Главная страница


«Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»



Скачать 177.13 Kb.
Название«Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»
Дата14.04.2016
Размер177.13 Kb.
ТипДокументы


Департамент образования г. Славянск - на - Кубани

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Славянск - на - Кубани,

ул. Победы 244 тел.:2-18-93

ОПЫТ РАБОТЫ по теме:
«Приобщение дошкольников к народной культуре

посредствам музыки»

Автор опыта:

Гричан Юлия Викторовна

Музыкальный руководитель МБДОУ № 9

г. Славянск – на - Кубани

2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.Информация об опыте…………………………………………………….……..3

Цель обобщения опыта………………………..………………………..….…..….3

Результативность опыта……………………………………………..………..……4

Актуальность темы опыта………………………………………………..…………5

Технология опыта………………………………………………………..….….……5

Разнообразие форм и методов работы……...…………………………...….............8

2. Библиографический список……………………………………………............11

3. Приложение к опыту…………………………………………………………….12

3.1. Приложение №1. Тематическое планирование

3.2. Приложение №2. Конспекты занятий

3.3. Приложение №3. Сценарии праздников и развлечений

3.5. Приложение №4 Доклады

3.4. Приложение №5. Консультации для родителей

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

Россия- Родина для многих, но для того чтоб считаться её отпрыском либо дочерью, нужно почувствовать жизнь собственного народа и творчески утвердить себя в ней, принять российский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Реальный патриот обучается на исторический ошибках собственного народа, на недостатках его характера и культуры.

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, компанию публичной жизни, особенности языка и быта.

Духовный и творческий патриотизм нужно прививать с раннего детства. Но подобно хоть какому другому чувству, патриотизм обретается без помощи других и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Конкретно пробудить, а не привязать так как в базе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Родная культура, как отец и мать, обязана стать неотъемлемой частью души дитя, началом, порождающей личность.

Сейчас к нам равномерно возвращается государственная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, народному творчеству, в которых люд оставил самое ценное из собственных культурных достижений.
Цель обобщения опыта.
В последнее время я часто замечаю в современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому я считаю, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Я считаю, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых преселенцев-казаков, приемникам их традиций. Главная цель моей работы – знакомство дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитание их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Я хотела помочь своим воспитанникам раскрыть окружающий мир, познакомить их поближе с традициями, обрядами, народными играми.

Выбранная мной тема опыта работы подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств.
Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старую кубанскую утварь, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Народная культура – полноводная река, из которой проистекают многие наши поступки, мысли и желания. Возрождение обычаев и традиций не возможно без реставрации прежних моральных устоев. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести до своих воспитанников.
Результативность опыта работы.
Цель моих занятий – в доступной, занимательной, игровой форме рассказать своим воспитанникам о красоте родного края, познакомить с народными традициями, обрядами, фольклором. Дать представление об истории развития края, его заселении казаками, с казачьей одеждой, познакомить с интерьером хаты, с предметами быта и народными ремёслами.

Богата наша Кубань традициями народного творчества. Частью этого богатства являются песни, прибаутки, колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь. На быт и труд. В них отразилась поэтическая история народа. До наших дней сохранились обряды, связанные с временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них – уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Дети с удовольствием заучивали народные кубанские песни, прибаутки, пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.

Обогащая музыкальный опыт детей, мы с детьми беседовали о народных песнях, слушали фонограммы, исполняли кубанские песни на наших праздниках и развлечениях. Кроме песен дети знакомились с танцевальными элементами. Это хороводный топающий шаг, шаг с притопом. Особенное удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Излюбленной же темой детей стали народные обрядовые праздники. Приобщаясь к ним дети получали возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы основ духовности и нравственности.

В процессе работы дети становились активнее, эмоциональнее, у них значительно повысился произвольный интерес к историческому прошлому, давним традициям.

С приходом новых детей в группу мои ребята с энтузиазмом подводили их к макетам, показывали и рассказывали о том, что они уже знали.

