Главная страница

Проблемный и исследовательский эксперимент как способ развития познавательной активности учащихся



Скачать 22.31 Kb.
НазваниеПроблемный и исследовательский эксперимент как способ развития познавательной активности учащихся
Дата27.02.2016
Размер22.31 Kb.
ТипДокументы

Еременко Е. Б.

Воронежская область, г. Воронеж, МБОУЛ «ВУВК им. А. П. Киселева»

ПРОБЛЕМНЫЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Химический эксперимент – важнейший метод и средство обучения химии. Большой потенциал заложен в использовании на уроке химического эксперимента. Выполнение стандартных, предусмотренных школьной программой опытов мало стимулирует творческую работу учащихся на уроках и не вполне соответствует специфике самой химической науке. Для неё характерен эксперимент, который носит исследовательский и проблемный характер. Проблемный эксперимент – это форма применения химического эксперимента в обучении, дающая возможность организовать (создать) проблемную ситуацию и вызвать интерес учащихся к поиску причин наблюдаемого явления. [1] Когда на уроке используется нестандартный, оригинальный или неожиданный по наблюдаемым результатам эксперимент, то он своим содержанием или необычным направлением сразу создаёт проблемную ситуацию. После осознания проблемы учащиеся непроизвольно включаются в поисковую деятельность, которая требует от них нового оригинального подхода или нового, неизвестного им ранее способа её решения. Проблемный и исследовательский эксперимент – понятия неоднозначные. Проблемный эксперимент ставит проблему в процессе обучения (путём создания противоречий, несоответствий, неожиданностей), а исследовательский эксперимент направлен на её решение. Такие виды эксперимента можно применять на различных этапах урока: при изучении нового материала, при совершенствовании знаний, при повторении, обобщении, закреплении или контроле знаний. Проблемные и исследовательские опыты можно не только включать в содержание уроков, но и применять на факультативных, кружковых занятиях, а также на занятиях элективных курсов или школьных научных обществ.

На уроке химии в 9-х классах для создания проблемной ситуации я предлагаю провести учащимся следующий эксперимент и дать объяснение результатам опыта. В пробирку с соляной кислотой помещают несколько гранул цинка. После того, как начинается реакция с выделением водорода, добавляют 1-2 капли концентрированной азотной кислоты. Учащиеся наблюдают, что выделение водорода практически прекращается, но через некоторое время возобновляется вновь. Эксперимент заставляет задуматься над рядом вопросов, выдвигаются рабочие гипотезы, которые и решаются в ходе урока. Таким образом, ученик выступает в роли исследователя и при решении экспериментальных задач. При исследовании свойств веществ схема исследования может быть следующей: актуализация знаний; постановка целей исследования; проведения теоретического анализа; построение гипотезы; составление плана экспериментальной проверки гипотезы; выполнение эксперимента; обсуждение результатов и формулировка выводов. [2]

Я считаю, что совершенствование химического эксперимента в современной школе должно идти не в направлении увеличения количества иллюстративных опытов, а в направлении усиления эффективности эксперимента, внедрении в обучение проблемных и исследовательских опытов.

Литература:

  1. Маркина И. В. Современный урок химии. Технологии, приёмы, разработки учебных занятий / И. В. Маркина - Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.

  2. Чернобельская Г. М. Материалы курса «Актуальные проблемы методики обучения химии в школе» / Чернобельская Г. М. лекции - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007. – 68 с.