Тема: Химические уравнения. Реакции разложения.
Цель: сформировать у
учащихся представление о химическом уравнении, реакциях разложения и о законе сохранения массы веществ; воспитывать интерес к предмету, усидчивость, толерантность; способствовать развитию психических процессов.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие, сообщение темы, цели урока.
II. Проверка знаний
Работа по индивидуально - дифференцированным карточкам.
Цель: проверить умения различать физические и химические явления.
Вариант I
Из приведенного перечня явлений выпишите те, которые относятся к химическим явлениям:
а) при
нагревании вода превращается в пар; а при пропускании через нее электрического тока она превращается в два газообразных вещества - водород и кислород;
б) при работе автомобильного двигателя бензин, испаряясь,
образует с воздухом рабочую смесь, которая затем сгорает в цилиндрах;
г) серебряные ложки со временем чернеют, но эта
чернота быстро исчезает, если их поместить на несколько минут в столовый уксус.
Вариант II
1. Приведите по три примера физических и химических явлений, которые играют существенную роль в технике;
2. Решите задачу. В 150 г воды растворили 70 г серной кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе.
Изучение нового материала
Закон сохранения массы веществ открытый в 1756 году М. В. Ломоносовым гласит: масса веществ, вступивших в реакцию,
равна массе веществ, получившихся в результате ее.
Так как при химических реакциях атомы не образуются и не разрушаются, а происходит всего лишь их перегруппировка, то становится очевидным справедливость открытого М. В. Ломоносовым и подтвержденного позднее А. Лавуазье закона.
Давайте и мы с вами повторим эти опыты. (Демонстрация опытов подтверждающих закон сохранения массы веществ).
Мы знаем, что химические элементы
записываются с помощью химических знаков, химические вещества с помощью химических формул.
А как записать химическую реакцию? - ответы учащихся.
Для этого существует химическое уравнение - условная запись хим. Реакции с помощью химической формулы и коэффициентов. Суть химической реакции в том, что продукты реакции образуются из тех же атомов, из которых состояли исходные вещества.
Химическим уравнением называется условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков.Запишем уравнение и расставим коэффициенты 2K+ Н2S04 = К2S04 + Н2.
Правильно.
В левой части
уравнения записываются формулы веществ, вступивших в реакцию, соединенных знаком плюс. В правой части уравнения записываются формулы образовавшихся веществ, также соединенных знаком плюс. Между левой и правой частями ставим знак = или стрелку, затем расставляем коэффициенты - числа стоящие перед формулами веществ, чтобы число
атомов в левой и правой частях было одинаковым, равным.
С помощью уравнений химических реакций можно определить тип реакции. Существуют 4 типа реакций: разложение, соединение, обмена, замещения.
Сегодня мы с вами познакомимся только с реакцией разложения.
Реакция разложения - это такая реакция, при которой из одного сложного вещества можно получить два и более простого состава веществ (запись в тетради)
Например разложение гидроксида железа и гидроксида меди.
2Fе(ОН)3 = Fе2О + ЗН2О расставим коэффициенты. и укажем тип реакции
Сu(ОН)2 = СuО + Н2О
IV . Закрепление
Задание 1. Расставьте коэффициенты.
CuSO4+Fe=FeSO4+Cu
Fe2O3+3H2= 2Fe+3H2O
CuCl2+Al=AlCl3+Cu
NaCl=Na+Cl
C+O2=CO2
CaCO3=CaO+CO2
H2O=H2+O2
Задание 2.
Из списка химических уравнений реакций выберите реакции разложения и уравняйте их.
H2SO4+Zn=ZnSO4+S+H2O
H2SO4+S=SO2+H2O
Ag2O=Ag+O2
Na+HCl=NaCl+H2
HgO=Hg+O2
CaO+CO2=CaCO3
HCl=H2+Сl
NO2=NO+O2
KClO3=KCl+O2
V. Итог урока
Ребята, с чем сегодня познакомились на уроке? (подводят итог).
VI. Рефлексия
Оцени свою работу на уроке.
Я работал в полную силу на «5»
Я работал не в полную силу на «4»
Я работал в половину своих возможностей «3»
Я не работал «2».
VII. Домашнее задание параграф 27 упражнение № 2.