Главная страница


Формы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей биологии



Скачать 20.89 Kb.
НазваниеФормы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей биологии
Дата18.04.2016
Размер20.89 Kb.
ТипДокументы

Формы и методы учета и проверки знаний учащихся по общей биологии.

Куделева Н.Г.

Учитель биологии

ГБОУ СОШ № 302
Различают текущую, тематическую и итоговую (годовую)проверку знаний и умений. Задачи обучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущей проверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но и обучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время как тематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля и управления. Как для текущей, так и для итоговой проверки используются различные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая, графическая, практическая).
В обучении биологии до недавнего времени применялись преимущественно традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос).

Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе ее проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Учитель при этом может обсудить с учащимися широкий круг вопросов, выявить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли дети делать выводы мировоззренческого характера, определить, насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно ликвидируются пробелы в учебной подготовке школьников.
Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнивать ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки.

Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов (тесты с выбором правильного ответа, тесты с дополнением ответа, тесты на определение последовательности предложенных элементов знаний, выявление правильных связей в схеме, заполнение таблицы и др.)
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки.

Главный из них – высокая вероятность угадывания правильного ответа.

Преодолеть его можно путем повешения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ.

Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умение учащихся можно излагать усвоенный материал, строить ответ доказательно. С помощью нетрадиционных форм проверки трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например проводить наблюдения и др.