Главная страница


Проблемно-диалогического обучения



НазваниеПроблемно-диалогического обучения
Кропотова Маргарита Ивановна
Дата14.04.2016
Размер68.9 Kb.
ТипРеферат

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муйское районное управление образования

МОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3»
Возможности развития младших школьников через проблемно-диалогическую технологию.

Автор: Кропотова Маргарита Ивановна

учитель начальных классов.


Содержание:

1.Суть проблемно-диалогического обучения.

2. Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Школа 2100».

3. Побуждающий и подводящий диалог.

4. Результативность технологии проблемного диалога.

В современной школе ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью – школа признана развивать познавательные и творческие возможности учащихся. А это значит, что кардинальному изменению должна быть подвержена та часть урока, которая связана с введением новых знаний. На уроке всё должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания, нацеленная на то, что учащиеся должны «открывать» знания, а не получать их в готовом виде. Именно активная деятельность учащихся позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» этого материала самими обучающимися.

«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность», - высказывание Б. Шоу. В этом и состоит суть проблемно-диалогического обучения, которое в настоящее время является наиболее актуальным.

Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Школа 2100». Именно тогда я стала применять данную технологию, когда начала работать по обозначенной системе. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени. Психология трудами многих выдающихся учёных

(А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна) неоспоримо доказала, что ученик на уроке должен ставить и решать проблемы, причём непременно в диалоге с учителем. В словосочетании «Проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановка учебной проблемы и поиск её решения осуществляется в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику выработать по-настоящему творческий подход к работе. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали

проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвигать и проверять

гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок. Приведу примеры реплик с уроков окружающего мира побуждающего диалога: «Что вас удивило? Какое возникло противоречие? Какой бы вы вопрос задали?»

На уроках математики в этап актуализации знаний наряду с известным я включаю задание, содержащее новый материал. Ученики обычно не могут выполнить работу и создаётся проблемная ситуация с затруднением. Побуждающий диалог выглядит так: «Вы смогли выполнить задание? Почему? Где затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Приведу фрагмент урока по теме «Круглые числа»:

Актуализация знаний.

Слайд №1

1.Найдите значение выражений:
9д-4д =

8д-3д =

7д-2д =

6д-1д =

5д+0д =

(ответы пишут на черновиках и проверяют с помощью экрана)

- Что общего во всех выражениях? (Значение равно 5д.)

- Какое выражение по вашему мнению «лишнее»? (5д+0д – сумма, а остальные разности)

- Каким должно быть последнее выражение, чтобы сохранилась закономерность? (5д-0д)

- Почему значение выражений не изменяется?
2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
-Пропишите в тетради самостоятельно число 5д цифрами.
Постановка проблемы.
- Почему возникло затруднение? (Не умеем записывать десятки цифрами)

- Какой теме посвятим наш урок? (Названию и записи десятков)

- Сформулируйте цели урока. (Научиться называть, записывать круглые числа, сравнивать их, складывать и вычитать.)

Подводящий диалог представляет систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию. Вот пример подводящего диалога на уроке обучения грамоте по теме «Буквосочетание ши».

- Произнесите звуки.

- Как они называются? (гласные)

- Какой звук отличается от всех остальных? (и)

- Почему? (показывает мягкость согласных)

- Как докажете? (Составить слоги согл. + и)

- Как произносятся согл. зв. с буквой и? (мягко)

- А звук {ш)? (твёрдо)

- Почему?(ш -всегда твёрдый)

- Этому противоречию мы и посвятим урок. Сформулируйте тему урока. Поставьте задачи.

Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым учитель вызывает у школьников интерес к новому материалу, формирует познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Однако реальный урок – это не только методы, но ещё и содержание, формы, средства обучения. По содержанию различают четыре типа знаний: факт, правило, понятие, закономерность. Замечу: поставить проблему можно всегда, а методы поиска её решения жёстко связаны с типом знания. Факты нельзя «открывать», они всегда сообщаются в готовом виде (учителем, учебником, Интернетом). Правила и закономерности «открывать» можно, причём посредством как побуждающего, так и подводящего диалога. Понятие обычно раскрывается подводящим диалогом.

