Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка Современная российская школа находится в состоянии поиска путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования. В этих условиях одной из основных задач является формирование положительной мотивации к обучению. Всем известно, что дети проявляют особое внимание ко всему новому и неизвестному, и перед учителями стоит сложная задача. Как сделать образование современных школьников более увлекательным, творческим? «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому» Руссо Жан – Жак.
В силу исторических причин обучения немецкому языку в нашей стране было широко распространенно и имело давние социокультурные традиции. В настоящее время немецкий язык всё больше вытесняется английским языком. Одной из основных проблем при преподавании немецкого языка явилось столкновение с непониманием учеников в необходимости изучения немецкого языка, отсутствие мотивов у учащихся при обучении немецкому языку. Поэтому вопрос о том, как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, учителей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать» Д. Карнеги. [3, с. 127]
Но пробудить интерес к изучению языка – только одна из задач. Труднее поддержать интерес в течение лет изучения. Одним из основных принципов поддержания интереса – принцип посильных заданий, так как только они могут заинтересовать ученика. Не менее важен принцип индивидуального подхода к учащимся – создание условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей. Обязательны: принцип избирательности, отбор форм, методов и средств, проведения занятия осуществляется с учётом возраста и подготовленности учащихся, принцип связи теории с практикой, принцип добровольности участия школьников в деятельности, учащиеся выбирают из многих видов деятельности, те, которые в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям. [2, с. 24]
«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость» Августин Аврелий.
Правильно поступают те учителя, которые внедряют в образовательный процесс нетрадиционные формы обучения. Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:
- подготовку и проведение урока;
- структуру урока;
- взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;
- подбор и критерии оценки учебных материалов;
- методику оценки деятельности учащихся;
- анализ урока. [4, с. 56]
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения. Нетрадиционные уроки не только дополняют, вносят оживление, разнообразие, но и способствуют совершенствованию учебного процесса, побуждают к самостоятельности. Учащиеся охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Для них – это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это – возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. А для учителей – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, а также это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. [1, с. 66]
Нетрадиционные уроки обычно проводятся, как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Как правило, они посвящены какой – то конкретной теме, и для её раскрытия уже нужно обладать определённым набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы, а также для знакомства, например, с достопримечательностями городов стран говорящих на немецком языке, известными людьми и т. д.
Рассмотрим, какие формы уроков, способствуют, на наш взгляд, созданию интересного урока.
Урок – защита проекта.
Уже во втором классе при изучении вводного курса, работая по учебнику И. Л. Бим, предлагаются проекты, в качестве обобщающего материала по той или иной теме. Каждый учащийся пишет «Книгу о себе», украшает её рисунками и фотографиями. Работать над этой книгой учащиеся продолжают и в последующих классах. На первой странице книги ребята кратко рассказывают о себе, после прохождения новых тем в книге пишутся новые главы «Моя семья», «Мой друг», «Моё любимое животное» и др. Свои проекты ребята оформляют дома, а на уроке проходит защита проекта. [5, с. 23]
Видео урок.
Его преимуществом является приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют учащимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой учащиеся знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.
Интернет урок.
Использование материалов сети Интернет на уроках немецкого языка создаёт возможности для «погружения» учащихся в естественную языковую среду. Учащиеся общаются в Интернете со сверстниками из разных стран, получают практические навыки в изучении разговорного языка, обогащая знание лексики и грамматики, повышая иноязычную коммуникативную компетентность. [6, с. 14, с.37]
Игровые уроки: урок – деловая игра,
урок – ролевая игра,
урок – соревнование
Игра повышает общий эмоциональный тонус. Учащиеся устают от монотонности, а играя, они без особых усилий, с удовольствием, включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок.
Урок – экскурсия.
В наше время, когда развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской или мордовской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Многие учителя учат проводить экскурсию по городу, рассказывать о достопримечательностях г. Саранска, о знаменитых людях.
Урок – спектакль.
Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей, а также углубляет знания языка. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Итак, на таких уроках удаётся достичь самых разных целей, а именно:
- осуществить контроль знаний, навыков и умений учащихся;
- обеспечивается рабочая атмосфера, серьёзное отношение учащихся к уроку.
- все учащиеся комфортно себя чувствуют, они постоянно взаимодействуют друг с другом.
- появляется мотивация к изучению немецкого языка и улучшается качество знаний.
- растёт популярность предмета и становится всё больше желающих изучать немецкий язык.
- ученики успешнее участвуют в олимпиадах и конкурсах различных уровней. Литература
1. Бим, И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа / И. А. Бим. – М.: Новая школа,1995. – 125с.
2. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4.
3. Корнеги Д. «Шесть способов располагать к себе людей»
4. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
5. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2000. - №2-3.,
6. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Интернет на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе, 2001, №№ 2, 3, |