|
Признаки химических реакций Тема урока: Признаки химических реакций.
Цель урока: Изучить на практике признаки химических реакций.
Задачи урока: 1. Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.
Продолжить формирование умения наблюдать.
2. Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.
3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.
Средства урока: проектор, компьютер, презентация к уроку, ученическая микролаборатория или набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.
Тип урока: урок получения новых знаний, урок – практикум. Алгоритм проведения урока. Организационный момент.
Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова: «Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции». (Слайд 2)
Этап получения новых знаний.
Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?
При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.
Какова же тема нашего урока? Дети формулируют тему урока).
- Признаки химических реакций. (СЛАЙД 3). Запишите себе в тетрадь.
Правильно, а цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций. (СЛАЙД 4)
Но вначале небольшой инструктаж по технике безопасности.(СЛАЙД 5) Здесь пропущен один пункт –какой? (Вещества нельзя пробовать на вкус.)
Я предлагаю вашему вниманию туфовую башню (СЛАЙД 6). Давайте повторим эту реакцию в лабораторных условиях.
Предлагаю поступить так. В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция. Что вы наблюдаете? ( СЛАЙД 7)
Давайте составим уравнение этой реакции.
Na2CO3 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + 2NaOH Признак данной реакции – появление осадка. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (СЛАЙД 8)
А можно ли считать обратный процесс- растворение осадка, признаком химической реакции?
Если в полученный осадок добавить серную кислоту. Что вы наблюдаете? (СЛАЙД 9). Давайте составим уравнение этого превращения.
CaCO3 + H2SO4 = CaSO4 + H2О + СO2↑
Признаки этой реакции – растворение осадка и выделение газа. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (СЛАЙД 10) Чтобы наблюдать растворение осадка, не надо ходить за тридевять земель, это ближе, чем вы думаете. (СЛАЙДЫ 11, 12)
Почему дрожжевое тесто «пыхтит» в кастрюле? А когда его обминают, то появляется писк? Это тоже признак того, что протекает химическая реакция. При брожении дрожжей образуется углекислый газ, происходит образование нового вещества. (Слайды 13, 14)
Изменение окраски, это тоже признак химической реакции. Наглядный тому пример – листья на деревьях. (СЛАЙД 15) Летом они зелёные, а осенью жёлтые и красные.
Предлагаю рассмотреть реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия (СЛАЙД 16) Что вы наблюдаете?
FeCl3 + 3KNCS = Fe(NCS)3 + 3KCl
Признак этой реакции – изменение окраски. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (СЛАЙД 17)
На нашей планете ежедневно происходят извержения вулканов. Слайд 18 (слайд с вулканом). Огромное количество энергии в виде тепла и света выделяется при этом. Я считаю, что это тоже будет признаком химической реакции.
Убедимся в этом на примере нашего минивулкана – реакции разложения бихромата аммония (Слайд 19)
( ПОДЖИГАЕМ ВУЛКАН) (Опыт проводится в виде демонстрации.)
Что вы наблюдаете?
(NH4)2Cr2O7 =N2 ↑+Cr2O3+4H2O
Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (Слайд 20)
И ТАК МЫ С ВАМИ исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём происхождение многих явлений природы – изменение окраски листьев, растворение и образование осадка.
Рефлексия: А теперь, как бы вы ответили на следующие вопросы? (Слайд 21)
Домашнее задание: § 26 упр. 1,2
Я благодарю вас за сотрудничество, все свободны, до свидания. (Слайд 22)
Список используемых источников: 1. А. Смит, Ф. Кларк, К. Хендерсон Изучаем химию. Смеси и соединения.
Москва «Росмэн» 2003 г.
2. Габриелян О. С. Химия 8 класс «Дрофа» 2006 г
3. Материалы Microsoft Internet Explorer |
|
|