Приобщение детей к национальной культуре и культурному наследию родного края
(из опыта работы воспитателя Султановой М.А)
«Без прошлого нет будущего»- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: «Ты мира не узнаешь, не зная края своего».
Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества. Как отметил Д.С. Лихачёв: «Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней». А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции.
У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и т.д.?
Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.
Актуальность данной темы определяется тем, что в нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем развивать и сохранять народные традиции своего родного края и всей России. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится поликультурное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своего города, малой родины, не могут различать народные промыслы. Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к национальной культуре и культурному наследию края.
Цель моей работы: приобщение к национальной культуре и культурному наследию родного края.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Создать педагогические условия в ДОУ для приобщения старших дошкольников к истокам культуры народов живущих в г.Лангепасе
Воспитывать у детей интерес к родной стране, к родному городу, природе, достопримечательностям, ярким событиям ее прошлого и настоящего, культуре и традициям народов живущих в Лангепасе
Развивать желание больше узнать о родном Лангепасе, о малой родине-Югре(чтение литературы, путешествия, познавательные фильмы).
Воспитывать любовь к родной земле, уважение к культурным традициям своего и других народов.
Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности.
Свою работу я вела в нескольких направлениях:
Анализ опыта работы по данной теме в других детских садах, изучение научной литературы
Разработка плана мероприятий с социальными партнерами (ЛГБУ «Музейно-выставочный центр», «Центр национальных культур» при ЛГМАУ «Фортуна») и со специалистами детского сада (музыкальный работник, инструктор по физической культуре)
Работа с детьми старшего дошкольного возраста.
На следующем этапе работы был проведён опрос среди детей старшего дошкольного возраста. Детям были заданы вопросы, уточняющие знания детей о культуре родного края. Проанализировав ответы детей, были сделаны следующие выводы: Больше половины детей не смогли назвать страну, в которой они живут, они так же не знают столицу нашей родины
Исходя из полученных данных был составлен план работы по приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного северного края. Данный план реализовывался в подготовительной к школе группе №9
Изучив множество методической и исторической литературы, мы подумали, что целесообразно показать детям и о чем рассказать, особо выделив то, что характерно для нашего региона. А поскольку в нашу группу ходят дети разной национальности мы, говорим обо всех, подробно останавливаясь на обычаях и традициях каждого народа, на его литературе и фольклоре.
Решая эти задачи, мы использовали разнообразные формы и методы: беседы, игры-занятия, рассказы детей и взрослых, дидактические игры, чтение книг и изучение энциклопедий, рассматривание фотографий и иллюстраций, выставки народно-прикладного искусства. Организовывали экскурсии в ЛГБУ «Музейно-выставочный центр», в «Центр национальных культур» при ЛГМАУ «Фортуна»
Совместно с коллегами были проведены фестиваль «Хоровод дружбы», театрализованный праздник «Вороний день», знакомили детей с праздниками «Рождество», «Масленица», с восточным праздником весны «Навруз».
Для решения задачи данной проблемы была проведена работа с семьями воспитанников. Чтобы сделать их своими союзниками, внедряли интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения, экскурсии, выставки народно-прикладного искусства.
Например, очень запомнился фестиваль «Хоровод дружбы» , где дети и родители представили песни и танцы, национальную кухню, традиции своих народов. Родительское собрание «Воспитание толерантности в семье» побудило родителей задуматься о важности толерантного, нравственно-этического воспитания детей в семье ребенка.
Эти мероприятия проводятся для осознания родителями важности воспитания дошкольников в духе дружбы между народами, любви к Родине, приобщения к национальной культуре, воспитания у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, для развития умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории
Анализируя проведенную работу, прихожу к выводу, что работа такая необходима. Знакомство с национальной культурой, богатством культурного наследия родного края служит действенным средством поликультурного воспитания дошкольников, способствует формированию у них чувства интернационализма.
Мне хотелось бы выразить надежду на то, что знания и впечатления, полученные детьми в этом возрасте, все открытия, совершенные в данном направлении, станут основой для этнокультурного воспитания и будут реализовываться на протяжении всей жизни. |