Моя задача, задача музыкального руководителя – познавать детей с исто-
ки Кубани, возрождать традиции кубанского народа, воспитывать чувство любви к родному краю.
Актуальность темы опыта.
Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.
Технология опыта.
Работая над данной темой «Приобщении дошкольников к народной культуре посредствам музыки», я старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, воспитания у них чувства красоты, опираясь на такие виды деятельности как: музыкально - образовательная, слушание, исполнительство и творчество. Дошкольников привлекает возможность проявить себя в инсценировании и исполнении песен, плясок, которые будут использованы в развлечениях, играх и праздниках.

Данная программа предполагает решение следующих задач:
Воспитательные задачи;

  • поддерживать интерес к фольклорному искусству Кубани;

  • приобщать детей к общественно-полезной деятельности (организация развлечений, праздников, показательных выступлений);

  • воспитывать чувство патриотизма и любви к родной земле, родному краю;

  • воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми.




Обучающие задачи;

- осуществляя индивидуальный подход к детям в процессе обучения, формировать навыки пения без сопровождения;

  • учить сопровождать пение движением, тем самым улучшая качество хорового звучания, отработку правильной дикции;

  • формировать осанку, правильное дыхание, подвижность;

  • учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни;

  • учить играть на ударных и шумовых инструментах.


Развивающие задачи:

  • проведением занятий в фольклорном коллективе способствовать развитию необходимых вокально-хоровых навыков;

  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления) с помощью игр, сопровождаемых песенными припевами с хлопками в ладоши;

  • воспитывать чувство ансамблевой согласованности;

  • развивать самостоятельность, инициативу, творческое начало и импровизационные способности у детей;

  • развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности;

  • расширять кругозор детей, используя для этого беседы, рассказы, экскурсии, проведение развлечений, праздников.


Для реализации этих задач важно умело сочетать наглядный показ произведений народного творчества (иллюстрации, картины русских художников, предметы быта и творения народных умельцев) с непосредственным восприятием фольклора (слушание в записи народных песенных образов в исполнении известных певцов и хоровых фольклорных коллективов).

В процессе занятий нужно стараться раскрыть дошкольникам удивительный мир красоты и гармонии фольклора, вобравший в себя все традиции народного творчества.

По мере необходимости проводятся подгрупповые и индивидуальные занятия (в зависимости от сложности выполняемой работы при подготовке к праздникам, показательным выступлениям), предусмотренные перспективно - тематическим планом. Исходя из этого я ставлю следующие задачи по обучению детей народному пению:
1. Психологическая подготовка.

Способствовать воспроизведению у детей нужного художественного образа народной песни. Проводить беседы с доходчивыми и понятными детям рассказами о русских народных и кубанских песнях, о неразрывной связи их с бытом, трудом, жизнью людей. Использовать наглядный материал (предметы быта, иллюстрации, элементы костюмов).

  1. Ознакомление с народной музыкой.


Расширять общий и музыкальный кругозор. Знакомить детей с живым песенным фольклором, а также прослушивать магнитофонные записи с подлинными образцами народных песен в исполнении как отдельных выдающихся певцов, так и хоровых фольклорных коллективов.
3. Воспитание навыков пения без сопровождения.

Учить детей петь в умеренном темпе, добиваться напевного звучания и чистоты интонации. Разучивать песни с ограниченным диапазонов и ясным ладовым развитием. Задача педагога: выделить в песне своего «дирижера» - запевалу (он начинает песню, тем самым устанавливает темп и характер исполнения, увлекает всех единым настроением). Воспитывать у детей внутренний слух, то есть уметь как бы про себя слышать музыку и её отдельные элементы, тем самым обеспечивать стройность пения.
4. Музыкально-образовательная работа.

Учить детей осваивать нотную грамоту. Обучение музыкальной теории строить на самих песнях. Например, при ознакомлении с длительностями предлагать ритмические диктанты, построенные на известных детям мелодиях и ритмических рисунках: «Андрей-воробей», «Катилось яблочко по огороду» и др.

