Главная страница

Сарбаева Любовь Владимировна, преподаватель информатики



Скачать 46.21 Kb.
НазваниеСарбаева Любовь Владимировна, преподаватель информатики
Дата18.04.2016
Размер46.21 Kb.
ТипДокументы

Сарбаева Любовь Владимировна,

преподаватель информатики,

ГБОУ СОШ №10
На протяжении моей педагогической деятельности я задавалась вопросом: какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы. Как активизировать познавательную деятельность моих учеников, развивая их творческий потенциал, тем самым, повышая качество знаний учащихся.

В процессе работы я стараюсь придерживаться дифференцированного подхода, т.к. он способствует повышению эффективности обучения учащихся информатике. Данный подход я применяю как к содержанию, так и к методам обучения в зависимости от уровня развития мышления учеников.

В педагогической энциклопедии дифференцированный подход определяется как организация учебной деятельности школьников, при которой с помощью отбора содержания, форм, методов, темпов, объемов образования создаются оптимальные условия для усвоения зна­ний каждым ребенком1.

Сущность дифференциации состоит в поиске приёмов и способов обучения, которые индивидуальными путями ведут всех школьников к одинаковому усвоению программы.

При обучении нельзя ставить детей в абсолютно одинаковые условия. У каждого свой темп, свой уровень, некоторые имеют образное восприятие, а некоторые легче усваивают информацию в виде таблиц, схем. Поэтому предпочитаю излагать материал и давать задания, ориентируясь на все перечисленные группы учащихся.

Один из аспектов гуманистического взгляда на дифференцированный контроль заключается в том, что задания могут быть предложены одинаковые, а степень помощи учителя при их выполнении – разная. Я на своих уроках перед началом практической части урока объявляю учащимся критерии оценивания выполнения ими данной работы:

  1. оценку «отлично» получает тот, кто самостоятельно выполняет задание, не пользуясь технологической картой выполнения практической работы, не обращается за помощью к учителю;

  2. оценку «хорошо» получает тот, кто самостоятельно выполняет задание по технологической карте без помощи учителя;

  3. оценку «удовлетворительно» получает тот, кто выполняет задание по технологической карте с помощью учителя.

Ученики в силу своих способностей, возможностей, желания выбирают свой вариант выполнения работы. На уроке некоторым детям в силу их особенностей не хватает время на выполнение задания, а некоторые, на фоне остальных, привыкли быть «серыми мышками и не высовываться из норки». Оценивая ситуацию урока, я иногда озвучиваю следующее: «Ребята, те, кто выполнял работу на «3», а хочет получить отметку на бал выше, тот может прийти после уроков в кабинет информатики и выполнить аналогичную работу, но уже без помощи учителя». Ведь после уроков и время на выполнение задания достаточно и нет тех, кто может посмеяться над ошибками в твоей работе. И те дети, которые приходят, как правило, справляются с заданиями. Пусть я на это трачу личное время, но видя улыбку ребят от полученных результатов, я перестаю об этом думать. Придя 2-3 раза после уроков и получив поддержку учителя, ребёнок начинает верить в свои силы, уже старается не отставать от других учеников и стремиться выполнять всё задание на уроке. Так для учащихся создаётся ситуация успеха.

Использование разноуровневых заданий предоставляет каждому учащемуся возможность продвигаться в обучении со скоростью, которая для его познавательных сил наиболее благоприятна. Каждый может работать в присущем ему темпе и выполнять задания различного уровня сложности. Создавая на уроке презентации в программе PowerPoint, ребята уже знают, что если они выполнят мини – проект, состоящий из более чем 15 слайдов, то они заработают отметку «5», если от 10 до 15 слайдов, то отметку «4» и, естественно, если менее 10 слайдов, то – «3».

В своей работе я обращаю внимание на интересы и склонности учащихся. На уроках стараюсь создать атмосферу непринуждённого общения, находить индивидуальный подход к детям. В прошлом году закончил 9 классов ученик, который не любил писать конспекты в тетрадь (не только по предмету «Информатика»). Из-за этого были проблемы и в отношении к нему, и с его успеваемостью. Со временем я заметила, что как только класс приступал к практической части урока и включались компьютеры, данный ребёнок «оживал», у него появлялся блеск в глазах и он быстро «включался » в работу на уроке. Проанализировав ситуацию, я ему разрешила писать конспекты на компьютере в текстовом редакторе. Он с большим удовольствием это делал. Затем сохранял записи на съёмном носителе, дома распечатывал и на следующий урок приносил. С успеваемостью по моему предмету все проблемы были решены. Кроме того, всё свободное время ученик стал проводить в кабинете информатики, самостоятельно научился создавать мультики. Затем с удовольствие демонстрировал их своим одноклассникам, которые не ожидали, что слабоуспевающий по другим предметам ученик вдруг создал то, что не все хорошисты или отличники могут сделать.

Учитывая способности, интересы и потребности ученика, он получает право и возможность выбирать объём и глубину усвоения материала, варьировать свою учебную нагрузку как в школе, так и при выполнении домашнего задания. Например: при подготовке к изучению темы «Устройства ввода/вывода информации в ПК», даю задание на дом: найти в Интернете название и назначение устройств ввода/вывода. Желающие могут найти более расширенную информацию об этих устройствах (не только название и назначение, но и разновидности, характеристики …). Естественно, они получают дополнительную отметку.

Информатика – это предмет, где компьютер позволяет учителю перенести акцент на самостоятельную работу учащихся. Это означает, что от традиционных объяснительно-иллюстративных технологий легко перейти на технологию дифференцированного и индивидуального обучения. Но чтобы индивидуально работать с учеником, учитывая его особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс, разрабатывать соответствующие дидактические модели, через которые реализовывался индивидуальный подход в обучении. В этом учебном году я занималась с девочкой с ограниченными возможностями слуха, которая находилась на индивидуальном обучении. Сначала были сложности в общении и, естественно, в обучении. Приходилось каждое слово и проговаривать и писать, каждое действие на компьютере и показывать и записывать в тетрадь и ещё раз показывать. На это уходило много времени, не сразу всё получалось как в объяснении, так и в понимании урока. Но индивидуальный подход к этой девочке, дружелюбная обстановка, её желание получать знания дали хороший результат. Школу она закончила на хорошо и отлично.

В заключение хочется сказать, что нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания и обучения не может быть заранее объявлен эффективным или не эффективным без учёта тех условий, в которых он применяется. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать оптимальный. Я остановила свой выбор на дифференцированном методе.
Список литературы

  1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М: ИКЦ «Март»., 2005 – 448 с.



1 Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – М: ИКЦ «Март»., 2005. С.78