|
К вопросу формирования у старших дошкольников опыта ведения здорового образа жизни К вопросу формирования у старших дошкольников опыта ведения здорового образа жизни.
Проблема здоровья находится в центре внимания всех современных наук о человеке. Социальный заказ общества ориентирован на выпускника дошкольного образовательного учреждения, обладающего необходимым опытом ведения здорового образа жизни. Формирование опыта ведения здорового образа жизни обусловлено тем, что у детей старшего дошкольного возраста:
- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;
- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии (например, дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку);
- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».
Поэтому, задача раннего формирования здорового образа жизни актуальна, своевременна и достаточна сложна. Важно уже на этом этапе сформировать у детей опыт ведения здорового образа жизни.
Понятие «опыт ведения здорового образа жизни» включает в себя три основных составляющих:
- здоровье ребенка;
- здоровый образ жизни;
- опыт ведения.
«Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей, их жизнь в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства», говорится в Законе Российской Федерации «Об образовании»
Вместе с тем одни ученые определяют его «как динамическое и устойчивое состояние организма, готового к экстремальным ситуациям» (А.П. Щербак), другие – «как жизнерадостного, активного, любознательного, устойчивого к неблагоприятным внешнесредовым факторам, выносливого и сильного, с высоким уровнем физического и умственного развития» (Ю.Ф. Змановский).
В психолого-педагогической науке мы встречаем различные подходы к определению понятия «основы здорового образа жизни у детей» (знание «законов» функционирования организма; совокупность внешних и внутренних условий жизни ребенка; активная деятельность, направленная на сохранение и укрепление ребенком своего здоровья; определенный уровень знаний о состоянии физического и психологического благополучия организма, о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта); трактуется и понятие «формирование основ здорового образа жизни» (как целенаправленный процесс содействия ребенку в осознании им здоровья как высшей ценности и ответственного отношения к нему, включения ребенка в здоровьетворение в соответствии с его знаниями и представлениями, индивидуальными возможностями и способностями).
В нашем понимании здоровый образ жизни - это сложившийся опыт поведения человека не наносящий вреда собственному здоровью и позволяющий сохранять и укреплять его.
Обращение к философской литературе раскрывает понятие "опыт" как совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает. При этом происходит накопление, и передача опыта из поколения в поколение, что составляет существенную характеристику общественного развития.
Рассматривая опыт ребенка как сложную структуру, Н.Н. Поддьяков выделил два компонента:
-консервативный (устойчивые, стабильные психические образования);
-развивающийся (подвижные, незавершенные, находящиеся в процессе развития психические образования)
Опыт ведения здорового образа жизни, по мнению А.Н. Леонтьева, основан на воспроизведении накопленного общественно-исторического опыта ведения здорового образа жизни. По мере накопления ребенком знаний о здоровом образе жизни и накопления личного опыта меняется характер взаимодействия его с миром, возрастает активность жизненной позиции в ведении здорового образа жизни. В процессе использования имеющегося у ребенка опыта происходит дальнейшее расширение, уточнение, дифференцировка и обобщение знаний, совершенствование умственных и практических умений. Это позволяет использовать их при ориентировке в новых жизненных ситуациях, при решении новых задач.
Исследования Н.А. Андреевой, В.А. Деркунской, Л.Г. Касьяновой, И.М. Новиковой, А.А. Ошкиной, С.Е. Шукшиной подтверждают, что уже в дошкольном возрасте у ребенка возможно сформировать «начальный уровень ведения здорового образа жизни».
Необходимо отметить, что формирование опыта ведения здорового образа жизни происходит под влиянием окружающей среды ребенка, в том числе образовательной среды детского сада. Идеи развития образовательной среды можно найти в исследованиях отечественных психологов и педагогов (Г.А. Ковалев, В.П. Лебедева, А.Б. Орлов, В.И. Панов, А.В. Петровский, В.В. Рубцов, И.М. Улановская, Б.Д. Эльконин, В.А. Ясвин и др.). Они считают, что целенаправленная организация образовательной среды и ее использование в педагогическом процессе содержит в себе потенциальные возможности в формировании у старших дошкольников опыта ведения здорового образа жизни.
Таким образом, необходимость решения проблемы по формированию у старших дошкольников опыта ведения здорового образа жизни ставит перед педагогами следующую задачу: создание образовательной среды в дошкольных учреждениях, способствующей формированию данного опыта. Литература
Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов / Б.Б. Айсмонтас. - М: МГППУ, 2004. - 368 с.
Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольника: Учебное пособие / В.А. Деркунская. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 96с.
Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.
Климов, Е.А. Психология: воспитание, обучение: Учебное пособие для вузов/ Е.А. Климов. — М., 2000.— 376 с.
Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. – М. : Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.
Селевко, О проблеме здоровья /О.Селевко, Н.Ю.Синягина// Здоровье всех от А до Я. – 2007. - № 1. – С.2-10.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с. Формирование здорового образа жизни дошкольников: учеб.-метод. пособие / [сост. А.А. Ошкина]. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 51 с.
|
|
|