На проблемно-диалогических уроках применяю групповые формы работы, когда создана ситуация с разбросом мнений. Например, на уроке окружающего мира на тему «Как ориентироваться на местности» дети по группам работают и предлагают свои ориентиры. Особенно благотворное влияние групповая работа оказывает на отношение «слабых» учащихся к учебной деятельности: дети становятся увереннее, проявляется интерес, активность, устанавливаются доброжелательные взаимоотношения.

На уроках математики проблемные ситуации с затруднением разрешаем в ходе фронтальной работы с классом, т.е. в форме коллективного диалога. Здесь же развиваю общеучебные умения: слышать друг друга, реагировать на реплики одноклассников, высказывать собственную точку зрения и понимать точку зрения другого. Уже в начальных классах я ввожу дискуссию - форму проблемно-диалогических уроков. При этом использую речевую формулу: «Я думаю…, Я считаю…». Практикую работу в парах: ролевые игры «Учитель-ученик», диктанты с взаимопроверкой, «Самая быстрая пара». Такие формы работы активизируют детей, мотивируют на успех, позволяют осуществлять дифференциацию, индивидуализацию обучения.

Побуждающий и подводящий диалог имеет связь со средствами обучения: опорные сигналы, учебник, ТСО. На каждом уроке мои дети пользуются сигнальными знаками в качестве проверки знаний, сигнализируют об «опасности» в слове или подают сигнал помощи, извещают о готовности выполнения задания. Часто применяю опорные схемы, алгоритмы, таблицы, что позволяет учащимся логически грамотно выстроить свои рассуждения, развивает монологическую речь. Решение уравнений – одна из сложных тем в курсе математики, поэтому важно выстроить алгоритм рассуждений:

1. Пишу: х + 4 = 9;
2. Отмечаю целое и части. Неизвестна часть;
3. Чтобы найти неизвестную часть надо из целого вычесть другую часть.
4. Пишу: х = 9 – 4;
5. Пишу: х равен пяти;
6. Делаю проверку: подставляю вместо х в уравнение найденное число. Пять плюс четыре равно 9;
7. х + 4 равно девяти и 5 + 4 равно девяти, значит х равен 5.

Считаю необходимым включение в урок разноуровневых и дифференцированных заданий. Это даёт ученикам с разными уровнями обученности возможность активно участвовать в образовательном процессе. Использование мультимедийных презентаций также способствует расширению возможностей подачи учебного материала, тем самым повышая интерес к предмету, стремление к саморазвитию.

Работая по УМК «Школа 2100», я не даю знания в готовом виде, а применяю технологию проблемного диалога, которая принципиально меняет роль ученика на уроке: теперь он – не слушатель, а исследователь, организатор своей деятельности. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом я убедилась на примере своих учеников. Учащиеся выпуска 2008г. показали 100% успеваемость, хорошую степень обученности и высокую активность на уроках. Посетившие открытый урок в нынешнем 1 классе учителя, отметили также активность детей и осмысленные полные их ответы. (В качестве примера разработка урока прилагается).

Считаю, что проблемно-диалогический урок – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладеть этой технологией может каждый педагог. Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность, т.к. для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение материала большинством учащихся.

Используемая литература:


  1. Гадустова Е.В. Элементы проблемного обучения с компьютерной поддержкой на уроке русского языка. // «Начальная школа плюс до и после» - 2008 - №8, с.30-33.

  2. Данюшевская Г.А.. Влияние проблемно-диалогического обучения на творческое и личностное развитие младших школьников. // «Начальная школа плюс до и после» 2008 - №8, с.12-14




  1. Мельникова Е.Л. Что такое проблемный диалог. // «Начальная школа плюс до и после» - 2008 - №8, с.3-8.

  2. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра. // «Начальная школа плюс до и после» - 2005 - №6, с.33-35.




  1. Меркулова В.В. Проблемный диалог в 1-м классе. // «Начальная школа плюс до и после» - 2008 - №8, с.23-25.




  1. Мариничева Е.Б. Возможности развития младших школьников через проблемно-диалогическую технологию. // «Начальная школа плюс до и после» - 2008 - №8, с.26-29.

  2. Новак Н.А. Применение проблемно-диалогической технологии на уроках по программе «Школа 2100». //«Начальная школа плюс до и после» - 2008 - №8, с.17-20.