|
«Сахароза» Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
Профессиональное училище № 83
Московской области
Методическая разработка интегрированного урока по теме:
«Сахароза»
Автор: преподаватель химии
Якушкина В.С.,
мастер производственного обучения
Рогожина Т.В.
г. Зарайск, 2013 г.
Методическая разработка интегрированного урока
Группа: № 123
Тема урока: «Сахароза»
Тип урока: интегрированный; комбинированный, с преобладающим изучением нового материала
Вид интеграции: межпредметная
Химия: тема «Углеводы»
Товароведение пищевых продуктов: тема «Химический состав пищевых продуктов»
Кулинария: тема: «Технология приготовления дрожжевого теста и изделий из него»
Цели урока: сформировать представления о сахарозе, рассмотреть её свойства, способы получения и практическое значение; развивать надпредметные компетенции и химические знания для будущей профессиональной успешности
Задачи:
образовательные: усвоение новых знаний о сахарозе, её свойствах, способах получения и практическом значении на основе имеющихся химических и первичных профессиональных знаний, самостоятельный поиск новых сведений из различных источников и закрепление практических умений и навыков;
развивающие: развитие общеучебных умений и навыков (исследовать, описывать, сравнивать, классифицировать, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи) для развития ключевых компетенций, развитие коммуникативно-деятельностных способностей обучающихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;
воспитательные: формирование осознанной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих через знание процессов, происходящих при приготовлении пищи с использованием сахарозы, формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Применяемые технологии: технология личностно-ориентированного и проблемного обучения Методы проведения:
- коммуникативно-деятельностный метод;
- метод индивидуального и группового поиска на уроках химии. Форма проведения урока: групповая работа
Оборудование: для теоретической части - учебники, справочники, дидактический материал; для практической части – мука, сахар-песок, маргарин, меланж, соль, дрожжи, вода, масло растительное, сахарная пудра; калькуляционная карта.
Ход урока:
Этап урока
| Деятельность
| Деятельность
обучающихся
| Примечание
| преподавателя химии
| мастера производственного обучения
| Оргмомент. Целеполагание
(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности) | Взаимное приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию, проверка оборудования. Подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
|
| Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации
(Цель: организовать проблемную ситуацию, в результате которой обучающиеся сами определят цель урока)
| - Начать наш сегодняшний урок предлагаю с небольшой разминки. Вам необходимо по перечисленным фактам угадать, о каком понятии идёт речь:
Температура плавления - 160 °C;
При застывании расплавленной массы образуется карамель;
Содержится во многих растениях: в соке березы, клена, в моркови, дыне, а также в сахарной свекле и сахарном тростнике;
Используют при приготовлении искусственного мёда.
- О каком понятии идёт речь?
Верно. Наш сегодняшний урок посвящён сахарозе. Тема: «Сахароза»
|
| Обучающиеся сначала слушают, а затем пытаются угадать понятие - О сахарозе
|
| 3. Этап целеполагания на урок
(Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок) | - Думаю, несложно догадаться о цели сегодняшнего урока…
- Что мы вам и предлагаем сделать.
|
| - познакомиться с понятием «Сахароза», получить информацию об этом понятии, чтобы, которая сможет нам пригодиться как в повседневной жизни, так и профессиональной деятельности
|
| 4.Этап «Открытие нового знания»
(Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее)
4.1. Выведение общей формулы вещества 4.2. Самостоятельная работа в группах 4.3. Первичная проверка усвоения материалы по результатам работы в группах 4.4. Физкультминутка
4.5. Решение задачи 4.6. Фронтальный опрос
| - Сначала давайте определим, к какому классу относится сахароза. Комментарий преподавателя:
Сахароза представляет собой углевод, в состав которого входят два моносахаридных остатка. Такие углеводы называются дисахаридами. Молекулярная формула сахарозы С12Н22О11 .Её легко запомнить: это удвоенная формула глюкозы за вычетом одной молекулы воды. И это не случайное совпадение. При гидролизе молекула сахарозы распадается на две молекулы моносахаридов – глюкозу и фруктозу: С12Н22О11+ Н2О Кислота; t С6Н12О6 + С6Н12О6
Cахароза Глюкоза Фруктоза Однако сам по себе этот процесс не идёт. Для его протекания требуется либо нагревание раствора в присутствии кислоты (в качестве катализатора), либо действие фермента А для того, чтобы узнать больше о сахарозе предлагаю вам разделиться на 4 информационные группы:
Задача 1 информационной группы - разобраться в вопросе о физических и химических свойствах сахарозы.
Задача 2 информационной группы – составить рассказ по таблице об основных этапах получения сахарозы
Задача 3 информационной группы -
кратко изложить историю сахара
Задача 4 информационной группы - составить тезисы, отражающие области применения сахарозы - Давайте посмотрим, что у вас получилось. Слово предоставляется 1-ой информационной группе
- Слово предоставляется 2-ой информационной группе
- Сейчас мы сделаем небольшой перерыв и проведем физкультминутку
- Смотрим, как с правилась со своим заданием 3 – я информационная группа
- Слово передаётся 4-ой информационной группе
- Думаю, что у вас не возникнет труда с решением небольшой задачи по теме: «Сахароза»:
В среднем сладкоежки кладут 2 чайные ложки сахара на стакан чая. Зная, что в ложке помещается 7 г сахара, а объём чая в стакане 200 мл, рассчитайте массовую долю сахарозы в растворе (плотность чая считайте равной 1 г/моль)
- Давайте посмотрим, как вы справились с этой задачей. - Теперь самое время вспомнить все, что мы знаем о сахарозе
(Преподаватель химии задаёт вопросы по теме):
К каким углеводам относится сахароза?