Воспитывать чувство ритма различными путями. Например, обучать детей стройно ходить в такт хоровой песне:

ходьба по кругу приставным шагом, держась за руки; сильную долю связывать с приседанием, слабую - с подъемом; соединять движение шагом с четвертыми долями, а перебежку с восьмыми.

Воспитывать четкое ощущение ритма с помощью игр, сопровождаемых песенными припевами с хлопками в ладоши. Кто с последним словом песни скорее закроет руками свои уши, тот побеждает.
5. Общая вокально-хоровая подготовка.

Активизировать внимание детей. Брать для разучивания народные мелодии с ограниченным диапазоном и нисходящим мелодическим движением. Такой песенный материал больше всего подходит для правильного воспитания лучших качеств голоса, его тембра.

Сопровождать пение движением. Оно оказывает большое влияние на качество хорового звучания, на улучшение дикции, воспитывается чувство ансамблевой согласованности.
6. Показательные выступления.

Создавать большой интерес и повышать творческий стимул детей первыми выступлениями. Организовывать выступления детей с небольшими программами народных песен на детсадовских утренниках и праздничных концертах.

Разнообразие форм и методов работы.
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами народного музыкального творчества - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности народный музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, и любовь к Родине в целом.

Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает народная музыка. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», -так говорил Аристотель. «Дело искусства - сохранять душу», - это слова нашего современника В. Распутина.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей тех, кого зовут соотечественниками.

Чувство любви к Родине закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования любви к Родине являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания, стремятся удивить родных, с удовольствием и интересом делятся новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Мной и родителями была проделана работа по оформлению макета кубанского подворья. Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для казака и казачки. Мы посетили краеведческий музей, где дети впер
вые увидели настоящие предметы старины и быта казаков. Родители, замечая какой интерес и любознательность проявляют дети, старались поддержать их во всех начинаниях, вовлекая бабушек и дедушек. В семейных архивах нашлись старинные фотографии, предметы вышивки, у кого-то имелись книги с красивыми иллюстрациями – родители охотно приносили эти вещи на время в детский сад, чтобы дать возможность познакомиться с ними и другим детям.

На развлечениях и досугах родители не только присутствовали, но и принимали непосредственное участие, даже исполняли роли.

Основным материалом для занятий коллектива являются подобранные из взрослого фольклора, доступные из всех жанров кубанские русские и кубанские песни, танцы, игры. Они способствуют развитию творческой деятельности, позволяют личности раскрыться и являются сутью фольклорной традиции.

Эта программа имеет большое значение в развитии творческого воображения, музыкальных способностей и эстетического вкуса дошкольника. Работа с фольклором - это путь к пониманию, что народное творчество - чуть ли ни единственная возможность привить человеку с самого раннего возраста любовь к Родине, воспитать трудолюбие, милосердие, честность, уважение к старшим, заботу о младших.

Дети обучаются принципам народного исполнительства, учатся петь народные песни, водить хороводы, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни.

Предполагаемая в данной программе работа с фольклором позволяет расширить и углубить знания о своем родном крае, а также способствует развитию у детей национального самосознания, а значит, и уважение к своему народу.

Мною была разработана методика работы с детьми при обучении их народному пению:

  1. Обучение опирается на такие виды деятельности, как: исполнительство, творчество, слушание и музыкально- образовательную деятельность. Благодаря неразрывной связи музыки, слова и движения происходит освоение различных видов искусств ребенком.

2. Используется разнообразный наглядный материал: предметы быта, фотографии, иллюстрации; элементы русских и кубанских костюмов; организации встреч с носителями народной культуры.

3. Для поддержания интереса каждое занятие должно заключать в себе что-то новое, чтобы не утомлять внимание.

  1. Внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, голосовых возможностей, душевного мира, потребностей детского возраста.

  2. Каждое занятие - радость. Она лучше влияет на жизнь ребенка, на развитие его способностей, позволяет личности раскрываться, ведет к импровизации.

