программные образовательные задачи при проведении режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

3 часть содержит плановые мероприятия разнообразной направленности и содержания по работе с семьями воспитанников, и тематические мероприятия по реализации темы недели.

4 часть раскрывает содержание ППРС группы (пособия, материалы, оборудование) с описанием её функционального назначения, условий расположения. Описывает виды и содержание деятельности детей.

Комплексно—тематический план охватывает следующие определенные направления развития и образования детей

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (игра).

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Формирование основ безопасности.

2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Приобщение к социокультурным ценностям.

Формирование элементарных математических представлений.

Ознакомление с миром природы.

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Развитие речи.

Художественная литература.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Приобщение к искусству.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

Конструктивно-модельная деятельность.

Музыкально-художественная деятельность.

5.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура.

Образовательные области национально-регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в ОД и совместную деятельность воспитателей и детей.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Региональный компонент в разделе «Приобщение к социокультурным ценностям» реализуется через обогащение представлений о жителях города, района, республики, истории города, района, республики, их отражении в народном творчестве (мифы, сказки, легенды), используя рассказы о людях, города, района, республики; экскурсии и целевые прогулки. Региональный компонент также реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях края, неживой природе, животном и растительном мире, экологической обстановке с использованием рассказов о родной природе, бесед, экскурсий и т.п.

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности

и саморегуляции, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование готовности к совместной деятельности, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Региональный компонент реализуется через «Региональную программу дошкольного образования» Р.К.Шаеховой.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Региональный компонент реализуется через внедрение в практику работы ДОУ УМК «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» (под ред. З. М. Зариповой). Форма обучения: специально организованные занятия, начиная со средней группы, на основе современных образовательных технологий. Средства обучения: игра, игровые упражнения, демонстрационные и раздаточные материалы, анимационные сюжеты, сказки, мультфильмы, комплекты аудио- и видео пособия; техническое оборудование. В процессе специально организованного обучения на занятиях и индивидуальной работе у воспитанников должны сформироваться первоначальные умения и навыки практического владения татарским языком в устной форме. Дошкольники должны научиться воспринимать и понимать татарскую речь на слух в пределах изученных тем; задавать вопросы; выражать просьбу, желание, потребности.

Знакомство с книжной культурой реализуется через ознакомление с местным фольклором, писателями и поэтами Республики Татарстан, их художественными произведениями.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие физических качеств, правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики, правильное выполнение основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта, популярными в Республике Татарстан и городе, спортивными традициями и праздниками.

Содержание образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» направлено на развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Региональный компонент включает ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной народной культуры Республики Татарстан, изучение специфики народного декоративно-прикладного искусства, обучение детей росписи вылепленных изделий по мотивам татарского народного искусства, включает в себя ознакомление с народными музыкальными инструментами; ознакомление с музыкальными произведениями о городе и республике.

Схема комплексно—тематического плана

Утверждено и введено….

Комплексно—тематический план _________ группы

 

Принят на педсовете…...




 

Содержание

1 часть - Перспективное планирование ОД:

ОО«Познавательное развитие»

ОО«Социально – коммуникативное развитие»

ОО«Речевое развитие»

ОО«Физическое развитие»

ОО«Художественно – эстетическое развитие»

2 часть - Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей

3 часть – План взаимодействия с семьями воспитанников

4 часть – Организация предметно – пространственной развивающей среды группы  




Перспективное планирование ОД

Образовательная область «Познавательное развитие»

ФЭМП 

Литература

Кол-во часов 



Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь 1 неделя, Тема недели «……..»

 

 

Конструирование если нужно

 

 







 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Приобщение к социокультурным ценностям.

Ознакомление с миром природы.

Литература

Кол-во часов




Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь 1 неделя, Тема недели «……..»

 

 

 

 

 


 




Образовательная область «Речевое развитие»

Развитие речи. Художественная литература. 

Литература

Кол-во часов



Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь 1 неделя, Тема недели «……..»

 

 

ХЛ если нужно

 

 






Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность. Рисование. 

Литература

Кол-во часов



Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь 1 неделя, Тема недели«……..»

 

 

 

 

 






Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

Изобразительная деятельность. Лепка/аппликация

Литература

Кол-во часов



Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь 1 неделя, Тема недели «……..»

 

 

 

 

 







Образовательная область «Физическое развитие»

Физическая культура

Литература

Кол-во часов



Тема, цель

Интеграция

УМК (Лексический минимум)

Лит., оборуд.

Сентябрь 1 неделя, Тема недели «……..»

 

 

 

 

 

 




Перспективное планирование совместной деятельности взрослого и детей

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание (игра). 

Литература

Цель 

Дата

Основная часть

Вариативная часть

Направления развития

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие.

Речевое развитие

Художественно-
эстетическое развитие

РК(региональный компонент)

Компонент ДОУ (приоритетное направление)

Сентябрь Тема недели «…..»

 

1 неделя

Игра малой (средней, высокой) подвижности «Узнай по голосу»

.

Индивидуальная игра «Учитель и ученики»

 ….

Дидактическая игра «Где лево, где пра-

во?»

...

Рисование «Здравствуй, это я!»

 

м/ф

слушание

1 дид

1 с-р

1 подв

м/ф

слушание

 

Игровой проект «….»

Тема «…..»







 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Литература

Цель



Мероприятие

УМК (Лексический минимум)

РК

 

Сентябрь 1неделя, Тема «………»

 

 

 

 

 




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

Формирование основ безопасности.

Литература

Цель



Мероприятие

УМК (Лексический минимум)

 РК

Сентябрь 1неделя, Тема «………»

 

 

 

 

  



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Речевое РАЗВИТИЕ»

Художественная литература

Литература

Цель



Мероприятие

УМК (Лексический минимум)

 РК

Сентябрь 1неделя, Тема «………»

 

 

 

 







ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое РАЗВИТИЕ»

Конструктивно – модельная деятельность

Литература

Цель



Мероприятие

УМК (Лексический минимум)

РК

 

Сентябрь 1неделя, Тема «………»

 

 

 

 






ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Художественно – эстетическое РАЗВИТИЕ»

Музыкально-художественная деятельность (план досуговой деятельности ).

Цель

Виды
мероприятия

Названия + РК

Даты

Цели

Праздники

 

Тематические праздники и развлечения

 

Театрализованные представления

 

Музыкально-литературные развлечения


Народное
творчество

 

Концерты

Спортивные развлечения

 

КВН
и викторины

 

Забавы

 

 

 








ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «Физическое РАЗВИТИЕ»

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Литература

Цель



Мероприятие

УМК (Лексический минимум)

 РК

Сентябрь 1неделя, Тема «………»

 

 

 

 




ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

на _________ учебный год




Основная часть

Вариативная часть

Плановые мероприятия

разнообразной направленности
и содержания

Тематические мероприятия (итоговые мероприятия по теме недели с детьми и родителями)

РК

Компонент ДОУ

Дата

Направление,
тема

Форма
проведения

Дата

Тема

Форма проведения

Сентябрь 1 неделя Тема недели “…..”


























Организация предметно – пространственной развивающей среды группы.

Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

· Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы», «Центр занимательной математики», «Центр патриотического воспитания»;

· Зона средней активности: «Центр конструирования», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности», «Центр безопасности»;

· Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры», «Центр дежурства».





Основная часть

Вариативная часть

содержание ППРС

(пособия, материалы, оборудование)

РК

компонент ДОУ

(приоритетное направление)









  1   2   3   4