Из каких растений получают сахарозу?
Какие вещества образуются в результате гидролиза сахарозы?
С помощью какой реакции можно обнаружить глюкозу, которая образуется в результате гидролиза сахарозы?
Назовите основные области применения сахарозы
|
| - к Углеводам
Обучающиеся записывают формулу в тетрадь
Деление на 4 группы
Работа по группам Выступление учащихся 1-ой информационной группы
Выступление учащихся 2-ой информационной группы Участие в физкультминутке
Выступление учащихся 3-й информационной группы Выступление учащихся 4-ой информационной группы
Решение задачи
Обучающиеся осуществляют проверку решения задачи
Ответы учащихся
|
| 5. Практическая часть с элементами мастер-класса
(Цель: научить применять теоретические знания в практической деятельности 5.1. Значение сахарозы при замесе дрожжевого теста
5.2. Значение сахарозы при брожении теста
5.3. Значение сахарозы при приготовлении изделий из дрожжевого теста, предварительно подверженного тепловой обработке
5.4. Самостоятельная работа учащихся
| - Вы владеете необходимым багажом знаний. Самое время перейти к практической части
| - Теперь мы сможем показать, как применяется сахароза в кулинарном искусстве.
Как сказал великий Гёте: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать»….
Без сахарозы в кулинарии не обойтись, особенно если дело касается десерта.
Настало время поговорить о практическом применении сахарозы непосредственно в нашей профессиональной деятельности, а особенное внимание сосредоточим на дрожжевом тесте.
Во-первых, попрошу вас ответить на такой вопрос: «Какое значение имеет сахароза при замесе дрожжевого теста?»
Комментарий мастера: Мучным кондитерским изделием сахар придаёт вкус, повышает их калорийность и изменяет структуру теста. Сахар ограничивает набухание клейковины, тем самым снижая водопоглощающую способность муки и уменьшая упругость теста. В процессе замеса тесто приобретает новые свойства: упругость, растяжимость и эластичность – за счёт набухания.
- Обратимся к ещё одному немаловажному процессу брожения и попытаемся определить, какую роль здесь играет сахароза.
Сначала попробуйте самостоятельно определить эту роль.
Комментарий мастера:
Сахар способствует активизации дрожжей. В процессе брожения в тесте дрожжи сбраживают сахара, происходит спиртовое брожение, образуется спирт и углекислый газ. Тесто приобретает пористость, при этом оно увеличивается в объёме.
Выбродившееся тесто увеличилось в объёме в 2,5 раз, поверхность при этом выпуклая, появился спиртовой запах. Тесто стало лёгкое, пористое, при надавливании пальцем ямочка медленно выравнивается. - Теперь давайте попробуем установить значение сахарозы при приготовлении изделий из дрожжевого теста, подверженных тепловой обработке.
Комментарий мастера:
При выпечке поверхностные слои прогреваются до 130-135°C и обезвоживаются. Происходит карамелизация сахара, и появляется румяная корочка.
В зависимости от видов тепловой обработки изделия приобретают те или иные вкусовые качества:
Пончики, жареные во фритюре – t – 160-180°C, имеют правильную форму, золотистую корочку. Их посыпают рафинадной пудрой, которая остаётся без изменений.
Булочка домашняя перед выпечкой посыпается сахарным песком. Затем она выпекается при 230 °C в угорочном шкафу.
При нагревании происходит процесс карамелизации сахара. Поверхност - от золотисто-жёлтого до светло-коричневого цвета; поверхность блестящая.
- Теперь предлагаем Вам заполнить калькуляционную карту на изделия «Пончики московские», «Булочка домашняя»
Вы отлично справились с заданием. Настало время подвести итоги нашей работы на уроке.
|
Ответы обучающихся
Обучающиеся делают необходимые записи в тетради
Ответы обучающихся
Обучающиеся делают необходимые записи в тетради
Ответы обучающихся
Обучающиеся делают необходимые записи в тетради
Обучающиеся заполняют калькуляционную карту
|
| Подведение итогов. Рефлексия
(Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)
7. Задавание на дом (Цель: дать установку на тренировку определённых умений)
| - Что нового вы узнали сегодня о сахарозе
- в рамках дисциплины «Химия»;
- в рамках профессиональной деятельности?
- Как вы это узнали?
- Можно ли считать, что ваши цели на данном уроке достигнуты?
- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.
( Раздаются листы с вопросами, помогающими организовать этап рефлексии:
Я выполнил задание… Я понял, что… Я приобрел… Я научился… Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни, для профессиональной деятельности Мне захотелось…
(Письменное задание дается разноплановое, чтобы каждый смог найти себе “задание по душе”):
1. Дайте обоснованный ответ на вопрос: «Подвергается ли сахароза гидролизу в стакане сладкого чая с лимоном и без него? Как это можно подтвердить»
2. Осуществите цепочку превращений:
Сахароза→X1→Этанол→ X2→Сложный эфир→
H2SO4,t< 1400С X3→СО2
3. Подготовить сообщение на тему: «Сахароза в питании человека»
4. Сделать презентацию на тему: «С сахаром или без него?»
Благодарим вас за урок!
|
|
Учащиеся восстанавливают свои действия на уроке, обобщают полученные знания, делают выводы
Учащиеся отвечают на вопросы
Обучающиеся записывают домашнее задание
|
| Приложение 1
Физкультминутка
Гимнастика для глаз
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз. • Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево. • Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз. • Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке. • Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль. • Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль. • Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль. • Упражнение на аккомодацию. • Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза |
|
|