Ценность детского народного хорового пения в том, что в нем воспитывается любовь к народной песне, к родному языку и поэзии. Дети обучаются принципам народного исполнительства; учатся водить хороводы, обыгрывать театрализованными приемами содержание песни. Народная
песня помогает развивать в детях музыкальные, творческие способности, художественный и эстетический вкус.
Выполнение данной программы рассчитано на два года. За это время воспитанники должны овладеть вокально-хоровыми навыками и практическими навыками (пластика и культура движений).

Первый год обучения - получасовые занятия, проводятся два раза в неделю.

С детьми 5-6-летнего возраста занятия проводятся подгруппой (5 минут - расцпевание; 10 минут - пение; 10 минут - занятие с движением: элементы плясовых движений, пляски; 5 минут - подведение итогов занятий).

Второй год обучения - занятия по 40 минут, проводятся два раза в неделю (5-7 минут - распевание; 15 минут - пение; 15 минут - занятия с движением: элементы плясовых движений, пляски, инсценирование песен, постановок; 5 минут - подведение итогов занятия (закрепление освоенного).

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.

2. Библиографический список


  1. «А у наших у ворот развеселый хоровод» М.А. Михайлова. Ярославль, Академия Холдинг, 2001 г.

  2. «Знай и люби свой край» учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар, 2002 г.

  3. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Конспекты занятий и сценарий календарно-обрядных праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Санкт – Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2008.

  4. «Кубанские пословицы и поговорки». Ткаченко П.И. Краснодар: Изд. «Традиция». 2008.

  5. «Кубанский говор» Ткаченко П.И. Краснодар: Изд. «Традиция». 2008.

  6. «Моя страна» - Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников (практическое пособие), ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005

  7. «Музыкальный руководитель», методический журнал. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2004-2006 годы.

  8. «Народное искусство в воспитании дошкольников». Педагогическое общество России, Москва 2006 г.

  9. «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова. Изд. «Мозаика-Синтез», Москва 2005 г.

  10. «Народные сказки с музыкой» составитель Н.А. Метлов. Государствен­ное музыкальное издательство. Москва 1962 г.

  11. «Сценарии народных праздников». Москва 1999 г.

  12. «Фольклор и этнография Кубани». Бондарь Н.И. Краснодар: Изд. «Традиция». 2009.

  13. «Фольклорные праздники для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Гусли звончатые»» СИ. Мерзлякова, Е.Ю. Комалькова. Москва, Изд. «Владос» 2001 г.

  14. «Фольклорный праздник в детском саду и школе», Москва 2000.

  15. «Фольклорный праздник» Г.М. Науменко. Линка-Пресс, Москва 2000 г.

  16. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста» Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей. Новикова Г.П. Изд. АРКТИ, Москва 2002

  17. Бондарь В.В., Ратушняк В.Н. «Родная Кубань», 2004

  18. Бондарь Н.И. «Традиционная культура и дети», 1997

  19. Бондарь Н.И. «Традиционная культура Кубани», 1994

  20. Журнал «Музыкальная палитра». Изд. ООО «Редакция журнала «Музыкальная палитра»».

  21. Калайтанова Г.Н. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», 1999

  22. Кихаева А.А. «Во славу Кубани», 2006

  23. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам кубанской народной культуры», 1998




  1. Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю», 2003

  2. Лукьянов Л.С. «Литература Кубани, 2008

  3. Любимцев Ю.Г. «Литература Кубани», 1995

  4. Мирук М.В., Науменко Т.А. «Введение в историю Кубани», 2000

  5. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник», 2000

  6. Овчинников С.А. «Кубанское казачество», 2000

  7. Орлова А.В. «Народное творчество и обрядовые праздники», 1995

  8. Паскевич Н.Я. «Любимый уголок земли», 2004

  9. Попов В.Д. «Певцы земли кубанской»,1995

  10. Ратушняк В.Н. «Родная Кубань, страницы истории», 1993

  11. Сидоров В.Г. «Кубань – родимая земля», 1999

  12. Ситдикова Н.В. «Моя Кубань», 2000

  13. Топорков А.Л. «Традиции и обычаи казаков», 2002